Механизм свободного хода

 

Использование: в машиностроении для передачи движения и вращающего момента только в одном направлении, например, в импульсных вариаторах. Сущность изобретения: механизм содержит ведущее звено в виде рычага 1, ведомый вал 5. разрезной хомут 6, охватывающий вал 5. На рычаге имеются два пальца 2, 3. На палец 3 надет камень 4, в на палец 2 - хомут 6. который имеет плоский опорный участок 7, контактирующий с плоской гранью камня. Между камнем 4 и хомутом 6 установлена пружина 9. При движении рычага 1, например по часовой стрелке, камень 4 через палец 3 давит на участок 7 хомута 6. В силу начального момента трения между валом 5 и хомутом 6 и перемещения пальцев 2,3 по дугам разной длины происходит сцепление хомута 6 с валом 5. Вся система вращается как одно целое . При движении рычага 1 против часовой стрелки хомут 6 разжимается, освобождая вал 5. Механизмобладает высокой надежностью , так как увеличилась контактная площадь между валом 5 и хомутом 6. 1 ил. I с СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 О 41/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4723006/27 (22) 24.07.89 (46) 30.10.92, Бюл. ¹ 40 (71) Ярославский политехнический институт (72) M.È.Êàñàòêèí, А.Е.Кропп и Ю.В.Янчевский (56) Авторское свидетельство СССР

¹739276,,кл. F 16 О 41/16, 1978. (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Использование: в машиностроении для передачи движения и вращающего момента только в одном направлении, например, в импульсных вариаторах. Сущность изобретения: механизм содержит ведущее звено в виде рычага 1, ведомый вал 5, разрезной хомут 6, охватывающий вал 5. На рычаге

ЫЛ„„1772451 А1 имеются два пальца 2, 3. На палец 3 надет камень 4, в на палец 2 — хомут 6. который имеет плоский опорный участок 7, контактирующий с плоской гранью камня. Между камнем 4 и хомутом 6 установлена пружина

9. При движении рычага 1, например по часовой стрелке, камень 4 через палец 3 давит на участок 7 хомута 6. В силу начального момента трения между валом 5 и хомутом 6 и перемещения пальцев 2, 3 по дугам разной длины происходит сцепление хомута 6 с валом 5. Вся система вращается как одно целое. При движении рычага 1 против часовой стрелки хомут 6 разжимается. освобождая вал 5, Механизмобладает высокой надежностью, так как увеличилась контактная площадь между валом 5 и хомутом 6, 1 ил.

1772451

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для передачи дви>кения и вращающего момента только в одном заданном направлении и может быть использовано, например, f3 импульсных вариа торах, в металл о режущих и деревообрабатывающих станках, в текстильных машинах, автомобилях, тракторах и другом оборудовании, Известен механизм свободного хода, содержащий тягу, сцепной элемент, выполненный в виде колодок и охватывающий ведомый вал, и промежуточное звено, шарнирно соединенное с тягой и с одним концом сцепного элемента, Но этот механизм имеет сложную конструкцию и относительно низкую надежность.

Известен также механизм свободного хода, содержащий тягу, сцепнай элемент, охватывающий ведомый вал и промежуточное звено, шарнирно соединенное с тягай и с цепным элементом, причем сцепной элемент выполнен в виде хамуга с Г-образным пазом, оба конца которого шарнирна закреплены на промежуточном звене, при этом центры шарниров крепления хомута и тяги на проме>куточном звене расположены на одной прямой, проходящсй через центр вала.

Однако известный механизм также обладает относительно сложной конструкцией и низкой надежностью работы, Например, такое распола>кение пружины сжатия, как это имеет место в этом механизме, требует наличия специального направляющего стакана, который необходимо каким-либо образам крепить на промежуточном звене. Так как центры шарниров расположены на одной прямой, проходящей через центр вала, то эта вынуждает . изготавливать паз хомута Г-образной формы (радиальная часть паза — рабочая, тснгенциальная — дополнительная), что очень усложняет технологию ега изготовления, Кроме того, поскольку хомут и промежуточное звено соединены между собой двумя шарнирами, то изготовление отверстий пад эти шарниры и их взаимная ориентация требуют высокой точности изготовления, иначе не будут обеспечены необходимые условия заклинивания механизма, что приводит к снижению надежности ега работы.

Цель изобретения — повышение надежности.

Этодостигается тем, что предложенный механизм свободнога хода содержит ведущий рычаг. в котором запрессованы лва пальца, ведомый вал и подпружиненный относительно рычага разрезной хомут с пазом, установленный на ведомом валу и

55 шарнирна связанный с помощью одного из пальцев с рычагом, причем на хомуте выполнены глухое отверстие под пружину и опорная плоскость, на втором пальце смонтирован камень с плоскими гранями, при этом он одной гранью контактирует с опорной плоскостью хомута, а другой — с установленной в глухом отверстии хомута пружиной, центры шарниров располо>кены па абе стороны от рабочей части паза.

На чертеже изобра>кена конструкция предложенного механизма.

Предложенный механизм свободного хода содер>кит ведущее звено, выполненное в виде рычага 1 с двумя цилиндрическими отверстиями, в которых запрессованы пальцы 2.и 3. На выступающий из рычага конец пальца 3 надет камень 4, имеющий плоские наружные грани. На ведомом валу

5 установлен разрезной хомут 6 с прямолинейным пазом, охватывающий вал 5 по цилиндрической поверхности диаметром D (см,рис.), На хомуте 6 изготовлены опорная плоскость 7, которая контактирует с одной из плоских граней камня 4, и глухое отверстие 8, в которое помещена пру>кина 9, опирающаяся на другую плоскость грань 4.

Центры шарниров (пальцев) 2 и 3 располо>кены по обе стороны от рабочей части паза, Предложенный механизм работает следующим образом. Рычагу 1 сообщается колебательное движение. При движении рычага 1, например, по часовой стрелке, камень 4, связанный с рычагом 1, через палец

3 давит на опорную плоскость 7 разрезного хомута 6. Так как пальцы 2 и 3 перемещаются по дугам разной длины и всегда существует начальный момент трения между хомутам 6 и ведомым валом 5, то произойдет сцепление хомута 6 с ведомым валом 5, и вся система будет вращаться как одно целое, т.е. механизм будет совершать рабочий хад.

При движении рычага 1 против часовой стрелки хомут 6 соответственно разжимается и асвобо>кдает ведомый вал, то есть механизм совершает холостой ход. При этом пру>кина 9 выбирает зазоры, которые могут образоваться ме>кду деталями во время холостого хода.

Как видна из описания и принципа действия, предложенный механизм свободного хода по срав . ению с прототипом обладает рядом преимуществ. Ва-первых, он имеет более просту а технологию изготовления за счет того, что паз хомута имеет прямолинейную форму, для монтажа пружины необходимо только глухое отверстие, а хомут и рычаг непосредственно соединены между собой только одним шарниром (а не двумя), 1772451

Во-вторых, предложенный механизм обладает более высокой степенью надежности, так как он состоит из относительно меньшего числа деталей, которые не требуют высокой точности изготовления.

Составитель Ю.Янчевский

Техред М.Моргентал Корректор Т,Палий

Редактор

Заказ 3829 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Кроме того, при тех же самых габаритах, что и у прототипа, в предложенном механизме стало возможным увеличить диаметр

0 поверхности контакта между хомутом и ведомым валом. А выполнение центров шарниров (пальцев) 2 и.3 по обе стороны от рабочей части паза привело к тому, что плечо между их центрами, измеряемое в радиальном направлении относительно центра вращения ведомого вала, стало возможным существенно уменьшить, Это привело к появлению в этих шарнирах реакций, идущих на сжатие хомута, значительно большей величины, чем в прототипе.

Формула изобретения

Механизм свободного хода, содержащий ведущее звено, на котором установлены два пальца, ведомое звено в виде вала, 5 разрезной хомут, охватывающий вал, шарнирно соединенный одним концом с одним пальцем, подпружиненный к ведущему звену и связанный другим концом с вторым пальцем, отличающийся тем, что, с

10 целью повышения надежности, он снабжен камнем с плоскими гранями, другой конец разрезного хомута выполнен с плоским опорным участком, камень шарнирно установлей на втором пальце в контакте с пло15 ским опорным участком хомута, пружина размещена между хомутом и камнем, при этом оси пальцев расположены по обе стороны от разреза.

Механизм свободного хода Механизм свободного хода Механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах автоматического и полуавтоматического действия, пусковых установках, станках

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах ходовых винтов, станков, прессов, транспортеров, ередаточных тележек, а также в транспорте , например в приводах ведущих колес веломобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов приборов и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах приборов и грузоподъемных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в детских транспортных средствах

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям обгонных муфт

Изобретение относится к способам триботехнических испытаний

Изобретение относится к соединительным устройствам. Обгонная муфта содержит внутренний и наружный элементы, расположенные на оси вращения. Наружный элемент расположен снаружи внутреннего элемента в радиальном направлении. Муфта содержит несколько штифтов, выступающих из радиальной внутренней поверхности наружного элемента и радиальной наружной поверхности внутреннего элемента. Муфта содержит одну или несколько собачек, соединенных с одним из внутреннего и наружного элементов. Каждая собачка выполнена с возможностью перемещения между положением зацепления, в котором собачка входит в зацепление с одним из штифтов для передачи крутящего момента между внутренним и наружным элементом, и положением расцепления, в котором собачка выходит из зацепления со штифтами для обеспечения относительного вращения внутреннего и наружного элементов. Согласно одному варианту осуществления изобретения разные собачки могут находиться в соответствующем положении зацепления, которое зависит от направления вращения одного элемента. Достигается упрощение конструкции. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 15 ил.

Реверсивная муфта сцепления содержит внутренние и внешние элементы, расположенные вокруг оси вращения. Одна или несколько собачек храпового механизма соединены с одним из элементов с возможностью вращения вокруг отдельных осей вращения. Один конец каждой собачки перемещается между первым и вторым положениями сцепления с соответствующими поверхностями сцепления, сформированными в другом элементе, и положением расцепления с другим элементом, разрешающим относительное вращение внутреннего и внешнего элементов. На противоположном конце каждой собачки размещена пара магнитов, причем каждый магнит указанной пары образует полюс, связанный с концом собачки, и эти полюса имеют противоположную полярность. Электромагнитный привод выборочно создает электромагнитные поля разной полярности, чтобы переместить собачки из положения расцепления в одно из положений сцепления, чтобы обеспечить вращение другого элемента в любом направлении. Достигается упрощение конструкции. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх