Рабочее колесо центробежного компрессора

 

Целью изобретения является повышение КПД. Указанная цель достигается тем, что под влиянием вдува газа при помощи отверстий 4 в покрывном диске 2 и лопатках 5 поток, обтекающий заднюю поверхностью лопаток 5, приобретает дополнительную закрутку в направлении от покрывного диска 2 к несущему диску 1 вдоль задней поверхности лопаток 5 и от задней поверхности лопаток 5 к передней поверхности лопаток вдоль поверхности несущего диска 1. Благодаря этому частицы низкоэнергетического следа удаляются с задней поверхности лопаток 5 в область основного потока на поверхности несущего диска и заменяются частицами основного потока с поверхности покрывного диска. В результате обеспечивается уменьшение гидравлических потерь, связанных с влиянием низ коэнергетического следа и неравномерностью распределения параметров потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса, и достигается повышение КПД. 4 ил. (Л С

СО!03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s F 04 0 29/28 .ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 3 фь. )

i 00

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4865783/06 (22) 13.09.90 (46) 30.10.92,Бюл,¹ 40 (71) Научно-исследовательский и конструкторский институт центробежных и роторных компрессоров (72) Д.Е,Дрибинский, Е.А.Никифоров и

С.B,Шнепп (56) Патент ФРГ N 2524710, кл. F 04 D 29/28, . опублик, 1986.

2. Авторское свидетельство СССР, N 1222902, кл, F 04 D 29/28, 1990.

3. Авторское свидетельство СССР N 918562, кл. F 04 D 29/24, 1975. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО

КОМПРЕССОРА (57) Целью изобретения является повышение,КПД. Указанная цель достигается тем, что под влиянием вдува газа при помощи отверстий 4 в покрывном диске 2 и лопатках

Изобретение относится к области компрессоростроения, а именно к рабочим колесам центробежных компрессоров, может быть использовано и в центробежном насосостроении.

Известно рабочее колесо центробежного компрессора (1), в котором выходной угол лопаток выполнен увеличивающимся от минимального значения вблизи несущего диска до максимального значения вблизи покрывного диска, благодаря чему достигается уменьшение гидравлических потерь, обусловленных неравномерностью распределения параметров потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса, возникающей в виду того, что вблизи несущего диска лопатками рабочего ко„„ U „„1772428 А1

5 поток, обтекающий заднюю поверхностью лопаток 5, приобретает дополнительную закрутку в направлении от покрывного диска

2 к несущему диску 1 вдоль задней поверхности лопаток 5 и от задней поверхности лопаток 5 к передней поверхности лопаток вдоль поверхности несущего диска 1. Благодаря этому частицы ниэкоэнергетического следа удаляются с задней поверхности лопаток 5 в область основного потока на поверхности несущего диска и заменяются частицами основного потока с поверхности покрывного диска. В результате обеспечивается уменьшение гидравлических потерь, связанных с влиянием ниэкоэнергетического следа и неравномерностью распределения парамет-ров потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса, и достигается повышение КПД.

4 ил. леса потоку передается большая энергия, чем вблизи покрывного диска.

Недостатком рабочего колеса (1) является низкий КПД, обусловленный гидравлическими потерями в области низкоэнергетического следа на задней поверхности лопаток в выходной части рабочего колеса, Известно рабочее колесо (2), в покрывном диске которого вдоль задней поверхности лопаток под острым углом к поверхности покрывного диска выполнены отверстия для вдува газа, перетекающего из области нагнетания в область с сильно развитым пограничным слоем.

Недостатком рабочего колеса (2) является низкий КПД, обусловленный гидравлическими потерями в области низкоэнергетического

1772428 следа вблизи поверхности несущего диска, а также гидравлическими потерями в связи с неравномерностью распределения параметров потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса. 5

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является выбранное в качестве прототипа рабочее колесо (3), вблизи входных кромок лопаток которого выполнены 10 отверстия для вдува газа в поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток, Недостатком рабочего колеса (3) является низкий КПД, обусловленный неравно. мерностью распределения параметров 15 потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса, а также низкой эффективностью воздействия на поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток, при помощи отверстий, расположенных 20 вблизи входной кромки лопаток, так как разность давлений на переднюю и Заднюю поверхность лопаток рабочего колеса незначительна.

Целью изобретения является повыше- 25 ние КПД.

Поставленная цель достигается тем, что в рабочем колесе центробежного компрессора, содержащем несущий и покрывной диски и расположенные между ними лопат- 30 ки с отверстиями, в покрывном диске выполнены отверстия, направленные перпендикулярно внутренней поверхности диска и расположенные в средней части каждого межлопаточного канала вдоль за- 35 дней поверхности лопаток; а отверстия в лопатках расположены в средней части вблизи несущего диска на кривой, зквидистантной образующей наружной поверхности диска. 40

В рабочих колесах центробежных компрессоров на задней поверхности лопаток в выходной части межлопаточных каналов образуется обширная область низкоэнергетического следа. След. распространяется за 45 пределы рабочего колеса и достигает лопаточного диффузора, что сопровождается гидравлическими потерями и снижением

КПД. Известно, что размывание следа на безлопаточном участке происходит в основ- 50 ном из-за энергообмена в пристенной области течения. В рабочих колесах с увеличенной шириной межлопаточных каналов значительная часть потока в энергообмене в пристенной области течения не 55 участвует, в связи с чем радиус распространения следа и гидравлические потери возрастают. В предлагаемом техническом решении под действием вдува газа в поток, обтекающий заднюю поверхность лопаток при помощи отверстий в покрывном диске, частицы низкоэнергетического следа удаляются из области течения вблизи покрывного диска вдоль задней поверхности лопаток, заменяясь частицами основного потока из области течения вблизи покрывного диска.

Под действием вдува газа в поток, обтекающий поверхность несущего диска при помощи отверстий в лопатках, частицы низкоэнергетического следа удаляются из области течения вблизи задней поверхности лопаток в область основного потока, где происходит интенсивный энергообмен с частицами основного потока и размывание следа. В результате достигается локализация распространения следа, уменьшение гидравлических потерь и повышение КПД.

Кроме того, под действием вдува газа при помощи отверстий в покрывном диске и лопатках поток в межлопаточных каналах приобретает дополнительную закрутку в направлении от покрывного диска к несуще-. му диску вдоль задней поверхности лопаток и в направлении от задней поверхности лопаток к передней поверхности лопаток вдоль поверхности несущего диска. Благодаря дополнительной закрутке потока вихревая составляющая скорости вторичного течения вблизи поверхности покрывного диска суммируется, в вблизи несущего диска вычитается из тангенциальной скорости основного потока, в результате чего достигается равномерное распределение параметров потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса, что также обеспечивает повышение КПД.

На фиг.1 дано изображение меридионального контура рабочего колеса; на фиг.2 — сечение рабочего колеса плоскостью Н (фиг.1), перпендикулярной внутренней поверхности покрывного диска; на фиг.3 — сечение рабочего колеса плоскостью

11-1 1(фиг.1), перпендикулярной образующей наружной поверхности несущего диска; на фиг.4 — сечение рабочего колеса плоскостью

Ill-111)фиг. l), перпендикулярной поверхности лопаток.

Рабочее колесо содержит несущий диск

1, покрывной диск 2, лопатки 3. В покрывном диске 2 вдоль задней поверхности лопаток 3 в средней части межлопаточных каналов выполнены отверстия 4, вблизи неь сущего диска 1 на кривой, эквидистантной наружной поверхности диска, выполнены отверстия 5.

Принцип действия предлагаемого технического решения состоит в следующем.

Поток газа поступает в межлопаточные каналы рабочего колеса, где происходит процесс сжатия. На задней поверхности ло177242 (Ъ

1 .!

Ч

ho// а1пгное У,р рн/ паток 3 рабочего колеса образуется область низкоэнергетического следа. Под действием вдува газа при помощи отверстий 4 в покрывном диске 2 и отверстий 5 в лопатках

3 поток газа в средней части межлопаточных каналов вблизи задней поверхности лопаток 3 приобретает дополнительную закрутку, благодаря чему частицы низкоэнергетического следа удаляются с задней поверхности лопаток 3 в область течения вблизи поверхности несу.цего диска 1 и вступают в энергообмен с основным потоком, заменяясь частицами основного потока с поверхности покрывного диска 2, Таким образом, предотвращаются гидравлические потери, связанные с образованием обширной области низкоэнергетического следа, и обеспечивается равномерное распределение параметров потока по ширине межлопаточных каналов на выходе из рабочего колеса. В результате достигается повышение КПД центробежных компрессоров, Изготовление рабочих колес центробежных компрессоров, в которых ревлизуется предлагаемое техническое решение, осуществляется известными способами, например штамповкой лопаток и соединением .их с дисками при помощи пайки. Выполне5 ние отверстий в покрывном диске и лопатках осуществляется при помощи электрохимической обработки.

Формула изобретения

Рабочее колесо центробежного компрессора, содержащее несущий и покрывной диски и расположенные между ними лопаткис отверстиями, отличаю щееся тем, 15 что, с целью повышения КПД в покрывном диске выполнены отверстия, направленные перпендикулярно внутренней поверхности диска и расположенные в средней части каждого межлопаточного канала вдоль за20 дней поверхности лопатки, а отверстия в лопатках расположены в средней ее части вблизи несущего диска на кривой, эквидистантной образующей наружной поверхности диска.

25! 77РЛ !8

Составитель Д,Дрибинский

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор M Андрюшенко

Редактор

Производс-чюенно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3828 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Рабочее колесо центробежного компрессора Рабочее колесо центробежного компрессора Рабочее колесо центробежного компрессора Рабочее колесо центробежного компрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в рабочих колесах вентиляторов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к рабочим колесам центробежных вентиляторов

Изобретение относится к вентиляторостроению, преимущественно к радиальным вентиляторам с загнутыми вперед лопатками

Изобретение относится к турбомэшиностроению

Изобретение относится к вентиляторостроению и компрессоростроению и позволяет повысить КПД нагнетателя путем уменьшения вихреобразования в проточной части колеса

Изобретение относится к компрессоростроению и касается конструкции высокоскоростных центробежных машин

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в таких лопастных гидромашинах, как центробежные насосы и компрессоры, а также вентиляторы

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано при изготовлении рабочих колес центробежных компрессоров, вентиляторов, насосов и радиальных турбин

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к конструкции радиальных вентиляторов, и может быть использовано при проектировании вентиляторов общехозяйственного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в центробежных и осецентробежных компрессорных машинах

Изобретение относится к области насосостроения, а именно к конструкциям рабочих колес центробежных насосов; может быть использовано также в центробежных воздуходувках
Наверх