Фрикционная планетарная передача

 

Использование; в машиностроении, а именно в приводах машин для замедления и ускорения вращения. Сущность изобретения: передача содержит два сателлита 5 с наружной рабочей поверхностью, взаимодействующих с центральным подвижным катком 2 и неподвижным колесом 1, а также третий сателлит, выполненный в виде кольца 6, которое свбей наружной поверхностью взаимодействует с внутренней поверхностью неподвижного колеса 1, а своей внутренней поверхностью с центральным катком 2 через дополнительные сателлиты, между которыми располагается палец водила 3. Рабочая поверхность колеса 1 имеет ступени, отношение диаметров которых .равно отношению наружного и внутреннего диаметров кольцевого сателлита 6. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 13/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

À-А юг 1 (21) 4861976/28 (22) 23.08.90 (46) 23.10.92. Бюл, ¹ 39 (71) Курганский машиностроительный институт (72) Г.Ю.Волков и Н.Н.Крохмаль (56) Авторское свидетельство СССР

N528405,,кл. F 16 Н 13/06, 1974.

Авторское свидетельство СССР

N 1432297, кл, F 16 Н 13/08, 1987, (54) ФРИКЦИОННАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Использование; в машиностроении, а именно в приводах машин для замедления и ускорения вращения. Сущность изобрете„, SU „„1770646A1 ния: передача содержит два сателлита 5 с наружной рабочей поверхностью, взаимодействующих с центральным подвижным катком 2 и неподвижным колесом 1, а также третий сателлит, выполненный е виде кольца 6, которое своей наружной поверхностью взаимодействует с внутренней поверхностью неподвижного колеса 1, а своей внутренней поверхностью с центральным катком 2 через дополнительные сателлиты, между которыми располагается палец водила 3, Рабочая поверхность колеса 1 имеет ступени, отношение диаметров которых равно отношению наружного и внутреннего диаметров кольцевого сателлита 6. 3 ил.

1770646

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам трением, и может быть использовано в приводах машин различного назначения для понижения или повышения скорости вращения.

Большинство известных фрикционных планетарных передач проектируется по схеме 2 К-Н, т.е. содержат два центральных колеса, водило и,сателлиты. Различия же между ними заключаются в основном в устройстве, обеспечивающем прижатие фрикционных контактов. Простейшими в этом отношении являются передачи, у которых прижатие фрикционных контактов обеспечивается силами упругости их рабочих элементов. Однако оптимальными эксплуатационными показателями обладают передачи с автоматическим регулированием нормальных сил в зависимости от величины передаваемого вращающего момента.

Известна передача, в которой центральный каток и наружное кольцо связаны кинематический цепью из двух последовательно соединенных роликов, один из которых шарнирно укреплен на водиле, а другой, плавающий, удерживается в клиновом пространстве силами трения. Такая схема обеспечивает саморегулирование нормальных сил в процессе работы без дополнительных устройств, Недостаток конструкции — низкая нагрузочная способность, обусловленная наличием силовых кон актов выпуклых цилиндрических поверхностей малого радиуса.

Наиболее близкой к предлагаемому механизму по конструктивным признакам является фрикционная планетарная передача, содержащая водило с установленными на осях роликами, неподвижное центральное колесо с внутренней рабочей поверхно. стью, подвижное центральное колесо с наружной рабочей поверхностью, кольцевые сателлиты, взаимодействующие с роликами водила и с подвижным центральным колесом, а также дополнительные сателлиты, размещенные внутри кольцевых сателлитов для одновременного взаимодействия с внутренними поверхностями последних и неподвижного центрального колеса.

Недостатком этой конструкции является большой окружной люфт (достигающий

5...8 на ведущем валу), неблагоприятно проявляющийся при пуске и реверсе передачи. Наличие этого люфта связано с тем, что центры ведущего колеса, кольцевого и допол нител ь ного сателлитов первоначал ьно лежат на одной прямой, и при приложении нагрузки кольцевой сателлит, заклинивая систему, смещается от нейтрального положения.

