Устройство для обучения основам вычислительной техники

 

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также при моделировании и отладке дискретных устройств , построенных на интегральных микросхемах . Устройство позволяет расширить дидактические возможности путем введения новой дисциплины автоматический идентификации гоночных ситуаций. Устройство содержит пульт оператора, блок предъявления информации (внешних входных сигналов), коммутатор, наборное поле, логические элементы, блоки памяти и блоки контроля гонок логического преобразователя. 8 ил.

СО|ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕспуБлик

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4790385/24 (22) 09.02.90 (46) 15.12.92. Бюл, N 46 (72) В.А.Несмелов, В.И.Назин и С.Ф.Тюрин (56) Авторское свидетельство СССР

N 1394222, кл. G 09 В 23/8, 1988.

Авторское свидетельство СССР

N- 1564682, кл. G 09 В 23/18, 1990. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (57) Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может, быть исИзобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также при моделировании и отладке дискретных устройств, построенных на интегральных микросхемах.

Известно устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора; состоящий из генератора, одиночных импульсов, генератора непрерывной последовательности импульсов, переключателя рода работ, генератора нуля, управляющей клавиатуры и блока триггеров, блок индикации, коммутатор, наборное поле, модули логических . элементов, состоящие из двух коммутаторов, логических элементов и блока индикации, модули триггеров, состоящие из двух коммутаторов, элемента. памяти, индикаторов и блока прогнозирования, состоящего из инвертора, .двух элементов И и элемента ИЛИ.

Недостатком такого устройства являются низкие дидактические возможности за

БЦ„„1781692 А1 (si)s G 09 В 23/18 пользовано в учебном процессе, а также при моделировании и отладке дискретных устройств, построенных на интегральных мик- росхемах. Устройство позволяет расширить дидактические возможности путем введе. ния новой дисциплины автоматический идентификации гоночных ситуаций. Устройство содержит пульт оператора, блок предьявления информации (внешних входных сигналов), коммутатор, наборное поле, логические элементы, блоки памяти и блоки контроля гонок логического преобразователя, 8 ил. счет отсутствия идентификации гоночных ситуаций в логическом преобразователе . при моделировании дискретйых устройств.

Известно также устройство для обу;. чения основам вычислительной техники,:, содержащее пульт оператора, блок предьявления информационных (внешних вход-. ных сигналов), коммутатор, наборное пале, логические элементы и блоки памяти. Пульт О© оператора содержит генератор одиночных импульсов, генератор последовательности С импульсов, генератор нуля; переключатель, элемент И, управляющую клавиатуру, регистр, блок контроля гонок элементов памя-. ти, содержащий коммутатор, группу элементов сложения по модулю 2, первый и второй индикаторы, блок постоянной памяти, переключатель, триггер, генератор непрерывной последовательности импульсов, элемент И и блок звуковой сигнализации.

Логический элемент содержит два коммутатора. логический узел, индикатор, Блок памяти содержит два коммутатора, элемент памяти, два индикатора и узел прогнозиро1781692

20 к нулевым выходам соответствующих тригэлемент ИЛИ, триггер, управляющую клавигеров второй группы и вторым входам соответствующих элементов И,. установочные атуру, регистр и блок контроля гонок эле ментов памяти, содержащий коммутатор, группу элементов сложения по модулю 2 ° индикатор, узел постоянной паМяти, перевходы третьей группы триггеров соединены с соответствующими выходами второго KQM25 ключатель, триггер и индикатор. Логичемутатора, а синхровходы — с выходами соотский элемент содержит первый и второй коммутаторы, логический узел и индикатор.

Блок памяти содержит первый и второй коммутаторы, элемент памяти, первый и второй индикаторы и узел прогнозирования, содержащий инвертор, первый и второй элементы И и элемент ИЛИ. Блок контроля гонок логического преобразователя содержит первый и второй коммутаторы, первый, второй и третий триггеры, переключатель, элемент И, элемент И-НЕ и индикатор, причем первый выход пульта оператора соединен с соответствующими входами блока предъявления информации и наборного поля, втовходами соответствующих индикаторов.

Недостатком такого устройства являются низкие дидактические возможности за счет отсутствия идентификации гоночных ситуаций типа "риск в нуле" в логическом преобразователе при моделировании дискретныхх устройств.

Этот недостаток обусловлен следующими обстоятельствами.

Технические средства прототипа позволяют фиксировать гоночные ситуации типа

40 рой выход — с соответствующим входом наборного поля, а выходы группы — с соответствующими входами группы блока предъявления информации и с соответствующими входами первой группы наборного поля, входы группы пульта оператора являустройстве могут возникать гоночные ситуации типа "риск в нуле".

Тогда для фиксирования гоночных си/ ются соответствующими входами первой группы устройства, входы второй и третьей групп и выходы первой и второй групп натуаций обоих типов возможны две ситуации:

1. По количеству блоков прототипа контроля тонок типа "риск в единице" в логическом преобразователе на наборном поле барного поля являются соответствующими входами и выходами устройства, входы первого коммутатора являются соответствующими входами первой группы устройства, 50 необходимо разместить и собрать в схему аналогичное количество блоков контроля гонок типа "риск в нуле", с состав которых входы группы элемента ИЛИ соединены с соответствующими выходами первого коммутатора, а выход — с третьим выходом пуль55 тэ оператора, единичный вход триггера дополнительновводитсяэлементНЕ.Однаподключен к выходу элемента ИЛИ, нулевой ко при этом существенно увеличиваются ап"вход - - к четвертому выходу пульта операто- паратурные затраты. ра, э нулевой и единичный выходы — к пер- 2. В каждый из блоков прототипа контвол у и второму входу пульта оператора, роля гоноктипэ "риск вединице" дополнивания, содержащий инвертор, два элемента И, элемент ИЛИ.

Недостатком такого устройства являются низкие дидактические возможности за счет отсутствия идентификации гоночных ситуаций логического преобразователя при моделировании дискретных устройств.

Наиболее близким к изобретению является устройство для обучения основам вычислительной гехнйки, содержащее пульт оператора, блок предъявленйя информации (внешних входных сйгналов), коммутатор, наборное поле, логические элементы, блоки памяти и блоки контроля гонок логического преобразователя. Пульт оператора содержит генераторы непрерывной последовательности импульсов. генератор нуля, переключатель, первый и второй элементы

И, узел звуковой сигнализации, коммутатор, соответственно, входы второго коммутатора являются соответствующими входами пятой группы устройства, выходы третьего коммутатора являются соответствующими

5 выходами третьей группы устройства, первые входы элементов И соединены с выходами соответствующих переключателей, единичные входы первой группы триггеров подключены к соответствующим выходам

10 второго коммутатора, а нулевые входы— к выходам соответствующих элементов И, нулевые входы второй группы триггеров соединены с единичными выходами соответствующих триггеров первой группы, 15 единичные входы — с нулевыми выходами соответствующих триггеров первой группы, первые входы элементов И-НЕ подключень к единичным выходам соответствующих триггеров второй группы, а вторые входы— ветствующих элементов И-НЕ, входы ограничительных элементов подключены к входу высокого уровня напряжения устройства, а выходы — к информационным входам

30 соответствующйх триггеров третьей груп пы, выходы которых соединены с соответствующими входами третьего коммутатора и

"риск в единице" в логическом преобразо45 вателе. Однако в моделируемом дискретном

1781692 тельно вводятся переключатель и элемент

НЕ, позволяющие фиксировать блоком гоночные ситуации типа "риск в нуле". Но тогда обучаемый должен дважды проводить проверки синтезированного дискретного устройства, выполняя три операции. — анализ гоночной ситуации типа "риск в единице"; . — подключение на каждом из блоков контроля гонок логического преобразователя элемента НЕ в цепь полезного сигнала; — анализ гоночных ситуаций типа "риск в нуле", В этом случае существенно вырастает время анализа работоспособности синтезированногоо обучаемых дискретного автомата и снижаются дидактические возможности устройства, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства, Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора, первый выход которого соединен с соответствующими входами наборного поля и блока предъявления информации, второй выход, выходы первой группы и входы первой и второй групп, соответственно —.с входом наборного поля, входами первой группы наборного поля и входами группы блока предъявления информации и соответствующими выходами наборного поля, переключатели, первые и вторые коммутатооы, триггеры первой группы, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов первой группы, и вторую группу триггеров, согласно изобретению введены группа элементов НЕ, первая и вторая группа элементов задержки, группа элементов ИЛИ и вторая группа индикаторов, входы которых соединены с выходами соответствующих триггеров второй группы и первыми входами соответствующих элементов ИЛИ, вторые входы которых подключены к выходам соответствующих триггеров первой группы, а выходь — к соответствующим входам второго коммутатора, выходы первого коммутатора соединены со входами соответствующих переключателей, выходы которых подключены ко входам соответствующих элементов НЕ, соответствующих элементов задержки первой группы и к нулевым входам соответствующих триггеров первой группы, единичные входы которых соединены с выходами соответствующих элементов задержки первой группы и с входами соответствующих элементов задержки второй группы, нулевые входы триггеров второй

15

25

45 триггер 18, управляющую клавиатуру 19, ре50 2, индикатор 24, блок 25 постоянной памяти, переключатель 26, триггер 27 и ин55

35 группы подключены к выходам соответствующих элементов НЕ, а единичные входы — к выходам соответствующих элементов задержки второй группы, На фиг. 1 изображена функциональная схема предлагаемого устройства для обучения основам вычислительной техники. На фиг, 2 изображены временные диаграммы работы блока контроля гонок элементов памяти. На фиг. 3 приведены временные диаграммы работы блока контроля гонок логического преобразователя, фиксирующего гонки типа "риск в единице". На фиг. 4 изображена функциональная схема логического преобразователя, синтезированного обучаемым и имеющая гоночную ситуацию типа "риск в единице". На фиг. 5 представлена временная диаграмма возникновения гонок типа "риск в единице" в логическом преобразователе, синтезированном обучаемым. На фиг. 6 приведены временные диаграммы работы блока контроля гонок логического преобразователя, фиксирующего гонки "риск в нуле". На фиг. 7 изображена функциональная схема логического преобразователя, синтезированного обучаемым и имеющая гоночную ситуацию типа

"риск в нуле". На фиг. 8 представлена временная диаграмма возникновения гонок типа "риск в нуле" в логическом преобразователе, синтезированном обучаемым.

Устройство для обучения основам вычислительной техники содержит пульт 1 оператора, блок 2 предъявления информации (внешних входных сигналов), коммутатор 3, наборное поле 4, логические элементов 5, блоки 6 памяти и блоки 7 контроля гонок логического преобразователя.

Пульт 1 содержит генератор 8 одиночных импульсов, генераторы 9, 10(непрерывной последовательности импульсов), генератор 11 (нуля), переключатель 12, элементы 13, 14 И, узел 15 звуковой сигнализации, коммутатор 16, элемент 17 ИЛИ, гистр 20 и блок 21 контроля гонок элементов памяти, Блок 21 содержит коммутатор 22, группу элементов 23 сложения по модулю ди като р 28.

Логический элемент 5 содержит коммутатор 29, логический узел 30, индикатор 31 и коммутатор 32.

Блок 6 содержит коммутатор 33, элемент 34 памяти, коммутатора 35, индикатор

36, 37 и узел 38 прогнозирования. Узел 38 содержит инвертор 39, элементы 40, 41 И и элемент 42 ИЛИ. Индикаторы 36, 37 конст1781692

10

20 ции

35

45

50 элементам 5

55 руктивно объединены в узел 43 индикации, а элементы 23 — сумматор 44.

Блок 7 содержит коммутаторы 45, 46, триггеры 47,48, переключатель 49, первый

50 и второй 51 индикаторы, элемент 52 НЕ, первый 53 и второй 54 элементы задержки и элемент 55 ИЛИ. Коммутаторы 3, 16, 22 конструктивно размещены на наборном поле 4;

Пульт 1 оператора предназначен для управления работой устройства для обучения основам вычислительной техники и контроля гонок элементов памяти при решении задач безгоночного кодирования и конструктивно выполнен в виде пластикового корпуса.

Блок 2 предъявления информации предназначен для отображения только входных сигналов и сигналов синхронизации, т.е. внешних входных сигналов моделируемых конечных автоматов, и может быть выполнен, например, на светодиодах АЛС102.

Коммутатор 3 предназначен для коммутации входных сигналов и сигналов синхрониэации и может быть выполнен, например, на контактах штепсельных разъемов, Наборное поле 4 предназначено для размещения и подачи питания на блоки 5, 6, 7 и может быть реализовано на контактах штепсельных разъемов, к которым подключаются вилки его блоков, Логические элементы 5 предназначены для размещения коммутаторов 29, 32, логических узлов 30 и индика оров 31 и конструктивно выполнены в виде пластикового корпуса, снабженного кроме контактов входного и выходного полей клеммами подачи питания, с помощью которых и производится установка их на наборное поле 4, имеющее специальные гнезда. На верхней крышке модуля изображено условно-графическое изображение микросхемы, Блоки 6 предназначены для размещения коммутаторов 33, 35, элементов 34 памяти, узлов 38 прогнозирования и индикации 43 и конструктивно выполнены аналогично логическим элементам 5, Блоки 7 предназначены для выявления гонок в логических преобразователях и размещения коммутаторов 45, 46, триггеров 47, 48, переключателя 49, индикаторов

50, 51, элементов 52 НЕ, элементов задержки 53, 54 и элемента 55 ИЛИ, конструктивно выполнены аналогично логическим

Генератор 8 предназначен для формирования одиночных импульсов и их подачи на элементы памяти 34 и может быть реализован, например, в виде кнопки без фиксации, подключеной входным контактом к шине "-", а выходным контактом — к входному контакту переключателя 12.

