Сферическая опора

 

Использование: в машиностроении для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения. Сущность изобретения: антифрикционные вкладыши выполнены разрезными по высоте, а их части смещены в окружном направлении. Пята и основание выполнены со срезанными полюсами , а форма и размеры вкладышей определяются по заданным зависимостям. Данное выполнение опоры исключает ее заклинивание при возникающей в процессе эксплуатации боковой нагрузки. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 С 17/08, 23/04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 и -R-sin2y, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842002/27 (22) 15.03.90 (46) 15.12.92. Бюл. N. 46 (71) Днепропетровский химико-технологический институт им.Ф.Э.Дзержинского (72) И.Н.Пистунов; С.А.Ефремкин, И.П.Казимиров, В.Д.Сушков и С.А.Бреус (56) Авторское свидетельство СССР

М 1368517, кл. F 16 С 17/08, 1985, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения.

Известно устройство, в котором сферическая пята опирается на сферическое основание через закрепленные на поверхности пяты антифрикционньй вкладыши, оыполненные в виде соединенных между собой на полосе сферы с меридианально направленными осями симметрии сферических элементов форма и размеры которых связаны соотношением

Недостатком этого устройства является невозможность его эксплуатации для сферической пяты со срезанным полюсом, вследствие появления неравномерности нагружения на сферический вкладыш, что при„„5U 1781476 А1 (54) СФЕРИЧЕСКАЯ ОПОРА (57) Использование: в машиностроении для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения, Сущность изобретения: антифрикционные вкладыши выполнены разрезными по высоте, а их части смещены в окружном направлении. Пята и основание выполнены со срезанными полюсами, а форма и размеры вкладышей определя ются по заданным зависимостям.

Данное выполнение опоры исключает ее заклинивание. при возникающей в процессе эксплуатации боковой нагрузки. 6 ил. ведет его к повышенному износу. При появлении дополнительной эксплуатационной нагрузки момент трения в таком устройстве возрастает за счет эффекта заклинивания.

Целью изобретения является сокращение потерь на трение в сферической опоре со срезанным полюсом у сферической пяты и устранение эффекта заклинивания при появлении боковой эксплуатационной нагрузки.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем сферическую пяту и сферическое основание со срезанными полюсами, а также антифрикционные вкладыши, расположенные между ними, согласно изобретения форма и размеры антифрикционных вкладышей, расположен ные на сферическом основании, связаны соотношением Я Я

М вЂ” с03 сОВ 2

sine, г

Р и PontЬ(=)(sin р.— sin Ъ) 2

sin p, 1781476 причем количество этих вкладышей всегда нечетно, вкладыши разделены на две части в горизонтальном направлении на угле где, с

l +!р -2lv - Iy 10 с=..

+ и верхнйе части"вкладышей смещены относительно нижних вокруг оси сферического шарнира на угол 15

180 и где 1г — ширина сферического элемента на 20 .уровне, определяемом углом p N — нормальная нагрузка на шарнире; и — соответственно верхний и нижний углы ограничивающие расположение антифрикционных вкладышей; R — радиус сфериче- 25 ского шарнира; и -- количество антифрикционных вкладышей, всегда нечетное; Pont - оптимальное-давление для выбранного антифрикционного материала; р1 - угол деления антифрикционных вкла- 30 дышей; ас- угол сдвига половинок антифрикционных вкладышей; 1 = О, 1, 2.

На фиг.1,2 изображена схема построения развертки сферического элемента антифрикционного вкладыша; на фиг.3 — вид на 35 сферическое основание со срезанной части; на фиг.4 — сферическая опора скольжения, срезанная на полюсе; на фиг.5,6- графическое доказательство эффекта заклинивания.. 40

Устройство состоит из сферйческого основания 1, сферической пяты 2, со срезанным полюсом и радиусом R u антифрикционных прокладок 3. На устройство действует нормальная эксплуатацион- 45 ная нагрузка N и боковая нагрузка Q, причем N>Q.

Эксплуатационная нагрузка N, приложенная к сферической опоре скольжения, 50 направлена вдоль оси пяты и передается на основание через антифрикционный вкладыш. При этом йята может совершать вращательное движение вдоль оси нагружения или качательное движение вокруг гориэон- 55 тальной оси. При вращении или колебании шарнира возникают силы трения, устранить которые и призваны антифрикционные прокладки.Р и л Я (з!и ра — з1п р„) Известно, что при контактировании сферической пяты по.срезанным полюсом, распределение давлений подчиняется закону.

Рг = Рвах С1я р откуда фр Рнах в (р — )

Рр2 f .Р ctgpdp —

6 Р -Рн

Очевидно, что это давление направлено под некоторым углом к нормали, который может быть найден из соотношения равенства площадей сферической поверхности до и после него, т.е.

2аяг у 180

8%-4 180 (г 4) Откуда имеем, что

4-A =94 Ф чЯ+Я

2 (3) Тогда

Pcp1 = Рай Cos y, (4) Выполнив преобразования получим, что Я

N — cos 2

Рмах л R г ° Ь (— ll"l) (sin г р — sin " дъ) Чтобы реализовать равномерное распределение удельных давлений необходимо, чтобы пропорционально изменялась и площадь вкладыша из антифрикционного материала.

Если выделить на сферической поверхности кольцевую площадку dS (фиг.1,2), определяемую при постоянном угле р, шириной dp, в угловых мерах, или Rd ф- в линейных. Антифрикционные вкладыши размещены между центральными углами Ъ и уЪ . Тогда среднее нормальное давление на этом участке будет равно

1781476

Тогда, удельное нормальное давление, приходящееся на элементарную площадку

dS с учетом (5) будет равно

dPN = 2 и R sin p PB Я d p = Д уГ

3 О я. .ф ЯЪ)(2 2 )

С другой стороны, при соблюдении равномерного давления на все участки антифрикционного вкладыша, у материала которого существует оптимальное давление

Pomi тогда дРИ = Pom u (7)

Уравняв (6) и (7), получим

Я-Д и — cos cos

1—

У

Ропт In (д ) (sin ъ — sin ъ)

Эта формула отражает закон изменения ширины одного антифрикционного вкладыша от центрального угла р.

При появлении боковой нагрузки Q возникает эффект заклинивания (фиг.5,6), который заключается в следующем. В какой-то момент времени одна из точек, на сферической пяте находящихся вблизи прохождения вектора 0 (т.В), останавливает свое относительное скольжение и вся пята начинает вращаться вокруг нее. При этом, возникает заклинивание на противоположной стороне в антифрикционном вкладыше, тем большее, чем больше угол этого поворота.

Если же антифрикционный вкладыш выполнить разрезным и смещенным на угол, равный половине расстояние между соседними вкладышами, вокруг оси сферической опоры с —, то в плоскости колебания

180 и сферического шарнира эти вкладыши будут иметь вид, показанный на фиг.б. Т.е, один вкладыш расположен выше некоторого угла

pg. другой ниже, Тогда, при возникновении остановки в точках С и D; сферическая поверхность будет выходить из зацепления с ответным вкладышем и заклинивание исчезнет, Угол .pg определим из требования равенства нагрузки на верхнюю и нижнюм части каждого вкладыша, т.е. среднее давление на вкладыши на углах от +до уЯ должно равняться среднему давлению науглахот ф до рн.

Полагая фигуру вкладыша близкую к трапеции, которую необходимо разделить на две, равные по площади части, в которой верхнее основание а = I<(p,), а нижнее основание ь = i„(p,).

Тогда получим, опуская очевидные выкладки

5 где

10 Пусть, на сферическую опору, имеющие углы расположения антифрикционных вкладышей = 85; уЪ-50О, приложена нагрузка N = 10000 кгс, радиус шаровой поверхности R - 100 см. Количество анти15 фрикционных вкладышей выбираем равным

n = 3 и используем материал типа НПИ-МС с Pom = 10 кгс/см . Тогда закон изменения

2 ширины антифрикционного вкладыша будет равен из (1)

20 I = 0,996 Cos p.

Рассчитаем эти значения для некоторых углов

p = 50 ; 1,= 0,64; р =55 ;1 =0,57;.

25 p= 60; 1у= 0,5;

p= 65О; 1 = 0,42;

/= 70 ; I 0З4; р =75; 1 = 0,26; р =80 ; i,=0,17; р =85; 1 =0,09, Отложим значения 1 на развертке и, соединив точки плавными линиями, получим контуры антифрикционного вкладыша (фиг.1).

Теперь найдем угол pg. По упрощенной формуле (10), он равен 61,51О. На этом угле и необходимо разделить вкладыши на две части и сместить их относительно друг

40 друга на угол а, = 1 — — 60

180 о

Результаты построения показаны на

45 фиг З

На установке были проведены сравнительные испытания по прототипу и по заявляемому техническому решению, показали преимущество последнего. Момент трения для однотипного антифрикционного материала НПИ-MC снижался на 15-25;ь. Износ вкладыша в прототипе происходил по его . нижней части, а по заявляемому техническому решению — равномерное. .Формула изобретения

Сферическая опора, содержащая сферическую пяту и сферическое основание, а также антифрикционные вкладыши, расположенные между ними, о т л и ч а ю щ а я.с я

1781476 8

180

Qg =—

u где I - ШйфЬЖФЮГадыша на уровне, определяемом углом р

10 N —. дойустимая эксплуатационная нор-. мальная нагрузка на шарнир; да ps и у — соответственно верхний и ти . нижний углы, ограничивающие расположение антифрикционных вкладышей;

16 R — радиус сферического шарнира; и — количество антифрикционных вкладышей, всегда нечетное;

Ролт. — оптимальное давление для выбранного антифрикционного материала;

20 а: — угол деления антифрикционных вкладышей; ф1 — угол сдвйга половинок антифрикционных вкладышей, где

7 тем, что, с целью сокращения потерь на трение и устранеййя эффекта заклйнивания при боковой нагрузке в сферической опоре, пята и основание выполнены со срезанными полюсами, вкладыши расположены на основании, а форма и размеры антифрикционных вкладышей связаны соотношением и — cos сов

R n ° Р„,In(ФЪ)(81п2 -sin2 „) причем количество этих вкладышей.всег нечетно, вкладыши разделены на две час в горизонтальном направлении на yrne и верхние части вкладышей смещены относительно нижних вокруг оси сферического шарнира на угол

1781476

Фиг.. Составитель И.Пистунов

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор

Заказ 4265 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Сферическая опора Сферическая опора Сферическая опора Сферическая опора Сферическая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпинделях металлорежущих станков Цель изобретения - повышение точности и надежности контроля нагрузки на шпиндель Многоклиновый самоустанавливающийся подшипник содержит корпус 1, шпиндель 5, самоустанавливающиеся вкладыши 2 смонтированные на упругом элементе 3 В голо4 вке упругого элемента закреплен шток 6, опорная поверхность которого связана с преобразователем На упругом элементе 3 выполнена шейка, смещенная относительно его оси

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиальным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами

Изобретение относится к самоустанавливающимся подшипникам скольжения (СПС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для подвижного соединения двух звеньев какого-либо технического устройства

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совёршаю .щих качательное и вращательное движение

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области станкостроения и может быть истользовано в опорах скольжения с автоматическим регулированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор валов вертикальных роторных машин

Подпятник // 1594300
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в вертикальных гидрогенераторах или гидрогенераторах-двигателях большой мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелом электромашиностроении в реверсивных гидроагрегатах электростанций

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, воспринимающим осевые усилия

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для восприятия осевых нагрузок вертикально вращающихся валов

Подпятник // 1462031
Изобретение относится к электромашиностроению , преимущественно к подпятникам для гидрогенераторов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к генераторостроению, судостроению, и может быть использовано в упорных подшипниках гидрогенераторов, турбинах, насосах и других машинах с осевой нагрузкой

Изобретение относится к машиностроению , в частности к воздушным опорам линейного перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструктивным элементам гидрогенераторов, а именно подпятникам
Наверх