Орган ручного управления инвалидной коляской

 

Использование: органы управления транспортными средствами для инвалидов, о медицинской технике. Сущность изобретения: , орган ручного управления инвалидной коляской выполнен в виде шарнирно соединенного с рамой пустотелого рычага, в верхней части которого установлены рычаги управления тормозной системой и механизмом реверсирования, а также рукоятка руля поворота, связанная трубчатым рычагом с механизмом привода рычага поворота колес, расположенного в нижней части органа ручного управления. Тяги размещены во внутренней трубе, а привод рычага поворота колес выполнен в виде двух зубчатых конических колес, одно из которых закреплено на нижнем конце трубчатого рычага, а другое связано винтовым устройством с цилиндрической рейкой, взаимодействующей через цилиндрическое зубчатое колесо с рычагом поворота колес. Снаружи на пустотелом рычаге установлен механизм фиксации и регулирования тяги движителя. Орган ручного управления инвалидной коляской позволяет , при необходимости, все операции управления совершать одной рукой, не отпуская органа. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4819163/11 (22) 28.04.90 (46) О?.11.92. Бюл. М 41 .. (75) А.Д.Лебедев (56) Заявка Великобритании М 2018693, кл. В 62 М 1/14, 1979, (54) ОРГАН РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКОЙ (57) Использование: органы управления транспортными средствами для инвалидов, в медицинской технике. Сущность изобретения:.орган ручного управления инвалидной коляской выполнен в виде шарнирно соединенного с рамой пустотелого рычага, в верхней части которого установлены рычаги управления тормозной системой и механизмом реверсированич, а также рукоятка

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к транспортным средствам для реабилитации инвалидов.

Известно транспортное средство, приводимое за счет мускульных усилий пассажира, содержащее раму, ножной тормоз, шарнирно. установленный ручной приводной полый рычаг, установленный на полом рычаге с возможностью перемещения и фиксации ползун, кинематически связанный с тягой движителя, механизм поворота, связанный с тягой поворота.

При использовании подобных органов управления транспортным средством в устройствах для людей с утраченной подвижностью нижних конечностей возникнут трудности управления: тормозом — невозможно быстро затормозить без снятия хотя бы одной руки с рычага управления на рычаг. Ж „1773792 А1 (sI>s В 62 М 1/14, А 61 G 5/02 руля поворота, связанная трубчатым оычагом с механизмом привода рычага поворота колес, расположенного в нижней части органа ручного управления. Тяги размещены во внутренней трубе, а привод рычага поворота колес выполнен в виде двух зубчатых конических колес, одно из которых закреплено на нижнем конце трубчатого рычага, а другое связано винтовым устройством с цилиндрической рейкой, взаимодействующей через цилиндрическое зубчатое колесо с рычагом поворота колес. Снаружи на пустотелом рычаге установлен механизм фиксации и регулирования тяги движителя. Орган ручного управления инвалидной коляской позволяет, при необходимости, все операции управления совершать одной рукой, не отпуская органа. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. тормоза, а это увеличивает время включения тормоза иэ-эа дополнительных движений, рассеивает внимание, и при экстренном торможении транспортное средство будет двигаться некоторое время без управления; механизмом поворота— особенно, если управляет транспортным средством человек с одной работоспособной рукой; реверсированием движением транспортного средства, что в известном транспортном средстве отсутствует.

Цель изобретения — упрощение управления и расширение функциональных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что все оперативные органы управления; тормоз, реверс, руль установки угла поворота рулевых колес, регулятор усилия тяги движителя — установлены на пустотелом рыча25

50 ге, IlpeAHBBH3«IBHI- для передачи уси/1ия руки на Ведущее кслеса, и связаны с испол нительнь1ми механизм«зми и э/18ментами следующим образом: тормоз и реверс- гибК1ЛМИ q РОСИКОВЫМИ $11Г3$11Л, П$)ОХОДЯЩИМИ внутри внутренней трубь. полого рычага, на редуктор дьчл>кителя; руль поворога колес в виде г1устателай рукоятки, HBQBTOA на внутренн1010 трубу, — трубчатым рычагам, закан1ИВ3$01цимс ко,и еской шестер ей, находя щейс$1 в зацеплении с другой конической шестерней, связанной через винтовой механизм преобразования направления движения и цилиндрическую рейку с шестерней, взаимодействующей с рычагом по-.

В0Р0Т3 КОЛОС, И Д«1Л88 СИСТЕМОЙ ТЯГ И рычагов, на рулевые коласа; регулятор усилия тя Ги дви>кителя. рзспалах(енны Й пОВерх па/1010 рычЗГз !1 имеlо!Ди!л фиксатор уста" новленного поло>кения, — гибкой тягой, нз редуктор дви>ктге/1я, Такое техническое решение позволяет управ/1ять коляской без лишних,цвижений, с малыми затратами времени, увеличивает функциональные возможности коляски.