Генератор 9 предназначен для формирования прямоугольных импульсов амплитудой, равной напряжению логической "1" и может быть реализован, например, на микросхеме 155ЛАЗ.

Генератор 10 предназначен для формирования импульсов звуковой частоты и может быть реализован, например, на логических элементах 155ЛН1.

Генератор 11 предназначен для установки элементов 34 по входам в состояние, соответствующее коду первой строки таблицы переходов-выходов и может быть реализован на ограничительном резисторе, подсоединенном одним концом к шине "-", а другим — к выходу пульта 1 оператора.

Переключатель12 предназначендля переключения режима проверки выполнения заданных условий работы синтезированного автомата с ручного на автоматический и обратно и может быть реализован, например, на микротумблере МТ1, Элемент 13 И предназначен для управления работой устройства

Элемент 14 И предназначен для управления работой узла 15 звуковой сигнализаУзел 15 звуковой сигнализации предназначен для подачи звукового сигнала при возникновении гоночной ситуации и может быть реализован, например, на динамической головке.

Коммутатор 16 предназначен для подсоединения блоков 7 контроля гонок логического преобразователя к пульту 1 оператора и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов.

Триггер 18 предназначен для управления работой элементов 13 и 14 И. В качестве триггера 18 может быть использован, например, элемент 155ТМ2.

Элемент 17 ИЛИ предназначен для управления работой триггера 18.

Управляющая клавиатура 19 предназначена для задания входного сигнала и представляет собой регистр кнопок с фиксацией.

Регистр 20 предназначен для устранения дребезга контактов управляющей клавиатуры 19 и содержит триггеры по числу разрядов управляющей клавиатуры 19.

Блок 21 предназначен для выявления гонок элементов памяти при решении задач безгоночного кодирования, Коммутатор 22 предназначен для подсоединения блока контроля гонок к коммутаторам 35 блоков 6 памяти, 1781692

Элементы 23 сложения по модулю 2 предназначены для фиксации элементов памяти 34, меняющих свое состояние, могут быть выполнены, например, на элементах И-НЕ.

Индикатор 24 предназначен для отображения состояния элементов 23 сложения по модулю 2 и может быть реализован, например, на светодиодах АЛС 102.

Узел 25 постоянной памяти предназначен для формирования на выходе единичного сигнала, если на вход поступает хотя бы

2 сигнала логической единицы, и может быть реализован, например, на интегральной микросхеме К556РТ5, Не задействованные адресные входы узла 25 необходимо подключить к шине "-" источника питания, к которой подключить вход выборки кристалла.

Переключатель 26 предназначен для перевода триггеров 18, 27 в нулевое состояние.

Триггер 27 предназначен для фиксации гоночных ситуаций элементов памяти 34. В качестве триггера 27 может быть использован, например, элемент 155ТМ2.

Индикатор 28 предназначен для подачи светового сигнала при возникновении гоночной ситуации и может быть реализован, например, на светодиодах АЛС 102.

Коммутатор 29 предназначен для коммутации логических элементов при решении задачи логического синтеза дискретных устройств и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов.

Логический узел 30 предназначен для реализации разработанной функциональной схемы дискретного устройства. Логический узел может быть реализован, например, на интегральных микросхемах

155ЛА1. 155ЛА2, 155ЛАЗ, 155ЛР1, 155ЛР2 и др.

Индикатор 31 предназначен для отображения выходного состояния каждого из узлов 30 и может быть реализован, например, на светодиодах АЛС 102.

Коммутатор 32 предназначен для коммутации выходов логических узлов 30 при наборе функциональной схемы и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов.

Коммутатор 33 предназначен для коммутации входов элементов памяти 34 при наборе разработанной функциональной схемы и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов.

Элемент памяти 34 предназначен для реализации разработанной функциональной схемы. В качестве элемента памяти 34 можно использовать, например, К триггер

155ТВ1.

Коммутатор 35 предназначен для коммутации выходов текущего и прогнозируе5 мого состояний элементов памяти 34 и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов.

Индикатор 36 предназначен для отображения единичного состояния элементов

10 памяти 34 в текущем такте и может быть реализован, например, на светодиоде

АЛС102.

Индикатор 37 предназначен для отображения единичного состояния элементов

15 памяти 34 в прогнозируемом (следующем) такте и может быть реализован, например, на светодиоде АЛС102.

