Устройство для установки цементных мостов

 

Сущность изобретения: внутренняя часть корпуса 7 имеет коническую поверхность 9, которая взаимодействует с коническими поверхностями 10 разрезных выступов 11 гильзы 12. Диаметр выступов 11 гильзы 12 в свободном состоянии должен быть меньше или равен внутреннему диаметру корпуса 7. В верхней части корпус 7 имеет фигурный сквозной паз 13 в виде длинной и короткой вертикальных прорезей , соединенных горизонтальной, который взаимодействует со штифтом 14 гильзы 12. Для захвата седла 15 при нормальном и аварийном отсоединении насосно-компрессорных труб от устройства патрубок 1 во внутренней верхней части и гильза 12 снабжены коническими поверхностями 16 и 17 соответственно. Седло 15 снабжено нижней 18 и верхней 19 коническими поверхностями . При заходе продавочной пробки 27 в устройство и посадки наконечника на седло 15 под действием давления происходит срез штифтов 21, после чего начинается перемещение продавочной пробки 27, седла 15 и опорного патрубка 20 до посадки нижней конической поверхности 18 седла 15 на внутреннюю коническую поверхность 16 патрубка 1. При перемещении седла 15 выступы 11 гильзы 12 освобождаются от контакта с конической поверхностью 9 корпуса 7, приобретая наружный диаметр, меньше или равный внутреннему диаметру корпуса, то есть выполняется условие . После вращения НКТ вправо до упора и перемещая их вверх производится подъем НКТ 23 совместно с гильзой 12 из корпуса 7. 5 ил. СП с VI VJ сь ND Ю Сл)

Pgi0j

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 В 33/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4812765/03 (22) 12.04.90 (46) 15,11.92, Б1ол. N 42 (71) Северо-Кавказский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) С.Д.Шляховой. О.Л.Иваншин и

Г.Н.Бельчук (73) Северо-Кавказский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (56) Авторское свидетельство СССР

N5904З7,,кл. Е 21 В 33/14. 1978.

Авторское свидетельство СССР

М 723101, кл. E 21 В ЗЗ/14, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ ЦЕМЕНТНЫХ МОСТОВ (57) Сущность изобретения: внутренняя часть корпуса 7 имеет коническую поверхность 9, которая взаимодействует с коническими поверхностями 10 разрезных выступов 11 гильзы 12. Диаметр выступов 11 гильзы 12 в свободном состоянии должен быть меньше или равен внутреннему диаметру корпуса 7. В верхней части корпус 7 имеет фигурный сквозной паз 13 в виде длинной и короткой вертикальных прорезей, соединенных горизонтальной, который взаимодействует со штифтом 14 гильзы 12.

Для захвата седла 15 при нормальном и аварийном отсоединении насосно-компрес сорных труб от устройства патрубок 1 во внутренней верхней части и гильза 12 снаб>кены коническими поверхностями 16 и 17 соответственно. Седло 15 снабжено нижней

18 и верхней l9 коническими поверхностями. При заходе продавочной пробки 27 в устройство и посадки наконечника на седло

15 под действием давления происходит срез штифтов 21, после чего начинается перемещение продавочной пробки 27, седла 15 и

„,ЫЛ„, 1776294 А3 опорного патрубка 20 до посадки нижней .конической поверхности 18 седла 15 на внутреннюю коническую поверхность 16 патрубка 1. При перемещении седла 15 выступы 11 гильзы 12 освобождаются от контакта с конической поверхностью 9 корпуса

7, приобретая наружный диаметр, меньше или равный внутреннему диаметру корпуса, то есть выполняется условие Д1=Д2. После вращения НКТ вправо до упора и перемещая их вверх производится подъем НКТ 23 . совместно с гильзой 12 из корпуса 7. 5 ил.

1776294

55

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, в частности к устройствам для установки цементных мостов в эксплуатационных колоннах при разобщении пластов.

Известно устройство для установки цементных мостов, включающее цементировочную колонку, установленную в ее нижней части муфту с радиальными отверстиями, перекрываемыми срезным седлом с конической поверхностью в нижней части и ползуном, отсоединительный переводник с разрезной резьбовой поверхностью, взаимодействующей с конической поверхностью седла, патрубок с башмаком, фиксаторами и манжетой.

Недостатками устройства являются негарантированное удаление излишнего тампонэжного раствора иэ скважины, так как колонка, находящаяся над корпусом неподвижна, прилегает к стенке скважины, и, за счет изменения азимута и зенитного угла, образуются застойные зоны, из которых тампонажный раствор не вытесняется, что приводит к прихвату колонны; отсутствие аварийного отсоединения колонны от цементного моста в случае недохода до седла шара.

Наиболее близкий к предлагаемому является устройство для установки цементных мостов, включающее цементировочную колонку, установленную в ее нижней части муфту с радиальными отверстиями, перекрываемыми срезным седлом с конической поверхностью и полэун, зафиксированный штифтами, переводник с разрезной резьбо. вой поверхностью, фиксаторы, взаимодействующие с пружинами, направляющую с подпружиненной манжетой.

Недостатками этого устройства я вля ются невозможность полного открытия промывочных отверстий, вызванная тем, что после посадки шара на седло и среэки штифтов, давление резко упадет и перемещение седла прекратится. Неполное открытие промывочных отверстий, вызванное недостаточным перемещением седла приведет и к невыходу фиксаторов из корпуса, то есть к невыполнению устройством основной цели: отсутствие аварийного отсоединения колонны от цементного моста в случае недохода до седла шара, Целью изобретения является повышение качества установки цементного моста.

На фиг.1 изображен общий вид устройства, разрез; нэ фиг.2 — сечение А — А на фиг.1; на фиг.3 — нижняя часть гильзы в свободном состоянии; на фиг.4- устройство после закачки. цементного раствора; на фиг.5 — то же, в случае недохода прода5

45 вочной пробки до седла (аварийный вариант).

Устройство для установки цементных мостов состоит из патрубка 1, нижняя часть которого выполнена в виде центратора 2. На патрубке установлен пакерный элемент 3, удерживаемый винтами 4, Герметизация патрубка 1 и пакерного элемента 3 осуществляется уплотнительным кольцом 5. Верхняя часть патрубка 1 с помощью резьбы 6 присоединяется к корпусу 7. Герметизация корпуса 7 и патрубкэ 1 осуществляется уплотнительным кольцом 8. В нутрен ня я часть корпуса 7 имеет коническую поверхность 9, которая взаимодействует с коническими поверхностями 10 разрезных выступов 11 гильзы 12. Диаметр выступов 11 гильзы 12 в свободном состоянии должен быть меньше . или равен внутреннему диаметру корпуса 7, т.е. Д1 Д2. В верхней части корпус 7 имеет фигурный сквозной паз 13 в виде длинной и короткой вертикальных прорезей, соединенных горизонтальной, который взаимодействует со штифтом 14 гильзы 12. Для захвата седла 15 при нормальном и аварий-. ном отсоединении насосно-компрессорных труб от устройства патрубок 1 во внутренней верхней части и гильза 12 снабжены коническими поверхностями 16 и 17 соответственно.

Седло 15 снабжено нижней 18 и верхней 19 коническими поверхностями. Конические поверхности 17 и 19 выполнены с конусностью, равной 1;500 и 1:400 соответственно, применяемую в ловильных инструментах. При этом расстояние до совмещения верхней конической поверхности 19 седла 15 и внутренней конической поверхности 17 гильзы 12 — L1 должно быть меньше расстояния от нижней части выступов 11 гильзы 12 до торца верхней части патрубка 1 — Lz, т.е, должно соблюдаться условие Е2 > L1, а расстояние от штифта 14, находящегося в фигурном пазе до низа длинной его прорези равно l1.

В нижней части седла 15 устанавливается опорный патрубок 20, который соединяется с патрубком 1 при помощи штифтов 21, Герметизация корпуса 7 и гильзы 12 осуществляется уплотнительными кольцами 22.

Колонна насосно-компрессорных труб

23 присоединяется в верхней части гильзы

12 в резьбе 24. В нижней части патрубка 1 в резьбе 25 присоединяются насосно-компрессорные трубы 26.

Для разделения бурового и тампонажного растворов в колонне насосно-компрессорных труб 23 и для отсоединения гильзы

12 от корпуса 7 применяется продавочная пробка 27.

1776294

Устройство работает следующим образом.

Часть НКТ 26, остающаяся впоследствии в цементном мосту, присоединяется к патрубку1 устройства в резьбе25, а НКТ23, поднимающиеся иэ скважины — к гильзе 12 в резьбе 24. После допуска НКТ26до забоя, закачивается необходимый обьем тампонажного раствора, вслед эа которым. из цементировочной головки пускается продавочная пробка 27, которая проходит по комбинированной колонне НКТ и разделяет в ней буровой и тампонажный растворы, При заходе продавочной пробки 27 в устройство (см. фиг.4) и посадки наконечника на седло 15 под действием давления происходит срез штифтов 21, после чего начинается перемещение продавочной пробки 27, седла 15 и опорного патрубка 20 до посадки нижней конической поверхности 18 седла 15 на внутреннюю коническую поверхность 16 патрубка 1.

При перемещении седла 15 выступы 11 гильзы 12 освобождаются от контакта с конической поверхностью 9 корпуса 7, приобретая наружный диаметр Д2 (см. фиг.3) меньше или равный внутреннему диаметру корпуса Д1, т.е. выполняется условие

Д12 Д2. После вращения НКТ вправо до упора и перемещая их вверх производится подъем НКТ 23 совместно с гильзой 12 из корпуса 7.

Ствол скважины промывается обратной промывкой для удаления тампонажного раствора, поднятого над корпусом 7, Пакерный элемент 3 изолирует эатрубное пространство нижней части НКТ 26 от попадания в него бурового раствора и вытеснения им тампонажного раствора в нижележащий пласт.

При аварийном отсоединении НКТ23от устройства, вызванном недоходом продавочной пробки 27, необходимо вывести седло 15 из под выступов 11 гильзы 12.

Для проведения этой операции колонна

НКТ 26, присоединенная к нижней части патрубка 1 устройства, разгружается на забой, а колонна НКТ 23, присоединенная к гильзе 12 устройства. перемещается вниз до упора и проворачивается вправо с последующим перемещением вниз вдоль длинной вертикальной прорези фигурного паза

13 (см.фиг.5). При этом гильза 12 перемещается вниз относительно корпуса 7 и седло

15, которое установлено на опорном патрубке 20. Так как расстояние от верхней конической поверхности 19 седла 15 до внутренней конической поверхности 17 гильзы 12 меньше, чем расстояние от выступов 11 гильзы 12 до торца верхней части

35 патрубка 1, т.е. L«Lz, то при перемещении вниз гильзы 12, ее внутренняя коническая поверхность 17, за счет малой ее конусности (1:500) зажмет верхнюю коническую поверхность 19 с конусностью 1:400 седла 15, при этом, штифты 21, удерживающие перемещение опорного патрубка 20 относительно патрубка 1, не срезаются, т.к. величина усилия среза штифтов 21 превышает величину усилия при заходе конусной поверхности 19 седла 15 в конусную поверхность 17 гильзы

12, После освобождения седла 15 от удержания разрезных выступов 11 в рабочем положении последние возвратятся в исходное положение (см, фиг.3) с наружным диаметром, равным Д2.

После этого происходит подъем НКТ 23 вместе с гильзой 12 и седлом 15, захваченным внутренней конической поверхностью

17 гильзы 12. При подъеме раэрезные выступы 11 гильзы 12 беспрепятсвенно проходят через внутренний диаметр Д1 корпуса 7, т.к.

Д1 Дг. Колонна НКТ 23 поднимается вверх и работа по установке цементного моста считается законченной.

Устройство для установки цементных мостов при капитальном ремонте скважин обеспечивает управление процессом цементирования и качественное разобщение пластов.

Устройство позволяет закачать необходимый объем тампонажного раствора как в ствол скважины, так и частично в пласт и удалить излишки тампонажного раствора обратной промывкой.

Формула изобретения

1. Устройство для установки цементных мостов, включающее корпус, соединенный верхней частью с колонной труб, а нижней — с патрубком с герметизирующим элементом, и расположенное внутри корпуса седло, выполненное с верхними и нижними коническими поверхностями, зафиксированное срезными штифтами, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения качества установки цементного моста при капитальном ремонте скважин, оно снабжено гильзой с наружным штифтом в верхней части, разреэными выступами в нижней, выполненными с внутренней конической и наружной конической поверхностями, корпус выполнен с внутренним кольцевым выступом с верхней и нижней коническими поверхностями, а в верхней части — с фигурным сквозным пазом в виде длинной и короткой вертикальных прорезей, соединенных горизонтальной, верхняя и нижняя наружные

1776294 поверхности седла выполнены коническими, причем гильза установлена соосно между корпусом и седлом с возможностью взаимодействия конической поверхности ее выступов с нижней конической поверхностью выступа корпуса, а внутренней конической поверхности — с верхней конической поверхностью седла, патрубок выполнен с конической поверхностью, ответной нижней конической поверхности седла, установленного с возможностью взаимодействия с патрубком.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что расстояние до совмещения вер5 хней конической поверхности седла и внутренней конической поверхности гильзы I> меньше расстояния от нижней части выступов гильзы до торца верхней части патрубка

1и, а расстояние от штифта, находящегося в

10 фигурном пазу, до низа длинной его прорези равно I<.

1776294

Юг 4 9Рг. 5.

Составитель Г.Бельчук

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 4048 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для установки цементных мостов Устройство для установки цементных мостов Устройство для установки цементных мостов Устройство для установки цементных мостов Устройство для установки цементных мостов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и используется при строительстве скважин

Изобретение относится к горной промышленности и используется для обработки бурового и цементного растворов вибрационным полем

Изобретение относится к области горной промышленности и используется при строительстве скважин

Изобретение относится к области горной промышленности и используется при строительстве скважин

Изобретение относится к цементированию обсадных колонн

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано в процессе строительства газовых и нефтяных скважин

Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть использовано при цементировании обсадных колонн для создания непроницаемых перемычек, препятствующих межпластовым перетокам жидкости и газа

Изобретение относится к строительству нефтяных и газовых скважин и может быть использовано при креплении скважин для повышеничя качества и надежности крепи

Изобретение относится к креплению нефтяных и газовых скважин, в частности к цементированию обсадных колонн в нефтяных и газовых скважинах

Изобретение относится к области бурения скважин, в частности к устройствам для их цементирования

Изобретение относится к области нефтяной промышленности и используется при освоении и эксплуатации нефтяных и газовых скважин, в частности при обработке цементных тампонажных растворов магнитным полем при креплении скважин
Наверх