Другой недостаток передачи — прототипа заключается в ее высокой чувствительности к неточностям изготовления и износу тел качения. Так, например, редуктор с габаритным диаметром (наружного кольца)

100 мм теряет способность передавать расчетную нагрузку при суммарном износе тел качения (в цепи радиус центрального катка — толщина кольца — диаметр дополнительного сателлита — радиус наружного кольца) — 0,03...0,04 мм.

Цель изобретения — уменьшение окружного люфта и повышение надежности фрикционной передачи за счет улучшения автоматического регулирования натяга при наличии износа тел качения.

Эта цель достигается тем, что во фрикционной планетарной передаче, содержащей водило с роликами, установленными на осях, неподвижное центральное колесо с внутренней рабочей поверхностью, подвижное центральное колесо с наружной рабочей поверхностью, кольцевые сателлиты, взаимодействующие с роликами водила, дополнительные сателлиты с наружной рабочей поверхностью, размещенные внутри кольцевых сателлитов, неподвижное колесо выполнено со ступенчатой внутренней поверхностью. Два из кольцевых сателлитов своей наружной рабочей поверхностью взаимодействуют с наружной поверхностью центрального подвижного колеса и с той ступенью внутрненней поверхности неподвижного колеса, которая имеет меньший диаметр. Внутренняя же поверхность этих кольцевых сателлитов взаимодействует с роликами водила — кольца насажены на ролики. Третий кольцевой сателлит охватывает центральное подвижное колесо и имеет наружную рабочую поверхность, предназначенную для взаимодействия со ступенью внутренней поверхности неподвижного центрального колеса, имеющей больший диаметр. Внутренняя поверхность этого третьего кольцевого сателлита предназначена для взаимодействия с двумя дополнительными сателлитами, которые взаимодействуют также с центральным подвижным колесом и роликом водила, расположенным между дополнительными сателлитами. При этом отношение диаметров наружной рабочей поверхности кольцевого сателлита, охватывающего центральное колесо, к диаметру его внутренней рабочей поверхности равно отношению большего и меньшего диаметров ступеней рабочей поверхности центрального неподвижного колеса.

1770646

10

20

Как и у прпто ипа создание необходимых нормальны:. нагрузок в контактах тел качения в предлагаемой передаче достигается при определенном расположении дополнительного сателлита в клиновом пространстве между внутренней поверхностью кольцевого сателлита и наружной поверхностью центрального колеса, Это расположение характеризуется величиной угла у между касательными (нормалями) к поверхности сателлита в точках контакта:

r 2(1), где tf3 расчетный коэффициент трения. Однако если в случае прототипа дополнительный сателлит для того, чтобы прийти в это положение из начального положения на прямой, соединяющей центры ведущего катка и кольцевого сателлита, y = О, должен пройти некоторый путь, обуславливающий наличие окружного люфта, то в предлагаемой конструкции сателлит сразу находится в нужном положении.

Повышение надежности работы системы автоматической компенсации износа тел качения достигается за счет того, что клиновое пространство между внутренней поверхностью кольцевого сателлита и наружной поверхностью центрального колеса имеет более благоприятную конфигурацию, чем у прототипа. В передаче — прототипе сравнительно небольшой износ тел качения приводит к тому, что дополнительный сателлит попадает в зону клинового пространства, в которой y>2 f, т.е. не обеспечивается сцепление тел качения. В предлагаемой передаче в любой точке указанного клинового пространства p<2 f и выход из строя передачи по причине недостаточности создаваемых нормальных сил в контактах исключен. В этой передаче величина допустимого суммарного износа ограничена возможным утыканием дополнительного сателлита в соседний сателлит. установленный на ролике водила. Однако предельный износ тел качения, приводящий к такому утыканию на порядок больше, чем предельно допустимый износ в прототипе.

Дополнительным преимуществом предлагаемой передачи является то, что она содержит только один сборный сателлит, меняющий свой радиальный размер за счет смещения его плавающих элементов, а два других сателлита (кольцевых) имеют постоянный радиальный размер. Это исключает вибрации, возникающие при пуске передачи-прототипа, связанные с неодновременн ым срабатыванием устройств самонатя>кения в разных сателлитах.

На фиг,1 изображена предложенная фрикционная передача; на фиг.2 — ее осевой разрез по Б-Б на фиг,1; на фиг.3 — разрез по

В-В на фиг.1.

Передача содержит корпус, выполненный заодно с неподвижным центральным ступенчатым колесом 1, центральное колесо с наружной рабочей поверхностью 2, водило 3 с роликами 4, два кольцевых сателлита

5, насаженных на ролики 4, а также кольцевой сателлит 6 (парный), который больше двух упомянутых и охватывает центральное колесо 2, Внутри когьцевого сателлита 6 размещены два дополнительных сателли-а

7, взаимодействующих с колесом 2, внутренней поверхностью кольцевого сателлита 6 и одним из роликов 4, который. расположен между ними, Для удержания сателлитов от осевого смещения имеются крышки 8. Контакт крышек 8 с валами центрального колеса 2 и водила 3 не обязателен.

Отношение диаметров наружной Dc и внутренней поверхностью ds поверхностей кольцевого сателлита равно отношению большего D1 и меньшего d1 диаметров ступеней неподвижного колеса 1 — Da/dc =

0 /d>, что необходимо для выравнивания передаточного отношения по потокам движения.

При приложении вращающего момента к центральному колесу 2 один из дополнительных сателлитов 7 (в зависимости от направления вращения) под действием сил трения стремится углубиться в клиновое пространство, образованное центральным колесом 2 и кольцевым сателлитом 6 и сдавливается в нем, Под действием пары сил, одна из которых приложена со стороны дополнительного сателлита 7, а другая — со стороны неподвижного центрального колеса 1, кольцевой сателлит 6 начинает поворачиваться, перекатываясь по рабочей поверхности колеса 1, зажимая второй дополнительный сателлит 7. При этом сила, действующая на кольцевой сателлит 6 со стороны второго дополнительного сателлита, возрастает до тех пор, пока все три силы не уравновесят друг друга.

Одновременно на центральное колесо 2 действуют две силы со стороны дополнительных сателлитов 7, равнодействующая которых уравновешивается реакциями со стороны сателлитов 5. Сателлиты 5 опираются на неподвижное центральное колесо 1.

Поэтому распорные усилия, возникающие между элементами и зависящие от величины внешней нагрузки, замыкаются на центральном неподвижном колесе 1 и не передаются на опоры. Вместе с нормальными усилиями на тела качения в передаче действуют тангенциальные силы, реализуемые за счет трения. Вследствие этого при

1770646 вращении центрального колеса 2 начинают вращаться вокруг своих осей сателлиты 5 и дополнительные сателлиты 7. Так как геометрическое скольжение во фрикционных контактах отсутствует, то сателлиты 5 катятся по внутренней поверхности колеса 1, а дополнительные сателлиты по внутренней поверхности кольцевого сателлита 6. При этом, воздействуя на ролики 4, они заставляют вращаться водило 3 с угловой скоростью, определяемой передаточным отношением:

d1 багз = 1+ —, Ог где d1 — диаметр меньшей ступени неподвижного центрального колеса 1;

Dz — диаметр подвижного центрального колеса.

При реверсивном режиме работы дополнительные сателлиты 7 поочередно меняются ролями. Тот сателлит 7, который был прижат к ролику 4,отходит от него вглубь клина, а.другой — возвращается к ролику, Однако если передача собрана без зазоров, то отход сателлита 7 вглубь клинового пространства ограничивается лишь перемещением за счет контактной деформации тел качения и измеряется сотыми долями миллиметра. Наличие в системе износа, т.е. зазоров несколько увеличивает люфт передачи, но и в этом случае он остается меньше, чем у прототипа.

В режиме мультипликатора передача, изображенная на фиг.1, 2 и 3, работает следующим образом.

При приложении вращающего момента к водилу 3, ролики 4 стремятся (в зависимости от направления вращения) сместить один из дополнительных сателлитов 7 в узкую часть клинового пространства, образованного центральным колесом 2 и кольцевым сателлитом 6. В результате в системе возникают внутренние силы, которые обеспечивают натяжение во всех фрикционных контактах, необходимое для работы фрикционной планетарной переда5 чи.

