Способ изготовления статора электрической машины

 

Способ изготовления статора электрической машины. Назначение в технологии безотходного производства обмоток и магнитопроводов электрических машин из ферромэгнитной проволоки Сущность изобретения: катушечные группы (1) наматывают на шаблон с равномерным натяжением кг, формуют их, спрессовывают и изолируют катушки с удельным делением 40-50 кг/см . Затем катушки запекают в фолыи-пазах шаблона, извлекают катушки из шаблона и устанавливают их по окружности цилиндрической оправки, формируя пазово-зубцовую зону, образуют из проволоки ярмо (3) магнитолровода статора и скрепляют его с катушечными группами. 10 ил (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 15/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Г10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4709490/07 (22) 11.04.89 (46) 15.11.92. Бюл. N. 42

{71) Харьковский авиационный институт им.

Н.Е.Жуковского (72) И.П.Копь!лов, Н.И.Суворова, А.M.Îëåéников. А.И.Яковлев и M.M.ßêîâëåâ (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1667192. кл. Н 02 К 1/06, 1989.

Яковлев А.И. Электрические машины с уменьшенной материалоемкостью. M.;

Энергоатомиздат. 1989, с, 112-116. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электротехнике, конкретно — к технологии безотходного изготовления обмоток и магнитопровода статора электромашины переменного тока из ферромагнитной проволоки.

Известен способ изготовления статора электромашины, согласно которому ярмо и зубцовую зону магнитопровода статора выполняют из витой и ферромагнитной проволоки, причем он включает намотку ярма ортогонально по отношению к катушкам и непосредственно на них, а катушки изготавливают из ферромагнитного провода на специальных шаблонах, Такой способ и устройство для изготовления статора позволяет автоматизировать процесс .изготовления статора, однако техническое решение не обеспечивает необходимой прочности конструкции статора, в. Ж 1775803 А1 (57) Способ изготовления статора электрической машины. Назначение: в технологии безотходного производства обмоток и магнитопроводов электрических машин из ферромагнитной проволоки. Сущность изобретения: катушечные группы (1) наматывают на шаблон с равномерным натяжением 3 — 5 кг, формуют их, опрессовывают и изолйруют катушки с удельным делением

40 — 50 кг/см . Затем катушки запекают в

2 фольги-пазах шаблона, извлекают катушки из шаблона и устанавливают их по окружности цилиндрической оправки, формируя пазово-зубцовую зону, образуют из проволоки

)IpMo (3) магнитопровода статора и скрепляют его с катушечными группами. 10 ил, котором не могут быть реализованы возможности улучшения магнитных свойств, так как такой магнитопровод имеет малый коэффициент заполнения активного эубцового слоя из — за значительного распределенного воздушного зазора в этом слое, особенно в зоне соединения зубцовой зоны с ярмом, что требует увеличенного количества ампервитков и снижает КПД машины.

Кроме этого, в таком техническом решении отсутствует возможность увеличения использования активного объема и материала, особенно за счет совмещения функций обмоток и магнитопровода. При этом осложнено йзготовление катушек с высоким коэффициентом заполнения.

Известен способ изготовления катушек электрических машин (2), включающий намотку провода на шаблон, снятие намотан1775803 ной заготовки с шаблона и наложение изоляционной гильзы с последующей опрессовкой круглых. и прямоугольных медных проводов, которые затем укладывают в пазы магнитопровода статора, Вместе с тем, при изготовлении совмещенных с пазами магнитопровода катушек электрических машин из ферромагнитных проводов применение этого способа и устройства ограничено тем, что трудно добиться высокой производительности изготовления катушек при одновременном сохранении параллельной укладки проводов. Нарушение же параллельности укладки приводит к заметному ухудшению коэффициента заполнения активного объема машины, снижению КПД и cos р При этом из-за необходимости монтажа катушек в пазы увеличивается трудоемкость изготовления.

Цель изобретения — изготовление статоров из ферромагнитной проволоки с оптимальными электромагнитными характеристиками.

