Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны

 

Изобретение относится к технике антенных измерений, в частности к облетным способам антенных измерений приемных антенн. Цель изобретения - повышение точности при измерении в диапазоне метровых и декаметровых волн. Цель достигается тем, что излучают измерительные сигналы бортовым источником на частоте fo и опорные сигналы вспомогательной бортовой антенной , принимают их исследуемой и опорной антеннами соответственно, измеряют координаты летательною аппарата, излучают опорной антенной в направлении на летательный аппарат первый СВЧ-сигнал высокой стабильности частоты f 1 принимают его опорный сигнал частоты fi вспомогательной бортовой антенной на борту летательного аппарата, формируют из измерительного сигнала fo и первого СВЧ- сигнала fi второй СВЧ-сигнал частоты f2 fi+fo, излучают его в сторону опорной антенны , принимают его опорной антенной, формируют из первого СВЧ-сигнала fi и принятого второго СВЧ-опорного сигнала частоты fa сигнал опорного канала частоты fo f2-fi. 2 ил. (/ С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИС1 ИЧ Е СКИХ ,РЕСПУБЛИК (я)5 6 01 В 29/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ ССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ФгgЩ (21) 4879831/09 (22) 02.11,90 (46) 30.11.92. Бюл. М 44 (72) А.Ф.Страхов, В,M.Áîíäàðåíêî и О,А,Страхов (56) Фрадин А.3. и Рыжков Е.В. Измерения параметров антенно-фидерных устройств..

М.: Связь, 1972, с. 256 — 259.

2. Страхов А,Ф. Автоматизированные антенные измерения. M.: Радио и связь, 1985, с. 72 — 75. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИАГРАММЫ

НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИЕМНОЙ АНТЕННЫ (57) Изобретение относится к технике антенных измерений, в частности к облетным способам антенных измерений приемных антенн. Цель изобретения — повышение точности при измерении в диапазоне метровых и декаметровых волн, Цель достигается

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к облетным способам антенных измерений приемных антенн и ФАР.

Известны облетные способы измерений, основанные на перемещении измерительной аппаратуры в пространстве относительно исследуемой антенны с помощью пилотируемых и непилотируемых летательных аппаратов. Примером могут служить способы, описанные в книгах: Фрадин А.3., Рыжков Е.В. Измерение параметров антенно-фидерных устройств. М.:

Связь, 1972, с. 256-259; Методы измерения характеристик антенн СВЧ. Под ред, Н,M.Öåéòëèíà. М,: Радио и связь, 1985, с.

128 — 135.

„„ Ц „„1778714 А1 тем, что излучают измерительные сигналы бортовым источником на частоте fo и опорные сигналы вспомогательной бортовой антенной, принимают их исследуемой и опорной антеннами соответственно. измеряют координаты летательного аппарата, излучают опорной антенной в направлении на летательный аппарат первый СВЧ-сигнал высокой стабильности частоты f> принимают его опорный сигнал частоты вспомогательной бортовой антенной на бортулетательного аппарата, формируют из измерительного сигнала fo и первого СВЧсигнала f> второй СВЧ-сигнал частоты

fz=f<+fo, излучают его в сторону опорной антенны, принимают его опорной антенной, формируют из первого СВЧ-сигнала f> и принятого второго СВЧ-опорного сигнала частоты f2 сигнал опорного канала частоты

fr=f2 f1. 2 ил.

Общим недостатком известных спосо- . бов является недостаточная точность измерения диаграммы направленности антенны в диапазоне метровых и декаметровых волн

4 из-за нестабильности пространственных характеристик опорной антенны в этом частотном диапазоне вследствие влияния подстилающей поверхности.

Наиболее близким по сущности к заяв- д ленному способу является способ измерения диаграммы направленности приемной антенны, включающий излучение измерительного сигнала частоты fp с борта летательного аппарата, перемещающегося в дальней зоне исследуемой антенны, прием излученного измерительного сигнала исследуемой антенной и опорного сигнала опор1778714 ной антенной, измерение отношения амплитуд принятого измерительного и опорного сигналов с одновременным измерением координат летательного аппарата относительно исследуемой антенны, при этом ось опорной антенны постоянно ориентируют в направлении на летательный аппарат (см.

Страхов А.Ф. Автоматизированные антенные измерения. M. Радио и связь, 1985, стр.

73-75. Вариант реализации способа приведен на рис. 4.1 данного источника), Этот способ принимается за прототип.

Способ-прототип основан на использовании бортового источника излучений, перемещаемого в пространстве относительно исследуемой антенны с помощью летательного аппарата, наземной опорной антенны, работающей на частоте исследуемой антенны, средств измерения координат летательного аппарата и включает в себя излучение измерительных сигналов бортовым источником, прием излученных сигналов исследуемой антенной и опорной антенной, измерение отношения амплитуд принятых измерительного и опорного сигналов, измерение текущих угловых координат летательного аппарата, ориентирование оси опорной антенны на летательный аппарат в процессе измерений. При этом согласуют ва времени измеренные отношения амплитуд сигналов от исследуемой и опорной антенн с измеренными координатами летательного аппарата и по известным апгоритмам определяют диаграмму направленности исследуемой приемной антенны.

Вариант реализации способа-прототипа приведен на фиг. 1. устройство содержит последовательно соединенные бортовой генератор 1 и бортовую измерительную антенну 2, исследуемую стационарную приемную антенну 3, следящую опорную антенну 4, измеритель отношения амплитуд сигналов 5, подключенный первым и вторым входами к выходам исследуемой антенны 3 и следящей опорной антенны 4 соответственно, пеленгатор координат 6, наземную Э ВМ 7, информационные входы которой подключены к выходам измерителя 5, пеленгатора координат 6 и опорно-поворотного устройства опорной антенны 4, управляющие выходы

ЭВМ 7 подключены к входам управления исследуемой антенны 3, опорно-поворотного устройства опорной антенны 4 и измерителя 5, а информационный выход ЗВМ 7 является выходом устройства, причем бортовой генератор 1 и .бортовая антенна 2 перемещаются относительно измеряемой антенны 3 с помощью летательного аппарата 8, 10

Работа устройства, фиг. 1, реализующего способ-прототип, состоит в следующем.

Бортовой генератор 1 с бортовой антенной

2 с помощью летательного аппарата 8 вводятся в зону измерений, которая обычно находится в пределах главного и боковых лепестков ДН исследуемой антенны 3 на расстоянии, удовлетворяющем условиям дальней зоны. Генератор 1 через бортовую антенну 2 излучает измерительные сигналы частоты fo, которые принимаются исследуемой антенной 3 и опорной антенной 4 и поступают на первый и второй информационные входы измерителя 5, в котором производится измерение отношения амплитуд принятых измерительного и опорного сигналов. Прецизионный пеленгатор координат 6 постоянно направлен на летательный аппарат 8 и выдает его координаты (ppK, Опк, R qK ) на вход ЭВМ 7, куда также вводятся текущие угловые координаты положения опорной антенны 4. (фAOK 0AOK) . ЗВМ 7 сравнивает

pqK и @AOK, дпк и Одок, вырабатывая поправки АрАоК и Лддок, которые подаются на опорно-поворотное устройство опорной антенны 4, обеспечивая ее постоянную ориентацию на летательный аппарат

30 8. Одновременное с приемом текущих координат с пеленгатора 6 ЭВМ также производит отсчет значений отношения амплитуд сигналов с выхода измерителя 5, привязывая их к текущим координатам летательного

35 аппарата 8, и формирует массив первичной измерительной информации о параметрах

ДН исследуемой антенны 3, а также вырабатывает сигналы управления режимом работы исследуемой антенны 3 и измерителя 5.

40 Поскольку следящая опорная антенна 4 постоянно наводится на летательный аппарат

8, параметры ее предварительно известны и не зависят от ориентации в пространстве, то в результате учета известных параметров

45 опорной антенны 4, взаимного расположения антенн 3 и.4, а также пеленгатора координат 6, в ЭВМ 7 производят обработку полученного массива первичной измерительной информации на основе известных

50 соотношений и получают значения ДН исследуемой антенны 3. Отличительной особенностью устройства, реализующего способ-прототип, является то, что исследуемая антенна 3 и опорная антенна 4 работа55 ют на одной и той же частоте 1î, принимая сигналы, излучаемые генератором 1 через бортовую антенну 2.

Точность измерения ДН исследуемой стационарной приемной антенны 3 с помощью устройства, фиг. 1, реализующего

1778714

20

30

45

50 способ-прототип, в значительной степени зависит от точности априорной информации о действительных параметрах опорной антенны 4, т.е. от постоянства характеристик этой антенны. В диапазоне сантиметровых и более коротких длин волн это условие обычно обеспечивается в пределах приемлемых погрешностей. Диаграмма направленности и другие важные характеристики следящей опорной антенны 4 остаются практически неизменными в широких пределах углов сканирования (за исключением малых углов места, когда происходит искажение ДН опорной антенны за счет влияния подстилающей поверхности).

При переходе к измерениям ДН исследуемых антенн, работающих в метровом и декаметровом диапазонах, реализовать требуемое постоянство характеристик следящей опорной антенны 4 в диапазоне углов сканирования практически невозможно. За счет переменного характера влияния подстилающей поверхности и сложного рельефа местности ДН такой следящей опорной антенны при ее сканировании по азимуту и углу места будет меняться в значительных пределах и непредсказуемым образом. B результате не только снижается точность измерения ДН исследуемой приемной антенны на основе способа-прототипа, но и теряет смысл организация антенных измерений с помощью опорной антенны.

Таким образом, недостатком способапрототипа является невозможность обеспечения требуемой точности измерения ДН исследуемой приемной антенны, работающей в метровом и декаметровом диапазонах длин волн.

Целью способа является устранение недостатков прототипа, а именно повышение точности при измерениях ДН приемных стационарных антенн, работающих в диапазоне метровых и декаметровых волн.

Цель достигается тем, что в способе измерения диаграммы направленности приемной антенны, включающем излучение измерительного сигнала частоты fp с борта летательного аппарата, перемещающегося в дальней зоне исследуемой антенны, прием излученного измерительного сигнала исследуемой антенной и опорного сигнала опорной антенной, измерение отношения амплитуд принятого измерительного и опорного сигналов с одновременным измерением координат летательного аппарата относительно исследуемой антенны, при этом ось опорной антенны постоянно ориентируют в направлении на летательный anпарат, дополнительно излучают опорной антенной в направлении на летательный аппарат высокостабильный первый СВЧсигнал частоты f>, принимают его на работу летательного аппарата вспомогательной антенной. формируют иэ принятого первого

СВЧ-сигнала и излучаемого измерительного сигнала второй СВЧ-сигнал частоты 12=-f>+fo, который излучают вспсмогательной антенной и который является опорным сигналом, принимают его опорной антенной и формируют иэ него и первого СВЧ- сигнала сигнал частоты fr=f2 — ft. Другими словами, цель достигается тем, что при измерениях ДН исследуемых антенн метрового и более длинноволнового диапазона работа опорной антенны организуется в диапазоне

СВЧ, где обеспечивается постоянство характеристик этой опорной антенны в секторе измерений. Заявленный положительный эффект предложенного технического решения достигается эа счет исключения влияния нестабильности характеристик направленности опорной антенны в диапазоне метровых и декаметровых волн.

Вариант реализации заявленного способа с потлощью устройства для измерения

ДН стационарной приемной антенны, работающей в метровом и декаметровом диапазоне, приведен на фиг. 2. Устройство содержит последовательно соединен н ые бортовой генератор 1 частоты fo и бортовую измерительную антенну 2, исследуемую стационарнчю приемную антенну 3, воспринимающую измерительные сигналы частоты

fp излученные.бортовой антенной 2, следящую двухчастотную приемопередэющую опорную антенну 4, взаимодействующую с бортовой вспомогательной приемопередающей антенной 9, измеритель отношений амплитуд сигналов 5, подключенный первым и вторым входами к выходу исследуемой антенны 3 и выходу преобразователя частоты 13 соответственно, пеленгатор координат 6, наземную 38М 7, информационные входы которой подключены к выходам опорно-поворотного устройства опорной антенны 4, измерителя отношений 5, пеленгатора координат 6, управляющие выходы подключены к входам управления исследуемой антенны 3, опорно-поворотного устройства опорной антенны 4, измерителя отношений 5 и высокостабильного СВЧ- генератора 12 частоты fi, а информационный выход ЗBM является выходом устройства, летательный аппарат 8 для размещения бортовой аппаратуры, смесителя 10, входами соединенный с выходами бортового генератор- 1 частоты fo u усилителя-ограничителя 14 СВЧ- сигнала ча1778714 стоты f1, а выходом через фильтр 11 СВЧсигнала частоты f2 — входом бортовой вспомогательной антенны 9, выход которой подключен к входу усилителя-ограничителя 14, высокостабильный СВЧ-генератор 12 частоты f>, выходами подключенный к входу опорной антенны 4 и первому входу преобразователя частоты 13, второй вход которого соединен с выходом опорной антенны 4.

Обозначения блоков в составе устройства фиг. 2, выполняющих идентичные функции по отношению к блокам устройства фиг. 1, имеют одинаковую нумерацию.

Устройство фиг. 2, реализующее заявленный способ, работает следующим абразом.

Перед началом измерений бортовая аппаратура вводится в пространство измерений с помощью летательного àïïàрата 8, ко о р д и н э т ы и о л о ж е н и я к ото р,о rа (pnK Оп K R n K) измеряются пеленгатором 6, передаются на вход ЭВМ 7 и на их основе по командам от ЭВМ 7 опорная антенна 4 наводится на летательный аппарат 8 (как и при реализации способапрототипа с помощью устройства фиг. 1).

Измерительные сигналы с выхода бортового генератора 1 через бортовую измерительную антенну 2 излучаются на частоте fo u принимаются исследуемой приемной антенной 3. Первый СВЧ-сигнал с выхода высокостабильного генератора 12 на частоте f< поступает на вход опорной антенны 4. Ответвленный первый СВЧ-сигнал частоты f< с дополнительного выхода генератора 12 поступает на первый вход преобразователя частоты 13, Этот сигнал играет роль гетеродинного сигнала для работы преобразователя частоты 13. Первый СВЧ-сигнал частоты

f>, излученный опорной антенной 4, поступает на вход бортовой вспомогательной антенны 9. С выхода вспомогательной антенны 9 сигнал частоты f1 через усилитель-ограничитель 14 поступает на первый вход смесителя 10, на второй вход которого поступает измерительный сигнал частоты fo с дополнительного выхода бортового генератора 1. В ведение усилителя-ограничителя

14 обеспечивает независимость амплитуды первого СВЧ-сигнала, подаваемого на вход смесителя 10, от вариаций расстояние между антеннами 4 и 9 при перемещении летательного аппарата 8 по траекториям. На выходе смесителя 10 выделяется второй

СВЧ-сигнал частоты 12, представляющей собой сумму (fo+f >) частот первичных сигналов.

Второй СВЧ-сигнал частоты fz c выхода смесителя 10 через паласовой фильтр 11 подается на вход бортовой вспомогательной антенны 9, излучается ею и принимается опорной антенной 4. Сигнал частоты fz c выхода антенны 4 поступает на второй вход преобразователя частоты 13, на выходе которого выделяется опорный сигнал частоты

fo с параметрами, пропорциональными параметрам измерительных сигналов частоты

fo бортового генератора 1, Опорный сигнал частоты fo с выхода преобразователя 13 поступает на опорный вход измерителя отношений 5 и аналогичен по своей сущности опорному сигналу в устройстве фиг. 1. На второй информационный вход измерителя 5 поступает измерительный сигнал частоты fo с выхода антенны 3. Измеритель 5 производит измерение отношения амплитуд изме10

20 го аппарата 8 с выхода пеленгатора 6, теку25 щие координаты положения опорной

35

55 рительного и опорного сигналов. Далее, как и в устройстве фиг. 1, реализующем способпрототип, величины измеренных отношений амплитуд сигналов с выхода блока 5 подаются на информационный вход ЭВМ 7, на другие информационные входы которой поступают текущие координаты летательноантенны 4 с выхода ее опорно-поворотного устройства. С управляющих выходов ЭВМ 7 поступают сигналы управления режимов работы исследуемой антенны 3, измерителя отношений 5 и высакостабильного СВЧ-генератора 12 частоты f>. Наведение опорной антенны 4 на летательный аппарат 8, обработка первичной измерительной информации и определение ДН исследуемой антенны производятся так же, как в техническом решении, принятом за прототип. Отличительной особенностью устройства, реализующего предложенный способ, является то, что исследуемая и опорная антенны работают в разных частотных диапазонах, а не на одной частоте, как в устройстве фиг. 1 (исследуемая антенна — в метровом и декаметровом диапазоне, опорная антенна — в сантиметровом или более коротковолновом диапазоне).

Как показано ранее; первый СВЧ-сигнал излучается на частоте f<, второй СВЧсигнал — на частоте f2, представляющей сумму (fo+f>) частот. С этими двумя СВЧ-сигналами работает опорная антенна 4.

Определяющим условием при выборе значений частот fi u f2 является независимость характеристик направленности опорной антенны от влияния подстилающей поверхности при ее сканировании по азимуту и углу места в процессе измерения ДН исследуемой антенны. Например, при измерении приемных антенн на частоте (fo=10 Гц) опорная антенна может работать на частотах(11=10 Гц) и(f2=1,001 10 Гц), на кото10 в1 ог.1

ua euewu, рых характеристики направленности этой опорной антенны (при углах места более 3 угловых градусов от уровня подстилающей поверхности) можно считать практически стабильными.

Общественно-полезный эффект от заявленного технического решения заключается в повышении точности измерений характеристик стационарных приемных антенн, работающих в метровом диапазоне и более длинноволновых диапазонах. Например, реализуемые погрешности ДН антенн метрового диапазона в пределах ширины главного луча составляет около 2,5 ДБ. При реализации предложенного способа эти погрешности можно снизить до 0,5 ДБ — как это достигается при измерениях антенн

СВЧ-диапазона.

Экономический эффект может быть обусловлен сокращением затрат на создание антенных систем с заданными значениями пространственных характеристик.

Оценку ожидаемого эффекта можно произвести только после внедрения заявленного способа применительно к конкретному объекту измерений.

Формула изобретения

Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны, включающий излучение измерительного сигнала fo с борта летательного аппарата, перемещающегося в дальней зоне исследуемой антенны, прием излученного измерительного сигнала

5 исследуемой антенной и опорного сигнала опорной антенной, измерение отношения амплитуд принятого измерительного и опорного сигналов с одновременным измерением координат летательного аппарата

10 относительно исследуемой антенны, при этом ось опорной антенны постоянно ориентируют в направлении на летательный аппарат, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения точности при измерениях в диа15 пазоне метровых и декаметровых волн, дополнительно излучают опорной антенной в направлении на лета1ельный аппарат высокостабильный первый СВЧ-сигнал частоты f<, принимают его на борту лета20 тельного аппарата вспомогательной антенной, формируют иэ принятого первого СВЧ-сигнала и излучаемого измерительного сигнала второй СВЧ-сигнал частоты 12=11+то, который излучают

25 вспомогательной антенной и который является опорным сигналом, принимают его опорной антенной и формируют из него и первого СВЧ-сигнала сигнал частоты fp=-fg f).

1778714 /3//ЦИНУО

Фиг. г

Составитель В. Бондаренко

Техред М.Моргентал Корректор А. Козориэ

Редактор Т. Полионова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4192 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны Способ измерения диаграммы направленности приемной антенны 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано при определении погрешности измерения диаграммы направленности антенны Цель изобретения - повышение точности Указанная цель достигается синтезированием эталонной диаграммы направленности заданной конфигурации

Изобретение относится к технике измерений эффективной площади рассеяния и может быть использовано для измерения эффективной площади рассеяния (ЭПР) маркера телеметрической системы идентификации объектов

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для оценки работоспособности апертурных антенн с произвольными количеством апертур и поляризационной структурой излучаемого поля

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы

Изобретение относится к технике радиоизмерений и может быть использовано для поэлементного контроля работоспособности каналов кольцевых антенных решеток, фазируемых по методу кольцевых гармоник

Изобретение относится к способам измерения параметров антенн и может быть использовано для измерения коэффициентов усиления (КУ) исследуемой антенны и двух вспомогательных антенн с неизвестными КУ

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для контроля фазированной антенной решетки (ФАР) в составе радиотехнической системы, измеряющей угловые координаты объектов
Наверх