КРОме тоГп, т3KBR I:OHcTРУкциЯ ОРГана РУЧь1ОГ(1 управления инВзлиднОЙ кОляскОЙ дает

ВОЗМОж1ЛОСТЬ СОСРедато«11ЛТЬ РС8!/$1PBB/IelНЗ ОДНОМ ИЗ ПОЛЫХ РЫ -ГЗГОВ, «1 ЧИСЛО $1ОЛbIХ

Pb!B3Ã0B сокРзтить, $1$)I H805KOPимасти, QO

ОДНОГО, ЗЗП«1PBËËBËÈВ ЧПР«ЗВЛЕНИ8, — ЭТQ важна для л1одей, лишенных возма>кности

СЗМОСТОЯТельна Г18РВДГЗИГ«ЗТЬСЯ и ИМОЮЩИХ

0АНу РУКУ

НЗ фиг. 1 изаораж811 правь1й орган ручНОГО УГ1РЗВ/18НИЯ, BVJI СО СТОРОНЬ1 СИДВНИЯ, на фиг, 2 — ВИД А на фиг. i; нз фиг, 3 -- вид Б на фиг. 2.

Орган ручнога управления инвалидной коляской содержит вну1реннюю трубу 1, на верхнем расширенном конце которой имеPTc$I ocb 2, на KQTopoA установле lbl Topi!/103 ной рычаг 3 с укрепленной на нем гибкой тросиковой тягой 4 и ры $3г 5 с гибкой трОсиковой тягой 6 для управления устройст вом реверсиравания. Нижний конец внутренней трубы 1 имеет резьбавую нарезку, с помощью которой укреплен в резьбоВом атВерстии ко«1)пуса 7, Где зафиксирован от проворачивания специальной шайбой 8 с наружным и внутренним выступами, Входящими В пазы в корпусе 7 и ва Внутренней трубе 1. и гайкой 9, поверх которой установлена шайба 10 с двумя углублениями в середине для упора íepóæHOé части гибких тросиковых тяг 4 и 6. На внутренн1ою трубу

1 напрессоВан подшипник 11, на KoTopb!I/I

Опирается рукоятка 12 руля поворота колес, соединенная шпанкой 13 с трубчатым рычагом 14, на конце которого на шпанке 15 установлена коническая шестерня 16. Трубчатый рычаг 14 на подшипниках 17 и 18 установлен внутри полого рычага 19, укрепленного на корпусе 7, а для предотвращения проворачивания рычага 19 в корпусе 7 сделано квадратное углубление и на торце рычега 19 имеется квадратный по периметру выступ, входящий в углубление корпуса

7; в корпус 7 запрессована труба 20, имеющая с широкого конца заглушку 21 и два поперечных саосных отверстия, а другой конец с двумя продольными прорезями установлен на подшипниках 22 и 23 в полой главной оси 24, имеющей прорезь и связанной с рамой коляски. B трубе 20 на подшипниках 25 и 26 установлен резьбовой вал 27, у которого с одного конца — зубчатая коническая нарезка для связи с конической шестерней 16, а в середине — резьба, по которой перемещается гайка 28, связанная установочными винтами 29 и 30 через прорези в трубе 20 с цилиндрической рейкой 31, свобадно перемещающейся по трубе 20 и входящей в зацепление с шестерней 32, связанной шпанкой 33 с поворотной осью

34, на которой установлен рычаг 35 с тягой

36 руля поворота колес, На полом рычаге 19 укреплена планка 37 с прорезями для фиксации положения ползунка 38 с рычажком

39, предназначенным,цля перемещения ползунка 38 по полому рычагу 19 и фиксации

В нужном положении, К ползунку 38 npuKpe$1rIeH3 тяга 40, передающая усилие руки с рычага 19 на редуктор движителя.

При использовании органа ручного управления применяют следующие действия и движения руки. ц исходном пало>кении рукоятка 12 руля зажата в ладони человека, сидящего в коляске. Движитель включают в работу колебательными движениями всего органа как рычага, вперед-назад. При этом усилие руки передается тягой 40 на редуктор движителя. Если необходимо затормозить„кисть руки не снимают с рукоятки 12 руля, но разомкнутыми пальцами захватывают рычаг 3 тормоза и притягивают его к рукоятке 12. После торможения можно праизвести реверсирование — отпускают рычаг

3 тормоза и подобным описанному способом воздействуют на рычаг 5 реверса. При этом в обоих случаях соответствующий гибкий тросик 4 или 6 передает усилие на соответ-. ствующие механизмы. Углом установки рулевых колес управляют поворотом рукоятки

12 вокруг своей оси вправо или влево, причем механизм привода рычага 35 поворота колес выполнен таким образом, что число оборотов рукоятки 12 в пределах угла поворота колес 150 зависит ат соотношения параметров конических шестерен 16 и 27

1773792исходя из удобства управления. Так, например, при сохранении усилия кисти руки человека на рукоятке 12 в пределах 0,1...0,3 кгс во всем диапазоне углов установки рулевых колес, т.е. 150, передаточное отношение конических шестерней 16 и 27 должно быть 0.45. При этом необходимо совершить

2,5 оборота рукояткой 12. Чтобы уменьшить или увеличить крутящий момент при сохранении постоянной силы воздействия руки на полый рычаг в пределах 5 кгс при движении по ровной поверхности или по наклонной плоскости, регулируют тягу движителя, захвата рычажка 39 пальцами, а механизм фиксации ползунка 38 может быть выполнен одним из известных способов, но так, чтобы при нажатии на рычажок 39 происхо20 дила его расфиксация, затем продвигают ползунок 38 вверх или вниз по рычагу 19, меняя тем самым плечо рычага приложения тяги 40 — таким образом, не снимая руки с органа управления, а лишь совершая мани25 пуляции на нем и с ним, осуществляют полное управление коляской.

Формула изобретения

1. Орган ручного управления инвалидной коляской, содержащий полый рычаг, шарнирно прикрепленный одним концом к главной оси, связанной с рамой, установленный на полом рычаге с возможностью перемещения и фиксации ползун, кинематически связанный с тягой движителя, механизмы торможения и поворота, связанные соответственно с тягой тормоза и с тягой поворота,отл и чаю щийс ятем,что.с целью упрощения управления и расширения функциональных возможностей, он снабжен механизмом реверса с тягой, корпусом, трубой с продольными паза30

35 перемещая скользящую в полуобхвате кисть руки вниз по полому рычагу 19 до 15 ми,неподвижно связанной с корпусом и установленной с возможностью поворота внутри выполненной полой главной оси, имеющей прорезь, двуплечими рычагами с осью, внутренней трубой, установленной в полом рычаге, первый конец которой неподвижно соединен с корпусом, а на втором конце закреплена упомянутая ось, на которой шарнирно установлены двуплечие рычаги, первые плечи которых свободны, а вторые плечи кинематически связаны посредством размещенных во внутренней трубе тяг с механизмами торможения и реверса, при этом полый рычаг жестко связан с корпусом..

2, Орган ручного управления по и. 1, о тл и ч а ю шийся тем, что он дополнительно снабжен поворотной осью с рычагом, кинематически связанным с тягой поворота, охватывающим внутреннюю трубу трубчатым рычагом, установленным с возможностью вращения внутри полого рычага, рукояткой, установленной с возможностью вращения снаружи на втором конце внутренней трубы и неподвижно скрепленной с первым концом трубчатого рычага, при этом механизм поворота включает в себя установочнь1е винты, реечно-шестереночную передачу и две кинематически соединенные между собой конические шестерни, первая из которых закреплена на втором конце трубчатого рычага, а вторая, выполненная в виде реэьбового вала, установлена с возможностью вращения в трубе, причем шестерня реечношестеренчатой передачи закреплена на поворотной оси и выполнена с возможностью взаимодействия через прорезь главной оси с выполненной цилиндрической рейкой, связанной посредством установочных винтов через продольные пазы трубы с гайкой, подвижно установленной на второй конической шестерне.

1773792

1773792

Корректор И. Шмакова

Редактор Т,Федотов

Составитель АЛебедев

Техред М.Моргентал

Заказ 3900 Тираж Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СС и ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская неб., 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул,Гагарина, М Н

Г ина 101 ()

Орган ручного управления инвалидной коляской Орган ручного управления инвалидной коляской Орган ручного управления инвалидной коляской Орган ручного управления инвалидной коляской Орган ручного управления инвалидной коляской 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека

Изобретение относится к велостроению

Изобретение относится к средствам перемещения инвалидов

Изобретение относится к инвалидным спортивным коляскам

Изобретение относится к средствам для перемещения инвалидов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к производству мускульных транспортных средств

Изобретение относится к медицинскому оборудованию и позволяет повысить удобство в эксплуатации

Коляска // 1683741

Изобретение относится к медицине и предназначено для передвижения больных и инвалидов с нарушенной или утраченной функцией опорно-двигательного аппарата и может использоваться в домашних условиях, для прогулок по улице, лечебных учреждениях, домах-интернатах

Изобретение относится к области медицины, в частности относится к транспортным средствам, и может быть использовано для перемещения инвалидов в различных условиях, для тренировки всех групп мышц при одновременном передвижении по различным направлениям, а также для занятий физкультурой и спортом, участия в соревнованиях вместе со здоровыми людьми, что значительно стимулирует социальную реабилитацию инвалидов

Изобретение относится к креслу на колесах и может быть использовано для самостоятельного перемещения инвалидов

Изобретение относится к инвалидным креслам и может быть использовано для самостоятельного перемещения инвалидов

Изобретение относится к средствам передвижения для людей с ограниченной подвижностью

Изобретение относится к креслам для инвалидов и может быть использовано для их самостоятельного перемещения

Изобретение относится к средствам реабилитации инвалидов, в частности к складным колесным креслам, предназначенным для повседневного использования лицами с частичным либо полным поражением опорно-двигательного аппарата, а также для его совместной эксплуатации с автомобильным транспортером

Изобретение относится к медтехнике и может быть использовано для перемещения инвалидов в домашних условиях с применением ручного привода
Наверх