Фрикционный элемент

 

Использование: в тормозных устройствах транспортных средств, в дисках сцепления , а также, в опорных конструкциях, например, в подпятниках, корпусах подшипников . Сущность изобретения: фрикционный элемент содержит матрицу и каркас с открытыми со стороны его рабочей поверхности ячейками. Рабочая поверхность элемента выполнена с ячейками, ограниченными торцевыми поверхностями стенок ячеек каркаса с образованием регулярного микрорельефа . Каркас может быть выполнен в виде сотовой конструкции. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

P E CllYbflMK

Е .! ° к как (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

ГОСУДРРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4672584/27 (22) 04.04.89 (46) 15.11,92. Бюл. N. 42 (71) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" (72) В. В. Моргун и С. С. Лебеденко (56) Авторское свидетельство СССР

N. 312992, кл. F 16 D 65/04, 1968. (54) ФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ (57) Использование: в тормозных устройствах транспортных средств, в дисках сцеплеИзобретение относится к машиностроению и может найти применение в тормозных устройствах транспортных средств, в частности легковых автомобилей, дисках сцепления, а также в опорных конструкциях, например, подпятниках, корпусах подшипников и т.п, Известны конструкции фрикционных элементов, в матричном теле которых перпендикулярно трущейся поверхности равномерно размещены пластины, образующие каркас, при этом вследствие того, то один торец каждой пластины расположен на трущейся поверхности формируются ячейки, открытые со стороны укаэанной поверхности.

Недостатками данных конструкций являются низкие эксплуатационные качества вследствие того, что элементы каркаса совместно с матричным материалом образуют плоскую рабочую поверхность, которая не способствует плавности хода в парах трения, контактной жесткости, снижению температуры в зоне трения сопряженных деталей, прирабаты ваемости и сокращению ее длительности и т.д, Кроме того, вследст. Ы „1775570 А1 (я)л F 16 0 69/02, 65/10, 13/64 ния, а также, в опорных конструкциях, например, в подпятниках, корпусах подшипников. Сущность изобретения: фрикционный элемент содержит матрицу и каркас с открытыми со стороны его рабочей поверхности ячейками. Рабочая поверхность элемента выполнена с ячейками, ограниченными торцевыми поверхностями стенок ячеек каркаса с образованием регулярного микрорельефа. Каркас может быть выполнен в виде сотовой конструкции. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. вие того, что объемная доля каркаса по отношению к объему всего изделия незначительна. не решается вопрос уменьшения массы фрикционного элемента с вытекающими отсюда последствиями. В результате снижается надежность и долговечность работы машин и оборудования.

Цель изобретения — улучшение эксплуа- д тационных качеств путем увеличения несущей способности. 4

Поставленная цель достигается тем, что во фрикционном элементе, содержащем матрицу и каркас с открытыми се стороны

coo рабочей поверхности ячейками, рабочая 4 поверхность фрикционного элемента вы- C) полнена в виде ячеистой поверхности, ячейки которой ограничены тороеаыми ни поверхностями стенок ячеек каркаса с обра-, д ! зованием регулярного микрорельефа.

Предпочтительно выполнение каркаса фрикционного элемента в виде сотовой конструкции.

На фиг. 1 представлен фрагмент фрикционного элемента в сечении; на фиг. 2— каркас сотовой конструкции; на фиг. 3— фрагмент фрикционного элемента, вид

1775570

10 матричного материала, имеющего малую 15 плотность, например, соответственно из:

50 сверху; на фиг, 4 — фрагмент фрикционного элемента, демонстрирующий наличие микрорельефа на фрикционной поверхности, Фрикционный элемент, например тормозной барабан с его ступичной опорной частью, представляет конструкцию, включающую цилиндрический каркас 1, заполненный теплоотводящим матричным материалом 2. Предпочтительная конструкция, в которой каркас 1 выполнен в виде сот (см. фиг. 2).

Каркас 1 выполнен из фрикционного материала,. имеющего прочность, тепло-износостойкость выше, чем у теплоотводящего стали 12Х18Н10Т и жаропрочного алюминиевого сплава АК4 для фрикционного элемента или алюминиевого сплава Д16 для опорного элемента, или же соответственно из сплавов на основе Мо, W и меди для тяжелонагружен í blx узлов.

Каркас 1 может иметь покрытие 3, выполненное из материала, обладающего хорошей теплопроводностью и совместимого с материалом каркаса и теплоотводящим матричным материалом.

Например, для каркаса на основе железа и матрицы на основе алюминия в качестве покрытия целесообразно использовать медь. Каркас 1 выполнен с высотой стенок, соизмеримой с толщиной матрицы 2, и установлен таким образом, что после заполнения теплоотводящим материалом его открытие ячейки располагаются на рабочей поверхности 4, которую подверг .ют обработке для придания ей окончательной формы, размеров и шероховатости (равновесной), В результате рабочая поверхность

4 предлагаемого элемента принимает вид поверхности с регулярным микрорельефом, ячейки 5 которой ограничены торцевыми поверхностями стенок ячеек каркаса 1, Таким образом каркасом 1 формируется прерывистая фрикционная поверхность элемента. Причем площадь каркаса по отношению ко всей рабочей поверхности составляет от 3 до 70%, что соответствует фактической площади кон акта поверхностей, Предпочтительно указанные элементы изготавливать в виде армированных отливок. Но возможно формообразование их путем спекания или напыления.

Возможны также варианты конструкции, в которых каркас 1 может быть покрыт упрочняющим покрытием, например нитридами титана, а теплоотводящий матричный материал 2 самозалечивающимся, в частности алюминиевый сплав АК-4 фтористым натрием и криолитом.

Кроме перечисленного, на фиг. 1 показаны стрелки, подходящие к рабочей поверхности фрикционного элемента и условно показывающие действующие на элемент силы, а на фиг. 4 — глубина ячейки h.

Конструкция фрикционного элемента определяется условиями его эксплуатации в соответствии с чем выбираются размеры ячеек и толщина стенок каркаса.

Работает фрикционный элемент следующим образом.

На рабочую поверхность 4 элемента действует нормальная сила, соответствующая прижимному усилию тормозной колодки (на чертежах не показано) к поверхности трения .тормоза или усилию запрессовки, например корпуса подшипника. Контакт двух поверхностей происходит по наиболее выступающим частям, В заявляемом элементе таким частями являются торцевые поверхности стенок ячеек каркаса 1, выполненного из фрикционного материала.

При торможении на рабочей поверхности 4 генерируется тепло, которое через теплоотводящий материал 2 отводится от каркаса 1 через покрытие 3, имеющее высокую теплопроводность и хорошую совместимость и теплоотводящим материалом 2. Покрытие 3 исключает тепловой барьер между каркасом

1 и теплаатводящим материалом 2.

Вследствие чего тепло отводится от каркаса 1 и распределяется по обьему изделия.

Дискретность и регулярность расположения торцевых поверхностей стенок ячеек каркаса 1 нв рабочей поверхности, интенсивное охлаждение их теплоотводящим ма териалом 2, позволяют снизить температуру поверхности трения и стабилизировать температурное поле, что в целом способствует повышению срока службы изделия. При этом обеспечивается оптимальная несущая способность элемента и повышается его работоспособность.

B опорных конструкциях тепло отводится аналогичнь|м образом. При этом вследствие наличия регуляризованного микрорельефа на рабочей поверхности повышается натяг, гидроплотность, маслоемкость т.п, соединения, что также способствует повышению долговечности изделия.

Формула изобретения

i, Орикционный элемент, содержащий матрицу и каркас с открытыми со стороны его рабочей поверхности ячейками, имеющими стенки с высотой, соизмеримой с толщиной матрицы, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем увеличения несущей способности, рабочая поверхность фрикционнсго

1775570 элемента выполнена в виде ячеистой ппверхности, ячейки которой ограничены торцевыми поверхностями стенок ячеек каркаса с образованием регулярного микрорельефа, 2. Элемент по и, 1, от л и ч а ю щи и с я тем, что каркас выполнен в виде сотовой конструкции.

1775570

Составитель И,Лукина

Техред M.Моргентал.

Корректор Л.Лука

Редактор А.Соколова

Заказ 4027 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Фрикционный элемент Фрикционный элемент Фрикционный элемент Фрикционный элемент 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении, в частности в дисковых тормозах колесных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным накладкам для барабанных и дисковых тормозов или сцеплений, а также к способу их изготовления

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным элементам узлов трения машин и механизмов, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизатору крутильных колебаний, в частности, для автомобиля, в состав фрикционного сцепления которого он входит

Изобретение относится к машиностроению , а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тракторои автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для фрикционного сцепления в автомобилях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления и может быть использовано в выключаемых фрикционных муфтах сцеплений трансмиссий транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к фрикционным устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в приводе технологического оборудования, например кузнечно-прессового
Наверх