Узел 38 прогнозирования предйазначен для прогнозирования состояния элементов

20 памяти 34.

Инвертор 39 предназначен для инвертирования сигнала с,входа элемента памяти 34.

Элемент 40 предназначен для логиче25 ского умножения сигналов элемента памяти 34.

Элемент 41 И предназначен для логического умножения сигналов, поступаю-щих с выходов инвертора 39 и элемента

30 памяти 34.

Элемент 42 ИЛИ предназначен для логического сложения сйгналов, поступаю. щих с выходов элементов 40 и 41 И.

Узел 43 индикации конструктивно объе35 диняет индикаторы 36 и 37, отображающие состояние элемента памяти 34 в текущем и следующем тактах.

Сумматор 44 конструктивно объединяет элементы 23 сложения по модулю 2, фикси40 рующие элементы памяти 34, меняющие свое состояние;

Коммутатор 45 предназначен для подсоединения блока 7 контроля гонок логических преобразователей и коммутаторам 32

45 логических элементов 5 и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов.

Коммутатор 46 предназначен для коммутации выходов блоков 7 контроля гонок

50 логических преобразователей при появле- . нии гоночных ситуаций и может быть реализован, например, на гнездах штепсельных разъемов, Триггер 47 предназначен для фиксации

55 факта наличия гонок типа "риск в единице" на входе блока 7 контроля гонок логических . преобразователей и может быть- реализован, например, на элементе 155ТВ1..

Триггер 48 предназначен для фиксации факта наличия гонок типа "риск в нуле" на

1781692

15 ментов 40 и 41

35

50 входе блока 7 и может быть реализован, например, на элементе 155ТМ2.

Переключатель 49 предназначен для перевода триггеров 47 и 48 в нулевое состояние и может быть реализован, например, на кнопочном переключателе с контактами перекидного типа.

Индикатор 50 предназначен для подачи светового сигнала при возникновении гоночной ситуации типа "риск в единице" в логических преобразователях и может быть реализован, например„на светодиодах АЛ С 102.

Индикатор 51 предназначен для подачи светового сигнала при возникновении I оночной ситуации типа "риск в нуле" в логических преобразователях и может быть реализован, например, на светодиодах

АЛ С102.

Элемент 52 НЕ предназначен для уп- 2 равления входом обнуления триггера 48.

Элемент53 задержки предназначен для управления входом синхронизации триггера 47.

Элемент 54 задержки предназначен 2 для управления синхровходом второго триггера 48.

Элемент 55 ИЛИ предназначен для ло гического сложения сигналов с выходов триггеров 47 и 48, фиксирующих гоночные ситуации типа "риск в единице" и "риск в нуле", соответственно, Соединения осуществляются соединительными проводами, которые на фиг. 1 не показаны.

Устройство для обучения основам вычислительной техники работает следующим образом.

1. Обычный режим работы.

Обучаемый, решив задачу логического синтеза функциональной схемы по заданным условиям работы, набирает ее на наборном поле 4 из блоков 5 и 6 с помощью соединительных проводов (не показаны), соединяющих коммутаторы 3, 29, 32, 33 и 35 в соответствии с полученной функциональной схемой.

После чего нажимает переключатель 26 для установки триггеров 27 и 18 в нулевое положение, обеспечивающих прохождение разрешающего сигнала на элемент 13 И и запрещающего — на индикатор 28 и элемент

1.4 И, Для построения математической модели синтезированного автомата обучаемый при помощи генератора 11 нуля устанавливает элементы 34 па входам в состояние, соответствующее коду первой строки таблицы переходов-выходов. Эта состояние в двоичном коде отображается на индикаторах 36.

Затем обучаемый подает входные сигналы при помощи управляющей клавиатуры

19, при этом регистр 20 устраняет дребезг контактов клавиатуры и воздействует через блок 2, который отображает двоичный код входного сигнала, на внешние входы автомата, подключенные к коммутатору 3. При этом узлы прогнозирования 38 воспринимают входные и выходные сигналы элементов

34. Инвертор 39 инвертирует сигнал со входа элемента 34, элемент 40 производит операцию логического умножения над сигналами, поступающими с выхода инвертора 39 и выхода элемента 34. Элемент 41 производит операцию логического умножения над сигналами элемента 34. Элемент 42 производит операцию логического сложения сигналов, поступающих с выходов элеРеализованная узлом 34 функция принимает значение логического нуля в том случае, если элемент 34 в последующем такте установится в нулевое состояние, при этом индикатор 27 не горит, а значение логической единицы — в противном случае, при этом индикатор 27 горит. Поэтому, считывая информацию по индикаторам 27, обучаемый получает двоичную информацию, атмечаемую в каждой клетке таблицы переходов-выходов без дополнительных операций, только путем изменения комбинации входных сигналов. Это позволяет получить математическую модель синтезированного автомата, во время построения которой обучаемый производит отладку автомата, используя дополнительно индикаторы 31, отображающие выходные состояния каждого из узлов 30. Затем производится проверка выполнения заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, используя генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9 и переключатель 12, подавая сигналы синхронизации через элемент 13 И на входы синхронизации элементов памяти 34 с коммутатора 3.

