Узел крепления рабочего колеса насоса на валу

 

Использование: гидромашиностроение. Сущность изобретения: элемент радиальной фиксации выполнен в виде стержня С 11, расположенного в осевых прорезях П 5, 10 вала 4 и ступицы. Конец С 11 зафиксирован от выхода из П 10 прицепами элемента 9, При вращении колеса 3 С 11 частично выходит из П 10 и фиксирует радиально колесо 3 на валу 4. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 (54)УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА

НАСОСА НА ВАЛУ (57) Использование: гидромашиностроение.

Сущность изобретения: элемент радиальной фиксации выполнен в виде стержня С

11, расположенного в осевых прорезях П 5, 10 вала 4 и ступицы. Конец С 11 зафиксирован от выхода из П 10 прицепами элемента ,9, flpvi вращении колеса 3 С l1 частично выходит из П 10 и фиксирует радиально колесо 3 на валу 4. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

1 (21) 4774829/29 (22) 27.12.89 (46) 23.12.92. Бюл, (ч(47 (71) Машиностроительное объединение "Восток" (72) В.С.Пузиков, M.Ã.Õóäÿêîâ, П.П.Кузов, Л.Е.Саранчуков и М,В.Горчаков . (56) Патент ПНР М 77958, кл. F 04 9 29/20; опублик. 1978.

Изобретение относится к насосострое- на входе, создает Сопротивлейия, сйижает з . нию, в частности к конструктивным элемен- КПД.. Для насоса серии ZMK u ZMH КГ!Д там и узлам закрепления рабочего колеса на . составляет 65%, для насосов 36-1Ц1,8-12 и валу, - . 26-1Ц2,8-20-55 .

Известны центробежные насосы, в кон- Известен также центробежный насос с струкциях которых для закрепления рабоче- непосредственной поСадкой рабочего коле- Б .. го колеса применены переходные са йа вал двигателя серий К110...К710 финнаконечники,-удлиняющие вал стандартно- ского производства формы КОЛТЕ К. го двигателя, например центробежные на- В насосах этой серии закрепление рабососы серий ZMK u ZMH фирмы Пасилак чегоколесанепосредственнона валуспеци.. Флоу(Дания). -: . ального двигателя обеспечивается ©()

В насосах данных серий составное ко- посадкой ступицы на вал с йоследующим р лесо ступицей насаживается на наконечйик закреплением йажимной гайкой. и закрепляется колпачковой гайкой. Такое, . Уменьшенная консольность насоса в ставшее классическим закрепление рабо- некоторой степенй решает компактность чих колес в койструкциях консольно-моно- конструкции, "однако требует организации блочных насосов, является традицйонным применения специального двигателя с ваи для отечественных электронасосов для лом с резьбой на конце вала, и вместе с этим жидких молочных продуктов типа 36-1Ц1, им присущи недостатКи описанных выше

8-12 и 36-1Ц2,8-20, освоенных на предприя- . насосов, потери в насоСе — 20..25%. тии-заявителе.: :: Цель изобретения — повышение КПД наТакое конСтруктивное выполнение-за- соса; снижение металлоемкости, упрощекреплениярабочегоколесатребуетналичия ние конструкции и демонтажа рабочего резьбы на конце вала, что нетехнологично. колеса, обеспечение возможности блокиКроме этого, колпачковая гайка при работе ровки ступицы от проворота и улучшение насоса закручивает поток и разрывает его динамических характеристик.

1783173

Постав е ная цельдостигается тем, то в центробежном насосе, содержащем корпус с размещенным внутри него рабочим колесом со ступицей на ведущем диске, обеспечивающей соединение с валом электродвигателя, ступица рабочего колеса выполнена глухой со стороны ведущего диска л н ч в виде удлиненной на величину конца вала электродвигателя втулки, содержащей участок

10 посадки с натягом и участок, снабженный сквозными прорезями, обеспечивающими соедийение клеммового типа. .Кроме того, поставленная цель достигается тем, что при зажиме клеммового соединения на ступице размещена нажимная 15 гайка с конической резьбой или элементы за>кима клеммового соединения выполнены в виде утков на торце разрезной ступицы.

Длина участка посадки с натягом выпол20 нена меньше расстояния от торца ступицы до заданного торца нажимной гайки в положении, обеспечивающем клеммовое соедийение.

Также цель достигается и тем, что в шпоночном пазу вала электродвигателя размещен стержнеобразный фиксатор; входящий под действием центробе>кных сил в прорезь ступицы;

На фиг. 1 изображен узел крепления рабочего колеса полоса на валу электродви30 гателя с использованием в качестве зажимного устройства в клеммовом соединении круглой гайки с конической резьбой; на фиг, 2 — то же, С вариантом применения стя>кного хомута, узлы которого образованы из лепе35 стков разрезного участка ступицы, Узел к >епления состоит из корпуса 1 с крышкой 2, образующих проточную полость насоса и имеющих осевой подвод, Рабочее колесо 3 своей ступицей непосредственно

40 насажено и закреплено на валу 4 электродвигателя. Ступица с одного конца ограничена ведущим диском, выполнена глухой и удлиненной на величину конца вала двитателя и имеет продольные прорези 5, Внутренняя поверхность" ступ и цы и роточ кой разделена на участок посадки с натягом 6 и посадкй клеммового соединения 7.

Клеммовое соединение конца ступицы

50 на валу осуществляется либо стяжным элементОм, например винтом 8 (см. фиг, 2), устайавливаемым в ушках на лепестках конца ступицы, полученного в результате разреза ступицы. либо на>кимной гайкой 9 (см. фиг. 1) нец ступицы. Во время сборки йасоса в шпоночный паз 10 вала 4 вкладывается стержневой фиксатор 11, который располагается в пазу, Длина фиксатора 11 равна длине паза 10 вала 4. Ширина прорезей 5 на с конйческой резьбой, навинченной на ко- 55 ступице больше толщины фиксатора 11. От выполнения выпадания из паза через rlpoрезь в ступице фиксатор ограничен с одного конца участком посадки с натягом, где ступица не имеет прорезей, а с другого конца — гайкой (винтом) клеймового соединения.

Для удобства демонтажа рабОчих колес при использовании посадки с большим натягом и применении в клеммовом соединении круглой гайки с конической резьбой длину участка с натягом ступиць! выбирают меньшЕ расстояния от торца ступицы до заднего торца гайки в положении, когда гайка затянута и обеспечивает клеммовое соединение. Это позволяет, во-первых, производить насаживание рабочего колеса на вал, не повреждая резьбовае соедийение, а во-вторых, после освобождения от затяжки, используя это резьбовое содинение, производить съем колеса вала, устанавливая подкладки под торец гайки и свинчивая ее со ступицы,...

Узел крепления работает следующим образом.

Рабочее колесо 3 приводится во враще-,. ние валом 4 электродвигателя и сообщает энергию проходящему через проточную часть колеса потоку рабочей жидкости, повышая давление. Крутящий момент при этом от вала двигателя к рабочему колесу передается через ступицу за счет двух участков посадки; участка 6 посадки с натягом, размещенного ближе к проточной централь. ной части рабочего колеса, и участка клемМоеого соединения 7 на конце ступицы. При этом участок посадки с натягом 6 для отбалансирован ного коласа помимо функции закрепления колеса на валу обеспечивает качественное центрирЬвание, Учас гок клеммовоro соединения 7 выгодно решает надежное закрепление при мйогократном съеме при эксплуатации йасоса, так как длига посадки с натягом выполнена только для конца вала, .

При постановке рабочего колеса на вал двигателя s шпоночный паз 10 вала 4 закладываетсяя стержйевой фиксатор 11. При этом специальная ориентировка положения паза

10 относительно прорези 5 на ступице не обязательна. Фиксатор помещен на случай, если произойдет проворот ступицы на валу, В этом случае под действием центробежных сил фиксатор займет положение (как показано на фиг. 1 и 2), т,е, одним концом он окажется размещенным в шпоночном в пазу двигателя, а другйм — в прорези ступицы и тем самым блокирует ступицу от проворота.

Наличие фиксатора в пазу (заполнение паза металлом) устраняет в нэкоторых случаях дисбаланс вала, 1783173

5 6

Проведение опытных работ на предпри- M его демонтажа с вала, элемент радиальной ятии-заявителе базового насоса 36-1Ц, 2,8- фиксации выполнен в виде стержня, разме20 ГОСТ 3347-75 с использованием ры поперечного сечения которого выполнеэлементов предлагаемого технического ре- ны меньшими соответствующих им ширины шения показало улучшение технйческих ха- 5 и высоты прорезей, при этом прорезь или рактеристик: КПД повысился на 17ф> й, как прорези в ступице выполнены сквозными, а следствие, повысились напор и расход на- конец стержня; удаленный от ведущего дисоса. Снизилась металлоемкость насоса и ска, радиальйр зафиксирован от выхода из улучшйлась ремонтойригодность. прорези ступицы "прижимным элементом, 10 прйчем часть внутренней поверхности сту.Формул а изобретения . пицы, прилегающая к ведущему диску, сопряжена с валом no посадке с йатягом.

1. Узел крепления рабочего колеса на- .. .- 2. Узел поп; 1,.отл ича Ющийс ятем, соса на валу, содержащий глухую удлинен- что прижимной элемент выполнен в виде ную с тыльной стороны ведущего диска 15 гайкйс конической резьбой, причем на конколеса ступйцу, по крайней мере одйн эле- це стуйицы выполнена ответная резьба и мент радиальной фиксации колеса, распо-, гайка навинчена на последнвю.

- ложенный по крайней мере частично в 3. Узел по и. 1, отличающийся тем, осевых прорезях вала и ступицы, и прижим- . что прижимной элемент выполнен в виде ной элемент, отличающийся тем, что, 20 проушин со стяжными элементами, распос целью упрощения монтажа колеса на вал ложенных на конце ступицы нэд прорезями.

1783173

° 6

Составитель B,Äåâéñéëaà

Техред М.Моргентал . Корректор Э,дончакова

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 4499 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьпиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, 4/5

Узел крепления рабочего колеса насоса на валу Узел крепления рабочего колеса насоса на валу Узел крепления рабочего колеса насоса на валу Узел крепления рабочего колеса насоса на валу 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в насосах и компрессорах

Изобретение относится к нагнетательной камере водяного насоса и может быть эффективно использовано для изготовления надежных узлов, используемых при перекачке различных по составу сред жидкости

Изобретение относится к устройствам для фиксации деталей на валу центробежного насоса используемого, в частности, в системах смазки паровых турбин

Изобретение относится к конструктивным узлам вертикальных лопастных насосов и может быть преимущественно использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя

Изобретение относится к погружным многоступенчатым центробежным скважинным насосам для откачки пластовой жидкости

Изобретение относится к лопастным насосам и может быть преимущественно использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя

Изобретение относится к области гидравлики, в частности, к лопастным роторам насосов, турбин, вентиляторов и т.д
Наверх