Способ снятия судна с мели и устройство для его осуществления

 

Использование: для снижения сил трения и сцепления корпуса судна с грунтом при снятии с мели. Сущность изобретения; на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориентированные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные о сторону бортов аварийного судна на мели. Устройство содержит вьюшку со штангой и рычагом, приводимую во вращение лебедкой при помощи каната, сматываемого с вьюшки. Маятник выполнен из нескольких пустотелых блоков, соединенных в обойму, а стойки выполнены составными. 2 с.и 1 з.п, ф-лы, 2 ил.

сОюз сОВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК А3 „„1773799 А1 (sl>5 В 63 С 7/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! ll:., ° ..:, (((. (-i ;;

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4883245/11 (22) 27.08.90 (46) 07.11.92, Бюл, И 41 (72) П.К.Шубин и В.И.Котляров (56) Алексеев Г.М.. Лесков М.M., Литвиненко

А,И. и др. Морское дело. Л„Транспорт, 1967, с.732, (54) СПОСОБ СНЯТИЯ СУД(-(А С МЕЛИ И

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Использование: для снижения сил трения и сцепления корпуса судна с грунтом при снятии с мели, Сущность изобретения;

Изобретение относится к области спасательного дела, конкретно к способам снятия судов с мели путем снижения сил трения и сцепления судна с грунтом, Известен способ снятия судна с мели, основанным на том, что снятие судна с мели осуществляют последовательным рядом рывков, преобразуя усилие ка>кдого рывка судна-спасателя в статическое натяжение якорной системы (авт.св, СССР И. 1044551, 1982). Однако указанный способ малоэффективен из-за того, что не уменьшены силы присоса корпуса судна к грунту.

Известны способы снижения сил сцеп- ления корпуса судна с грунтом, основанные на воздействии на прилегающий к корпусу пограничный слой грунта. например, продуктами сгорания (авт.св. СССР К 755679) или пузырьками газа, получаемыми в процессе электролитического разло>кения воды (патент CLlJA N" 3538876). Однако все указанные способы воздействия на пограничный слой грунта или малоэффективны, или на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориентированные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные в сторону бортов аварийного судна на мели.

Устройство содержит вьюшку со штангой и рычагом, приводимую во вращение лебедкой при помощи каната, сматываемого с вьюшки. Маятник выполнен из нескольких пустотелых блоков, соединенных в обойму, а стойки выполнены составными, 2 с,и 1 з.п, ф-лы, 2 ил. неэкономичны, что не позволяет применять их достаточ н о ш и ро ко.

Наиболее близким по технической сущности к изобретени о является спосо1 сняЪ тия судов с мели с применением взрывчатых веществ, создающих при взрыве сотрясение грунтового основания пад судном (авт,св. СССР М 11062, кл. 65 в, 20, 1957). Он (д) выбран в качестве прототипа, Сущность этого способа заключается в © следующем. Вокруг корпуса судна, севшего . О на мель, закладывают заряды взрывчатых веществ, причем величину зарядов выбирают таким образом, чтобы взрывы были безопасными для аварийного судна и судна-спасателя. При взрыве происходит сотрясение грунтового основания пад судном, благодаря чему уменьшаются силы сцепления между его корпусом и грунтом, Недостатками прототипа являются низкая эффективность вибрационного возлействия по времени и расстоянию иэ-за быстрого и значительного затухания вибра1773799 ционных колебаний грунта от взрыва; возможность повре>кдения корпуса аварийного судна при увеличении заряда взрывчатого вещества и сокращении расстояния до заряд ; ограничение по использованию из-за прочностных характеристик корпуса аварийного судна, в особенности при наличии повре>кдений при посадке на мель, Целью изобретения является уменьшение требуемого усилия путем снижения сил присоса судна к грунту, что достигается посредством раскачки корпуса аварийного судна на мели жестко закрепленным к неглу маятником, а также повышение зффективности работы, Положительный эффект, достигаемый изобретением, заключается B следующем: уменьшаются силы сцепления с грунтом корпуса аварийного судна, ввиду чего возможно применение судна-буксировщика меньшей мощности; уменьшается время снятия аварийного судна с мели; уменьшаются расходы на проведение спасательных работ.

Сущность изобретения заключается в том, что на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориентированные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные в сторону бортов аварийного судна с частотой, близкой к частоте собственной бортовой качки аварийного судна, благодаря чему получаютуглы динамического крена аварийного. судна, которые уменьшают силы сцепления и трения между корпусом и грунтом на величину

Ь Г = Kf-,) — + с) S:

Р

Ib где и 1д — коэффициенты трения и дви>кения обшивки корпуса по грунтовому основанию (! О) соответственно;

Р— вес корпуса на мели;

I u b — длина и средняя ширина опорной поверхности ГО под корпусом; с — сцепление обшивки с ГО мели;

Sp — часть площади опорной поверхности ГО. по которой разрушается контакт обшивки корпуса с опорной поверхностью при раскачке корпуса с амплитудой, равной В;

Сл,.ч,и Cz — предел прочности и удельная жесткость ГО, Отличительным от прототипа принципом предлагаемого способа является то, что на верхней палубе, надстройке или мачте аварийного судна закрепляют устройства, создающие переменные нагрузки, ориенти 15

55 рованные в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута, и направленные в сторону бортов аварийного судна на мели: л.= " о=,д где 1 — момент инерции площади опорной поверхности ГО;

С - удельная жесткость ГО на неравномерное сжатие, (й - момент инерции массы корпуса.

Это позволяет считать признаки изобретения существенными.

Предлагаемый способ реализуется устройством, Сущность изобретения заключается в том, что устройство для снятия судна с мели, содержащее судно-буксировщик, связанное буксирным тросом с аварийным судном, снабжено приспособлением для раскачивания сидящего на мели судна, выполненным в виде установленного на стойках, закрепленных на палубе аварийного судна, маятника, корпус которого связан посредством кривошипно-шатунного механизма с вьюшкой, один конец которой пропущен через обводной блок и навит на барабан лебедки, установленной на палубе судна-буксировщика, при атом участок каната от обводного блока до барабана лебедки ориентирован в направлении, параллельном направлению буксирного троса, причем корпус маятника выполнен из обойглы пустотелых отсеков с люками для заполнения отсеков сыпучим или жидким балластом, а стойки для установки маятника выполнены составными.

На фиг.1 изобра>кен вид сверху устройства; на фиг.2 — вид А на фиг,1.

Предлагаеглое устройство содержит аварийное судно 1, судно-буксировщик 2, буксирный канат 3, лебедку 4 на судне-буксировщике 2, канат 5 для раскручивания вьюшки 6, обводной блок 7, маятник 8 с люком 9 ось 10 для установки маятника 8 на стойки 11. болты 12 для соединения стоек

11, обух 13 для крепления шатуна 14 при помощи пальца 15, кривошип 16, соединенный с. шатуном 14 при помощи пальцз 17 и закрепленный на оси 18 вьюшки 6, противовес 19, закрепленный на кривошипе16, фундамент 20 для вьюшки 6, наконечник 21 для ручки (на фигурах не показан).

Пользуются устройством следующим образом.

На аварийном судне 1 устанавливается устройство так, как показано на фигурах.

Затем присоединяют канат 5 к вьюшке 6, пропустив его предварительно через обводной блок 7. Отсоединяют кривошип 16 от

1773799 оси 18 вьюшки 6, надевают ручку на наконечник 21 оси 18 и наматывают на вьюшку

6 канат 5 с лебедки 4. Соединяют аварийное судно 1 с судно-буксировщиком 2 при помощи буксирного каната 3. После намотки ка- 5 ната 5 на барабан вьюшки 6 отсоединяют ручку от наконечника 21 и присоединяют кривошип 16 к оси 18 вьюшки 6. При сматывании каната 5 с вьюшки G маятник 8 начнет совершать колебательные движения. созда- 10 вая бортовую качку аварийного судна 1.

Формула изобретения

1. Способ снятия судна с мели, заключающийся в приложении к аварийному судну стягивающего усилия вместе с раскачивани- 15 ем последнего, о т л и ч а:о шийся тем, что, с целью уменьшения силы присоса судна к грунту, аварийное судно раскачивают в плоскости, параллельной плоскости мидель-шпангоута. с частотой, равной частоте 20 бортовой качки этого судна.

2. Устройство для снятия судна с мели, содержащее судно-буксировщик, связанное буксирным тросом с аварийным судном. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью повышения эффективности в работе, оно снабжено приспособлением для раскачивания сидящего на мели судна, выполненным в виде установленного на стойках, закрепленных на палубе аварийного судна, маятника, корпус которого связан посредством кривошипно-шатунного механизма с вьюшкой, один конец каната которой пропущен через обводной блок и навит на барабан лебедки, установленной на палубе суднабуксировщика, при атом участок каната от обводного блока до барабана лебедки ориентирован в направлении, параллельном направлению буксирного троса.

3. Устройство по п.2. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что корпус маятника выполнен из обоймы пустотелых отсеков с люками для заполнения отсеков сыпучим или жидким балластом, а стойки для установки маятника выполнены составными.

Способ снятия судна с мели и устройство для его осуществления Способ снятия судна с мели и устройство для его осуществления Способ снятия судна с мели и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морскому и речному транспорту, в частности к технологии снятия судна с мели

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам снятия аварийных кораблей и других объектов с мели

Изобретение относится к технике аварийно-спасательного дела и предназначено для снятия с мели, в первую очередь, представляющих взрыво- и экологическую опасность, например, крупных нефтеналивных судов

Изобретение относится к технологии снятия и буксировки судна, выброшенного на берег

Изобретение относится к технике аварийно-спасательного дела и предназначено для снятия судов с мели, в первую очередь, представляющих повышенную опасность, например нефтеналивных судов, судов, транспортирующих горюче-смазочные, токсичные и радиоактивные грузы

Изобретение относится к эксплуатации флота, а именно проведения аварийно-спасательных работ

Изобретение относится к морскому и речному транспорту, в частности к технологии снятия аварийного судна с мели
Наверх