Указанным образом устройство работает аналогично прототипу.

2. Режим анализа правильности решения задачи безгоночного кодирования..

Обучаемый, набрав на наборном поле 4 из блоков 5 и.б функциональную схему разрабатанного дискретного устройства с решением задачи безганочного кодирования в элементах памяти и построив ега математическую модель в соответствии с обычным режимом работы, соединяет с помощью соединительных проводов (не показаны) первый и второй выходы коммутаторов 35 второго группы устройства с соответствую13

1781692

20

40

55 щими парами входов коммутатора 22 блока

21 контроля гонок элементов памяти, При этом с первых выходов коммутаторов 35 второй группы устройства снимают сигналы у (+1), соответствующие последующему (прогнозируемому) состоянию триггеров 34, где t = Гп, à со вторых коммутаторов 35 второй группы устройства снимаются сигналы yi(t), соответствующие текущему состоя нию три rre ров 34.

Затем, нажав переключатель 26, переводит триггеры 27 и 18 в исходное (нулевое) состояние. В результате чего с прямого выхода триггера 18 снимается нулевой (запрещающий) сигнал на элемент 14 И, а с инверсного выхода — единичный сигнал на элемент 13 И, разрешая работу устройства.

С прямого выхода триггера 27 снимается нулевой сигнал, поэтому индикатор 28 не высвечивается.

После чего производится проверка выполнения заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, используя генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9 и переключатель 12, подавая сигналы синхронизации через элемент 13 И на входы синхронизации элементов памяти

34 с коммутатора 3 аналогично работе прототипа (обычный режим работы).

Допустим, элемент памяти 34 блока 6,1 переходит из единичного текущего состояния, соответствующего у (т) (фиг. 2а) в нулевое следующее состояние у ((+1) (фиг. 2б). В то время, как элемент памяти 34 блока 6.2 (не показан) остается в чулевом состоянии как в t (фиг, 2в), так и t+1-тактах (фиг, 2г), которым соответствуют сигналы Y2(t) и

Y2(t+1) и все остальные триггеры 34 блоков 6 не меняют своего состояния. Тогда лишь на выходе элемента 23.1 сложения по модулю

2 появляется единичный сигнал (фиг, 2д), который поступает на вход А узла 25 посто-, янной памяти, высвечивая при этом соответствующий светодиод индикатора 24

Однако, поскольку на всех остальных входах блока 25 постоянной памяти присутствуют сигналы логического нуля, то на его выходе формируется сигнал логического нуля (фиг. 2з), разрешая прохождение сигналов от генераторов 8 и 9 переключатель 12 и элемент 13 И (фиг. 2л) для работы устройства.

Однако, если обучаемый при построении функциональной схемы автомата допустил ошибку, которая при проверке прохождения сигналов приводит к одновременному изменению состояния более, чем одного элемента памяти 34, например, блоков 6.1 и 6,2, т.е, элемент 34 блока 6.1 переходит из единичного состояния в нулевое (уф) = 1, у1(т+1) = О) (фиг, 2а, б), а элемент 34 блока 6.2 переходит из нулевого состояния в единичное (у2(т) = О, у2(т+1) = 1) (фиг, 2в, г), то на выходах соответствующих им элементах 23 сложения по модулю 2 блока 21 контроля гонок элементов памяти (элемент 23.2 на фиг. 1 не показан) появляются сигналы логической единицы (фиг. 2д, е), поступающие на соответствующие входы узла 25 постоянной памяти и высвечивающие светодиоды индикатора 24. Узел 25 постоянной памяти запрограммирован таким образом, что при поступлении íà его входы двух или более единичных сигналов в любой комбинации приводит к появлению на его выходе единичного сигнала (фиг, 2ж), который переводит триггер 27 s единичное состояние (фиг. 2з), высвечивая индикатор 28.

В этом случае через элемент 17 ИЛИ возбуждается прямой выход триггера 18, который подает разрешающий сигнал на второй вход элемента 14 И, разрешая прохождение импульсов от генератора 10 (фиг, 2и) в узел 15 звуковой сигнализации (фиг, 2к).

При этом сигнал логического нуля с инверсного выхода триггера 18 снимает разрешение на прохождение импул ьсов от генераторов 8 и 9 на блок коммутации 3 через схему 13 И (фиг. 2л), блокируя тем самым работу автомата. После чего обучаемый проверяет правильность решения задачи, выключает питание, повторно решает задачу синтеза, снова набирает на наборном поле функциональную схему и затем вновь проверяет выполнение заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах.

Таким образом, работа устройства происходит аналогично работе прототипа.

3. Режим анализа отсутствия факта гонок в логическом преобразователе.

Обучаемый, получив задачу на синтез дискретного устройства с отсутствием гонок в логическом преобразователе и набрав на наборном поле 4 из элементов 5 и блоков 6 функциональную схему разработанного дискретного устройства на оснаве построенной его математической модели в соответствии с обычным режимом работы, размещает на наборном поле необходимое количество (по числу выходов логического преобразователя) блоков 7 контроля гонок логического преобразователя, Соединяет с помощью соединительных проводов (не показаны) выходы коммутаторов 32 с соответствующими входами коммутаторов 45 и выходы коммутаторов 46 блоков 7 с соответствующими входами коммутатора 16 пульта

1781692

1 оператора. При этом с выходов коммутаторов 32 снимаются выходные сигналы логического преобразователя. Затем нажимаются переключатели 26 и 49, переводящие устройство в исходное состояние; при этом сигналы с переключателя 49 обнуляют триггеры 47 и 48, после чего производится проверка выполнения заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах, используя генератор 8 одиночных импульсов, генератор 9 и переключатель 12, подавая сигналы синхронизации через элемент

13 И на входы синхронизации элементов памяти 34 с коммутатора 3 аналогично работе прототипа. (обычный режим работы).

3.1. Режим анализа отсутствия факта гонок типа "риск в единице" в логическом преобразователе.

Условимся, что "риск в единице" соответствует появлению логического нуля на период, соответствующий (1-.2) т, где гвремя задержки на одном логическом элементе.

Допустим, что выходной сигнал блока 7 имеет форму, показанную на фиг. 3a — а с длительностью логического нуля меньшей или равной 2 тактам. Тогда элемент 53, настроенный на задержку, равную 3 г, подает сигнал логического нуля (фиг. За — б) на синхровход триггера 47, переводя его в единичное состояние (фиг. 3a — в), поскольку на его входе присутствует сигнал логической единицы (фиг. 3a — а).

Установка триггера 47 в единичное состояние свидетельствует о наличии гоночной ситуации типа "риск в единице" в логическом преобразователе исследуемого дискретного устройства. В этом случае высвечивается индикатор 50, сигнализируя о наличии гоночных ситуаций типа "риск в единице" в конкретном выходе логического преобразователя, и возбуждается выход элементов 55 (фиг, За-г) и 17 ИЛИ, которые подают разрешающий сигнал на прямой вход триггера 18, переводящийся в единичное состояние. С прямого выхода триггера 18 (фиг. За — д) подается разрешающий сигнал на вход элемента 14 И, разрешая прохождение импульсов (фиг. За — ж) от генератора 10 (фиг, 3a — е) в узел 15 звуковой сигнализации. А с инверсного выхода триггера 18 снимается логический нуль, блокирующий элемент 13 И (фиг. 3а-з), останавливая работу устройства, После этого обучаемый проверяет правильность решения задачи, выключает питание, повторно решает задачу синтеза дискретного устройства с отсутствием гонок в логическом преобразователе, снова наби10

30 такт сигнал логического нуля аналогичной длительностью (фиг. 6а — б). Элемент 53, на40

50 ментов 55 (фиг, 6а — е) и 17 ИЛИ, которые

25 рает на наборном поле функциональную схему и затем BHOBb повторно проверяет выполнение заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах.

П ри поя влении сигнала логического нуля длительностью большей 3 тактов устройство работает по-другому (фиг. Зб). Отличие заключается в том, что в четвертом такте возбуждается синхровход триггера 47, но он остается в нулевом (исходном) состоянии за счет подачи логического нуля (фиг. Зб — а) на приоритетный вход установки триггера 47 в нулевое состояние (фиг. Зб — в).

Рассмотрим пример конкретной реализации. Допустим, обучаемый синтезировал логический преобразователь, представленный на фиг. 4. Очевидно, что эта.схема имеет гоночную ситуацию типа "риск в единицу" при условии а - 1, с = 1. Временная диаграмма этой ситуации приведена на фиг. 5.

3.2. Режим анализа отсутствия факта гонок типа "риск в нуле" в логическом преобразователе.

Допустим, что входной сигнал блока 7 имеет форму, показанную на фиг. 6а-а с длительностью логической единицы меньшей или равной 2 тактам, Тогда на выходе элемента 52 НЕ появляется сдвинутый на 1 строенный на задержку, равную 3, подает сигнал логической единицы на синхровход триггера 47, который не меняет своего состояния, и вход элемента 54 (фиг. 6а-в), который сдвигает этот сигнал еще на 1 такт (фиг. 6а-г) и подает его на синхровход триггера 48, на приоритетном входе установки триггера в нулевое состояние которого подан сигнал логической единицы (фиг. 6а-б).

В результате чего триггер 48 переводится в единичное состояние, что свидетельствует о наличии гоночной ситуации типа "риск в нуле" в логическом преобразователе дискретного устройства. В этом случае высвечивается индикатор 51, сигнализируя о наличии гоночных ситуаций типа "риск s нуле" в конкретном выходе логического преобразователя, и возбуждается выход элеподают разрешающий сигнал на прямой вход триггера 18, переводя его в единичное состояние. С прямого выхода триггера 18 (фиг. 6а — ж) подается разрешающий сигнал на вход элемента 14 И, разрешая прохождение импульсов (фиг. 6а-и) от генератора 10 (фиг, ба-з) в узел 15 звуковой сигнализации.

А с инверсного выхода триггера 18 снимается. логический нуль, блокирующий элемент

1781692

13 И (фиг. 6а-к), останавливая работу устройства.

После этого обучаемый проверяет правильность решения задачи, выключает питание, повторно решает задачу синтеза дискретного устройства с отсутствием гонок в логическом преобразователе, снова набирает на наборном поле функциональную схему и затем вновь повторно проверяет выполнение заданных условий работы синтезированного автомата в синхронном ручном и автоматическом режимах.

При появлении сигнала логической единицы длительностью большей 5 тактов устройство работает по другому (фиг. 6б).

Отличие заключается в том, что в четвертом такте возбуждается синхро вход триггера 48, но установка в нулевое состояние не производится, так как на приоритетный вход установки триггера 48 в нулевое состояние подан сигнал логического "О" (фиг. бб-б).

Рассмотрим пример конкретной реализации. Допустим, что обучаемый синтезировал логический преобразователь, представленный на фиг.7. Очевидно, что эта схема имеет гоночную ситуацию типа "риск в.нуле" при условии а = О, с - О, б 1.

Временная диаграмма этой ситуации приведена на фиг. 8.

Формула изобретения

Устройство для обучения основам вычислительной техники, содержащее пульт оператора, первый выход которого соединен с соответствующими входами наборного поля и блока предъявления информации, а второй выход, выходы первой группы и входы первой и второй групп — соответственно, с входом наборного поля. входами первой группы наборного поля и входами группы. блока предъявления информации, 5 соответствующими выходами наборного поля, переключатели, первый и второй коммутаторы, триггеры первой группы, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов первой группы, и вторую

10 группу триггеров, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены группа элементов НЕ, первая и вторая группы элементов задержки, группа элементов

15 ИЛИ и вторая группа индикаторов, входы которых соединены с выходами соответствующих триггеров второй группы и первыми входами соответствующих элементов ИЛИ, вторые входы которых. подключены к выхо20 дам соответствующих триггеров первой группы, а выходы — к соответствующим входам второго коммутатора, выходы первого коммутатора соединены с входами соответствующих переключателей, выходы

25 которых подключены к входам соответствующих элементов Н Е, соответствующих элементов задержки первой группы и к нулевым входам соответствующих триггеров первой группы, единичные входы которых соЗО единены с выходами соответствующих элементов задержки первой группы и с входами соответствующих элементов задержки второй группы, нулевые входы триггеров второй группы подключены к выходам

35 соответствующих элементов НЕ, а единичные входы — к выходам соответствующих элементов задержки второй группы.

1781692

1781692

Я«

1781692 У

Фиа. O ч

52

55 ю

1781692

9и2, 7 о ernsi

Составитель А.Карлов

Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4275 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники Устройство для обучения основам вычислительной техники 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общей физике и может быть использовано в лабораторном практикуме по курсу Электричество

Изобретение относится к научным и учебным моделям и может быть использовано для изучения и демонстрации явлений, сопровождающих молниевый разряд, а также при испытании устройств для дистанционного исследования молний

Изобретение относится к демонстрационным устройствам, обеспечивающим наглядность при изучении электромагнетизма , и может быть использовано в лекционном демонстрировании по курсу общей физики

Изобретение относится к технике связи и может быть использовано в учебных целях

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх