Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания

 

Емкость для масла 1 снабжена конусообразными крышками 3,4. в торцах которых выполнены сливные патрубки 5, 6 с установленными в них жиклерами 7,8. Между крышками и емкостью установлены перфорированные проставки 9, 10. На проставке 9 размещен излучатель-приемник 11 ультразвуковых колебаний. Емкость 1 подключена к масляной магистрали параллельно, а соединительный трубопровод 13 подкпючен к боковой поверхности крышки 3 выше излучателя-приемника 11. Устройство позволяет повысить точность контроля масла путем его деаэрации. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 01 M 11/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ацг,2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4871178/06 (22) 05,10.90 (46) 30.10.92, 6 юл, М 40 (75) Н;П.Мартынюк. С,Н,Мартынюк, Е.Н.Мартынюк и Л,Ф.Мартынюк (56) Авторское свидетельство СССР

М 1347009, кл, 6 01 N 33/30, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ 3АГРЯЗНЕННОСТИ МОТОРНОГО МАСЛА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Емкость для масла 1 снабжена конусообразными крышками 3,4, в торцах которых!

Ж,, 1772364 А1 выполнены сливные патрубки 5, 6 с установленными в них жиклерами 7, 8. Между крышками и емкостью установлены перфорированные проставки 9, 10, На проставке 9 размещен излучатель-приемник 11 ультразвуковых колебаний. Емкость 1 подключена к масляной магистрали параллельно, а соединительный трубопровод 13 подключен к боковой поверхности крышки 3 выше излучателя-приемника 11, Устройство позволяет повысить точность контроля масла путем его деаэрации. 1 з.п.ф-лы, 3 ил, 1772364

Изобретение относится к двигателест--роению и может быть использовано для экспресс-диагностики моторного масла в процессе эксплуатации двигателя.

Известно устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания (ДВС), содержащее емкость для масла, подключенную через соединительный трубопровод к масляной магистрали двигателя, размещенные в емкости излучатель и приемник ультразвуковых колебаний, связанные с ультразвуковым генератором колебаний (УЗГ), и источник питания.

Однако известное устройство дает большую погрешность в измерениях вследствие попадания между излучателем и приемником воздушных пузырьков, находящихся в моторном масле, С увеличением наработки двигателя и износом трущихся сопряжений, смазывающихся под давлением, аэрация циркулирующего масла возрастает, что приводит к еще большей погрешности контроля качества масла, Цель изобретения — повышение точности контроля масла путем его деаэрации в процессе работь1 двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для контроля загрязненности моторного масла ДВС, содержащем емкость для масла, подключенную через соединительный трубопровод к масляной магистрали двигателя, размещенные в емкости излучатель и приемник ультразвуковых колебаний, связанные с УЗГ, и источник питания, емкость снабжена конусообразными крышками, в которых выполнены сливные патрубки с установленными в них жиклерами с калиброванными отверстиями, соединительный трубопровод подключен к боковой поверхности одной из крышек, между крышками и емкостью размещены перфорированные проставки, излучатель и приемник ультразвуковых колебаний объединены в блок, который установлен на проставке, ближайшей к крышке с подключенным соединительным трубопроводом, в последнем установлен запорный клапан, привод которого электрически связан с источником питания, Емкость для масла подключена к масляной магистрали параллельно.

На фиг.1 схематично показана система смазки двигателя с включенным в нее устройством для контроля загрязненности моторного масла; на фиг,2 — конструкция устройства для контроля загрязненности моторного масла, на фиг.3 — электрическая цепь питания УЗГ и привода запорного клапана.

Устройство для контроля загрязненности моторного масла содержит емкость для масла 1, снабженную цилиндрической частью 2 и конусообразными крышками 3,4, в торцах которых выполнены сливные патрубки 5,6 с установленными в них жиклерами

7,8 с калиброванными отверстиями. Между цилиндрической частью 2 емкости и крышками 3,4 установлены перфорированные проставки 9,10, на проставке 9 размещен излучатель-приемник 11 ультразвуковых колебаний.

Емкость подключена параллельно к масляной магистрали 12 системы смазки двигателя через соединительный трубопровод 13, в котором размещен запорный клапан 14 с электромагнитным приводом, Клапан 14 необходим для регулирования подачи масла в емкость 1, Соединительный трубопровод 13 в зоне крышки 3 расположен тангенциально к ней, В состав системы смазки входит масляный поддон 15, масляный насос 16 и маслоочиститель 17. Излучатель-приемник 11 связан с УЗГ 18, электрическая цепь которого содержит источник питания 19, выключатель 20 и две сигнальные лампочки 21, 22, Лампочка 21 сигнализирует о том, что напряжение к генератору 18 подано, а лампочка 22 — о том, что циркуляционное масло в двигателе достигло максимальной загрязненности. Кроме того, в электрическую цепь включена обмотка 23 запорного клапана 14.

После запуска двигателя и его прогрева до номинальной температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения и моторного масла в поддоне двигателя масло, подаваемое насосом 16, из поддона 15 двигателя поступает в главную масляную магистраль 12 и далее к узлам трения, т.к. клэпан

14 перекрывает трубопровод 13, масло в емкость 1 не поступает. Лампочки 22, 21 не горят.

Для экспресс-диагностики моторного масла, например, в процессе движения транспортного средства, на котором установлен двигатель, через выключатель 20 подают напряжение от источника питания

19 к УЗГ 18, обмотке 23 клапана 14 и лампочке 21, загорание последней свидетельствует о подаче нап ряжения. В связи с тем, что в обмотку 23 клапана 14 поступило напряжение, клапан 14 открывается и масло через трубопровод 13 поступает в емкость 1, но, так как масло поступает сначала во вну1 реннюю полость крышки 3, имеющиеся s нем воздушные пузырьки всплывают (не опускаясь ниже излучателя-приемника) и в виде масловоздушной смеси отводятся через

17723б4 жиклеры 7,8 и патрубок 5 в поддон двигателя.

Очищенное от пузырьков масло поступает в цилиндрическую часть емкости ниже приемника-излучателя 11, излишне подан- 5 ное масло вытекает через жиклер 8 с калиброванным отверстием и патрубок 6 также в поддон двигателя. Синхронно с этим УЗГ 18 подает к излучателю-приемнику 11 ультразвуковые волны, которые в виде зондирую- 10 щего импульса I проходят через слой масла, соприкасаются с поверхностью проставки

10 и, отразившись от последней, возвращаются в виде эхоимпульса II обратно к излучателю-приемнику 11 и далее к УЗГ 18. 15

Величина эхоимпул ьса I I зависит от степени загрязненности масла (при одних и тех же температуре масла, частоте вращения коленчатого вала двигателя, давлении масла в главной масляной магистрали и т.д,), поэто- 20 му чем больше загрязнено масло, тем меньший эхоимпульс II поступит в электронноусилительные блоки УЗГ 18 (предварительно УЗГ тарируют на минимальный эхоимпульс Il, который может поступить, пройдя 25 в емкости 1 сквозь масло, достигшее номинальной степени загрязненности}, лампочка 22 загорится, например, на приборном щитке автомобиля, трактора и т.д., сигнализируя о том, что дальнейшее использование 30 диагностируемого масла не допускается.

Наоборот, если в течение одной-двух минут после подачи напряжения к потребителям лампочка 22 не загорится, то моторное масло пригодно для дальнейшего применения 35 в двигателе, С помощью выключателя 20 прекращают подачу напряжения к УЗГ, обмотке 23 и лампочке 21. Процесс экспресс-диагностики масла закончен. Клапан 14 перекроет трубопровод 13 и масло из емкости 1 через жиклер 8 и патрубок б вытечет в поддон.

Формула изобретения

1. Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания, содержащее емкость для масла, подключенную через соединительный трубопровод к масляной магистрали двигателя, размещенные в емкости излучатель и приемник ультразвуковых колебаний, связанные с ультразвуковым гененатором колебаний, и источник питания. о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, емкость для масла снабжена конусообразными крышками, в торцах которых выполнены сливные патрубки с установленными в них жиклерами с калиброванными отверстиями, соединительный трубопровод подключен к боковой поверхности одной из крышек емкости, между крышками и емкостью размещены перфорированные проставки, излучатель и приемник объединены в единый блок, который установлен на проставке, ближайшей к крышке с подключенным соединительным трубопроводом, в последнем установлен запорный клапан, привод которого электрически связан с источником питания, 2, Устройство по п.1, отл ич а ю щее с я тем, что емкость для масла подключена к масляной магистрали параллельно.

1772364

Составитель Н.Мартынюк

Техред M.Морге нтал Корректор И.Шулла

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Заказ 3824 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания Устройство для контроля загрязненности моторного масла двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность работы при движении транспортного средства на наклонных участках пути

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к двигателям внутреннего сгорания, и позволяет повысить эффективность удаления воздуха из напорного масляного трубопровода

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для отделения жидкости от газа, и может быть использовано для отделения масла от картерных газов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для вентиляции картера двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Устройство вентиляции картерных газов состоит из шланга (2), по которому очищенные картерные газы поступают на вход воздушного фильтра (6) и сварного сильфона (5). Сварной сильфон (5) состоит из мембран, имеющих одно отверстие. Отверстие расположено непосредственно у наружного контура мембраны. Мембраны соединяются друг с другом по наружным и внутренним контурам. Каждый последующий гофр сильфона, образованный из двух мембран, располагается так, что его внутреннее отверстие диаметрально противоположно отверстию предыдущего гофра. К сильфону подсоединены входной штуцер (7) для приема газов и выходная емкость (8) с перегородкой (10) и двумя штуцерами. Перегородка (10) отделяет выходное отверстие сильфона от штуцера, который соединяется шлангом с отражателем воды. Второй штуцер соединяется шлангом (3) с емкостью (9), предназначенной для сбора жидкости. Отражатель (11) воды установлен непосредственно у входа приемной трубы воздушного фильтра и представляет собой трубку, имеющую емкость (12) для сбора жидкости. Один конец трубки закрыт крышкой (13), а в другом выполнен вход для шланга (4), устанавливаемого непосредственно над емкостью (12) для сбора жидкости. В трубке имеется ряд отверстий (14) для выхода очищенных газов. Технический результат заключается в снижении токсичности и возможности очистки масла. 1 ил.
Наверх