Поставленная цель достигается тем, что катушечные группы, наматывают с равномерным натяжением 3-5 кг, à onðåcñoâûBàют и изолируют катушки с удельным давлением 40-50 кг/см .

Сопоставительный анализ показал, что предлагаемый способ по данному изобретению и прототип не имеют общих отличительных признаков. Благодаря упорядоченной намотке ферромагнитной проволоки на специальные шаблоны-спутники, уплотнение и склеивание в спутниках

- фальшпазов, обеспечивается изготовление пазово-зубцовой эоны с высоким коэффициентом заполнения и оптимальное использование материала при снижении трудоемкости и повышении прочности магнитопровода.

На фиг,1 изображен статор электродвигателя, продольный разрез; на фиг.2 — то же, поперечный разрез (по А — А на фиг.1), на фиг.2,а — пазово-зубцовая зона и ярмо из ферромагнитного провода прямоугольного сечения — вариант I; на фиг.2,б — то же, но из круглого провода — вариант И; на фиг.3— катушечные группы для петлевой пазовозубцовой зоны статора, продольный разрез; на фиг.4 — то же, поперечный разрез; на фиг.5 — катушечная группа для коаксиальной пазово-зубцовой эоны статора; на фиг.6 — круглый статорный шаблон — спутник и схема намотки ферромагнитного провода с коэффициентом заполнения пазово-зубцовой зоны К =1 1; íà фиг.7 — способ растяжки катушечных групп путем удаления из шаблона — спутника полуцилиндров 9 и пе5

55 ремещения секторов 10; на фиг,8 — опрессовка прямых участков катушечных групп, формообразование секции (концентрическая обмотка) наложение изоляции, калибровка и за печка в подогретом спутнике-фальшпазов — пространственное изображение; на фиг.9 — то же, продольный разрез; на фиг.10 — то же, поперечный разрез, Витки секций (однослойной или двухслойной) обмоток {катушечных групп) I выполнены из ферромагнитной и роволоки (круглой или прямоугольной) и плотно уложены друг относительно друга, образуя распределенный активный кольцевой пазово-эубцовый слой статора во всем обьеме между расточкой 2 статора и ярмом 3 магнитопровода. Ярмо 3 намотано из изолированной стальной проволоки концентрично непосредственно поверх витков обмотки

1. При этом ярмо 3 удлинено (участок З,а) в зону лобовых частей обмотки вплоть до ее торцов 1,а. Обмотки (катушки) 1 и магнитопровод 3 скреплены в монолит при помощи отвержденной в пустотах между витками обмотки и ярма ферромагнитной массой 4 и смонтирована в гофрированный из стальной ленты оребренный корпус 5 со щитами

6. Для компенсации температурных расширений, возникающих в витках обмоток 1 и ярма 3 на корпусе 5 устроены местные продольные V-образные элементы 7. Ребра охлаждения 5,а образованы путем гофрирования стальной ленты; у корня этих ребер стальная лента скрепляется сваркой

8.

При таком исполнении статора пазовозубцовая зона и ярмо жестко скреплены и образуют единое в электромагнитном отношении тело. При этом функции пазово-зубцовой зоны совмещены — витки 1 из ферромагнитной проволоки проводят не только электрический ток, но и магнитный поток, а ярмо 3 имеет увеличенную длину по сравнению с классической электромашиной — оно удлинено в зону лобовых частей обмотки и таким образом обеспечивает практически 1007ь заполнения объема статора активным материалом, что повышает его использование.

На фиг.3 показана схема расположения секций петлевых катушечных групп 1 пазово-зубцовой зоны из прямоугольной е поперечном сечении ферромагнитной проволоки. витки которой плотно уложены друг к другу и.образуют пазово-зубцовую зону статора (вариант I), При этом (особенно для крупных электромашин) зона 1,а представляет собой лобовые части трехфазной двухслойной обмотки, а зона i,á — формо1775803 ванные в специальной форме лобовые части эта технологическая операция хорошо отработана на всех электротехнических заводах, выпускающих крупные машины, поэтому эта известная технология и форма в данной заявке не описывается).

Аналогично выполнена паэово-зубцовая зона из концентрической обмотки из круглого ферромагнитного (вариант И) провода (фиг.1 —,5), что применяется главным образом для машин малой и средней мощности. В этом варианте лобовые части

l,а с двух сторон пазово-зубцовой зоны выполнены одинаково. Причем, как и в вари,а нте I, пустоты между проводами заполнены эластичной ферромагнитной массой 4.

Состав и технология переработки эластичной магнитодиэлектрической массы различны для пропитки и склеивания прямоугольных проводов (фиг.1,2, вариант I) и для круглых проводов (вариант II). Для первого варианта масса состоит из 100 массовых частей эпоксидной смолы, например. марки ЭД-22, смешанной с железным порошком (250 вес.частей), например, марки

ПЖЭ, и отвердителем полиэтиленполиамином (10 вес.частей). Отверждение такой массы может происходить при окружающей температуре 20-30 С. Для второго варианта состав массы следующий:

Компоненты в массовых единицах,$

Полиорганосилоксан 100

Полиэфиракрилат (МГФ-1) 0,3 — 0,6

Аэросил 3-4

Железный порошок (с окисной пленкой) марки ПЖЗ 400

Способ приготовления и использования массы-смешивание компонентов при нормальной температуре и после пропитки этой массой пазово-зубцовой зоны 1и ярма

3 весь магнитопровод термообрабатывают при температуре 70 — 80 С в течение 10-15 мин седельным давлением в форме 10 — 13 кГ/см (форма закрытия — условно не показана).

Устройство шаблона — спутника, предназначенного для намотки и растяжки катушечных групп I, видно из фиг.6 и 7, Оно состоит из двух полуцилиндров 9 и двух секторов 10. В собранном виде — это круглая мкогопутьевая оправка, на внешней стороне которой в выточках располагается, например, фаза (катушечная группа) из ферромагнитной проволоки I, Шаблоны спутников-фальшпазов (фиг.8-10) предназначены для формования, опрессовки и наложения изоляции на катушечные группы I с последующей запечкой их и представляют собой подогретый фигурный утюг (нагревательные элементы условно не показаны), состоящий из двух частей: И вЂ” фальшпазы спутника с вложенными в них электроизоляционкыми гильзами (ко5 робочками) 12 с подклеивающим слоем и ответные выступы 14 на крышке 13 спутника.

Технологический процесс изготовления пазово-зубцовой зоны состоит в следую10 щем.

Катушечные группы упорядоченно (с раскладкой слоями с коэффициентом заполнекия К = 1) наматывают на многопутьевой шаблок-спутник круглой формы (фиг.6).

15 При этом с помощью стандартного натяжного устройства (условно не показано) обеспечивают равномерное натяжение обмоточного ферромагкитного провода усилием 3-5 кг. После намотки выталкивают

20 полуцилиндры 9 из шаблона-спутника, раздвигают секторы 10 и формируют катушки до придания катушечным группам I необходимой формы (фиг.7), заводят прямые участки катушечных групп I в

25 спутники-фальшпазы И (фиг.8), в которые предварительно установлены самозавертывающиеся при контакте с прямыми участками катушек! изоляционные гильзы 12, затем опрессовывают катушки I в спутнике удель30 ным давлением 40-50 кг/см . Формование

2 и подпрессовку выполняют в процессе наложения изоляционных гильз 12 на катушечные группы 1, после чего в откалиброванном состоянии гильзы запекают при 120 — 160 С

35 в течение 10 мин, вместе с проводом до монолитного состояния. Температура запечки колеблется для различных клеев. После этого катушечные группы выпрессовывают под давлением 50 — 60

40 кг/см из спутников-фальшпазов и укладыz вают плотно друг к другу по окружности цилиндрические оправки, образуя пазовозубцовую зону (фиг.3 — 5).

Удельное давление опрессовывания ка45 тушечных групп равно (40-50) кг/см . Нижнее давление (40 кг/см ) требуется для ферромагнитных проводов малого диаметра (0,3 — 1,5 мм), а давление в 50 кг/см — для проводов с диаметром 1,6 — 2,5 мм.

50 Температура спекания катушечных групп 120 — 160 С, Она соответствует наиболее распространенным классам нагревостойкости витковой и корпусной изоляции ферромагнитных проводов.

55 Нижний предел температуры спекакия

120 С используется для замоноличивания. обмоток с HGfpGBocToAKQGTblo изоляции ферромагнитных проводов по классам Е и

В, а верхний предел 160 С вЂ” для классов I= и Н.

1775803

Поверх пазово-зубцовой зоны по всей длине ортогонально к группе! наматывают концентрические витки из ферромагнитной проволоки 3, образуя ярмо магнитопровода статора (фиг.1,2). Затем соединяют электро- 5 схему обмоток 1 и осуществляют заполнение пустот между проводами описанной выше эластичной ферромагнитной массой

4, и в опреСсованном виде запекают при температуре 70-80 С в течение 10 мин, и 10 передают на дальнейшую сборку с корпусом.

В рассматриваемых вариантах пазовозубцовая зона и ярмо могут выполняться из ферромагнитного провода прямоугольного 15 сечения (фиг,1 и 2, вариант l) и из круглого провода (фиг.1, 2, вариант I I).

После такого изготовления магнитопровода с обмоткой 1 на него напрессовывают

"безотходно изготовленный из гофрирован- 20 ной ленты оребренный корпус 5, ставят щи- . ты 6 и все внутренние пустоты между витками 1,3 и в компенсационных Ч-образных элементах 7 заполняют описанной выше желеобразной ферромагнитной массой 25

При такой технологии изготовления статора обеспечивается экономия материалов (экономия электротехнической стали по

50% и 100%» дорогостоящей меди). Техноло- 30 гические операции просты и легко поддаются механизации. В конструкции статора не требуются пазовые крышки, клинья, переплетные и крепежные материалы и пропиточные лаки. Это ведет к упрощению 35 изготовления, удешевлению статора и снижению трудоемкости. При этом, благодаря подпрессовке и упорядоченной укладке (рядной или шахматной), коэффициент заполнения Ке ферромагнитной проволокой 40 пазово-зубцовой зоны и ярма возрастает практически от 0,7 до 1. Это упрочняет конструкцию и увеличивает удельную мощность машины, что в конечном счете приводит к достижению поставленной цели 45

1,» 4,» — повышению использования объема, увеличению прочности и надежности, улучшению энергетических и виброакустических показателей из-за снижения действия электромагнитных сил.

Таким образом, рассмотренные преимущества конструкции и технологии изготовления распределенного пазово-зубцового слоя, совмещение функций обмоток (не только как электропроводящей системы, но и магнитопроводящей), приводят к повышению уровня электромагнитного использования активных материалов и объема машины, росту прочности и надежности, расширению их конструктивной пластичности при безотходной технологии изготовления. Улучшенной магнитной проводимости и теплопроводности способствует также то, что весь статор заполняется ферромагнитной массой 4, а подшипниковые щиты 6 vpeпятся к гофрированному корпусу 5 и составляют одно целое с магнитопроводом.

Перечисленные преимущества и достоинства данного изобретения при его реализации обеспечат существенный технико-экономический и народно-хозяйственный эффект.

Формула изобретения

Способ изготовления статора электрической машины, согласно которому на шаблон наматывают катушечные группы, формуют, опрессовывают и изолируют катушки, после чего катушки запекают в фальшпазах шаблона, а затем извлекают катушки из шаблона и устанавливают их вдоль продольной оси статора, формируя пазово-зубцовую зону, образуют ярмо и скрепляют его с катушечными группами, о тл и ч а ю шийся тем, что. с целью изготовления статоров из ферромагнитной проволоки с оптимальными электромагнитными характеристиками, катушечные группы наматывают с равномерным натяжением 3-5 кг, а опрессовывают и изолируют катушки с удельным давлением 40-50 кг/см .

1775803

1775803

/ Cl

1775801

1775803

Редактор

Заказ 4038 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 п(з) Составитель И.Копылов

Техред М.Моргентал Корректор Н.Тупица

Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины Способ изготовления статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх