Монолыжа

 

Использование; в лыжном спорте. Сущность изобретения: крепление содержит опорный участок с фиксаторами для обуви и регулировочным механизмом. 9 з.п.ф-лы, 40 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 А 63 С 5/03

ЗОБРЕТЕНИЯ -* -"- . ::::: -/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) (21) 4743035/12 (86) PCT/СН 89/00051 (16.03,89) (22) 16,11.89 (31) 1036/88 (32) 17,03.88 (33) СН (46) 07,12.92. Бюл. ¹ 45 (71) Альтек АГ (СН) (72) Беттина Форштеер и Александер Форштеер (AT) (56) Патент Австрии

N 354916, кл, 77 с 9, 1976, Изобретение относится к монолыже не менее чем с одним приспособлением для крепления обуви на одной из ног лыжника к основанию монолыжи.

Целью изобретения является повышение удобства в пользовании.

На фиг, 1 изображен участок заявляемой монолыжи, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вертикальный продольный разрез; на фиг. 3

- то же, вид сверху; на фиг. 4 — вертикальный продольный разрез той части монолыжи, где имеется приспособление для фиксации поло>кения крепления; на фиг, 5 — фиксатор приспособления, вид сверху; на фиг: 6— механизм включения тормоза монолыжи, вид сбоку; на фиг, 7, 11 и 15 — варианты выполнения приспособления для крепления обуви на основании монолыжи, вертикальный разрез; на фиг. 8 — разрез А-А на фйг". 7; на фиг, 9 — вырез фикса ора; на фиг, 10 — вид сзади участка основания; на фиг. 12 и 13— вид сзади двух вариантов концевого участка основания; на фиг, 14 — поперечный разрез опорного участка; на фиг. 16 — стойка подшипника оси, на которой располагается опорный участок, вид сзади; на фиг. 17 — вид

ОПИСАНИЕ И

К ПАТЕНТУ

„„5U„„1780514 АЗ (54) МОНОЛЫЖА (57) Использование; в лыжном спорте. Сущность изобретения: крепление содержит опорный участок с фиксаторами для обуви и регулировочным механизмом. 9 з,п.ф-лы, 40 ил, сзади одного из концов опорного участка; на фиг. 18 — вертикальный разрез рантодер>кателя на опорном участке; на фиг. 19 — вид сверху прижима; на фиг. 20 — вид сверху участка предлагаемой мололыжи с приспособлением для закрепления одной ноги; на фиг. 21 — вид спереди приспособления; на фиг. 22 — вид сверху опорной пластины крепежного приспособления, закрепляемого на основании монолыжи; на фиг, 23 — вертикальный разрез опорной пластины; на фиг.

24 — вид сверху поворотной детали, накладываемой на опорную пластину ; на фиг, 25 — вид сбоку одного из краевых участков поворотной детали, предназначенного для установки стопора; на фиг. 26 — вертикальный разрез стопора; на фиг. 27 — вид сверху участка удерживающей пластины, накладываемой на поворотную деталь; на фиг, 28— пластина, вертикальный разрез; на фиг. 29 — вид сверху участка промежуточной шайбы между удерживающей пластиной и ротором; на фиг. 30 — вертикальный разрез шайбы; на фиг, 31 — вид сверху опорного участка крепления; на фиг, 32 и 33 —. вид сбоку пластины; на фиг. 34 — разрез механизма регу1780514

20

30

40

50

55 лировки поворота опорного участка примерно на середине длины этого участка; на фиг. 35 — вертикальный разрез одного из амортизаторов нулевого положения, установленного на нижней стороне опорного участка; на фиг; 36 — вид спереди одного из вариантов предлагаемой монолыжи; на фиг.

37 — вид спереди другого варианта монолыжи; на фиг. 38 — крепежная колодка монолы>ки, в перспективе; на фиг. 39 — вид сверху участка заявляемой монолыжи; на фиг. 40то же, вид спереди.

Предлагаемая мойолыжа садер>кит основание 1, снабженное не менее чем одним. приспособлением 2 для крепления обуви,15 ездока, На лыже обычно установлены два таких. приспособления 2 на расстоянии друг от друга. Это расстояние выбирается исходя из удобства ездока, Однако поскольку это расстояние связано с пропорциями тела ездока, по крайней. мере одно из"этих приспособлений 2:может быть выполнено так, чтобы существовала возможность . регулировки упомянутого расстояния. Для этого достаточна, чтобы на основании 1 не менее чем одно из приспособлений 2 закрепля;.лось с возмо>кностью перестановки. Если имеется возможность регулировки положенияя обоих приспособлений, эта создает преимущество, состоящее в том, что можно устанавливать. положение центра тяжести . ездока относительно длины монолыжи оптимальным образам.

В крепежное приспособление 2 входит опбрная пластина 3, вмонтированная в основание 1 монолы>ки. Эта пластина 3 может крепиться и на поверхности основания. 1 с помощью подходящих крепежных средств.

Как показано на фиг. 1 и 2, пластина 3 предпочтительно имеет некруглый контур, чтобы не" проворачиваться в основании 1. Этот контур может быть примерно эллиптическим. Для улучшения крепления опорной . пластины 3 в основании 1 она имеет неск nbi

В крепе!кное приспособление.2 входит также опорный участок 7 и механизм peryлировки 8, расположенный между опорным участком 7 и опорной пластиной 3, К меха- низму регулировки 8 относится ась 6, расположенная примерно в центре опорной пластины 3. Эта ось окружена сквозной трубкой 9, жестко соединенной одним канцом с опорной пластиной 3. Наружная сторона этой трубки 9 плотно соприкасается с материалом основания 1 предпочтительно на клею. На верхней стороне основания 1 вокруг трубки 9 закреплена шайба 10, край которой снабжен зубцами 11, обращенными вверх. Они доступны как сверху, так и изнутри. На краю шайбы 10 имеются также радиальные, несколько отогнутые вниз язычки

12, входящие в материал основания 1. Эти язычки, расположенные далеко ат центра шайбы 10, представляют средство, препятствующее прокручиванию шайбы 10.

Крепежное приспособление 2 содержит опорный участок 7, на котором может находиться одна из.ног 13 ездока монолыжи, Примерно в центре нижней стороны этого опорного участка 7 к этой нижней стороне йримыкает низкая тарельчатая полая структура 14, Внутренний диаметр этой тарелки выбран так, чтобы в нее входил зубчатый венец 11, Средняя часть тарелки имеет круглое отверстие, в которое входит верхний конец трубки 9. Этим отверстием тарелка, жестко. соединенная с опорным участком 7, центруется относительно зубчатого венца

11, В области центрального отверстия тарелки к нему примыкает полость 15 в опорном участке 7, в которой находится верхний конец аси 6, выступающий из основания 1 манолыжи. Дно полости 15 снаб>кено плоской подшипниковой втулкой 16, на которую опйрается этот койец оси, Опорный участок 7 (фиг. 1 и 3) выполнен вытянутым, а в середине имеет суженную зону 17, В зоне 17 имеется подшипник для крепежного приспособления 2. Расширенные концы 18 опорного участка 7 снабжены средствами фиксации носка и пятки обуви, Эти средства выполнены в .виде лыжного крепления.

В пяточной области находится пятачный автомат 19, размеры которого в длину должны быть как можно меньшими. Это обьясняется тем, что ширина основания 1 монолыжи сравнима с длиной взрослой лыжной обуви. Если бы пяточн ый автомат 19 имел большую длину, он при определенных условиях вышел бы за пределы контура монолыжи, Известны пяточные автоматы 19, удовлетворяющие указанному требованию, Такие автоматы крепятся на конце пятки и воздействуют сверху на пятачную часть подошвы. Один из них псказан на фиг.2. Скоба

20 автомата 19 поворотно закреплена в щеках V-образной пяточнай пластины 21, причем перемычка пластины 21, соединяющая щеки. находится пад пяткой в углублении 22 пята нага участка. Углубление 22 практически проходит па всей длине пятачной обла1 (80514 сти, Для регулировки автомата 19 можно снабдить подвижную пластину 21 зубчатыми полосами по бокам, находящимися в зацеплении с соответствующими зубчатыми полосами пяточной области 17 опорного участка 7, С помощью этих зубчатых полос можно регулировать положение пяточной пластины 21 в продольном направлении опорного участка 7.

Нижняя сторона опорного участка 7 в

10 конце пяточной области 17 снабжена скользящей пластиной 23 из материала с низким коэффициентом трения, например пластмассы, что должно. предотвращать повреждение поверхности основания 1 краем

15 опорного участка 7 при вращении крепежного приспособления 2.

Носочная область 18 опорного участка

7 аналогично пяточной области 17 содержит томатически освобождающийся прижим 24 для подошвы лыжного ботинка 13 с возможностью продольного перемещения и фиксации. Этот прижим воздействует на подошву

25 в области носка или в носочно-пучковой части обуви. Носочный автомат также должен иметь как можно MBHbUJóþ длину по описанным соображениям. Поскольку такие предо30 хранительные автоматы еще.- не выпускаются, их необходимо специально разработать для данного случая.

Подошвенный прижим 24 (см. фиг. 2 и в увеличенном виде на фиг, 18 и 19) содержит 35 подошвенную пластину 25, располагающуюся в углублении 22 носочной области 18 опорного участка 7, Нижняя сторона этой подошвенной пластины 25 снабжена зубчатыми полосами (не показаны), зацепляющимися с зубчатыми полосами в углублении 22 носочной области 18. С помощью этих полос можно регулировать. положение подошвенного прижима 24 в продольном направлении опорного участка 7. На переднем конце или краю подошвенной пластины 25 закреплена передняя пластина 26 предпочтительно под прямым углом к ней. Удаленный от подошвенной пластины 25 конец передней пластины 26 снабжен кожухом 27, в котором размещены механизм захвата для рантового фиксатора или щек 28 подошвенного прижима 24, Корпус 27 выполнен так, что он обращен назад от передней пластины 26 и

55 по крайней мере частично расположен над носком обуви. Передняя пластина 26 предпочтительно имеет такую длину, чтобы нижняя сторона кожуха 27 не прикасалась к верхней части носка обуви. углубление 22, в котором находятся не по- 20 казанные на чертеже полосы с боковыми зубьями, B углублении 22 располагается авРантовый фиксатор 28 имеет дуговую форму, причем один иэ его концов закреп.лен на поворотной оси 29. Другой конец этого фиксатора поворачивается и зацепляется с подошвой 30 в носочной области.

Фиксатор имеет Г-образное сечение по крайней мере в поворотной части, повернутое назад на 180О. Это означает, что горизонтальная полка этого профиля находится над рантом подошвы. Каждая точка фиксатора 28, относящаяся к вертикальной полке, располагается сбоку от подошвы 30. Между двумя такими фиксаторами 28 подошва 30 не удерживается ни в горизонтальном, ни ввертикальном направлении. Иэ фиксатора щек 28 на фиг. 2 и 18 показана только задняя, поскольку передняя отсечена разрезом.

Нижний конец поворотной оси 29 снабжен цапфой 31, расположенной в подошвенной пластине 25. Верхний конец оси 29 закреплен в кожухе 27, Этот верхний конец содержит не показанные на чертеже средства, способствующие взаимодействию оси

29 с механйзмом предохранительного автомата, Этот механизм может иметь известную конструкцию, На подошвенной пластине 25 находится скользящий вкладыш 32, обеспечивающий легкий выход носочной части обуви из переднего предохранительного автомата

24, как это требуется на практике, На фиг. 3 показаны три возможных положения крепежного приспособления 2 в продольном направлении основания 1 монолыжи, Как видно, крепление 2 может располагаться даже так, что его продольная ось практически параллельная продольной оси основания 1. Это положение крепления 2 на фиг. 3 показано сплошной линией. Такую позицию крепежное приспособление 2 занимает в том случае, когда ездок монолыжи въезжает в гору с помощью подъемника. Roложение крепления 2 под углом, обозначенное пунктирной линией, примерно соответствует случаю, когда на нем стоит передняя нога ездока. Практически перпендикулярная к продольному направлению позиция крепления 2 соответствует положению ноги ездока, находящейся в задней части основания 1 монолыжи.

Чтобы изменить положение крепления

2 относительно основания 1 монолыжи и зафиксировать его, механизм регулировки 4 содержит также стопорный механизм 33 (фиг. 4), нормально находящийся в зацеплении с зубчатым венцом 11 и выходящий их этого зацепления для изменения положения крепления 2, Стопорный механизм 33 расположен в суженной средней зоне 17

1780514 опорного участка 7. В этой зоне имеется коробка 34, назначение которой состоит в том, чтобы защитить находящиеся в ней детали механизма от снега и пыли. Коробка 34 имеет наружную стенку 35, проходящую примерно вертикально и на этом участке представляющую собой боковую стенку опорного участка 7, Коробка 34 содер>кит также верхнюю стенку 36; проходящую от наружной стенки 35 коробки до тарелки 14 внутри и герметично примыкающую к опорному участку 7, Механизм располагается под.верхней крышкой 36. В верхней части боковой стенки 35 имеется отверстие, через которое проходит управляющий рычаг 37 стопорного механизма 33. Наружная рукоятка 38 рычага 37 служит для управления работой стопорного механизима 33 и направлена примерно под прямым углом к продольному направлению опорного участка 7. В стенках, примыкающих к отверстию, закреплена ось 39, проходящая через рычаг

37, благодаря чему он может поворачиваться в этом отверстии вокруг ось 39; Одно плечо 40 рычага 37 находится внутри коробки 34 и загнуто вниз. Нижний конец другого плеча рычага 37 имеет зубчатый сегмент 41, зубья которого направлены к зубьям венца 11 и могут находиться в зацеплении с ними, С помощью пружины 42, нажимающей на нижйий конец внутреннего плеча 40 и имеющей плоское сечение:, зубчатый сегмент 41 удерживается в зацеплении с зубчатым венцом 11 до тех пор, пока не происходит воздействия на рукоятку 38. Эта пружина 42 может иметь такую форму, при которой одна сторона упирается в конец внутреннего плеча 40, а другая — в вертикальный участок верхней стенки 36.:

На фиг. 5 показана в горизонтальном разрезе часть механизма, изображенного на фиг, 4, Здесь видно наружное плечо 38 управляющего рычага 37, находящееся примерно под прямым уггом к продольному направлению опорного участка 7. Видна и коробка 34 со снятой верхней частью для демонстрации механизма внутри, В этой коробке 34 изображен отрезок зубчатого венца 11 с внутренними зубьями. С зубчатым венцом 11 зацепляется зубчатый сегмент 41 на внутреннем плече 40 управляющего рычага 37. Между этим плечом 40 и внутренней стенкой 36 действует V-образная пружина

42, расположенная в плоскости, параллельной верхней стороне основания 1.

При необходимости изменения положения крепежного приспособления 2 относительно основания 1 Moнолы>ки нажимают вниз рукоятку 38, например. другой ногой.

Благодаря этому зубчатый сегмент 41 нэ конце внутреннего плеча 40 выходит из за-. цепления с зубчатым венцом 11 на основании 1, Крепление 2 освобождается и может быть повернуто на любой угол вокруг оси 6, 5 После достижения желател ьного поло>кения крепления 2 отпускают рукоятку 38, зубчатый сегмент 41 вновь входит в зацепление с зубчатым венцом 11 и фиксирует достигнутое положение крепления 2. Следует пояс10 нить, что в заявляемой монолыже крепления

2 могут переставляться даже так, чтобы . можно было вставать на нее слева, а после поворота креплений 2 примерно на 180 справа.

15 Предлагаемая монолыжа оснащена тормозом 43 (фиг, 3 и 6), включающимся автоматически при разгрузке крепления 2. Это может произойти, например, при падении лыжника, когда расцепляются предохрани20 тельные автоматы 19 и 24. Тормоз 43 содержит ось 44, расположенную на верхней стороне основания 1 в падшипниковых стойках 45 и 46 vi проходящую примерно перпендикулярно продольной оси основэ25 ния 1 монолы>ки. Первая подшипниковая стойка 45 закреплена рядом с верхней боковой кромкой 47 основания 1, Выступающий за эту стойку.45 конец оси 44 отогнут примерно под прямым углом и работает как

30 собственно тормозящий элемент 48. При торможении элемент 48 направлен вниз, а в нерабочем состоянйи примерно параллелен поверхности основания I, Вторая подшип.никовая стойка 46 расположена рядом с та35 релкой 14, как лучше всего видно на фиг. 3.

Эта вторая стойка несколько входит в опор- ный участок 7. Участок 49, находящейся в этом месте оси 44 тормоза 50. также отогнут примерно под прямым углом и образует воз40 вратный рычаг тормоза 43. Этот рычаг 49 и тормозящий элемент 48 рэсполагаютса примерно в одной плоскости.

На верхней стороне участка 7. поворотно закреплена пластина 50 с помощью оси

45 51. Место крепления оси 51 расположено в носочной области крепления 18, Пластина

50 имеет удлиненный крепе>кный участок

52, к которому примыкает круглый участок

53, Диаметр последнего меньше диаметра

50 тарелки 14. Поскольку тарелка 14, находящаяся на некотором расстоянии от опорной поверхности 7, имеет весьма малый размер в высоту, между верхней стороной тарелки

14 и нижней стороной круглого рабочего

55 участка 53 имеется полость, В этой полости располагается возвратный рычаг 49. Во второй подшипниковой стойке 46 находится не показанная пружина, так воздействующая на ось 44, что тормозящий элемент 48 перемещэется вниз. э возвратный рычаг 49 тор1780514

5

20

35 участка 7. При необходимости эта пластмасса может быть армирована стекловолокна45 Как пояснялось выше, расширенные концевые области 17 и 18 примыкают к цен50 моза — вверх при разгруженной рабочей пластине 50. Это ненагруженное состояние рабочей пластины 50 и возвратного рычага

49 показано пунктиром на фиг. 6. Напротив, положение, показанное сплошными линиями, обозначает нагруженное состояние пла-. стины 53 и возвратного рычага 49, т,е. при котором ботинок 13 находится в креплении

2. В этом нагруженном состоянии тормоз-: ной элемент 48 практически располагается. горизонтально;

Как видно из фиг. 3, верхняя сторона основания 1 снабжена двумя упорами 54 и

55. Первый упор 54 ограничивает поворот носочной части 18 спереди назад так, чтобы . крепление 2 занимало положение не далее чем под прямым углом к продольной оси основания 1. Второй упор 55 ограничивает поворот крепления 2 так, чтобы оно из упомянутого поперечного положения riepeeoдилось не далее чем в продольное положение. Если крепление 2 перемещается в этих пределах, то возвратный рычаг 49 постоянно находится под рабочей пластиной 50. Вследствие этого тормоз 43 может срабатывать в любом из перечисленных положений крепления 2.

В стопорном механизме 33 (фиг. 5) зубчатый венец 11 имеет зубья со скошенными боковыми поверхностями. Для большей наде>кности.при зацеплении венец 11 может иметь форму, показанную на фиг. 9, Зубья

56 венца 11 имеют профили 57 и 58, практически параллельные друг другу, Сегмент 41. зацепляющийся с таким венцом 11, имеет один или несколько зубьев 59, боковые поверхности которых также практически па-. раллельным друг другу. Расстояние между боковыми поверхностями зуба 59 сегмента меньше расстояния между боковыми поверхностями 57 и 58 впадин между зубьями 56 венца 11. Для того чтобы зуб 59 .сегмента мог легче войти в соответствующую впадину между зубьями 56 венца, последние имеют фаски 60. Зуб 59 сегмента тоже может иметь скосы. При таком выполнении зубьев 5g и 59 практически исключена возможность выхода их из зацепления под действием бокового усилия;

При спуске на монолы>ке лыжник находится в боковом положении с расставленными ногами, Это положение требует, чтобы чижняя сторона подошвы 30 находилась под углом к поверхности основания 1.

Этого можно достичь в заявляемой монолы- 5 же благодаря тому (фиг. 10), что между опорным участком 7 и соответствующей частью

19 или 24 крепления располагал я клин 41.

Наклон клина 41 проходит перпендикулярно к продольной оси опорного участка 10, При необходимости такой клин 61 может быть соединен с креплением с возможностью замены, При спуске лыжник совершает движения, необходимые для управления монолыжей; Клин с жестко установленным наклоном препятствует свободному выполнению лыжником этих движений. Поэтому желательно выполнить опорный участок 7 так, чтобы его концевые области 17 и 18 могли поворачиваться относительно средней зоны 17, В первом варианте, решающем эту проблему, ось 6 имеет цилиндрический участок62 (фиг. 7), закрепленньЛ с возможностью поворота в сквозной трубке 9, Этот участок

62 оси выполнен с фиксирующей площадкой

63, расположенной за кольцевым заплечиком 64. Последний образован на внутренней стенке трубки 9 и уложен в кольцевой паз, выполненный в наружной стенке этого участка 62 оси, Однако крепление оси 6 в трубке 9 может быть выполнено и иначе, Выступающий йз трубки 9 конец оси 6 снаб>кен горизонтальной поперечной траверсой

65, примерно посередине соединенной с цилиндрическим участком 62 оси и проходящей практически перпендикулярно к нему. Сечение этой траверсы и редпочтитель но прямоугольное, Вытянутый опорный участок 7 йзготовлен, например, из пластмассы, которая в отвержденном состоянии позволяет скручивать центральную узкую зойу 17 опорного ми, угольными волокнами и т. и. В эту массу залита траверса 65 и выступающий из трубки 9 конец оси 6: Благодаря этому опорный участок 7 закреплен на основании 1 с возможностью поворота, причем центральная суженная зона 17 этого участка 7 не может совершать перемещений; вокруг продольной оси опорного участка 7 тральной зоне. Нижняя сторона этих областей 17 и 18-имеет скошенные под тупым углом друг к другу стенки 66 и 67-(фиг. 8), соединенные практически круглым переходом 68 в самом нижнем месте, Этот переход

68 прилегает к верхней стороне основания

1 и может обкатываться по нему при качаниях концов 13 или 24. . Когда спортсмен выполняет при спуске покачивания, соответствующие усилия переносятся автоматами 19 и 24 на опорный участок 7. Поскольку он способен скручиваться, концевые области 17 и 18 выполняют такие >ке крутильные перемещения

1780514 относительно центральной зоны опорного торого соответствует внутреннему контуру участка 7. Чтобы не мешать этим движени- поперечного сечения отверстия 73 в гильзе ям, нижняя сторона концевых областей 17 и 71. Этот профиль 75 вставлен в квадратное

18, как показано, имеет V-образную форму, отверстие 73 гильзы 71 и закреплен там

Поэтому области 17 и 18 могут поворачи- 5 известным образом. ваться с такой амплитудой, которая задана На фиг. 12 и 13 показан вид сзади на два углом между стенками 66 и 67. Скругленный конструктивных варианта концевых облаконец 68 перекатывается при этом по осно- стей 17 и 18. Такая область с основанием 74 ванию 1. Для того чтобы центральный и не- (фиг, 12) может использоваться в том креп-подви>кный участок 17 площади 7 не 10 лении,которое располагается на основании препятствовали поворотам обуви 13, целе- 1 монолыжи спереди, Участок с основанием сообразно, чтобы поверхность участка 17 . 74 по фиг, 13 может представлять часть за была выполнена глубже, чем поверхность днего крепления 2, Основания 74 (фиг. 12 и концевых областей, Однако верхняя старо- 13) могут служить для закрепления на них на центральной зоны .может .быть с этой 15 сверху одного из автоматов 19 или 24 ка це ью тоже округлена.:; .::: :: : --: оййсывалось, Снизу каждое из оснований

Опорный участок 7 крепления 2, как по- 74 имеет также опйсанные поверхности 74 казано на фиг, 11, работает аналогичйо и 75, расположенные под некоторым углом опорному участку на фиг. 7, поскольку и у у, не равным 180, относительно друг друга, опорного участка 7 (фиг, 11) концы окручи- 20 . Наклой этих поверхностей 66 и 67 направ.ваются относительно средней зоны 17. В лен перпендикулярно к продольной оси опорном участке 7 (фиг. 11) содержатся кру- опорного участка 10, тильные элемейты 69, причем, между соот- Первая из упомянутых составляющих ветствующим концом 17 или 24 и . поверхностей 66 располагается на"стороне цейтральным крепежным элемейтом 6 име- 25 осйования 74, обращенной к передней час-, ется по одному крутильному элементу 69, ти основаниия 1 монолыжи. Вторая поверхэти детали соединяют опорный участок 7. ность 67 находится на стороне основайия

Элементы 69 содержат полый цилиндриче- 74, обращенной к задней части монолы>ки, ский корпус 70, конца которого закупорены Угол а между "первой поверхностью 66 игильзами 71 и 72. Наружный диаметр гильз 30 верхней стороной основания 1 сравнительмо>кет быть равен наружному диаметру кор- но веЛик И составляет 20 — 40 . Этот угол выпуса 69. Гильзы 71 и 72 имеЮт. сквозное бирается из тех соображений, чт6бы не отверстие 73, диаметр. которого меньше .затруднять двйженйе лыжника вперед .Угол р внутреннего диаметра корпуса 70. Сечение между второй поверхностью 67 и основаэтого отверстия 73 в гильзах 7t и 72 пред- 35 нием 1 меньше и составляет от 5 до 25", почтительно ймеет квадратную форму, Вер- . посколькунаклон лыжника назад обычно готикальный разрез гильз 71 и 72 показан на раздо меньше, фиг. 14. .: .: . Наосновании 74(фиг, 12) концов 17и 18

Соединительйая деталь 6 практически для переднего крейления 2 поверхность или имеет Т-о разную форму, причем конец ее 40 углубление 22 располагается практически вертикальной стойки 71 находится в основа- параллельно верхней стороне основания 1, нии 1 мойолыжи. Здесь стойка 62 может На основании 74 концов 17 или 18 для забыть закреплена жестко или с возмо>кно.- . данного кр6плеййя 2 йоверхность наклонна стью поворота, По крайней мере концевые относительно верхней стороны основания участки горизонтальной траверсы 65 у сое- 45 1, При этом дно углубленйя 22 имеет наклодинительной деталй 6 также имеют прямо- на вперед, чтобы йога лыжйика уже в состоугольное поперечное сечение, так что и на янии покоя могла занять естественн х можно насадить гильзы 72 крутильных положение с наклоном вперед. Этот началь- . :элементов 69; Поскольку отверстие на гйль- . ный наклой основания 74 проще всего обес зе 73 тоже имеет квадратную форму. кру- 50 печить благодаря. тому, что профиль тильный элемент 69 не поврачйвается на повернутотносительнобснования 75.Уэтодалейные от крепе>кного элемента 6 верхности 66 и 67 могут располагаться концы крутильного элемента 69 располага- несимметрично относйтельнб "центральной ются вблизи концевых областей 17 и 18. 55 вертикальной плоскости основания. Угол р

Каждая из этих областей содер>кит основа- ме>кду второй поверхностью 67 и боковой ние 74, на котором описанным образом ус- стенкой76основания75можетбытьпрямым, тановлена часть 19 или 24 крепления. От как показано на фиг.13,такчтоугол /3 меньодной из боковых стенок этого основания 74 ше угла а . отходит профиль 75, наружное сечение ко13

1780514

14

Если траверса 65 крепежного элемента регрузках, но и крепления из.простых ре6 должна иметь возможность поворота, ее мней и т.п. можно насадить на стоку 62, причем она Как видно из фйг. 20, опорный участок 7 может опираться на уступ 77 на этой стойке может быть выполнен в виде продолгова62 (фиг, 11}, 5 той детали приблизительно прямоугольного

Кручение опорного участка 7 можно поперечного сечения. Ее центральная зона обеспечить и одним крутильным элементом 17 примыкает к механизму регулировки 8.

69, расположенным ме>кду концами 17 и 18. Концы 17 и 18 опорного участка 7 оборудоЭтот вариант выполнения показан на фиг. вайы приспособлениями 19 и 24 для фикса15-17. На фиг. 15 изображена только поло- 10 ции пятки и носка обуви, предпочтительно вина такого опорного участка 7, поскольку обычных лЬ!жных ботинок, Каждое присповторая половина полностью идентична ей; собление 19 и 24 располагается на подвиж-

Этот опорный участок 7 снабжен жесткой ной пластине 21 и 25, способной осью 78, имеющей прямоугольный, пред- перемещаться вдоль опорного участка 7.почтительно квадратный, профиль, концы 15 Эти пластины 21 и 25 имеют практически которой закреплены в подшипниковйх V-образное поперечное сечение. Щека 84 стойках 79. Стойки 79 скреплены с основа- (фиг. 21) соответствующей пластйны 21 или нием1 винтами 80(фиг. 16) и располагаются: 25сравнительно коротка. Длина перемычки в области соответствующих концов 17 и 18. 85 в виде площадки, соединяющей щеки 84, Крутильный элемент 69 имеет трубчатую 20 несколько больше ширйны опорного участформу. B его средней части полость 73 име- . ка 7, так что щека 84 подвижной пластины ет на некотором участке 81 меньший диа- 21 или 25 может прилегать кбоковым поверметр по сравнению с остальным хйостям опорного участка 7. Свободные протяжением, а форма поперечного сече-. концы 86 щек 84 загруты внутрь.и схватывания этого пространства 73 одинакова с по- 25 ют боковые края опор oro ó÷àñòêà 7, Это перечным сечением оси 78. Диаметр за обеспечивает направление перемещения пределами этого участка 81 у элемента 69 -: пластин 21 и 25 вдоль опорного участка 7. больше, чем у оси 78, так что эти отрезки . . Для того чтобы пластины 21 и 25 могли элемента 69 могут скручиваться относитель- легко и без зазора перемеЩзться вдоль но оси 78. К этим участкам крутильного эле - 30 опорного участка 7, между верхней сторо- мента 69 присоединены без возможйостй ной опорного участка 7 и перемычкой 85 поворота концы 17 и 18; Задний отрезок 17: соответствующей пластины 21 или 25 нахои 18 имеет нишу 82, в которой располагается: дится по одному скользящему вкладышу 32. подшипниковая стойка 79, для того, чтобы Эти вкладышй 32 сделаны предпочтительно крепление2имелокакможноменьшуюдли- 35 из пластмассы, а их длина больше длины ну. Концы 17 и 18 могут быть практически . перемычки 85 вдоль опорного участка 7. одйнаковыми по форме, как показано на Инымисловами,"язык" вкладыша32выдви- . фиг. 12 и 13. Единственное различие состо - . нут к"центру 17 опорного учаСтка 7. Регулиит в том, что концы в этом варианте не ровка поло>кения йластин 21 и 25 по длине имеют профилей 75 на основании; а снабже- 40 опорного участка 7 может осуществляться, ны сквозными отверстйями 83, через кото- : например, с помощью известных винтов 87 рые проходит с-зазором ось 78..: . (фиг. 21}, установленййх в опорном участке

Посредством описанного механизма 7, резьбовые части которых взаимодейству. наклона можно быстро и многократно изме- ют с гайками (не показаны), закрепленными нять угол между обувью и основайием моно- 45 на подви>кных пластинах 2 1 и 25. лыжи. При этом не требуется, как бывало В пяточной области опорйого участка 7 раньше, сверлить в креплении новые отвер- находится скоба 20, воздействующая сверху стия, ослабляя er0. Крепление можно при- на пяточную часть подошвы; Эта скоба выспосабливать к различным этапам: полнена из жесткой проволоки, предпочтитренировкикатания на монолыжеи кразно- 50 тельно из пружинной стали, и имеет му состоянию снега или крутизне спуска, V-образную форму. Концы 88 прямых участПри подьеме в гору с помощью подъемника ков 89 такой скобы 19 изогнуты внутрь и переднее креплениелегкоустанавливается располагаются в щеках 84 пяточной tlo параллельно направлению движения, что движной пластины 21 с возможностью повоповышаетудобствотранспортировки, Мож- 55 рота. Скоба 20 изогнута примерно в но изменять расстояние между крепления- середине длины прямых участков 89 и 90 мИ в зависимости от размеров тела перпендикулярно к продольному направлелыжника. На опоре для креплений можно нию, так что соответствующие участки 89 и устанавливать не только такие крепления, 90оканчиваются загнутыМи внутрь концами которые автоматически раскрывают при пе -" 88 и наклонены вверх, когда скоба 20 нало15

1780514

16 жена на верхнюю сторону пяточной части к главной плоскости зажима 96, Винт 104 обувной подошвы, К этому наклонномууча- имеет форму червяка, а его заостренный сткупримыкаетзатем практически горизон- конец направлен к пятке 19 крепления и тальный отрезок прямого участка 89 или 90 поэтому к носку обуви, Острие установочно(не показано), причем эти горизонтальные 5 го винта 104 может накладываться на переотрезки накладываются на верхнюю часть днюю сторону верхней части обуви, когда подошвы, Между ними проходит дугообраз- крепление закрыто, С помощью этого винта ная перемычка 91, которая соединяет друг 104 можно регулировать тот путь, который с другом концы прямых участков 89 и 90, проделывает зажим при закрывании крепобращенные в сторону от пяточной пласти- 10 ления. ны 20. -,,: .. ;:. :: К креплению 2 (фиг. 20) относится опорПрижимы24 в носочной области содер- ная пластина 3 (фиг . 22 и 23), которая в же скобу 92, имеющую примерно Ч-образ- показанном-примере закреплена на верхную форму, щеки 93 и 94 которой тоже нейсторонеоснования1монолыжи. Наэтой. имеют отогнутые внутрь концы 88. Эти кон- 15 опорной пластине 3, верхняя сторона котоцы закреплены с возможностью поворота в рой за исключением краевого участка в осподвижной носочный пластине 25; причем ., новном плоская рэсполагаетая ротор 105 это крепление выполнено практически ана- (фиг. 24), имею@(ий форму плоского кольца. логично скобе 20 пяточного автомата 19, Ha роторе 105 находится тарельчатая про- .

Каждая щека 93 или 94 скобы 92 выгнута 20 межуточная шайба106(фиг, 29 и30), наружнаружу, чтобы ее можно было устанавли- ный край которой накладывается на вать в носочной части на угловатую подо- . верхний внутренний край ротора 105 (фиг,.

: шву, Перемычка 95, соединяющая"другие 30) и которая предпочтйтельно выполнена концы щек 93 и 94; проходит в этой скобе 24 из пластмассы. Промежуточная шайба 106 no прямой и на этой скобе закрепляется 25 перекрыта фиксирующей шайбой 107 (фиг, зажим 96 для подошвы в йосочной области, 27 и 30), которая также выполнена из >кестЗажим 96 имеет пластинчатый корпус: кого материала. Предусмотрены соедини97, в котором выполнено отверстие 98 с тельные детали, например заклепки (не гладкими* внутренними. стенками, Это от- показаны), головкй которых накладываются верстие проходит параллельно широким по- 30 на верхйюю сторону фиксирующей шайбы верхйостям корпуса 97, причем ось 107, а стержни"проходят через отверстии в отверстия 98.практически перпендикулярна фиксирующей шайбе 107 и в промежуточузким боковымповерхностям 99:корпуса 97, ной шайбе 106, через внутреннее отверстие

Участок 100 корпуса 97, находящийся над - . в"кольцевом роторе 96, а также через отверпродольнйм отверстием 98, служит в каче- 35 стия 108.в опорной пластине 3, причем вы стве спускового рычага для за>кима 96 и.: - ступающие снизу опорной пластйны 3 снабжен углублениями или выступами 101, участки этих стержней формируются в голо. облегчающими .зацепление этого рычага.. вки. Благодаря этому перечисленные детали

Участок 102 зажима 96, находящийся под . образуют одно целое, которое и крепится отверстием 98, служит в качестве рабочего 40 посредством опорной пластины 3 на оснорычага, воздействующего на верхнюю сто- - вании 1 монолыжи. рону. того участка подошвы, который нэхо- . Опорная пластина 3 показана на фиг.22 дится перед верхйей частью обуви в области и 23, На фиг, 22 эта пластийа изображена в носка. Корйус 97 расширяется в области пе- виде сверху, а на фиг. 23 — в вертикальном редней кромки 103 рабочего рычага 102, а 45 разрезе. Она имеет основание 109, имею самэ передняя кромка 103 образуется вог- щее практически форму плоского кольца. От нутую дугу, Передняя сторона верхней час- . этого кольца снаружи отходят выступь| 110ти в области носка обычно имеет выпуклую, 113. Рядом с центральным отверстием 114 s . по круглой дуге форму, этот круглый участок кольцевом основании 109 выполйены от-. располагается в дугообразной передней 50 верстия 108 для соединительных деталей. кромке 103 зажима 96, когда часть 24 креп- Стрелка на фиг. 22 примерно обозначает ления закрыта. Передняя кромка 103, имею- продольное направление основания монощая такую. форму, препятствует лыжи, э также указывает положение носка перемещению носка обуви при спуске на основания,1. мон6лыже влево и вправо в креплении 24, 55 Самый узкий вйступ 110 на опорной что могло бы вызвать рыскание монолыжи. пластийе 3 имеет, всего одно отверстие 115, . В корпусе 97 зажима 96 также выполне- через которое проходит винт 116 (фиг. 20), с но резьбовое отверстие, в которое ввинчен помощью которого опорная пластина 3 заустэновочный винт 104, Ось этого отвер- креплена на основании 1 монолыжи, Этот стия проходит примерно под прямым углом винт имеет потайную головку, а отверстие

17005 i 4

1 l5 соответственную расточку для установ- фиксацией, Таким образом, широкие высту ки винта 116 впотай (фиг. 23). пы 112 и 113 позволяют устанавливать опорПримерно диаметрально противопо- ный участок 7 под углом к основанию 1 ложно узкому выступу 110 расположен дру- монолыжи для удобства лыжника. Угловое гой высту 111, несколько более широкий, в 5 расстояниемеждусоседнимификсирующикотором также выполнено отверстие 115 ми отверстиями 117 в ряду таких отверстий под крепежную деталь. Однако рядом с составляет предпочтительно 7, что позвоэтим отверстием имеется второе отверстие ляет обеспечить достаточно тонкую регули117, предназначенное для установки штиф- ровку углового положения крепления 2 та механизма регулировки 8. Конструкции 10 отйосительно основания 1. этого механизма будет описана далее. По - На нижней стороне опорной пластины 3 ложение выступа 111 средней ширинь1 отно- выполнены прилйвы 118 (фиг. 23), окружаюсительно направления Евыбранотак,чтобы щие нижние выходы отверстий 108, 115 и продольная осьопорногоучастка7,закреп- 117 и тем самым продлевающйе их вниз. ленная на этой опорной пластине 3 с воз- 15 Поэтому выходы этих отверстий располагаможностью поворота и фиксацйи . ются практически в одной плосКости, Нижотносительно основания 1, совпадала с про - ние выходы отверстий 108; через которые дольной осью основания 1 монолыжи. проходят соединительные детали опорной

Слева и справа отвыступа 111 средней . пластины 3 роторов 105, промежуточной ширины находятся по одному сравнительно 20 шайба 106 и фиксирующей шайбы 107, снабболее широкому выступу 112 и 113. Эти вы- — жены расточкой 119, предназначенной для ступы выполнены одинаково, Каждый широ-: головки соединительной детали, например кий выступ 112 или 113 находится на . заклепки. В области верхнего sbixода фик- " наружном краю кольца 109 между узким вй- - сирующих отверстий 117 выполнены прилиступом 110 vi вйступом средней ширины 25 вы 120, Один из таких приливов 120 сделан

111.....,:,",:;,:: также на фиксирующем отверстии 117 в вы Каждый из широких или самых широких " ступе 111 средней ширины, На широких вывыступов 112 и 113 имеет по одному крепеж- . ступах 112 и 113 такие верхние приливы 120 ному отверстию и рядом с ним еще несколь- слиты в сегменты 121. Один изтакихсетменко фиксирующих отверстий .117, 30 тов 121 показан на фиг . 23 справа, раСположенных по дуге окружности. Центр -:, Нижняя сторона основания 109 снабже- этой дуги совпадает с центром отверстия:: на плоскими выемками 122, от дна которых

114 в опорной пластине 3. Каждый отрезок отходят нижние приливы 118 и усилительширокого выступа 112 и 113 с фиксирующи- .. ные ребра 123 (фиг. 23), Ребра 1.23 проходят ми отверстиями 117 обращен по дуге в сто- 35 также по краю опорной пластины 3. рону выступа 111 средней ширины, в На опорной пластийе 3 располагается котором выполнено фиксирующее отвер - ротор 105, имеащий форму плоского кольца стие 117, определяющее продольное поло- и показанный сверху íà фиг. 23-. Кольцо 105 жение опорного участка 7. Кремежное состоит из двух примерно полукруглых сеготверстие 115 в каждом широком выступе 40 ментов124и125,концы которыхсоединены

112 и 113 располагается первым в ряду фик- - перемычками 126. На верхней стороне консирующих отверстий 117. Поэтому оно обра--: цов сегментов 124 и 125 закреплено по низщено в сторону узкого выступа 110.,; . -. кому кольцу 127, предназначенному для

Опорный участок 7 крепления 2 может . размещения одного из концов описываемой поворачиваться влево или вправо из своего 45 ниже пружины, Каждя перемычка 126 имеет продольного положения, т.е. устанавли-, прямолинейные боковые края, проходящие. ваться наискось к продольному направле- между концами сегментов 124 и 125. В обнию основания 1 монолыжи. При повороте ласти каждого бокового края перемычек вправо средство 24 для удержания носка имеется выступ 128,. практически перпендиобуви находится вблизи к правому краю ос- 50 кулярный плоскостй перемычки 126. На фиг. нования 1 лыжи. При повороте влево носок 31 показана та часть ротора 105, которая обуви находится у левого края монолыжи. находится на фиг. 23 слева. Каждая переПри этом упомянутый штифт регулировоч- мычка 126 имеет двэ обращенных к верху ного или стопорного механизма 8 может выступа 128, В каждом из эти выступов вывходить в зацепление с одним из фиксиру- 55 полнено сквозное отверстие 129, так что эти ющих отверстий 117 в широком выступе 112 отверстия лежат нэ одной прямой во всех илй 113. Благодаря. этому выбранное поло- выступах 128 ротора 105. жение опорного участка 7 фиксируется до Наружный край одного из сегментов тех пор, пока не потребуется изменить его 124 снабжен выступом 130 (фиг. 24 и 25) для расфиксацией, передвиганием и повторной

1780514

20 установки стопорного механизма 131 (фиг.

26), В состав этого стопорного механизма

131 входят уже упомятый стопорный штифт

132, который может входит в зацепление с одним из фиксирующих отверстий 117 в опорной пластине 3. Выступ 130 выполнен в виде полосы, примыкающей с одной стороны к сегменту 124 и изгнутой в Ч-образ- ную форму (лежа), причем свободйый конец нижней полки 133 соединен с сегментом

124. Верхняя полка 134 этого V-образного выступа 130 также горизонтальна и находится на расстоянии от нижней полки 133, В этих полках 133 и 134 выполнены находящиеся на одной оси отверстия 135. через которйе проходит стопорный штифт 132.

Штифт 132 имеет нижний участок 136 и верхний участок 137, прйчем диаметр верхнего участка 137 меньше, чем у нижнего.

Диаметр отверстия 135 в нижней полке 133 соответственно больше, чем "дйаметр отверстия 135 в верхней полке 134. Верхний край нижнего участка: 136 штифта находится в том пр остра йстве, которое огр аничейо с в ерху и снизу"полками 133 и 134, Та часть тонкого участка 137 стопорного штифта 132, которая йаходится между полками 133 и.

134, окружена нажимной пружиной 138, Нижний конец этой винтовой пружины 138 располагается на верхнем краю толстого

: участка 136 штифта 132. Верхний конец пружины 138 прилегает к нижней стороне вер хней полки 134; В нерабочем состоянии пру>кина 138 заставляет штйфт 132 нахо- диться в нижнем поло>кении, показанном на фиг. 26, Верхний конец-стопорного штифта 132 наМодится над верхней полкой 134 и закреплен с возможностью поворота в рычаге 139, . лежащей на верхней стороне верхней полки

134 выступа. Для этого рычаг 139 снабжей вйемкой открывающейся вниз, В этой выемке 140 находится верхний конец стопор ного штифта 132, через который и . одновременно через расположенную сбоку оТ него стенку углубления в вйемке" проходит цапфа 141, с помощью которбй стопорный штифт 132 присоединен к рычагу 139.

Рычаг 139 выполнен одноплечим. Конец показанного слева участка 142 рычага закруглен и наложен на верхнюю полку 134.

Выходящий слева участок 143 рычага 139 имеет такую длину, чтобы выступать сбоку от выступа 130. Если поднять рукой этот участок 143 рычага, то нижняя часть 136 штифта выйдет из фиксирующего отверстия 117 в опорной пластине 3 и ротор 105 можно повернуть.

55 лагающийся между верхней внутренней кромкой ротора 105 и отогнутым краем 145 фиксирующей шайбы 107. Остальная, т.е. внутренняя часть 151 промежуточной шайбы 106. содержит отверстия 151, через которые могут проходить с зазором соединительные детали. В той же внутренней части 151 тонкой промежуточной шайбы 106 имеются отверстия 152, положение которых соответствует положению приливообразных выступов 149 на фиксирующей шайбе 107. Когда три детали 107, 106, 105 и

3 наложены друг на друга, полукруглые выВыступ 130 для установки стопорного механизма 131 расположен на роторе 105 так, чтобы продольная ось опорного участка

7 проходила параллельно продольной оси основания 1 монолыжи, когда стопорный штифт 132 введен в фи кси рук>щее отверстие

117 в выступе 111 средней ширины на опорной пластине 3, Положение ротора 105 на опорной пла10 стине 3 не определяется формой опорной пластины 3, поскольку поверхности сопри косновения этих деталей 3 и 105 практически плоские. Положение и центр вращения ротора 105 относительно опорной пластины

15 3 определяются с помощью фиксирующей шайбы 107 (фиг. 27 и 28). Основание 144 фиксирующей шайбы 107 выполнено в виде жесткой шайбы, край которой имеет ступенчатый уступ.145. Этот уступ располагается

20 выше остальной части 146 основания 144 шайбы, Нижняя сторона уступа 45 образует углубление, ограниченное сверху нижней стороной 147 уступа 145, а сбоку внутреннйм краем этого уступа. При этом диаметр

25 внутреннего: края 148 несколько меньше внутреннего диаметра кольцевого ротора

105; так что верхний вйутренний край ротора 105 может находится в углублейии, ограниченном внутри уступом 145

30 В цейтральной части 146 фиксирующей: шайбы 107 выполнены четыре отверстия

108 для пропускания описанных соединительных деталей этого повбротного механизма. Отверстия 108 располо>кены так, 35 чтобы иметь возможность совмещения с со- " ответствующими отверстиями 108 в опор- ной пластине 3, когда фйксирующая шайба

107 находится"на опорной пластине 3, На нижней стороне фиксирующей шайбы 3 вы40 полнены четыре выступа 149 в форме прилива. Для уменьшения трения между фиксирующей шайбой 107 и нижележащей опорной пластиной 3 там располагается промежуточная шайба 106 (фиг. 29 и 30) из подходящей пластмассы; Эта промежуточная шайба 106 тоже имеет приподнятый и выполненный в виде уступа край 150, распо22

1780514

21 ступы 149 проходят через меньшие отвер- Если потайные винты 160 выведены не стия 152 в промежуточной шайбе 106 и на- полностью, базовая пластина 153 может кладываются на верхнюю сторону опорной свободно поврачиваться на оси 157 и зани- пластины 3. Эти выступы 149 предотвраща- мать любое положение относительно осноют смятые промежуточной шайбы106выпол- Б вания 1 монолыжи, Это представляло бы . ненной из мягкого материала, между недостатокпреждевсегопризаправкеноги фиксирующей шайбой. 107 и ротором 105, в крепление. Для придания опорному учакогда затягиваются соединительные дета- стку7 заданного исходного положения предусмотрены амортизаторы 163 нулевого

Как уже упоминалось; опорный участок 10 положения (фиг. 31 и 35).

7 крепления 2 в плане имеет прямоугольную Каждый амортизатор 163 выполнен в форму (фиг. 31). Его базовая пластина 153 виде полосы из упругой пластмассы с пряимеет в плане форму вытянутого прямо- моугольным поперечным сечением. Полоса угольника, а в поперечном сечении — форму 164 согнута посередине, благодаря чему то-широко раскрытой буквы К Это сечение хо- 15 же имеет форму широкого раскрытого К В рошо видно, например, на фиг. 21 и 31, На средней части нижняя сторойа 165 полосы фиг. 32 и 33 базовая пластина 153 изобра- 164 уплощена с образованием практически жена сбоку так, что тоже виден продольный . горизонтальной поверхности 166 накладкй.. сгиб посередине. Линия сгиба 145, располо- Сверху на стороне 167 в каждом плече Ч-обженная в самом нижнем месте поперечного 20 разного амортизатора 163 имеется резьбосечения, проходит вдоль базовой пластины вое гнездо 168.

153 и практически находится на середине . Слева и справа от средней пары отвер- ширины этой пластины t53 B ней получены . стий 158 и 159 в базовой пластине 153 имевыпрессовкой выпуклости 154, служашйе в:. ется другая пара отверстйй 169 и 170. качестве усилительных ребер этой пластины 25 Расстояние между-гнездамй 168 на аморти153. ..:,.:: . заторе 163 равно расстоянию между отвер-; ..

Снизуот базовой пластины 153 отходят . стиями 169 и 170 этой второй пары. ° B лапки 155 с отверстиями 156 (фиг. 31 и 32), отверстия 169 и 170 пропускаются вйнты(не выполненными практически айалОгично вы- показаны). которые ввинчиваются в гнезда: ступам 128 на роторе 105, В собранном виде 30 168. Таким образом, два амортизатора 163 лапки155на базовой пластине 153так.под- крепятся на нижней стороне базовой плаходят к выступам 128 на роторе 105, что стины 153. Высота амортизирующих полос отверстия 129 и 156 в них совпадают, Через 164 выбирается так, чтобы собранный аморэти отверстия 129 и 156 проходит oci 157 тизатор 163 накладывался своей опорной (фиг. 21 и 25), с помощью которой опорный 35 поверхностью 166 на верхнюю сторону фикучасток 7 примыкает к ротору 105. Опорный. сирующей шайбы 107. Поскольку эта опоручасток 7 может поворачиваться на оси 157:: ная поверхность 166 горизонтальна, относительно ротора 105 в определенных нулевое положение опорного участка 7 пределах.. .. практически находится в горизонтальной

Как видно прежде всего из фиг. 31, пла- 40 плоскости. стина 153 опорного участка 7 имеет несколь- Материал амортизатора 163 эластичен .ко пар отверстйй, Средняя пара отверстий и не мог бы удержать опорный участок 7 при

158 и 159 (фиг. 34) предназначена для уста- катании в желаемом положении. Для этой новки ограничительных винтов 160. В обла- цели предусмотрены пружины 171, особенсти каждого отверстия 158 и 159 45 на винтовые пружины, закрепленные на установлены втулки 161 с внутрейней резь-. нижней стороне базовой пластины 153 (фиг. бой. Ограничительные винты 160 выполяе- 21 и 31). Для крепленйя пружин 171 в базоны потайными и ввинчены во втулки 161, вой пластине 153 выполнены пары отверверхние концы потайных винтов 160 имеют . стий 172 и 173, нижняя сторона которых шлиц под отвертку для регулировки снару- 50 усилена приливами 174, На этом приливе жи. Нижележащие торцовые поверхности .закреплен один конец пружины 171, напривинтов 160 упираются в выступающую коль- мер, с помощью винта. Другой конец пружицевую выпуклость 162, выполненную на ны 171 располагается внутри кольца 127, верхней стороне фиксирующей шайбы 107.. закрепленного на верхней стороне ротора

Чем больше выступает винт 160 из базовой 55. 105. пластины 153, тем меньше амплитуда на- На фиг. 33 показана сбоку базовая плаклона опорного участка 7 на оси 157, С по- стина 153, причем передняя часть этой пламощью винтов 160 можно отрегулировать стины посередине удалена, чтобы показать амплитуду покачиваний опорного участка 7. крепежно-направляющие средства шпинделя 87, обозначенного на фиг, 33 штрих23

1780514

5

25

55 пунктирной линией. Для направления и удеожания шпинделя 87 в средней части 17 базовой пластины 153 от основания 175 этой пластины 153 отходят вверх лапки 176, выполненные с углублениями, отверстиями и т,п„в которые уложены соответствующие уступы шпинделя 22, Расположенные в концевых участках 17 и 18 опорного участка 7 концы шпинделя 87 находятся в зацеплении с частями 19 и 24 крепления и благодаря этому направляются ими в этих областях 17 и 18 опорного участка 7, На удлиненном опорном участке 7 находится перва пара пружин 171 в носочной . части и другая пара в пяточной части (фиг.

3). Может оказаться желательным, чтобы опорная пластина 7 покачивалась не только вокруг оси 157, но н в другом направлении, перпендикулярном к оси 157. Этого можно достигнуть тем, что отверстие 129 в лапках

128 ротора и/или отверстие 156 в лапках

149 базовой пластины выполняется не круглым, а вытянутым. В примере, изображенном на фиг, 36, отверстие 129 в лапках 128 ротора выполнено удлиненным, Когда давленйе на ойорную пластину 7, например, в носочной части больше, чем давление в пяточной части пружины 171 в носочной части сжимаются больше, чем задняя пара пружин 22 и ось 157 перемещается в удлиненном отверстии 129 вниз в соответствии с этим.

Наряду с этим удлиненные отверстия

129 или 156 в лапках 17 или 155 способствуют некоторому подпружиниванию креплений относительно основания монолыжи, что повышает удобство в эксплуатации, например, при выполнении прыжков на монолыже.

Для того чтобы опорный участок 7 мог беспрепятственно спускаться в любом наклонном положении, лапки 128 и 155 выполнены так, что их свободные края 177 и 178 закруглены, Помимо этого край прорези 129 или 156, обращенный к соответствующему свободному краю 177 или 178, должен располагаться как можно ближе к нему.

Вместо описанных лапок 128, 155 и оси

157 можно использовать сухари 179 из прочного, но эластичного материала для присоединения опорного участка 7 к основанию 1 монолыжи (фиг. 37 и 38). Эти сухари можно изготовить из подходящей пластмассы. Целесообразно разместить адин сухарь 179 в носочной части, а другой -- в пяточной; при этом средняя область опорного участка 7 остается свободной и может использоваться для других целей.

Каждый сухарь l79 может быть выпал> нен и» апасror et>;. v, иметь предпочтительно круглое поперечное сечение (фиг. 37), Сухарь 179 имеет такую конструкцию, в которой его наружные поверхности 180 и 181 соответствуют соединяемым частям 7 и 105, В показанном примере нижняя опорная поверхность 181 сухаря приспособлена к ротору 105. Поскольку верхняя сторона ротора

105 в основном плоская, нижняя опорная поверхность 181 сухаря тоже может быть плоской. В нижней опорной поверхности

181 сухаря выполнено резьбовое гнездо

182. Если сухарь имеет круглое поперечное сечение, то резьбовое гнездо 182 может находиться в центре опорной поверхности

181. Но сухарь может иметь и продолговатую форму. В этом случае целесообразно, чтобы его вытянутость совпадалэ с продольным направлением опорного участка 7. Для повышения надежности соединения опорного участка 7 с основанием 1 монолыжи в сухаре 180 можно сделать несколько резьбовых гнезд 182 одним или несколькими рядами, Можно, конечно, расположить продолговатый сухарь 180 и перпендикулярно продольному направлению опорного участ= ка 7 (не показано).

Предусмотрен крепежный винт 183, стержень 184 которого ввинчивается в резьбовое гнездом 182. Головка 185 этого винта должна иметь, как можно большую поверхность. В роторе 105 или в иной пластине, закрепленной на основании 1 монолыжи, даже без возможности поворота выполнено сквозное отверстие, через которое пропущен стержень 184 винта 183, если он должен ввинчиваться в резьбовое гнездо 182, Между головкой 185 винта 183 и опорной плоскостью 180 сухаря 179 зажата пластина

105, Обычно такие пластины 105 делаются из листового металла и чтобы она не деформировалась в области завинчивания в гнездо, головка 185 винта должна иметь расширенную поверхность, Поскольку опорная площадка 7 имеет

Ч-образное поперечное сечение, верхняя опорная поверхность 181 сухаря 179 имеет соответствующее углубление. Подразумевается, что форма поверхностей соприкосно- . вения сухаря 179 может выполняться в соответствии с формой закрепляемых на нем обьектов. В самом низком месте верхней опорной поверхности 181 сухаря 179 тоже имеется не менее одного резьбового гнезда 182. На фиг. 37 схематически показан второй винт 186, с помощью которого опорная площадка 10 может крепиться к верхней поверхности 181 сухаря 179. Подразумевается, что в случаях неплоских поверхностей можно использовать любое

1780514 известное соединительное средство, применимое в данном варианте.

Тормоз 43, показанный на фиг. 39 и 40;. имеет нажимной порог 187, расположенный в средней части 17 опорного участка 7 крепления 2. С нижней стороны порога 187 отходит стержень 188, направленный вниз.

Этот стержень проходит через. опорную пластину 3 и соединен с одним из концов

189 соединительной штанги 190. Другой конец соединительной штанги 190 соединен с механизмом, предназначенным для выполнения торможения.

В плане порог 187 может предпочтительно иметь круглую или четырехугольную форму (фиг. 39). Продольная ось стержня

188, примыкающего к нижней стороне порога 187, совпадает с осью поворота крепления 2 так, что работа тормоза 43 не зависит от углового положения опорного участка 7 этого крепления 2.

Для установки порога 187 в средней зоне 17 опорного участка 7 имеется корпус, дно 191 которого расположено под поверхностью 192 центрального участка 17, Сам порог 187 имеет донную пластину 193, например, из листового металла, расположенную в корпусе над дном 191. На донной пластине 193 находится сухарь l94 из эластичного материала, например подходящей пластмассы типа эластомера, соединенный с верхней стороной донной пластины 193, Верхняя сторона 195 сухаря 194 располагается над верхней стороной 192 центрального участка 17.

К нижней стороне дна 191 присоединена трубка, продольная ось которой примерно перпендикулярна к дну 191 и в которой расположен с возможностью продольного перемещения стержень 188. Отрезок стержня 188, находящийся между дном 191 и

° основанием 196 опорного участка 7, окру жен пружиной 197, например винтовой. Эта пружина давит на нижнюю сторону донной пластины 193 и благодаря этому удерживает порог в егб верхнем положении при отСутствии давления на порог 187 сверху. Для ограничения перемещения порога 187, вызванного пружиной 197, участок стержня

188, выступающий из трубки 192, снабжен упорами. В показанном примере таким упором служит цапфа 198, пропущенная через стержень 188 и имеющая вы "тупающие концы, упирающиеся в нижний край трубки 1:98.

В качестве упора 198 может служить и коль.цо, закрепленное на внешней стороне стержня 188 и т.п. деталЬ.

Перемещающаяся вдоль оси соединительная штанга 190 располагается (фиг. 40) на верхней стороне основания 1 монолыжи и в области опорной пластины 3 проходит через продольную камеру 199 в опорной пластине 3, Поперечное сечение этой выемки 199 соответствует поперечному сечению соединительной штанги 190 с тем, чтобы последняя имела минимальный зазор в этой выемке. Эта штанга 190 может иметь, например, прямоугольное поперечное сечение, причем длинная сторона этого профиля лежит на основании 1. B области стержня

200 расположены практически перпендикулярно к поверхности соединительной штанги 190. В области торца этого концевого участка 189 соединительной штанги 190 выполнена наклонная. плоскость 202, начинающаяся у нижней стороны конца 189 штанги и поднимающаяся в направлении к отверстию 200, Конец этой наклонной поверхности 202 находится на расстоянии от края

25 отверстия 200, так что этот участок конца

189 штанги представляет "подъемную площадку" для нижнего конца 201 стержня 190.

Острие или начало этой площади 203 находится поэтому внизу, т.е. практически на

30 основании 1

На фиг. 40 порог 187 показан в нижнем, т,е. нажатом положении, когда ботинок зажат в креплении 2. Вследствие этого конец

201 стержня 190 находится в укаэанном отверстии 200. Как только порог 187 разгружа35 ется, пружина 197, прижимая вверх донную пластину 193, выводит нижний конец стержня 201 из отверстия 200 в соединительной штанге 190, Благодаря этому штанга 190

40 освобождается и движется вправо под действием механизма, так что отверстие 200 не находится больше под стержнем 188, Сдвиг штанги 190 вправо ймеет такую величину, чтобы "острие" 203 на конце 189 штанги располагалось под стержнем 188 или даже правее от него. Когда тормозной элемент 48 установлен в горизонтальном, то есть нерабочем положении, штанга 190 одновременно. сдвигается снова влево. Кромка 203

50 площадки 202 смещается под нижний коиец 201 стержня и дальше в положение, изображенное на фиг . 40. Теперь спортсмен вставляет обувь в крепление 2, нажимая на

nopor 187. благодаря чему нижний конец

201 стержня 188 входит в отверстие 200 в штанге. Штанга 190 и связанный с ней тормозящий элемент 48 удерживаются в этом положении, Механизм (фиг. 39) включает в себя фиксирующую пластину 204, закрепленную

188 соединительная штанга 190 имеет расширенный конец 189, в котором выполнено сквозное отверстие 200 так, чтобы нижний конец 201 стержня 190 мог находится в этом. отверстии 200. Боковые стенки отверстия

1780514

28 винтами 116 на основании 1. Одна из кромок этой фиксирующей пластины 204 совпадает с одной из боковых кромок 47 "основания 1 монолыжи, Тормозящий элемент 48 содержит примерно S-образный .элемент 205. средняя часть которого шар. нирно закреплена в ушке 45 на фиксирующей пластине 204. Внутреннее, находящееся в области фиксирующей. пластины 204 плечо S-образного элемента 205 зацепляется с приводной пружиной 206, устанавливающей тормозящий элемент 48 в рабочее положение при срабатывании тормоза. Другое плечо S-образного элемента

205 располагается у боковой кромки 47 основания 1 и предназначено для проникновения в снег при необходимости торможения монолыжи и таким образом, для ее остановки.

С S-образным элементом зацепляется стопорная цапфа 207, находящаяся поддействием пружины 208, и, кроме того, связанная с наружным концом соединительной штанги 190. Когда эта штанга 190 свободна, стбпорная цапфа 207 разгружена и оттянута назад пружиной 208, Тормозящий элемент

48 в результате освобождается для торможения, Формула изобретения

1. Монолыжа, содержащая установленное на основании по крайней мере одно приспособление для крепления одного из ботинок лыжника, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства в пользовании, крепление содержит опорный участок с фиксаторами для обуви и соединенный с основанием и с опорным участком регулировочный механизм для обеспечения возможности поворота и фиксации крепления относительно основания.

2, Монолы>ка по и, 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что регулировочный механизм содержит стопорный механизм для обеспечения возможности изменения положения и фиксации крепления относительно основания;

3. Монолы>ка по и. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что она имеет тормоз, установленный с возможностью срабатйвания от крепления.

4, Монолыжа по и. 1, о тл и ч а ю щ а яс я тем, что опорный участок содержит сред5 ний и концевые участки с размещенными на последних фиксаторами для обуви, 5, Монолыжа по и. 1, о т л и ч а ю щ а ясятем,,что регулировочный механизм содержит установленную на основании опор10 ную пластину, несущую связанные между собой посредством соединительных дета лей кольцеообразный ротор, имеющий центральное отверстие, и расположенную над последним фиксирующую пластину с выпол15 ненным по ее периметру уступом для размещенной под ним концевой части ротора.

6. Монолыжа по п,5, отл и ч а ю щ а яс я тем, что она имеет ось, на верхней поверхности ротора выполнены направлен20 ные вверх и расположенные соосно одна относительно другой лапки с отверстиями, а на нижней поверхности опорного участка выполнены направленные вниз загибы с отверстиями, при этом ось пропущена через

25 отверстия лапок и загибов.

7, Монолыжа по и. 5, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что она имеет расположенные на нижней поверхности опорного участка винты для регулировки угла наклона опорного

30 участка относительно ротора, амортизатор исходного положения для поддер>кания среднего положения опорного участка и пружину для обеспечения возможности изменения положения опорного участка отно35 сительно основания.

8, Монолы>ка по и. 6, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что отверстия лапок и/или отверстия загибов выполнены удлиненными.

9. Монолыжа по и. 7, о т л и ч а ю щ а я40 с si тем, что она имеет расположенный между основанием и креплением и связанный с основанием и опорным участком посредством крепежных элементов эластичный сухарь.

45 . 10. Монолыжа по и, 3, отл и ч а ю щ а я-. с я тем, что тормоз содержит расположенное на среднем участке крепления спусковое приспособление с тормозным механизмом.

1780514

1780514

1780514 . 1У .7

1780514

718 17,gg

22

1780514 .zip г7 !г

Фиа18

1780514

1780514

1780514 аУ

1780514

fФ 178 f71 17

157 1Я 167

ШигЯ

163

ree 1б7

1780514

1780514

Составитель В.Буланов

Техред М.Моргентал Корректор С.Пекарь

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101. Заказ 4443 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа Монолыжа 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для передвижения и позволяет повысить эффективность в пользовании посредством того, что оно имеет связанную с осью 9 передних колес б пластину 10 с продольными направляющими для свободного размещения в них площадки 1, колодка 8 тормоза установлена на площадке 1 с возможностью контактирования с ободом переднего колеса 6, ось 9 которого расположена под передней частью крепления 5

Изобретение относится к конструкции лыжероллеров и позволяет повысить эффективность в пользовании посредством того, что подшипники установлены в прорезях с возможностью свободного продольного прокатывания

Изобретение относится к конструкции роликовых лыж и позволяет повысить эффективность в эксплуатации посредством того, что каждая из лыж пары имеет установленную на поверхности заднего колеса обращенную к поверхности заднего колеса другой линии пары дополнительную тормозную накладку

Лыжи // 1590086
Изобретение относится к спортивному инвентарю, а именно к лыжам, и позволяет повысить удобство в пользовании посредством того, что платформа установлена на основании 1 с возможностью поперечного перемещения относительно него и фиксации, скользящая поверхность основания 1 выполнена в сечении П-образной формы, а крепление задника обуви выполнено в виде поперечно расположенной относительно основания 1 планки с загнутым концом

Изобретение относится к способу передвижения на лыжероллерах

Изобретение относится к лыжам или саням, состоящим из двух лыж или полозьев, расположенных в одну линию и снабженных рулем

Снегокат // 2273588
Изобретение относится к снегокату

Изобретение относится к области спортивной техники и может быть использовано для занятия спортом, а также в бытовой и профессиональной деятельности человека

Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам для проведения тренировок горнолыжников в условиях вне гор и при отсутствии снежного покрова

Изобретение относится к спорту, в частности к устройствам для катания на горнолыжных трассах при отсутствии снежного покрова

Изобретение относится к саням или лыжам

Изобретение относится к саням или лыжам
Наверх