Мотор-колесо

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса. Мотор-колесо, у которого на одной из боковых поверхностей подвижной солнечной шестерни, выполнены кулачки соединительной муфты, а на противоположной - дополнительная цилиндрическая поверхность, расположенная соосно с валом редуктора, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, подпружиненного относительно солнечной шестерни. 3 ил.

СОВХОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (!! ) (51)5 В 60 К 7/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4899107/11 (22) 03.01.91 (46) 30.10.92. Бюл. йг 40 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.Т.Скойбеда, В.А.Шуринов, М.П,Иоффе, А.С.Белькович, А,А,Зенькович, О.В.Безмен и Н.К.Ничипорчик (56) Авторское свидетельство СССР

К 1497071, кл, В 60 К 7/00, 1989. (54) МОТОР-КОЛЕСО (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств.

Известно мотор-колесо. содержащее приводной двигатель, планетарный бортовой редуктор и устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде поворотного относительно корпуса редуктора диска с фигурными пазами на боковой поверхности для взаимодействия с выступами подвижной в осевом направлении втулки, которая через подшипник связана с подвижной относительно шлицевого вала редуктора солнечной шестерней, подпружиненной относительно поворотного диска и фиксатора, удерживающего устройство в рабочем положении, Недостатком этого мотор-колеса являются сложность конструкции устройства для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса и низкая работоспособность устройства. обусловленная полным выходом из зацепления солнечной средств. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса. Мотор-колесо, у которого на одной из боковых поверхностей подвижной солнечной шестерни, выполнены кулачки соединительной муфты, а на противоположной — дополнительная цилиндрическая поверхность, расположенная соосно с валом редуктора, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, подпружиненного относительно солнечной шестерни. 3 ил..

I» шестерни с сателлитами, что затрудняет обратное включение.

Наиболее близким по технической сущ- . ности является мотор-колесо, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты, неподвижная полумуфта которой расположена на торце вала редуктора, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении (.) пружиной, опертой на опору поворотного ф валика, который расположен соосно валу редуктора и подпружинен относительно него с возможностью вращения и осевого перемещения с подвижной полумуфтой на величину не менее, чем высота кулачков муфты и имеет на своей боковой поверхности радиальные выступы, расположенные между рядами кулачков для взаимодействия с впадинами подвижной полумуфты или с пазами на торцах ее кулачков, 1772004 пружинен с возможностью вращения, а на 25

35

Недостатком данного мотор-колеса является низкая работоспособность вала редуктора, сечение которого ослаблено отверстием, необходимым для размещения подпружиненного относительно него поворотного валика, Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение работоспособности мотор-колеса, Для достижения поставленной цели в мотор-колесе, содержащем гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом устройство для устранения кинематической связи гидромотора ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты с неподвижной и подвижной в осевом направлении полумуфтам, располо>кенными на торце вала редуктора и на боковой поверхности солнечной шестерни редуктора соответственно, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и подбоковой поверхности имеет радиальные выступы, на солнечной шестерне редуктора на противоположной от кулачковой муфты боковой стороне выполнена цилиндрическая, расположенная соосно валу редуктора поверхность, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, который подпружинен относительно солнечной шестерни, которую перемещают при вращении поворотного валика из одного крайнего положения в другое по фигурным пазам в осевом направлении на величину не менее, чем высота кулачков муфты.

Применение дополнительной цилиндрической поверхности на боковой стороне солнечной шестерни и расположенной соосно валу редуктора, позволяет подпружинить поворотный валик с помощью одной замыкающей пружины, которая расположена в отверстии, выполненном в солнечной шестерне, обеспечив таким образом равнопрочность сечения на всем рабочем участке вала редуктора, что упрощает конструкцию и повышает работоспособность мотор-колеса.

С помощью фигурных пазов на дополнительной цилиндрической поверхности обеспечивается фиксация кулачковой муфты в крайних, включенном-выключенном, положениях, что устраняет возможные поломки при работе с частично включенной муфтой и >повышает работоспособность мотор-колеса, На фиг. 1 изображен общий вид моторколеса; на фиг. 2 — устройство для устране5

20 ния кинематической связи гидромотора и ведущего колеса по вклю«енном состоянии; на фиг. 3 — то же, в выключенном состоянии; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиг, 2; на фиг, 5 — вид по стрелке Б на фиг. 3.

Мотор-колесо содержит гидромотор 1, закрепленный на неподвижной опоре 2, соединенный с планетарным бортовым редуктором 3, на котором крепят ведущее колесо

4 транспортного средства, В редукторе 3 выполнено устройство 5 для устранения кинематической связи гидромотора 1 и ведущего колеса 4. Ведущий вал 6 бортового редуктора 3 соединен с ведущей солнечной шестерней 7, входящей в зацепление с ведомыми сателлитами 8, посредством устройства 5 для устранения кинематической связи, которое содержит соосно расположенный с валом 6 поворотный валик 9, с радиальными выступами 10 для взаимодействия с пазами 11, выполненными на цилиндрической поверхности 12 солнечной шестерни 7. Солнечная шестерня 7 на боковой поверхности имеет кулачки 13, которые взаимодействуют с ответными кулачками 14 неподвижной полумуфты, которые выполнены на торце вала 6. В фиксированном положении кулачковую муфту удерживают с помощью пружины 15, которая взаимодействует с шестерней 7 через опору 16 и с поворотным валиком 9 через опору 17. В редукторе 3 устройство 5 совместно с валом

6 удерживается от осевых перемещений с помощью упора 18 и подшипника 19, располо>кенного между крышкой 20 редуктора и поворотным валиком 9. В крышке 20 редуктора соосно с поворотным валиком 9 выполнена пробка 21 с выступами 22 под ключ, соответствующими выступам 23, выполненным на поворотном валике 9.

Мотор-колесо работает следующим образом.

Крутящий момент и вращение от гидромотора 1 передаются через ведущий вал 6, неподви>кную кулачковую полумуфту 14, подвижную полумуфту13, выполненную на ведущей солнечной шестерне 7, ведомые сателлиты 8 далее через бортовой редуктор

3 на ведущее колесо 4.

Для облегчения буксирования транспортного средства с неисправным g,âèãàòåлем или объемным гидроприводом >адовой системы необходимо устранить кинематическую связь гидромотора 1 с ведущим колесом 4. Для этого ключом транспортного средства удаляют пробку 21, Вводя в зацепление ключ с выступами 23, поворачивают валик 9 из одного крайнего положения в другое, Выступы 10 взаимодействуют с пазами 11 и перемещают в осевом направле1772004 нии солнечную шестерню 7, на которой выполнены кулачки 12 подвижной полумуфты, до полного выхода кулачков 12 из зацепления с кулачками 13, при этом поворотный валик 9 фиксируется в крайнем положении своими радиальными выступами 10,:. » -, . лениях фигурных пазов 11 и удеп,»: -:ае помощью пружины 15 кулачковую муфту в выключенном положении, При неполном повороте валика 9 иэ одного крайнего положения в другое не обеспечивается рассоединение кулачков подвижной 13 и неподвижной 14 полумуфт и пружина 15 возвращает в исходное по -. >жение солнечную шестерню 7, пре обращая поломку упомянутых кулачков при буксировании транспортного средства. Для полного рассоединения кулачков необходимо повторить поворот валика 9 до фиксации

его в конечном положении.

После устранения неисправности поворотный валик 9 с помощью ключа возвращают в исходное положение и под действием пружины 15 подвижная солнечная шестерня 7 занимает первоначальное положение, исключая при этом неполное зацепление кулачков 13 подвижной и 14 неподвижной. палумуфты.

В случае несовпадения кулачков подвижной полумуфты со впадинами неподвижной при возвращении солнечной шестерни в исходное положение после приложения крутящего момента к валу 6 происходит поворот кулачков 14 относительно кулачков 13.

При этом достигается совпадение ку.лачков и впадин соответственно и пружина

15 обеспечивает полное замыкание кулачковой муфты, Таким образом, использование дополнительной цилиндрической поверхности на подвижной солнечной шестерне обеспечивает упрощение конструкции и надежную работу мотор-колеса.

Формула изобретения

Мотор-колесо, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с за10 крепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва кинематической связи гидроматора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты с неподвижной и подвижной в осевом

15 направлении полумуфтами, расположенными на торце вала редуктора и на боковой поверхности солнечной шестерни редуктора соответственно, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном

20 положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и подпружинен с возможностью вращения, а на боковой поверхности имеет радиальные выступы, от л и25 ч а ю щ е е с я тем, что с целью упрощения конструкции и повышения работоспособности мотор-колеса, солнечная шестерня редукторг имеет на противоположной от кулачковой муфты боковой стороне цилинд30 рическую расположенную соосно валу редуктора поверхность, на которой выполнены фигурные пазы для взаимодействия с радиальными выступами поворотного валика, который подпружинен относительно солнечной

35 шестерни, которую перемещают при вращении поворотного валика из одного крайнего положения в другое по фигурным паэам в осевом направлении на величину не менее. чем высота кулачков муфты.

1772004 I772004

Составитель А.Скойбеда

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С.Пекарь

Редактор Т,Горячева

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 3807 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, и может быть использовано в шасси самоход ного аппарата

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве транспортных средств, питающихся от солнечных батарей или аккумуляторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах горных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к области планетарных приводов различных машин, в частности к приводам хода и поворотаэкскаваторов с гидроприводом

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромотор-копясам объемных гидропередач различных трзчспортных ссздстз, тракторов , комбайнов, сельскохозяйственных, дорожностроительных и других машин

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх