Ходовая часть транспортного средства

 

Использование: относится к движителям буксируемых во внедорожных условиях 13 4 з транспортных средств. Сущность: достигается это частичным перераспределением нагрузки с переднего колеса 1 движителя на заднее 2 в зависимости от сопротивления движению при одновременном изменении натяжения гусеничной ленты 5. С этой целью колеса 1 и 2, установленные на концах рамы-балансира 4 и охваченные гусеничной лентой 5, установлены на основе 3 транспортного средства посредством вертикального кронштейна 9, шарнирно сочлененного с серединой рамы-балансира 5 в точке, расположенной между шарниром, связывающим его с остовом 3, и натяжным роликом 10, установленным на верхнем конце кронштейна и огибаемом гусеничной лентой снизу. 2 з.п. ф-лы, 5 ил. сл с /4.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистических

РЕСПУБЛИК (19) (И) (si)s В 62 0 55/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1g 15 У b

I

)

I ао

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4852401/11 (22) 17,07.90 (46) 07.11.92. Бюл. М 41 (71) Научно-исследовательский институт средств автоматизации (72) П.В.Зеленый, В.Д.Пищало, М.М.Зеленая и В.В.Гетман (56) "Экотрак" — вездеход для Арктики, Газета

"Социалистическая индустрия" от 15 октября

1987 г.

Авторское свидетельство СССР

М 1717463, кл. В 62 0 55/04, 1990. (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Использование: относится к движителям буксируемых во внедорожных условиях транспортных средств. Сущность: достигается это частичным перераспределением нагрузки с переднего колеса 1 движителя на заднее 2 в зависимости от сопротивления движению при одновременном изменении натяжения гусеничной ленты 5. С этой целью колеса 1 и 2, установленные на концах рамы-балансира 4 и охваченные гусеничной лентой 5, установлены на основе 3 транспортного средства посредством вертикального кронштейна 9, шарнирно сочлененного с серединой рамы-балансира 5 в точке, расположенной между шарниром, связывающим его с остовом 3, и натяжным роликом 10, установленным на верхнем конце кронштейна и огибаемом гусеничной лентой снизу. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

1773787

30

50

Изобретение относится к движителям буксируемых транспортных средств, преимущественно внедоро>кных, Известен тандем — колесный гусеничный движитель в составе двух пневматических колес. Охватывающей их замкнутой эластичной ленты, выполняющей функции гусеницы, и огибаемого ею натяжного ролика, расположенного в верхней части межколесного пространства, Недостатком движителя является нарегулируемае в зависимости оТ условий движенил натяжение гусеничной ленты, В результа Ге Она, находясь в постоянном натяжении, быстро изнашивается.

Известен другой тандем — колесный движитель с самонатягивающимся в зависимости От внедоражных условий обводом, содер>кащий два пневматических колеса, балансирно связанных рамой, охватыва>ощую их гусеницу в виде замкнутой эластичной ленты и натяжной ролик, расположенный в верхней части межколесного пространства на такой высоте, что эластичная лента огибает его снизу, причем рама-балансир установлена на поперечно-горизонтальном шарнире опирающегося на нее остова посредством продольного ползуна.

Особенностью конструкции такого движителя является перераспределение нагрузки между колесами в процессе движения, В ведущем режиме работы дви»<ителя это перераспределение благоприятное, поскольку переднее колесо частично разгружается и заднее догружается,создавая условия для колееобраэования (выдавливания грунта, снижения бульдозерного эффекта, заключающегося в нагребании вала грунта перед движителем и связанного с возрастанием сопротивления движению), Однако в ведомом режиме работы (при буксировке транспортного средства) перераспределение нагрузки между колесами не способствует улучшению колееобразования.

Целью настоящего изобретения является улучшение условий колееобразования путем перераспределения некоторой доли нагрузки с переднего колеса на заднее, причем в зависимости от несущих способностей грунта. указанная цель достигается тем, что в ходовой части транспортного средства, содержащей два колеса, связанные между собой посредством балансира, шарнирно установленного на раме транспортного средства, натяжной ролик, вертикальный кронштейн, одним концом связанный с натяжным роликом, а вторым с возможностью относительного перемещения — с балансиром, гусеничную ленту, охватывающую колеса и контактирующую с натяжным роликом. Новым является то, что, связь вертикального кронштейна с балансиром выполнена посредством поперечно-горизонтального цилиндрического шарнира, расположенного между натяжным роликом и поперечно-горизонтальным шарниром крепления кронштейна к остову; нижний поперечно-горизонтальный цилиндрический шарнир связан с вертикальным кронштейном с возможностью регулирования своего положения относительно поперечно-горизонтального шарнира, связывающего кронштейн с балансиром; регулируемая связь нижнего цилиндрического шарнира с кронштейном осуществлена телескопической посредством вертикального стержня, входящего в отверстие в кронштейне, причем обе телескопические части зафиксированы от относительного проворачивания, à в осевом направлении связаны гайкой, На фиг, 1 — схема ходовой части, вид сбоку; на фиг, 2 — ходовая часть в разрезе горизонтальной плоскостью, Обозначенном на фиг, 1; на фиг, 3 — ходовая часть в разрезе профильной плоскостью, также обозначенном на фиг. 1; на фиг, 4 — вариант ходовой части в разрезе профильной плоскостью; на фиг. 5 иллюстрирован принцип работы ходовой части, Ходовая часть на основе тандем-колесного движителя с самонатягивающимся обводом содержит два 1 и 2 пневматических колеса, установленных на остове 3 транспортного средства посредством продольной рамы-балансира 4. Колеса охвачены эластичной лентой 5, изготовленной из армированного в продольном направлении нерастяжимым кордом эластомера (резины) и выполняющей функции гусеницы. Для этого со стороны внешней поверхности 6 на ленте выполнен протектор определенного рисунка (по типу тракторных или внедорожных автомобильных шин), С внутренней стороны ленты по обоим краям выполнены фиксирующие реборды в виде двух рядов отдельных yrionoa 7 и 8 в форме усеченных пирамид, большими основаниями прикрепленных к ней, Реборды удерживают ленту на колесах от поперечного смещения.

В верхней части межколесного пространства на вертикальном кронштейне 9 расположен натяжной ролик 10, причем на такай высоте, что лента огибает его снизу.

Кронштейн установлен на остове 3 транспортного средства посредством поперечногоризонтального цилиндрического шарнира

11. Посредством такого же функционального шарнира l2 кронштейн связан с рамой1773787 балансиром 4. Геометрические оси обоих шарниров, таким образом, параллельны между собой, осям:" 13 и 14 колес, прикрепленных к концам рамы-балансира, и оси 15 натяжного ролика, г рикрепленной к верхнему концу кронштейна 9. Поперечно-горизонтальный цилиндрический шарнир 12 расположен между шарниром 11 крепления движителя к остову и осью. 15 натяжного ролика. Диапазон относительного поворота кронштейна 9 и рамы-балансира 4, обеспечиваемый шарниром 12, достаточен для упора натяжного ролика в шины колес в крайних положениях.

С целью приспособления движителя к различным внедорожным условиям и режимам его нагружения ось натяжного ролика может иметь не жесткое крепление, а устанавливаться на вертикальном кронштейне посредством ползуна 16, постоянно поджимаемаго к ленте пружиной 17, усилие предварительного сжатия которой регулируется гайкой 18. От относительного проворачивания кронштейн и ползун удерживаю гся фиксирующим элементом 19. Еще большие регулировочные возможности для оптимальной настройки параметров движителя предоставит подвижное по высоте крепление горизонтально-поперечного шарнира. посредством которого движитель устанавливается на остове, к вертикальному кронштейну (фиг. 4). С этой целью са стороны нижнего конца вдоль кронштейна выполнеко отверстие, в которое посажен выдвижной стержень 20, несущий упомянутый шарнир. Выдвижение стержня и его фиксирование в кронштейне по высоте осуществляет. гайка 21, установленная своими заплечиками в цилиндрической проточке, выполненной в отверстии кронштейна.

Фиксирующий элемент 22 удерживает кронштейн и стержень ат относительного праварачивания, допуская только их осевое перемещение гайкой 21 (телескопическая связь). Цилиндрический шарнир, осуществляющий связь кронштейна с рамой-балансиром, выполнен в виде консольной оси 23, пропущенной через отверстие в раме-балансире. В остальном этот вариант конструктивнаго движителя аналогичен первому

На фиг. 5, иллюстрирующей принцип работы устройства, показана эпюра распределение опорных давлений движителя.

Работает устройство следующим образом.

Воспринимая посредством шарниаа 11 нагрузку со стороны остова 3 транспортного средства, движитель передает ее на опорное основание (грунт, во внедорожных условиях). При этом эпюра опорных давле5

40 ний имеет максимумы под колесами 1 и 2, а минимум — между ними, Разница значений давлений в этих экстремальных точках зависит при опирании движителя на мягкий грунт от натяжения гусеничной ленты 5. При увеличении натяжения минимальное значение возрастает, а максимальные — убывают, что свидетельствует о повышении равномерности распределения опорных давле- . ний, Когда движитель находится в покое, то при равенстве плеч рамы-балансира эпюра опорных давлений симметрична относительно поперечно-вертикальной плоскости, проходящей через ось 15 натяжного ролика.

Однако при буксировании транспортного средства со стороны остова 3 к движителю в шарнире 11 будет приложена, наряду с вертикальной силой веса, также горизонтальное усилие, значение которого зависит (равно при установившемся режиме) от силы сопротивления движению, действующей со стороны грунта в противоположном направлении и приложенной в конечном итоге к шарниру 12. Эта пара разнесенных сил создает проворачивающий момент, уравнавешиваемый моментами от силы реакции гусеничной ленты, действующей на натяжной ролик 15 и сил веса, приложенной к шарниру 11. Последние две из упомянутых сил создают противодействующий проворачивающий момент только в случае поворота вертикального кронштейна 9 на некоторый угол, определяемый соотношением следу ащих параметров: нагрузки на движитель; условий движения (сминаемасти грунта), определяющих силу сопротивления движени а; соотношения плеч вертикального кронштейна 9; предварительного натяжения гусеничной ленты 5. В результате поворота вертикальнага кронштейна ролик 10, сместившись по дуге в сторону заднего колеса 2 (фиг, 5), обеспечит дополнительное натяжение гусеничной ленты, а следовательно, снижение максимальных значений опорных давлений пад колесами за счет возрастания способности ее нижней ветви воспринимать опорные реакции на мягком грунте. Это свидетельствует а повышении проходимости движителя.

Павы шению проходимости способствует также перераспределение части нагрузки с переднего колеса 1 на заднее 2, обусловленное рассмотренным выше поворачивающим моментом, вызванным относительным смешением тяговой силы и силы продольных реакций грунта па высоте, передаваемым ат кронштейна 9 на остальную часть движителя через натяжной ролик 10 и гусеничную ленту5. Благодаря перераспределению нагрузки эпюра опорных давлений

1773787 приобретает характер, качественно иллюстрированный на фиг. 5. При этом колесо 1 погружается в грунт меньше, чем колесо 2.

Создается некоторый угол атаки, улучшающий колееобразование (как у чистогусеничных движителей с металлозвенчатым обводом). Поскольку выдавливание грунта из колеи происходит постепенно (в начале первым колесом на некоторую глубину, затем окончательно — вторым),нагребание вала грунта перед движителем (бульдозерный эффект) маловероятно. Угол атаки зависит от несущих способностей грунта, Чем глубже погружается движитель, тем выше сопротивление его движению и тем. следовательно, больше угол атаки. Зто способствует высокой проходимости движителя во внедорожных условиях, Необходимое, определенное под типичные условия движения и режимы нагружения дви>кителя, близкое к оптимальному соотношение плеч вертикального кронштейна 9 может быть постоянным (согласно фиг. 1 — 3 и 5), частично или полностью обеспечивая максимально возможную эффективность, В случае выполнения обоих плеч кронштейна 9 регулируемой длины (фиг, 4) предоставляется возможность в процессе эксплуатации настраивать движитель на достижение максимального эффекта с точки зрения проходимости по мягкому грунту или снегу, его агрофильного воздействия, Формула изобретения

1. Ходовая часть транспортного средства, содержащая два колеса, связанные между собой посредством балансира, шарнирно установленного на раме транспортного средства, натяжной ролик, вертикальный кронштейн, одним концом связанный с на5 тяжным роликом, а вторым с возможностью относительного перемещения — с балансиром, гусеничную ленту, охватывающую колеса и контактирующую с натяжным роликом, отлич а ющая с ятем, что, с

10 целью повышения проходимости путем улучшения условий колееобразований, связь вертикального кронштейна с балансиром выполнена посредством поперечно-горизонтального цилиндрического шарнира, 15 расположенного между натяжным роликом и поперечно-горизонтальным шарниром крепления кронштейна к остову, 2, Ходовая часть по и. 1, о т л и ч а ю20 щ а я с я тем, что нижний поперечно-горизонтальный цилиндрический шарнир связан с вертикальным кронштейном с возможностью регулирования своего поло>кения относительно поперечно-горизон25 тальнога шарнира, связывающего кронштейн с балансиром, 3. Ходовая часть по и. 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что регулируемая связь нижнего цилиндрического шарнира с кронштей30 ном осуществлена телескопической посредством вертикального стержня, входящего в отверстие в кронштейне, причем обе телескопические части зафиксированы от относительного проворачивания, а в осе35 вом направлении связаны гайкой.

1773787

Составитель А.Мурашко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор И, Шмакова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3900 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства Ходовая часть транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ходовым системам , в частности к приспособлениям, повышающим проходимость колесных транспортных средств на слабых грунтах

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к колесно-гусеничным движителям внедорожных машин

Изобретение относится к ходовым частям внедорожных транспортных машин, направлено на повышение надежности путем снижения перегрузок при переезде через единичное препятствие и позволяет взаимоувязать натяжение гусеничной ленты 12, охватывающей пневматические колеса 1 и 2, и усилия поджатия дополнительной каткой опоры 7 к поверхности движения для повышения проходимости, а также обеспечить снижение пиковых перенапряжений ленты при переезде единичных неровностей

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств Цель изобретения - повышение проходимости и долговечности

Изобретение относится к ходовой части транспортных средств на основе пневматических колес

Изобретение относится к сельскохозяйственному , тракторному и транспортному машиностроению и касается транспортных машин со сменными движителями

Изобретение относится к наземному транспорту, предназначенному для передвижения по ступеням лестничных маршей, и может быть использовано в колясках для инвалидов и тележках для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить надежность работы гусеничного хода путем снижения износа и исключения возможно сти повреждения боковин пневматической шины

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторам с шарнирно-сочлененной рамой типа 4х4 и предназначено для повышения проходимости тракторов, снижения удельного давления движителя на почву

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к области автотранспорта и может применяться в автомобилях, работающих в сельской местности

Изобретение относится к устройствам для строительства и ремонта железнодорожного пути методом звеньевой укладки

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к автомобилестроению, в частности к транспортным средствам повышенной проходимости, и может быть использовано в широком спектре транспортных средств с колесным и гусеничным движителем

Изобретение относится к автомобильному транспорту и касается создания уетройств для повышения проходимости транспортных средств при их движении по неровной поверхности с низкой прочностью

Изобретение относится к универсальным транспортным средствам, которые могут перемещаться как по дорогам с твердым покрытием, так и по слабонесущим грунтам
Наверх