Формула изобретения

Фрикционная планетарная передача, содержащая водило с установленными на осях роликами, неподвижное центральное

10 колесо с внутренней рабочей поверхностью, подвижное центральное колесо с внешней рабочей поверхностью, три кольцевых сателлита, взаимодействующих с роликами водила, и дополнительные сателлиты, раз15 мещенные внутри кольцевых сателлитов, о.т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения окружного люфта и повышения надежности за счет улучшения автоматического регулирования натяга при износе

20 фрикционных тел, внутренняя рабочая поверхность неподвижного центрального колеса выполнена ступенчатой, поверхностью меньшей ступени взаимодействующего с наружной поверхностью подвижного цент25 рального колеса через натяжную рабочую поверхность двух кольцевых сателлитов, взаимодействующих той же поверхностью с роликами водила, подвижное центральное колесо охвачено третьим кольцевым сател30 литом, взаимодействующим наружной рабочей поверхностью с поверхностью большей ступени неподвижного центрального колеса, внутренней рабочей поверхностью — с двумя дополнительными

35 сателлитами, один из роликов водила расположен между последними, а отношение диаметров наружной и внутренней поверхностей кольцевого сателлита, охватывающего подвижное центральное колесо.

40 равно отношению диаметров большей v меньшей ступеней рабочих поверхностеР неподвижного центрального колеса.

1770646 г-Б дь| 2 З -В

Составитель Г.Волков

Техред M.Ìîðãåíòàë

Редактор M.ÊóçíåöoBà

Корректор П Гереши

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 Г >Ф

Заказ 3727 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Фрикционная планетарная передача Фрикционная планетарная передача Фрикционная планетарная передача Фрикционная планетарная передача Фрикционная планетарная передача 

 

Похожие патенты:

Передача // 1744343

Передача // 1740828

Передача // 1728559

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к фрикционным передачам , которые могут быть использованы в различных отраслях техники

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники

Передача // 1597479
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве фрикционного редуктора или мультипликатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных сервисных устройствах мобильной и бытовой техники, технологическом оборудовании

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводных сервисных устройствах мобильной и бытовой техники, станков и технологического оборудования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к мотор-редукторам

Изобретение относится к редуцирующим механизмам и может быть использовано в механизмах привода поршневых машин и во фрикционных планетарных редукторах, например в газовых холодильных машинах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам, и может найти применение в скважинном оборудовании и других областях, где необходимо минимизировать радиальный габаритный размер. Фрикционная планетарная передача содержит эпициклический каток (2) с внутренней рабочей поверхностью, солнечный каток (3) с внешней рабочей поверхностью, водило (4) и тройку сателлитов (6, 7, 8), расположенных между эпициклическим и солнечным катками в пазах водила. Два сателлита (6 и 7) шарнирно связаны с водилом, а третий сателлит (8), имеющий наибольший диаметр, является плавающим. Повторяющиеся тройки сателлитов последовательно расположены в отдельных пазах водила. Водило выполнено в виде стержня, имеющего главный продольный паз (I) для солнечного катка (3), поперечные пазы (II) для каждого плавающего сателлита (8) и (III) для каждых двух сателлитов (6, 7), шарнирно связанных с водилом, а также два малых продольных паза (IV, V), выходящих в главный продольный паз (I), для осей (10) сателлитов. При работе в режиме редуктора движение через внешнее приводное устройство (12) подается на солнечный каток (3). Изобретение позволяет повысить нагрузочную способность передачи без увеличения ее радиальных габаритов. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к механическим зубчатым передачам эксцентрикового типа и может быть использовано в машиностроении при проектировании и эксплуатации редукторов и механизмов. Планетарный механизм содержит два центральных колеса (a, b) с внешними и внутренними зубьями, водило(Н) и сателлиты разных диаметров. Предложена формула для расчета диаметра каждого из сателлитов. Изобретение направлено на повышение точности распределения равномерной нагрузки по зубьям сателлитов, на повышение точности сборки, на повышение надежности зацепления колес и сателлитов и на повышение надежности работы механизма. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх