Мартенситный привод

 

Использование: в машиностроении, в качестве привода различных механизмов, срабатывающих при нагревании. Сущность изобретения: звено отбора мощности выполнено в виде штанги, соосно с которой размещена втулка, связанная с нагрузкой. На втулке закреплены собачки, входящие в отверстие втулки и штанги. Собачки установлены с возможностью взаимодействия с толкателями. При нагреве элементов до температуры, превышающей температуру мартенситного перехода, элементы будут сокращаться, подтягивая буртики внутренних секций к буртику. При выдвижении толкателей на заданную величину последние упираются в собачки и отсоединяют втулку от штанги. В результате происходит разгрузка силовых элементов при заданной величине нагрузки. Одновременно происходит отключение питания элементов и они начинают охлаждаться. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 03 G 7/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4771717/06 (22) 20,12.89 (46) 30.11.92. Бюл. М 44 (71) Республиканский инженерно-технический центр по восстановлению и упрочнению деталей машин и механизмов (72) И.М. Кондраков, К.М. Кондраков и В.Н. Хачин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1506164. кл. F 03 G 7/06, 1989. (54) МАРТЕНСИТНЫЙ ПРИВОД (57) Использование: в машиностроении, в качестве привода различных механизмов, срабатывающих при нагревании, Сущность изобретения: звено отбора мощности выполнено s виде штанги, соосно с которой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам многоразового действия, срабатывающих при нагреве, и может быть использовано в различных механизмах и устройствах в качестве силового привода.

Известна конструкция мартенситного привода, содержащая наружный и внутренние корпуса с буртиками, систему силовых элементов из материала, обладающего термомеханической памятью формы и образующих -телескопически связанные друг с другом секции, пружинный привод и передающую штангу.

Недостатком такого мартенситного приВода является генерация реактивного напряжения, превышающая предел текучести, при возможности отключения привода в случае возникновения условий защемления.

„, Ы,, 1778359 А1 размещена втулка, связанная с нагрузкой.

На втулке закреплены собачки, входящие в отверстие втулки и штанги. Собачки установлены с возможностью взаимодействия с толкателями. При нагреве элементов до температуры, превышающей температуру мартенситного перехода, элементы будут сокращаться, подтягивая буртики внутренних секций к буртику, При выдвижении толкателей на заданную величину последние упираются в собачки и отсоединяют втулку от штанги. В результате происходит разгрузка силовых элементов при заданной величине нагрузки. Одновременно происходит отключение питания элементов и они начинают охлаждаться. 1 З.п.ф-лы, 4 ил.

Известен силовой привод, выбранный в качестве прототипа, содержащий корпус, звено отбора мощности, связанное с нагрузкой, возвратную пружину, рабочие.элементы иэ материала с памятью формы, причем рабочие элементы расположены на концентрических окружностях так, что нижние концы рабочих элементов, расположенных на внутренних окружностях, жестко соединены с верхними концами рабочих элементов, расположенных на внешних окружностях, свободные концы элементов, расположенных на крайней внешней окружности, соединены с корпусом, свободные концы рабочих элементов, расположенных по крайней внутренней окружности, соединены со звеном отбора мощности, Недостатком такого силового привода является способ нагрева и охлаждения силовых элементов, заключающийся.в последовательном подводе и отводе нагрева1778359

10

20

40

50

55 ющего и охлаждающего теплоносителей, что требует наличия специального реверсивного насоса, обеспечения гидроизоляции корпуса, усложняя тем самым конструкцию устройства и обслуживание

его, что ведет к снижению надежности его работы. Другим недостатком является использование в качестве силовых элементов, цилиндров из сплава с термомеханической памятью формы, что значительно усложняет их изготовление, подготовку к работе, закрепление на верхнем и нижнем основаниях и термоциклирование из-за повышенной жесткости цилиндрической трубы по сравнению, например, с прутковым силовым элементом. Кроме того, наличие отверстий в цилиндрических силовых элементах для подачитеплоносителя к внутренним коаксиально установленным цилиндрически силовым элементам нарушает целостность структуры силового элемента и является местным концентратором напряжения, что ухудшает стабильность рабочих характеристик силового элемента и не гарантирует от возможности разрушения материала.

Целью изобретения является повышение надежности. Использование предлагае.мого изобретения позволит создать мартенситный привод с повышенной надежностью и со стабильными параметрами силовых элементов, которые обеспечиваются путем снятия после рабочего цикла силовой нагрузки с силовых элементов, приводящей к дополнительному вытягиванию силовых элементов и появлению необ, ратимой остаточной деформации. Кроме того, надежность и стабилизация параметров силовых элементов достигается введением регуляторов общего и индивидуального натяга силовых элементов. А более рациональное соединение силового элемента с буртиками корпусов секций и более плотная их компоновка позволяют в 2 и более раз увеличи ь генерируемое приводом усилие, без увеличения габаритов привода. г

Цель достигается тем, что как и в известном, мартенситный привод содержит корпус, звено отбора мощности, связанное с нагрузкой, возвратную пружину, рабочие элементы из материала с памятью формы, причем рабочие элементы расположены на концентрических окружностях так, что нижние концы рабочих элементов, расположенных на внутренних окружностях, жестко соединены с верхними концами рабочих элементов, расположенных на внешних окружностях, свободные концы элементов, расположенных на крайней внешней окружности, соединены с корпусом, свободные концы рабочих элементов, расположенных на крайней внутренней окружности, соединены со звеном отбора мощности. В отличие от известного, предлагаемый мартенситный привод снабжен звеном отбора мощности, выполненным в аиде штанги с отверстиями, втулки с отверстиями, собачки и толкателей, штанга соединена с рабочими элементами,. расположенными на внутренней окружности, втулка связана с нагрузкой и расположена соосно со штангой,,собачки установлены на втулке с возможностью фиксации втулки относительно штанги, толкатели размещены на штанге с возможностью взаимодействия с собачками.

Другое отличие состоит в том, что привод дополнительно снабжен регуляторами натяжения рабочих элементов, выполненными в виде рэм-болтов с отверстиями.

На фиг.1 показан общий вид привода; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3— фрагмент соединения силового элемента с регуляторами индивидуального натяга силовых элементов; на фиг,4 — разрез Б-Б на фиг.3.

Мартенситный привод содержит наружный корпус 1, звено отбора мощности, выполненное в виде штанги 2, внутренние корпуса секций 3 с буртиками 4 и 5, на которых закреплены концы силовых элементов

6, а на буртике 5 внутренней секции 3 имеются толкатели 7. Мартенситный привод снабжен предохранительным механизмом, выполненным в виде подпружиненных собачек 8, насаженных на оси 9 на кронштейне

10. При этом один конец пружины 11 крепится к кронштейну 10, а второй конец пружины связан с собачкой 8, которая входит в отверстие 12 во втулке 13 и штанге 2

К втулке 13 кронштейн 10 крепится с помощью винтов 14 на расстоянии, равном заданной величине хода привода, для чего во втулке 13 имеется отверстие 15. Втулка

13 может быть выполнена со специальным замком или уширением для соединения втулки 13 с рабочим органом, например штампом, матрицей и т.д. Для возврата привода в исходное положение он снабжен возвратной пружиной 16. Корпус 1 привода имеет возможность жесткого крепления, например, в зажиме.

Предохранительный механизм к подвижной втулке 13 может крепиться с помощью винтовой резьбы, нарезаемой на втулке 13 и втулке 17, к которой крепится кронштейн 10. Это позволит с большой точностью регулировать величину хода привода и передающее усилие.

Регулятор общего натяга силовых элементов состоит из опорного диска 18, на1778359 винчиваемого на конец 19 штанги 2. Регуляторы натяга силовых элементов состоят из рэм-болтов 20, имеющих головки 21 с отверстием 22, стержень 23 с натяжной гайкой 24, опирающейся на шайбу 25 и через нее — на электроиэоляционную прокладку 26, устанавливаемую в отверстие 27 в буртиках 4 и

5. Силовые элементы 6 могут быть выполнены в виде цельного силового элемента, например, в виде проволоки и пропущенного через отверстие 22 рэм-болтов 20 (фиг.3 и 4), При этом внутренняя поверхность отверстия 22 рэм-болта 20, соприкасающаяся с поверхностью силового элемента 6, копирует поверхность силового элемента 6, что позволит исключить возникновение опасных перерезывающих напряжений в силовом элементе 6 в месте контакта с рэм-болтом 20.

Мартенситный привод работает следующим образом.

Нагрев силовых элементов 6 мартенситного привода осуществляется за счет нагревающей среды (воздуха или жидкости) или . путем пропускания через них электрического тока. После нагрева до температуры выше конца обратного мартенситного перехода силовые элементы 6, сокращаясь по длине, будут подтягивать буртики 4 внутренних секций 3 к буртику 5 наружной секции, подвигая при этом вперед штангу 2., одновременно сжимая пружину 16. При выдвижении секции с толкателями 7 на заданную величину хода, которая соответствует определенному усилию (усилию сопротивления), толкатель 7 упирается в собачки 8, которые под действием сообщаемого им усилия начнут поворачиваться по часовой стрелке. При перемещении толкателя 7 на заданную величину хода собачки 8 выйдут из зацепления с втулкой 13 и штангой 2, которая под действием сгенерированного усилия и пружинящих свойств силовых элементов (находящихся в сверхупругом состоянии) переместится вперед по отношению к втулке 13 на величину заданного хода (фиг.1). В результате произойдет разгрузка привода и силовые элементы 6 будут находиться лишь под действием усилия взвода возвратной пружины. Одновременно с этим происходит отключение питания силовых элементов, после чего они начнут охлаждаться. При достижении температуры начала прямого мартенситного перехода элементы начнутдеформироваться под действием усилия взвода возвратной пружины, принимая исходную длину, т,е. растягиваясь на величину хода привода, тем самым

50 предотвращая дополнительное удлинение силовых элементов (сверх этой величины), которое могло бы быть получено при наличии дополнительного усилия. При этом штанга 2 вернется в исходное состояние и, при совмещении отверстий во втулке 13 и штанге 2, собачка 8 вернется в исходное состояние и вновь соединит их. Далее цикл повторяется.

При накоплении силовыми элементами

6 остаточной деформации происходит ослабление их натяга в секциях привода, Для устранения этого необходимо путем навинчивания опорного диска 18 на конец 19 штанги 2 добиться натяжения силовых элементов 6 без их провисания.

При этом происходит поджатие пружины 16, которая обеспечивает нормальное натяжение силовых элементов 6. Для устранения провисания отдельных силовых элементов 6 и неравномерности их натягивания путем дальнейшего навинчивания гаек 24 на стержни 23 рэм-болтов 20 осуществляет равномерный натяг силовых элементов 6.

Формула изобретения

1.Мэртенситный привод, содержащий корпус, звено отбора мощности, связанное с нагрузкой, возвратную пружину, рабочие элементы из материала с памятью формы, причем рабочие элементы расположены на концентрических окружностях так, что ниж- ние концы рабочих элементов, расположенных на внутренних окружностях, жестко соединены с верхними концами рабочих элементов, располо>кенных на внешних окружностях, свободные концы элементов, расположенных на крайней внешней окружности, соединены с корпусом, а свободные концы рабочих элементов, расположенных на крайней внутренней окружности, соединены со звеном отбора мощности, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, звено отбора мощности выполнено в виде штанги с отверстиями, втулки с отверстиями собачки и толкателей, штанга соединена с рабочими элементами, располо>кенными на внутренней окружности, втулка связана с нагрузкой и расположена соосно со штангой, собачки установлены на втулке с возможностью фиксации втулки относительно штанги, толкатели размещены на штанге с возможностью взаимодействия с собачками.

2.Привод по п.1, о т л и ч à ю шийся

55- тем, что он дополнительно снабжен регуляторами натяжения рабочих элементов; выполненных в виде рэм-болтов с отверстиями.

1778359

1778359

Д-А

Фиг.2

20 Б

Рее Г, 3 РагА

Составитель О. Заворотняя

Техред М.Моргентал Корректор Н. Гунько

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4174 Тираж Подписное

БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и,открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Мартенситный привод Мартенситный привод Мартенситный привод Мартенситный привод Мартенситный привод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и используется для теплообмена между средами с одновременным приводом автономно действующих механизмов

Изобретение относится к системам тестирования полупроводниковых микросхем в растровых электронных микроскопах и может найти применение в полупроводниковых технологиях, микроэлектронике, литографии и приборостроении при получении информации о физических свойствах 8 8 S 7 поверхностей материалов, например, сверхбольших интегральных схем, Цель изобретения - повышение точности позиционирования

Изобретение относится к области энергомашиностроения и обеспечивает получение механической энергии вращения за счет использования разности температур и плотности морской воды на разных ее уровнях без расходования топливно-энергетических ресурсов

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для автономного непрерывного снабжения тепловой и механической энергией бытовых, промышленных и транспортных энергопотребителей, а после преобразования тепловой и механической энергии в электрическую для снабжения тех же потребителей электричеством

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, то есть в идеальном случае: изотерма-изохора-изотерма-изохора

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам, использующим рабочую среду в газообразной или жидкой фазах для получения механической энергии из теплоты внешнего источника, предпочтительно низкотемпературного источника

Изобретение относится к машиностроению и позволяет упростить конструкцию насосных установок, предназначенных для перекачки жидкостей, имеющих различную температуру (холодная и горячая вода)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области тепловых машин внешнего нагревания, работающих по термодинамическому циклу Стирлинга, т

Изобретение относится к элементам управления приводных механизмов и может быть использовано в различных приводных механизмах, например в клапанах, в устройствах раздвижных дверей, люков, затворов и т.п., применяемых в различных отраслях хозяйства
Наверх