Намывное гидротехническое сооружение

 

Использование: в гидротехническом строительстве при возведении плотин хвостохранилищ . Существо изобретения: карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования, разделительных дамб и внутреннего обвалования, выполненного в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом,чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1,5-10 м. В состав намывного сооружения входят также водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

° ПРИ ГКНТ СССР (21) 4903199/15 (22) 18,01.91 (46) 30.10.92. Бюл. N 40 (71) Научно-исследовательский институт строительного производства Госстроя

УССР (72) В, H. Калишевский (56) Евдокимов П.Д. и Сазонов Т.Г. Проектирование и эксплуатация хвостовых хозяйств обогатительных фабрик. М.: Недра, 1978, с.187 — 255.

Инструкция по строительству намывных хвостохранилищ горно-химических комбинатов(заводов) РСН 301-78, Киев, НИИС Госстроя УССР с,20-25, с.72-92.

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть применено при возведении ограждающих сооружений хвостохранилищ, Цель изобретения — снижение трудоемкости и стойкости строительства, На фиг. 1 изображено намывное гидротехническое сооружение; на фиг. 2 — схема возведения внутренних дамб обвалования этого сооружения.

Намывное сооружение включает карты намыва 1, водосбросные сооружения 2, гидроотвал 3, прудок-отстойник 4 и дренажные устройства 5, Карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования 6, разделительных дамб обвалования 7 и внутреннего обвалования 8.

Знутреннее обвалование карт намыва выполнено в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом, чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1,5-10 м.

»5U, 1772312 А1 (si)s Е 02 В 9/06, Е 02 D 29/02 (54) НАМЫВНОЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ

СООРУЖЕНИЕ (57) Использование: в гидротехническом строительстве при возведении плотин хвостохранилищ. Существо изобретения: карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования, разделительных дамб и внутреннего обвалования, выполненного в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом, чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1,5 — 10 м. В состав намывного сооружения входят также водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства. 2 ил.

Сооружение возводят путем. поярусной отсыпки обвалования карт намыва с последующим замывом этих карт и емкости хвостохранилища (гидроотвала).

Внешние и разделительные дамбы обвалования карт намыва отсыпают из вскрышных пород или хвостов, которые перемещают в дамбы из карьеров или из карт намыва железнодорожным транспортом, автосамосвалами или бульдозерами.

Внутренние дамбы обвалования отсыпают экскаватором из вскрышных пород, доставляемых из карьеров комбинатов непосредственно к месту отсыпки железнодорожным транспортном, Их отсыпка начинается с устройства пионерной насыпи вдоль подошвы дамбы обвалования 1 яруса карты намыва. После устройства этой насыпи, на ее гребне укладывают переносной железнодорожный путь (тупик), по которому вскрышные породы доставляют к экскавато1772312 ру и укладывают последним в дамбу обвалования 1 яруса.

После отсыпки этой дамбы на ее гребень переносят железнодорожный путь и экскаватором отсыпают сопряженную с ней дамбу обвалования, Затем на гребень этой дамбы переносят х<елезнодорожный путь и экскаватором отсыпают дамбу обвалования следующего яруса и т.д. Таким образом при возведении соору>кения дви>кение железнодорожного транспорта производится последовательно по гребню дамб обвалования то одного, то другого ряда, а движение экскаватора осуществляется вдоль >келеэнодорожного пути по вскрышным породам, уложенным в сопряженные с ними дамбы.

Выгруженные издумпкаров вскрышные породы могут отсыпаться экскаватором назад по ходу его движения на всю высоту отсыпаемой дамбы или двумя подуступами: нижним — вперед по ходу дви>кения экскаватора до горизонта его установки и верхним — назад по ходу его движения. Вторая схема отсыпки вскрышных пород позволяет увеличить высоту дамб обвалования и сократить количество переукладок >келезнодорожных путей при их возведении, Предло>кенное техническое решение дает возможность располагать дамбы внутреннего обвалования вертикально, а не наклонно, Поэтому, в отличие от традиционных решений, наращивание таких дамб не приводит к уменьшению ширины карт намыва, т.е. в этом случае ширина карт намыва уменьшается только эа счет наклона наружHL.Ix дамб обвалования, что позволяет нарастить карты намыва на большую высоту.

Чтобы эффективно использовать на отсыпке дамб железнодорожный транспорт и экскаватор, последний дол>кен располагаться ниже железнодорожного пути, по которому осуществляется доставка вскрышных пород к экскаваторному приямку не менее, чем на 1,5 м, Таким образом, разность отметок двух смежных дамб, одна из которых используется под железнодорожный путь, а другая для движения экскаватора должна быть не менее 1,5 м. В противном случае набор ковша экскаватора нельзя будет осуществлять за одночерпание, что

40 приведет к резкому снижению производи- 50 тельности экскаватора и увеличению продолжительности разгрузки думпкаров.

Следует также отметить, что при уменьшении разности отметок смежных дамб возра- стает количество дамб, необходимое для наращивания карты намыва, что ведет к удорожанию строительства (потребуется дополнительная переукладка железнодорожных путей и т.д.). Поэтому разность отметок гребня смежных дамб должна быть не менее 1,5 м, Зта разность должна быть не более 10 м, так как максимальная высота разгрузки эксKGB8TopoB, которые могли быть использованы на этих работах, составляет около 10 м, При этом экскаватор должен находится ниже гребня дамбы, на которой уложен железнодорожный путь, не менее чем на 1,5 м.

Поэтому при располо>кении железнодорожных путей на гребне одной дамбы практически нельзя отсыпать соседнюю дамбу с помощью >келезнодоро>кного транспорта и работающего с ним в комплекте экскавато-. ра выше 10,0 м, Отсыпать такие дамбы с помощью автотранспорта на большую высоту нецелесообразно, так как это приводит к. резкому увеличению стоимости строительства и связи с использованием менее эффективных транспортных средств и увеличения объема работ (последний пропорционален квадрату высоту дамбы), По мере возведения обвалования карт намыва осуществляется их замыв хвостами, а также заполнение емкости хвостохранилища.

Предлагаемая конструкция намывного сооружения позволяет возводить внутренние дамбы карт намыва высокопроизводительным горнотранспортным оборудованием (карьерными экскаваторами, работающими в комплекте с железнодорожным транспортом), доставляя вскрышные породы железнодоро>кным транспортом в дамбы обвалования непосредственно из карьера рудника, минуя экскаваторные перегрузочные пункты.

Формула изобретения

Намывное гидротехническое сооружение, преимущественно плотина, включающее карты намыва с обвалованием, водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости и стоимости строительства, обвалование карт намыва со стороны верхнего бьефа выполнено в виде двух сопряженных рядов дамб, разность отметок гребней которых составляет 1,5-1,0.м.

177D12

1772312

Составитель В.Волков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И.Щулла

Редактор Л.Народная

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 3822 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Намывное гидротехническое сооружение Намывное гидротехническое сооружение Намывное гидротехническое сооружение Намывное гидротехническое сооружение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть использовано на высоконапорных гидроузлах горных рек

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано при строительстве напорных водоводов, подвергающихся атмосферным воздействиям
Наверх