Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем

 

Использование: оценка качества разрабатываемых и выпускаемых промышленностью часов. Сущность изобретения: геометрическую ось обмотки шагового двигателя часов ориентируют вдоль вектора напряженности воздействующего на них импульсного магнитного поля, меняющего направление на 180° от импульса к импульсу . Устанавливают часы в заданном угловом положении относительно этой оси и подают на обмотку шагового двигателя внешнее напряжение в виде импульсов заданной амплитуды с чередующейся полярностью. Частоту импульсов напряжения устанавливают равной частоте измерения направления напряженности магнитного поля, а их длительность и фазу задают тормозящим воздействием магнитного поля в соответствии с ним. Устанавливают заданное значение напряженности импульса магнитного поля. С зафиксированного момента времени по току потребления в течение одного оборота часового колеса следят за отработкой шага двигателем при подключенном к нему механизме часов. В случае отсутствия неотработки шага за этот период увеличивают значение напряженности импульса магнитного поля и повторяют слежение за отработкой шага в течение следующего оборота часового колеса. Указанную последовательность заканчивают при появлении неотработки шага, при которой фиксируют значение напряженности магнитного поля. Затем отключают механизм часов и повторяют описанный процесс в режиме холостого хода. В этом режиме также фиксируют напряженность, вызвавшую неотработку шага. Качество часов оценивают по отношению зафиксированного значения напряженности магнитного поля, соответственно зафиксированные при работе шагового двигателя в режиме холостого хода и с нагрузкой . 6 з.п. ф-лы, 2 ил. ё VI О VI CJ VI

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК Ы „„1 767371А1 (я)з G 01 L 3/26;6 04D7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ И ЗО БР ЕТЕ Н И не. Вии (Р.Т :; тт,Г - fс ДчМЗИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ „- и,-;;1;.1<УТ, д

Д У 4

4 (л) . 4 (21) 4857097/10 (22) 04.07.90 (46) 07.10.92. Бюл. ЛЬ 37 (71) Научно-исследовательский институт часовой промышленности (72) В.Д.Дворников, В.А.Алешечкин, Б.Л.Рудяков и Э.Х.Чичев (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 371557, кл, С 04 О 7/00, 1971.

Часы электроно-механические кварцевые наручные и карманные, ГОСТ 26272-84.

М.: Изд-во стандартов, 1988, с.11. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КВАРЦЕВЫХ ЭЛЕКТРОННО-МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ С

ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Использование: оценка качества разрабатываемых и выпускаемых промышленностью часов. Сущность изобретения: геометрическую ось обмотки шагового дви. гателя часов ориентируют вдоль вектора напряженности воздействующего на них импульсного магнитного поля. меняющего направление на 180 от импульса к импульсу. Устанавливают часы в заданном угловом положении относительно этой оси и подают на обмотку шагового двигателя внешнее напряжение в виде импульсов заданной амплитуды с чередующейся полярностью.

Частоту импульсов напряжения устанавлиИзобретение относится к метрологии и может быть использовано в часовой промышленности при проектировании и производстве кварцевых часов с аналоговой. индикацией.

Известен способ контроля электронномеханических часов с использованием маг-- : нитного поля, с помощью которого могут вают равной частоте измерения направления напряженности магнитного поля, а их длительность и фазу задают тормозящим воздействием магнитного поля в соответствии с ним. Устанавливают заданное значение напряженности импульса магнитного поля, С зафиксированного момента времени по току потребления в течение одного оборота часового колеса следят за отработкой шага двигателем при подключенном к нему механизме часов. B случае отсутствия неотработки шага за этот периодувеличивают значение напряженности импульса магнитного поля и повторяют слежение за отработкой шага в течение следующего оборота часового колеса. Указанную последовательность заканчиваюг при появлении неотработки шага, при которой фиксируют значение напряженности магнитного поля.

Затем отключают механизм часов и повторяют описанный процесс в режиме холостого хода. В этом режиме также фиксируют напряженность, вызвавшую неотработку шага, Качество часов оценивают по отношению зафиксированного значения напряженности магнитного поля, соответственно зафиксированные при работе шагового двигателя в режиме холостого хода и с нагрузкой. 6 з.п. ф-лы, 2 ил. быть проверены только электронные блоки часов (1).

Известен также способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем путем воздействия на них магнитного поля параллельно плоскости циферблата, обеспечивающий контроль часов в целом (2).

1767371 ментов снижалось ниже (3 — 5), в то время как максимальное значение отношения может достигать нескольких десятков.

На сегодняшний день отсутствуют способы и средства контроля, способных обеспечить определение отношение момента вращения шагового двигателя к моменту торможения нагрузки при любом положении часов в пространстве в интервале времени, равном одному обороту часового колеса, позволяющим выявить взаимодействие всех зубьев колес друг с другом.

Это приводит к тому, что несколько процентов от всего количества выпускаемых кварцевых часов с аналоговой индикацией . характеризуются отказами в работе у потребителя в силу того, что при неблагоприятных стечениях условий и обстоятельств моменты вращения и торможения становятся соизмеримы, т,е. минимальное значение отношения становится значительно меньше (3-5).

Целью данного изобретения является повышение надежности контроля часов за счет отбраковки часов с минимальным значением отношения и тем самым снижению поступления некачественных часов к потребителю.

Данная цель достигается за счет того, что в способе контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем путем воздействия на них магнитного поля паралельно плоскости циферблата геометрическую ось обмотки шагового двигателя ориентируют вДоль вектора напряженности магнитного поля, устанав25

Однако этот способ не обеспечивает объективного контроля, гарантирующего надежность функцибнирования часов в процессе эксплуатации иэ-эа возможного значительного разброса момента, 5 создаваемого шаговым двигателем с одной стороны и значительными комбинациями момента нагрузки, создаваемой всей колесной системой часов. с другой стороны.

Некоторые из причин, вызывающих на- 10 званные колебания момента двигателя и момента нагрузки или их сочетания при определенных обстоятельствах особенно сильно влияют на возрастание момента нагрузки и на изменение соотношения момен- 15 тов двигателя и нагрузки; Например, при определенных положениях часов в пространстве превышение зазором допустимых норм приводит к сбоям в работе часов.

Все выше перечисленное многообразие. 20 факторов при любых сочетаниях самых неблагоприятных условий и обстоятельств не должно приводить к тому, чтобы минимальное значение упомянутого соотношения моливают обмотку в заданном угловом положении в пространстве относительно ее ос5, запитывают электронный блок внешним на"пряжением и следят за током потребления шагового двигателя, к которбму пЬдклюмчают механизм часов, при этом поочередно изменяют направление напряжен нбс1!и магнитного поля каждого импульса; подах .!т на обмотку шагового двигателя внешнее н1!пряжение в виде импульсов чередующей я

„! полярности с частотой, равной частоте и менения направления напряженности внешнего поля и с длительностью и фаэо, !. заданнммй тадмазящнм вездеа стайем мазнитного поля и соответствующими ему, устанавливают начальное заданное значейие напряженности импульса магнитного поля и фиксируют момент времени, показываемый часами, после чего по току потреблейия шагового двигателя в течение одного обозрота часового колеса следят зэ отработкой шага двигателя и в случае отсутствия неотработки шага за этот периодувеличивэют значенйе напряженности импульса Ma).нитного поля на заданную величину и повторяют слежение за отработкой шага в течение следующего оборота часового колеса, указанную последовательность увеличения значения напряженности и слежения за отработкой заканчивают при йоявленйи неотработки -шага, при котором фйксируютз значение напряженности магнитного поля; затем отключают о1 двигатеяля часомвз Nx мене= ханизм и повторяют вышеописанный пряо цесс в режиме- холостого хода, приче4 фиксируют напряженность, вызвавшую йе- отработку шага, после чего определяют па-! раметр, характеризующий качество часов как отношение момента вращения шаговой двигателя к моменту сопротивления механизма часов через отношение зафикСиро-,! ванного значения напряженности! магнитного поля, сбответственно зафиксированных при работе шагового двигателя в режиме холостого хода и с нагрузкой, прй этом длительность фронта импульсов ма !нитного поля задают в пределах 2-3 мсЪ начинают их с ойережением импульсов на-! пряжения на 4 — 5 мс, а длительность каждого импульса магнитного поля задают на

20-30ь больше суммы длительности им!пульса напряжения и длИтельйости пере-! ходных процессов в шаговом двигателе!, амплитуду импульсов напряжения устанавливают в пределах 1,35-1,55 В, частоту следования импульсов выбирают из диапаазон!

1 — 40 Гц, начальное заданное значенйе ймазпряженности импульса магнитного поля ус-! танавливают равным 15 Э. значение напряженности импульса магнигного поля

1767371

6 периодически изменяют нз шаг, равный

0,5 1,0 Э, а также изменяют заданное положение часов в пространстве относительно оси часов, совпадающей с направлением вектора напряженности магнитного поля, и 5 при новом положении определяют отношение момента вращения шагового двигателя к моменту сопротивления механизма часов.

На фиг.1 изображены формы импульсов тока потребления шагового двигателя в ре- 10 жиме подачи от внешнего генератора импульсов напряжения с чередующейся полярностью в условиях воздействия на часы или механизмы внешнего импульсного однородного магнитного поля; на фиг.2 — 15 функциональная схема одного из возможных вариантов реализации способов.

На фиг.1 форма положительного и отрицательного тока потребления шагового двигателя — кривая 1 соответствует случаю, 20 когда внешнее импульсное однородное магнитное поле, воздействующее нз часы, является ускоряющим при отработке шага ротором двигателя. Кривая 2 соответствует случаю, когда внешнее импульсное одно- 25 родное магнитное поле; воздействующее на часы, является тормозящим при отработке шага ротором двигателя. Кривая 3 соответствует случаю, когда внешнее импульсное однородное магнитное поле является тор- 30 мозящим при отработке шага ротором, но ротор при этом не смог отработать шаг, т.е. произошел сбой в работе шагового двигателя.

СхеМа на фиг.2 содержит генераторы 35

1-4, резисторы 5-8, конденсаторы 9-12, резисторы 13 — 16, мощный повторитель 17 или буферный усилитель мощности с единичным коэффициентом усиления, повторитель

18, соленоид 19, обмотку шагового двигате- 40 ля 20 часов или механизма. резистор 21, запоминающий осциллограф 22, генератор

23.

Сущность изобретения состоит в следующем. 45

Шаговый двигатель часов или механизма переводится в режим внешнего управления. Для этого снимают крышку часов и отсоединяют обмотку шагового двигателя от выхода электронного блока часов и под- 50 ают на обмотку шагового двигателя or внешнего генератора импульсы напряжения чередующейся полярности с определенной амплитудой и длительностью, причем, частоту следования разнополярных 55 импульсов задают равной 1 Гц. Длительность импульсов устанавливается равной длительности, указанной в ТУ на используемый в часах тип шагового двигателя, а амплитуду устанавливают внутри диапазона, оговоренного в ТУ, что позволяет определять отношение моментов во всем диапазоне нормируемых стандартом на часы рабочих напряжениях питания, Произвводят контроль формы импульсов тока потребления шагового двигателя, осуществляемого посредством наблюдения на экране осциллографа сигналов, выделяемых на резисторе. включенном последовательно с обмоткой шагового двигателя.

Затем часы или механизм помещают в зону действия внешнего имульсного однородного магнитного поля. Воздействующее на часы с требуемыми параметрами импульсное однородное магнитное поле может быть обеспечено при размещении часов или механизма внутри соленоида, нз катушку которого подают импульсы напряжения чередующейся полярности со следующими параметрами: частоту следования импульсов магнитного поля задают всегда равной частоте следования импульсов управления шаговым двигателем, длительность фронта импульсов, поступающих на соленоид. задают в пределах 2-3 мс, начало импульса. подаваемого на соленоид, должно "опережать начало импульса управления шаговым двигателем на величину, лежащую в пределах

4-5 мс, длительность импульсов. поступающих на соленоид, задают на 20 — 307ь больше суммы длительности импульса управления шаговым двигателем и длительности переходных процессов в шаговом двигателе, устанавливают амплитуду разнополярных импульсов напряжения такой. чтобы значение тока, протекающего через соленоид. создавало первоначальную амплитуду напряженности импульса магнитного поля равной определенному значению, нормированному стандартом (минимальное значение равно 15 3).

Обеспечение наличия установившегося значения внешнего магнитного поля определенной напряженности в течение всего отрезка времени от подачи управляющего импульса на обмотку шагового двигателя до успокоения ротора после отработки шага осуществляется за счет введения опережения начала возникновения магнитного поля отнсительно управления шаговым двигателем и перекрытия длительностью импульса магнитного поля вышеуказанного всего отрезка времени.

Часы ориентируют в магнитном поле так, чтобы направление между цифрами 6 и

12 или цифрами 3 и 9 нз циферблате всегда было параллельно вектору напряженности импульса магнитного поля при любом произвольном положении часов в пространстве относительно ocul, совпздзющ-..й с нзпрзв1767371

В первом случае внешнее поле являетсл ускоряющим. Оно увеличивает поле, вызывающее поворот ротора на 180О, что ведет к возрастанию момента вращения, Во втором случае внешнее пале является тормозящим. Оно уменьшает поле, вызь|вающее поворот ротора на 180О, чта ведет к уменьшению момента вращения..Таким об- разом, в рассматриваемом случае появление дополнительного тормозящего усилил. приводящего к уменьшению момента вращения. связано с уменьшением мэ нитного потока, воздействующего на покоящейся лением вектора напряженности импульса магнйтного поля или иными словами относительйо оси, совпадающей с направлением между цифрами 6 и 12 или 3 и 9. Задавая произвольное положение часов или механизма в пространстве — циферблатом вниз или вверх для направлений между 6 и 12 или между 3 и 9, цифрой 9 вниз и вверх для направления между цифрами 6 и 12, цифрой

12 вниз и вверх для направления между цифрами 3 и 9, можно определлть отношение моментов для всех возможных положений часов в пространстве, Некоторые из

noiiîæåíèé в пространстве для данных койтролируемых часов в силу имеющихся в них дефектов приведут к выявлению факта" существенного повышенил момента сопротивления и тем самым позволит определить . минимальное значение отношенил, которое меньше допустимой нормы (3-5).

Обеспечение параллельности вектора напрлжейности магнитного поля с направлениями между цифрами G и 12 или цифрами

3 и 9 обусловлено следующим:

Размещение шагового двигателя в часах.у"различных моделей часов различно. У одних часов ось сбмотки шагового двигателя параллельна направлению между цифрами 6 и 12 на циферблате. У других часов ось обмотки параллельна направлению между цифрами 3 и 9 на циферблате. В тех"случаях, когда ось обмотки шагового двигателя параллельна вектору напряженйости "внеШнего магнитного поля, то параллельны и векторы напряженности магнитного палл внешнего и внутреннего, создаваемого обмоткой шагового двигателя в моменты подачи на обмотку импульса напряженил. Прй этом в зависимости от направлейия тока в ка гушке шагового двигателя, которое поочередно меняется от импульса к импульсу, подаваемых на обмотку, внешнее импульсное магнитное поле либо суммируетсл с внутренним импульсным магнитным полем, ли6о вычитается из внутреннего импульсного поля. ротор и вызывающего поворот ротора на

180о.

Б тех случаях, когда ось обмотки шагового двигателя перпендикулярна вектору

5 напряженносги внешнего магнитного поля, то внешнее поле не оказывает влилнил нй внутреннее ймпульсное магнитное поле; воздействующее" на покоящийся ротор, Здесь появлениедополнительного тормозл-1

1О щего усилил, приводящего к уменьшению момента вращения, связано с воздействием внешнего магнитного поля на вращающий-! сл ротор шагового двигателл.

Поскольку внешнее импульсное магнит15 ное поле характерйзуется -поо4ередный oi импульса к ймпульсу измейением нэправле- ния вектора напряженности поля на 180о, то в зависимости от соотношения йоллрности совпадающих во времени импульсОв нэпря-

20 женил для управления шаговым двигателем| и внешнем магнитным полем, внешнее маг- нитное поле может быть либо тормозящим,". либо ускоряюЩим для каждогО шага ротора;

Поэтому устанавливают такое сочета25 ние полярности совпадающих rio времен импульсов напряжения, подаваемых на кэ1 тушки шагоцого двигателя и соленоида, при котором на "экране осциллографа наблюдйетсл форма сигнала тока потребления шага30 ваго двигателя, соответствующая кривой 2, т.е. иными словами шаговый двигатель рэ- ботает в режйме воздействия допалнитель- ного тормозящего усилил., После этого фиксируют текущее время;

35 показываемое часами или i4åõàíèçìîì и начинают с помощью осциллограмм прова- дить контроль и эапОминэнйе факта отработки и не обработки шага шаговым двигателем посредством селекции по фор40, ме запомненных импульсов тока потребления шагьрого двигателя в течение одного

-! оборота часовбто колеса часов или мехайизM

Сигнал о форме импульса тока потреб45 ления поступает на вход осциллографа с резистора, включенного последовательно с абмоткбй шагового двигателя, йа обив цепь которых подают разнополярные им-! пульсы от внешнего генератора. --:--, -50 При контроле формы сигнала тока" йо: требленил в условиях воздействия внешне- го магнитного полл длл случая анормального функционирования Шагового двигателя нэ экране осциллографа будет наблюдаться

55 либо положительная и отрицательная кри-! вэя 2 в режиме торможения, либо положительнал и отрицательная кривая 1 в режиме ускорения,:

Отметим, что показания на фиг.1 кривые

1 и 2 соответствуют определенному эначе1767371

we напряженности магнитного поля. Суве- Фиксируют текущее время, показываеличением значения напряженности поля мое часами или механизмом. После этого кривые 1 и 2 удаляются друг от друга, а с снижаютнаопределеннуювеличину(наприуменьшением напряженности наоборот мер, 0,5 или 1,0 Э) напряженность поля и приближаются друг к другу и при нулевом 5 повторяют контроль факта наличия или отзначении напряженности внешнего поля сутствия не отработки ротором шага в течеобе кривые1 и 2 сливаются воднукривую. ние времени одного оборота часового

Эта кривая расположена между кривыми 1 колеса. При этом, в качестве мерила времеи2. ни одного оборота часового колеса, приниПоявление и запоминание на экране ос- 10 мается отрезок времени длительностью в 12 циллографа кривой 2 свидетельствует о фак- ч, отсчитываемого относительно зафиксиро- те отработки ротором шага; Наоборот, ванного текущего времени. показываемого появление и запоминание на экране осцил- часами, при котором произошел сбой при лографа кривой 3 свидетельствует о факте предыдущем значении напряженности поне отработки ротором шага. 15 ля. Еслй при новом значении напряженноЕсливтечениеодногооборотачасового сти опять будет зафиксирован факт не колеса часов или механизма будет отсутст- отработки ротором шага в течение времени вовать факт не отработки шага(т.е. появле- одного оборота часового колеса, то снова ние кривой 3), то это свидетельствует о том, умейьшают на ту же самую определенную что общий момент сопротивления, противо- 20 величину (например, 0,5 или 1,0 Э) напрядействующий моменту вращения шагового женность поля и повторяют контроль в от- двигателяиравныйсуммедополнительного ношении наличия или отсутствия не тормозящего усилия, обусловленного внеш- отработки ротором шага в течение времени ним магнитным полем и момента сопфотив- одного оборота часового колеса. Этот проления колесной системы, изменяющегося в 25 цесс последовательного уменьшения наширокихпределахвтечениеодногооборота пряженности поля на определенную часового колеса, не достаточен для остано- величину и контролФ форм тока потребления ва ротора; Факт совершения часовым коле- при каждом новом значении напряженносом одного оборота определяется сти будет продолжаться до тех пор, когда в следующим образом. 30 течение времени одного оборота часового

От значения зафиксированного текуще- колеса будет. отсутствовать не отработка рого времени, показываемого часами или ме- тором шага. ханизмом, необходимо отсчитать 12 часов. На этом заканчивается процесс опредеПусть было зафиксировано текущее ления максимального тормозящего усилия, время часов или механизма в йачальйый 35 (ниже занормированного в стандарте на чамомент контроля, например, 9 ч 16 мин, сы значения), приводящее к не отработке

Следовательно при значении текущего вре- ротором шага в режиме работы шагового мени часов или механизма, равным 21 ч 16 двигателя под нагрузкой. мин, часовое колесо совершит один оборот" После определения значения напряи на этом заканчивается контроль в отноше- 40 женности, соответствующей максимальнонии отсутствия факта не отработки ротором . му дополнительномутормозящемуусилию в шага в течение одного оборота часового ко- режиме работы шагового двигателя под налеса. грузкой, шаговый двигатель часов перевоПосле каждого цикла контроля увеличи- дят в режим холостого хода путем изъятия вают напряженность внешнего магнитного 45 изчасов передаточногоколеса,т.е. нагрузка поля на 0,5-1 Э и повторяют цикл контроля. шаговогодвигателя, представляющая собой ,Этот процесс последовательного увели- колесную систему, отключается. После эточения напряженности поля на определен- го повторяют все вышеописанное для часов ную величину и контроля форм тока или механизма с шаговым двигателем в репотребления при каждом новом значении 50 жиме нагрузки. При этом определяют и забудет продолжаться до тех пор, когда поя- поминают значение напряженности поля, вится факт не отработки ротором шага, соответствующее максимальному дополниЕсли при первоначальном значении на- тельному торМозящему усилию, противопряженности поля, например, при 15 эрсте- действующему вращению ротора, при дах, в течение времени одного оборота 55 котором обеспечивается не отработка роточасового колеса появится не отработка ро- ром шага. Отношение момента вращения тором шага, то в этом случае процесс oripe- шагового двигателя к максимальному моделения максимального тормозящего менту сопротивления всей колесной систеусилия будет протекать следующим обра- мы часов или механизма определяется, как зом. отношение значения напряженности поля, 1767371

12 зафиксированного при контроле шагового двигателя в режиме холостого хода к разности значений напряженности поля, соответственно зафиксированных при контроле работы шагового двигателя без нагрузки и с нагрузкой.

Для ускорения процесса определения отйошенйя моментов можно floBblcMTb частоту следования разнополярных ймпульсов напряжения для управления шаговым двигателем в пределах до 40 Гц. Максимальное допуСтимое значение частоты управления шаговым двигателем ойределяется конкретным типом используемого двигателя и различно для разных двигателей. Для одних оно ограничивается 40 Гц, для других меньшим значением.

Для реализации предложенного способа, может быть использовано устройство, один из возможных вариантов которого приведен на фигуре 2. Здесь в качестве генераторов 1-4 могут быть использованы, например, выпускаемые промышленностью генератор ИмпулЬсов точной амплитуды Г5. 75, при этом генератор 1 работает в режиме внутреннего запуска, а генераторы 2, 3 и 4 в режиме внутреннего запуска, а генераторы 2, 3 и 4 в режиме внешнего запуска, Данный тип генератора позволяет легко обеспечить все перечисленные в способе режимы и параметры работы шагового двигателя и режимы и параметры формирования внешнего импульсного однородного магнитного поля посредством соленоида

19..

Требуемая длительность фронта импульсов магнитного поля обеспечивается посредством установления соответствующих значений номиналов резисторов и емкостей 5; 6, 9, 10, 13. 14. Аналогично, длительность фронта импульсов, подаваемых на обмотку шаговогодвигателя 20 часов или механизма. посредством выбора соответствующих значений номиналов резисторов и емкостей 7, 8, 11; 12, 15, 16, устанавливается равной длительности фронта импульсов, формируемых электронным блоком часов или механизма.

Подачу на обмотку шагового двигателя

20 и.последовательно включенным с ним резистором 21, сопротивление которого выбирается равным приблизительно 1ь от сопротивления обмотки шагового двигателя, управляющих раэнополярных импульсов от генераторов 3 и 4, осуществляется через повторитель 18 напряжения. Как. отмеча. лось ранее, в качестве блока 22 можно использовать запоминающий осциллограф

Сэ-1з в сочетании с генератором 2 типа Г556.

55 нитного поля и соответствующими ему, устанавливают. начальное заданное значение напряженности импульса магнитного поля и фиксируют момент времени, показываемый часами, после чего по току потребления шагового двигателя в течение одного оборота часового колеса следят за отработкой шага двигателем и в случае отсутствия неотработки шага эа этот период увеличивают значение напряженности импульса магнитного поля на заданную величину и повторяют слежение эа отработкой шага в течение следующего оборота часового колеса, указанную последовательность увеличения значения напряженности и слежения эз отработкой заканчивают при появлении неотработки вага, при котором- фиксируют значение напряженности магнитного поля, затем отключают от двигателя часов их механизм и повторяют описанный процесс в режиме холостого хода, причем фиксируют напряженность, вызвавшую неотработку шага, после чего определяют параметр, харзктериэующий качество часов как отношение момента вращения шагового двигателя к моменту сопротивления.механизма часов через отношение зафиксированного значения напряженности магнитного поля в режиме холостого хода к разности значений напряженности магнитного поля, соответственно зафиксированных при работе шагоПредлагаемый способ позволит повысить качество выпускаемых часов и умень.-- --- шить возврат потребителем дефектнйх часов.

Формула изобретения

1. Способ койтроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем путем воздействия .на нйх

10 магнитного поля параллельно плоскости ци-! . ферблата, отл ич а ю щий с я тем, что, с целью повышения йадежностй контроля, геометрическую ось обмотки шагового двига1 теля ориентируют вдоль вектора

15 напряженности магнитного поля, устанав-! ливают обмотку в заданном угловом поло1 жении в пространстве относительно ее оси, запитывают электронный блок внешним на- пряжением и следят эа током потребления

20 шагового двигателя, k которому подключают механизм 4асов. йри этом поочередйо изменяют направление напряженности маг-! нитного поля каждого импульса. подают на ! обмотку шагового двигателя внешнее на25 пряжение в виде"иййульсов чередующейся йолярности с чаСтотой, равной частоте изменения. направления напряженности внешнего поля и с длйтельностью и фазой, заданными тормозящим воздействием маг-

1767371

20 вого двигателя в режиме холостого хода и с нагрузкой, 2. Способ по п.1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что длительность фронта импульсов магнитного поля задают в пределах 2-3 мс и начинают их с опережением импульсов напряжения на 4 — 5 мс, а длительность каждого импульса магнитного поля задают на

20-307 больше суммы длительности импульса напряжения и длительности переходных процессов в шаговом двигателе.

3. Способ по п,1, отличающийся тем, что амплитуду импульсов напряжения устанавливают в пределах 1,35 — 1,55 В.

4. Способ по и 1, о тл и ч а ю щи и с я тем, что частоту следования импульсов выбирают из диапазона 1-40 Гц.

5 Спогаб поп f,отличающийся тем, что начальное заданное значение напряженности импульса магнитного поля устанавливают равным 15 3, 5

Ф

6. Способ по п.1. отличающийся тем, что значение напряженности импульса магнитного поля периодически изменяют на шаг, равный 0,5 — 1,0 Э.

10. 7. Способ по и. f, отличающийся тем, что изменяют заданное положение часов в пространстве относительно осй часов, совгадающей с направленйем вектора напряженности магнитного поля, и при новом

15 положении определяют отношение момента вращения шагового двигателя к моменту сопротивления механизма часов.

1767371

Составитель Э.Чичев

Техред М.Моргентал

Корректор М.Керецман

Редактор А.Бер

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3542 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по иэо0ретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем Способ контроля кварцевых электронно-механических часов с шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения погрешности хода часов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении для контроля качества и регулировки хода часов

Изобретение относится к часовому производству и может найти применение для контроля часовых механизмов

Изобретение относится к часовому производству и может найти применение для контроля часовых механизмов

Изобретение относится к часовой промышленности и может быть использовано в приборостроении при изготовлении балансовых осцилляторов

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в часовой промышленности для контроля качества часовых механизмов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля качества асинхронных двигателей например, при их изготовлении

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, например, при контроле редукторов по коэффициенту потерь энергии

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для определения механического КПД двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность,измерений характеристик

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела
Наверх