Подводный аппарат

 

Изобретение относится ч области судостроения . Целью изобретения является повышение эффективности подводного аппарата путем увеличения полосы захвата железомарганцевых конкреций и усиления струйного воздействия на них. Цель изобреJX / О х-ХСП-/ тения достигается тем, что корпус 1 подводного аппарата выполнен в виде диска с гофрированным ограждением 19, водозаборник 7 выполнен в виде полого вала, а нагнетатель - в виде ротора 9, лопасти которого размещены между валом и обшивкой грузового отсека 2, при этом статор нагнетателя 18 размещен на внутренней обшивке грузового отсека, а ротор выполнен в.виде бандажа 10 на лопастях нагнетателя. Горизонтальное перемещение происходит за счет наклонения аппарата крено-дифферентной системой в виде грузов, размещенных с возможностью перемещения по направляющим 15, установленным по периметру корпуса аппарата. 3 з.п. ф-лы. 2 ил. / О -/ с Ё ч 00 . 01 го ю

Союз соВетских .

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕИЮЕ IlATEHTHOE

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4751417/23 (22) 18,09.89 (46) 30.12.92. Бюл, М 48 (71) Научно-исследовательский физико-технический инс гитут

- (72) И.Я.Тюков, H.М.Фединяк и В,А.Черненко

f56) Патент ф РГ N 2919444, кл, Е 01 С 7/35, 1983. (54) ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ (57) Изобретение относится области судостроения. Целью изобретения является повышение эффективности подводного аппарата путем увеличения полосы захвата железомарганцевых конкреций и усиления струйного воздействия на них, Цель изобре„„5U, l784522 А1 (н)з В 63 G 8/00//В 63 G 8/16. 2 тения достигается "тем, что корпус 1 подводного аппарата выполнен в вйде диска с гофрированным ограждением 19. водозаборник 7 выполнен в виде полого вала. а нагнетатель — в виде ротора 9; лопасти которого размещены между-валом и обшивкой грузового отсека 2. при этом статор нагнстателя 18 размещен на внутренней обшивке грузового отсека, à ротор выполнен в виде бандажа 10 на лопастях нагнетателя.горизонтальное перемещбние йройсходит 33 счет наклонения аппарата крено-дифферентной системой в вйде грузов, размещенных с возможностью перемещения по направляющим 15, установленным по периметру корпуса аппарата. 3 з.п, ф-лы, 2 ил.

40

55 разгрузочным модулем, установленным в

Изобретение относится к области подводного аппаратостроения и может использоваться для разведки, добычи, погрузки и транспортировки на поверхность геологоминералогических, биологйческих и других ресурсов со дна морей и океанов.

Известно устройство для разработки полезных ископаемых морей и океанов, состоящее из йлавСредствэ, имеющего замкнутый тяговый элемент, несущий ковши и образующий на дне свободно перемещающуюся петлю (патент Великобритании М 1239178). Недостатком этого устройства является то, что ковши, свободно перемещаю. щиеся по дну имеют низкий коэффициент заполнения и тенденцию к переворачиванию в зоне захвата, что снижает производительность работы устройства.

Известна также установка для разработки конкреций; илов и россыпей со дна морей и океанов, состоящая из плавсредства, имеющего замкнутый элемейт и несу.щий исполнительные органы (ковши);

Элемент огибает йо направляющей в вйде барабана роликами-раму, установленную на салазках и транспортируемую с помощью плавсредства канатом (патент США

М 3943644). Получающиеся при работе данного устройства необработанные полосы дна связаны с ограниченными навигационными возможностями плавсредства в моменты изменения курсов при заходах на новые, полосы, Необработанные полосы . получаются из-за невозмо>кйости перемещения рамы таким образом, чтобы она каждый раз опускалась рядом с уже отработанной полосой дна моря, Известен автоматический самодвижущийся подводный аппарат (патент ФРГ N

2919444) для сбора, погрузк11 и транспортировки на поверхность конкреций, а также для глубоководного рыболовства йдля под нятия затонувших предметов, выбранный . нами в качества прототипа.

Аппарат состоит из-йескольких отдель- 4 ных отсеков, содержит устройство для движения вперед, для парения над грунтом, погрузочно-разгрузочное устройство, Нижняя часть корпуса имеет rio периметру гибкое ограждение из эллэстичной пласт- 5

: . массы, заключающее в себе некоторый объ ем воды, находящийся по отношению к наружной воде под небольшим избыточнь!м давлением, благодаря чему образуется подъемная сила, которая поддерживает аппарат над грунтом в состоянии парения. Из.быточное давление внутри гибкого ограждения попучается за счет напора, создаваемого центробежным асосом. Погрузочно-разгрузочное устройство аппарата в своей верхней части через концентрическую крышку соединено с нагнетающей стороной центробе>кного насоса, с другой стороны насос имеет отверстие заканчивающееся зубьями, шипы которых перекрыты сверху плитой, подвижной вокруг горизонтальной оси и имеющей явно выраженный пилообразный профиль, Образуемые им ступени приводят всасываемую насосом воду в вихревое движение относительно морского дна. чтобы усилить процесс отделения комьев, который уже начался благодаря протеканию находящейся под давлением воды из-под гибкого ограждения между шипами зубьев.

Основным недостатком устройства является низкая производительность Q» (кг.) его работы, которую можно оценить соотношением

О» =- f q»(So — Sn), 0 < f < 1, где q» (кг jM ) — урожайность конкреций, S0 — палйая обработанная за время t площадь морского дна, S, — суммарная площадь пропущенных полос за это же время t, f — коэффициент "чистоты обработки" поверхности, показывающий долю собранных конкреций о» от их урожайности q» и зависящий от состояния морского дна с конкрециями и от выбранного механизма отрыва конкреций or дна.

Главными причинами низкой производительности О» устройства является сравнительно узкая полоса захвата обрабатываемой поверхности (большая площадь

S ) и слабое силовое воздействие на конкреции (особенно крупные) в процессе йх отрывэ от дна, небольшой коэффициент f чистоты обработки.

Целью изобретения является повышение эффективности подводного аппарата путем увеличения полосы захвата железомарганцевых конкреций и усиления струйного воздействия на них, Поставленная цель достигается тем, что в подводном аппарате, содержащем корпус, систему динамического поддержания и перемещения аппарата. включающую в себя нагнататель с приводом и эластичное orрэ>кдение, установленное в нижней части аппарата по периметру нагнетателя, устройство сбора донных отложений железомарганцевых конкреций в составе водоээборника, соединенного с погрузогрузовом отсеке, водозаборник выполнен в виде полого вала, а нагнетатель — в виде ротора, лопасти которого размещены между полым валом и коаксиальной с ним обшивкой грузового отсека под погрузо-разгру1784522 зочным модулем, выполнен в виде диска, по сопротивлений корпуса аппарата при разпериметру которого закреплены кольцевые личных направлениях обтекания водной направляющие с грузами, установленными средой дисковидного корпуса. с возможностью перемещения по направля- Дисковидная форма в аппаратостроеющим, привод нагнетателя выполнен в виде 5 нии известна. погружного электродвигателя, статор кото- Крено-дифферентная система; которая рого размещен на внутренней обшивке гру- состоит из кольцевых направляющих струзового отсека, а ротор выполнен в виде зами, установленными с возможностью пебандажа на лопастях нагнетающего устрой- ремещения по направляющим по заданной ства, причем эластичное ограждение выпол- 10 программе, расположена по" перйметру ПА нено гофрированным. и позволяет производйть крен аппарата в

Предлагаемый аппарат отличается от любом заданном направлении; Такое выпрототипа тем, что; . полнение крено-дифферентной системы в — водозаборник выполнен в виде полого сочетании с дисковидной формой аппарата вала, а нагнетатель — в виде ротора, лопасти 16 позволяет по сравнению с известными подкоторого размещень1 между полым валом и водными аппаратайизйачительно повысить коаксиальнойснимобшивкой грузовогоот- маневренность и управляемость аппарасекаподпогрузо-разгрузочныммодулем, на том, так как оператору для изменения ска -" наружной поверхности которого выполне- рости и курса необходимо управлять только ны жалюзи; .." 20 крена-дифферентной системой и, кроме то : — корпус выполнен в виде диска и по его го, аппарату не требуется производить разпериметру закреплены кольцевые на- вороты по курсу. Применение подобного правляющие с грузами, установленными . признака в подводйом айпаратостроении с возможностью перемещения по направ- авторам не известно, ляющим; =. 25 Привод нагнетателя выполнен в виде . — привод нагнетателя выполнен в виде погружного электрбдвигаТеля",мутатор разпогружного электродвигателя, статор кото- . мещен на внутренней обшивке грузового рого размещен на внутренней обшивке rpy- отсека, ротор выполней" в виде бандажа на эового отсека, а ротор выполнен в виде лопастях на нетающегЬ"устройства. Привобандажа на лопастях нагнетающего устрой- 30 дится ротор во вращение за счет бегущего ства; по силовым обмоткам магнитного поля.  — эластичное ограждение выполнено айпаратах подобного назначения данный гофрированным, признак не прйменялся, Данные отличительные признаки отсут- В предлагаемом аппарате нижняя часть ствуют в прототипе и неэквивалентны его 35 его секции-подборщика имеет гибкое элапризнакам. Отсюда следует, что заявляемде стичное гофрированное ограждение, заклютехническое решение соответствует крите- чающее в себе некоторый объем жидкости, рию "новизна". при давлении избыточном по отношению к .В предлагаемом аппарате водозабор- забортной воде, благодаря чему возникает ник выполнен в виде полого вала, а нагне- 40 подъемная сила, поддерживающая аппарат татель — в виде ротора, вращающегося над грунтом в состоянии парения. Упруговнутри грузового отсека вокруг полого вала, гофрированные свойства элластичного огчто позволяет создавать внутри элластично- раждения позволяют сохранить избыток

ro ограждения мощные вертикальные и го- " давления внутри ограждения за счет плотризонтальные потоки, отделяющие от дна"и 45 ного прилегания эластомера к дну. Эластичвтягивающие внутрь полого вала KQHkpe- ноеограждениевъйолМ о гбфрированным ции. Жалюзи предназначены для еще боль- для более плотного прилетания его к грунту шего усиления общего. потока через в случае крена или наезда на неровности грузовой отсек и одновременной очистки. дна. Использование подобного признака с конкреций от иловых частиц. - "50 такой же целью в аппаратах того же назнаПрименение указанных признаков для чения неизвестно. выполнения вышеназванных функций в ап- паратах подобного назначения авторам не. . В целом, использование вышеперечисизвестно,. . . . ленйых признаков" в Новой coBOKgjllHocTN

Дисковидная форма подводного аппа- 55 обеспечивает аппарату лучшую управляерата была использована с целью придания мость-и маневренность"по сравнению с изаппарату значительной маневренности, что вестными аппаратами; значйтельно

: усиливаетстепень чистоты обработки по- . возрастает эффективность сбора конкреверхности, а также для облегчения управ- ций, то есть увеличивает производительления аппаратом за счет равенства ность работы аппарата. Этого уе

1784522 обеспечивает ни один из отдельно взятых признаков. Следовательно, техническое решение задачи соответствует критерию "существенные отличия".

Сущность изобретения поясняется чер- . 5 тежами, на которых представлены продольный разрез аппарата (фиг,1) и вид сверху . (фиг.2).

Корпус 1 автоматического самодвижущегося подводного аппарата состоит из 10 : расположенных вокруг грузового отсека 2 технических отсеков 3, 4, 5. Грузовой отсек

2 представляет собой полый цилийдр с рас- положенным внутри него погрузочно-разгрузочным модулем 6, внутри которого 15 разйещей полый вал 7, под погрузочно-раз.грузочным модулем на опорном узле 8 под; вешен ротор 9, состоящий из ярма ротора

1.0 и лопастей 11. Над верхним торцом полого вала 7 расположен регулировочный кла- 20 пан 12, ниже верхнего торца полого вала расположена мембрана 13, на наружней части корпуСа погрузочно-разгрузочного модуля 6 выполнены жалюзи 14. Вокруг грузового отсека 2 по периметру размещена 25 кольцевая направляющая 15 с крено-дифферентными массами 16, 17, а также уста новлены силовые обмотки 18. К нижней части грузОвого отсека 2 прикреплено Злластичное гофрированное ограждение 19. 30

Аппарат работает следующим образом: после опускания за борт аппаратуру прида- ется отрицательная плавучесть, раскручивается силовыми обмотками 18 ротор 11, при 35 этом клапан 12 закрыт, аппарат начинает погружение путвм йзменения величины угловой скорости винта 3, При подходе к за- . данной точке морского дна гофрированное ограждение 19 прилегает к дну, крейо-диф- 40 ферентная система наклоняет, за счет перемещения масс 16 и 17 по направляющей 15, : корпус аййарата в заданном направлении и . путем изменения угловой скорости вращения ротора 11 и: угла наклона корпуса — 45 аппарат начинает движение вдоль дна. В зависимости от размера конкреций, подаваемых всасывающим потоком в йогрузочно- разгруэочный модуль .6, регулируется величина приоткрывания клапана 12. Погру- 50 зочно-.разгрузочный модуль 6 разделен ди. афрагмой 13, позволяющей по мере его загрузки регулировать йлавучесть аппарата за счет выдавливания загруженнь1мй конкрецйями инертного наполнителя находяще- 55 гося в задиафрагменном пространстве. Но

; время вращения ротора вдоль погрузочноразгрузочного модуля проходит мощный поток воды, который через жалюзи 14 отсасйвает илистые отложения попадающие в погрузочно-разгрузочный модуль вместе с конкрециями. При полной загрузке поступает на судно сигнал и оператор подает команду на всплытие.

Для изучения внутренней динамики мо- . дуля подборщика (МП), принимаются следу-. ющие допущения ., а) движение баротропной несжимаемой

cl÷ идеальной жидкости стационарно (— = О);

Й б) массовые силы имеют потенциал Ф, В таком случае вдоль трубки тока сохраняются следующие величины

Ядри = соп$1, и = 1,2 (1) г

P+ Р " +Рч= CoASi, (2)

2 где Sn, Ч, — поперечное сечение трубки тока и средняя по сечению продольная составляющая скорость потока Р, р — давление и плотность жидкости.

Соотношения (1), (2) являются следствием законов сохранения вещества (уравнение неразрывности для несжимаемой жидкости) и энергии (интеграл Бернулли).

Если трубка тока находится в поле силы тяжести g, то Ф = gZ.

Применяя соотношения (1), (2) для нашей задачи, имеем

S1V1 = S2V2 = S3V3 = COAST,, . (3)

PQ+ P g Hpg = P1 + — — +P gH = о / г

= P2 + =Pa+ +Pg(H — h2). (4)

922 уз 2

2 . 2

Следует заметить, что во-первых, соотношения 1-2 справедливы и для изотропного турбулентного движения, т.к. соответствующие уравнения Рейнольдса для осредненного движения формально совпадают с соответствующйми уравнениями Навье-Стокса и, во-вторйх, при написании уравнения (4) предполагалось, что трубка тока начийается на поверхности океана, причем сама поверхность океана является сечением трубки тока с нулевой скоростью. В этом случае коэффициенты

1, ум молекулярной вязкости (если таковые содержатся в уравнениях) заменяются соот-ветствующими коэффициентами у, мт турбулентной вязко сти.

Принцип действия МП следующий: вращающийся, винт создает турбулентный поток жидкости Q = Ч1$1, направленный вертикально вниз и образующий трубку тока с сечениями

S1= -(D2 -D1 ) зг озь1, 4. р 2

Зз = . (5) 1784522

На участке пути S1S2 скорость турбулентного потока изменяется от значения Ч1 = Чз

$3/$1 До V2 = ЧЗ SÇ/S2 Если $1 > $2 То

Чг > V1 и, следовательно, движение жидкости при подходе к ЖМК будет проиСходить с ускорением. Для того, чтобы ЖМК поднимались турбулентным потоком вверх по трубе $2$з, необходимо следующее дйнамическое условие

Rc= Ск Як > P» =P» 9Ч», (6) р /3

2 согласно которому суммарная сила Яс турбулентного гидродинамического сопротивления должна быть больше веса Р» конкреций.

Здесь: С» — коэффициент сопротивления конкреций, р», Ч», S» — плотность, объем и эффективное сечение конкреций.

Взятые пробы конкреций говорят о том; что и они имеют форму, близкую к сфере с характерным радиусом R» = 5-8 см., и плотностью р» = 2,8 гlсм. . Условие (6) при помощи характерной скорости

Ч* С.р Я, зр "

„ 2Р„Я можно переписать в более простой форме

Чз Ч* (8).

Полагая для примера (в CgS) R» = 5 см, р, = 2,8 г/см, С» = 1, находим Ч* = 2 м/с.

Согласуем коэффициент С» сопротивления со степенью изотоп ной турбулентности, отождествляя силу Rc сопротивления с сило и Стокса

Fc= 6 RР»Р1 т V3 для турбулентной среды, В таком случае для и, имеем э = — Ск Чз й» = тт* (9)

12 . или, подставляя численные. значения параметров, v>*= 10 см/с.

Для сравнения отметим, что кинематический коэффициент океанической турбулентности. имеет значения и, = 10 -10 см /с;.--2 7 2

Следовательно, если кинематический коэффициент ит турбулентности, обусловленный работой вихревого движителя внутри МП, больше u>+, то при попадании в канал $2$з конкреция весом Р, будет увлекаться потоком Оз = Чз$3.

Очевидно, что для попадания конкреций внутрь полого вала S2S3, в свою очередь, необходимо условие Чг Чз, которое при помощи уравнений (3) перепишется в виде$3 Яг,т,к. V2= Чэ — . Учитывая,что

Яз

Яз =, $г = л РЗМ, из последнего нераmC4

0з вен тва следует условие Яз $2; или

Оз 4 h1= D3, Далее, для обеспечения движения жидкости в указанном на рис,1 направлении необходим избыток Ь Р1з = Р1-Рз давления во входном сечении над давлением Рз в сечении

S3, расположенном на выходе жидкости, т.е, Л Р13 = Р1-Рэ = — (1 — ) - p g h2 > 0 .

Розг $3

2 $2 (11)

15 Это свойство, вытекающее из уравнений (3), : (4), конструктивно можно учесть условиями

ñ1 „, Чз> 2ghz (12)

Я 2 Ч

Наконец, найдем давление Р1, Р2, Рэ в сечениях S1, S2, S3, в соответственно в рабочем состоянии, когда глубина океана равна Нек.

Используя цепочку равенств (4), имеем рЧзг Яз .: P1=Pg+ pg(Н.,— Н) — р

25 2 $12

Рз= Р1.— ЛР13< Р1, P2= P1+ ЬР21 (13) где ЛР21= pg Н+ (1 — — ). р /2 . $3 1

2 . $12 Я22

Видим, что при соблюдении условия (8, 11) давление вдоль трубки тока распределяется так; что Рз < Р1, причем избыток внешнего придонного гидростатического давления по сравнению с внутренним дав35 лением Рг определяется величиной

Ч 2

PQ + P9Нок — Р2 = Ь Рвнешн. =

Для расчетов эффективности работы .предлагаемого подводного аппарата ис40 пользовались следующие численные значе-. ния параметров (Ь $1): р= 1025 кг/м, D1= 0,9 м.,02=1,5 м., Рз= 0,1 м „Н = 0,42 м., h1= 0,06 м., h2= 0,15 м,, Н = 2000-4000 м.

45 В таком случае последовательно нахо. дим; S1 = 1,13 м, $2 = 0,0188 м, Яэ = 0,0078 мг, Ч2=2,5м/с, Ч3=.60м/с, Ч1=0;0417м/с

- (15)

ЛР1з= Р1 — Рз = 0,168 кг/см, ЬР21

= Рг — Р1 = 0,01 кг/см .

Для h1 = 0,1 м соответственно имеем:, $2 = 0,0314 м, V2 = 1,5 м/с.

Таким образом, при изменении зазора . Ь1 между йижним торцом вала и морским

55 дном в интервале 6-10 см, скорость V2 обтекания конкреций изменяется от 2,5 м/с до

1,5 м/с.

Следовательно, если коэффициент трения между конкрециями с характерным ра1784522

12 диусом Вк = 5 см, и морским дном не превосходит единицу, то для принятых конструктивных параметров и при скорости Уз=10 м/с и коэффициенте VT 10 см /c конкре ции с плотностью рк 2,8 г/см будут увлез каться турбулентным потоком внутрь полого вала.:

В случае, когда коэффициент трения больше единицы, кинетическая энергия турбулентного потока вначале будет расходоваться на удаление илистого слоя, а затем, когда коэффициент трения уменьшится до .единицы — на перемещение конкреций.

Таким образом, конструктивные осо бенности подводного аппарата позволяют внутри гофрированного эластичного ограждения создавать мощную и симметричную относительно оси вращения винта вертикальную турбулентную циркуляцию, направленную против часовой стрелки для левой половины диаметральной плоскости симметрии и по часовой стрелке — для пра-. вой половины (фиг.1). Эта внутренняя циркуляция, существование которой связано с упругими свойствами гофрированного ограждения, прижимаясь под действием отрицательной плавучести аппарата к морскому дну и деформируясь, оказывает на конкреции двоякое динамическое воздействие, Во-первых; вертикальная составляющая скорости Vz циркуляции, формирующая нисходящий турбулентный поток, включает в работу турбулентно-фрикционного механизма отрыва конкреций от дна силу Rz инерционно-тормозной природы, как только турбулентный поток достигает морского . дна.

Во-вторых, сам турбулентно-фрикционный механизм работает за счет радиально составляющей Vz скорости, в результате чего освобожденные кбнкреции от ила увлекаются внутрь вала.

Максимальная сила Rz, действующая со стороны нисходящего потока на конкрецию с эффективным сечением Як в момент ее отрыва, оценивается скоростью изменения импульса

Rz= pVz Як

2 нисходящего потока при его отражении от морского дна.

Если допустить, что Vу = Ч2, то динамический эффект Rz инерционно-тормозного принципа будет одного порядка с результатом действия горизонтальной гидродинамической силы Rc (см, формулу (6)).

Следовательно, если обозначить через f1 коэффициент чистоты обработки для прототипа 1, обусловленную силой R<, то соответствующий коэффициент f2 предлагалем, установленным в грузовом отсеке, о тлича ющийся тем,что, сцельюповыше35

40 ния эффективности подводного аппарата путем увеличения полосы захвата железомарганцевых конкреций и усиления струйного воздействия на них, водозаборник выполнен в виде полого вала, а нагнетатель— в виде ротора, лопасти которого размещены между полым валом и коаксиальной с ним обшивкой грузового отсека под погрузочноразгрузочным модулем, на наружной поверхности которого выполнены жалюзи.

45 2; Аппарат rio п.1, отличающийся тем, что его корпус выполнен в виде диска, по периметру которого закреплены кольцевые направляющие с грузами, установленными с возможностью перемещения по направляющим.

3, Аппарат по п.1, отл и ч а ю шийся

50 тем, что привод нагнетателя выполнен в виде погружного электродвигателя, статор которого размещен на внутренней обшивке

55 грузового отсека, а ротор выполнен в виде бандажа на лопастях нагнетателя, 4. Аппарат по п.1, о тл и ч à ю щи и с я тем, что эластичное ограждение выполнено гофрированным, емого модуля-подборщика благодаря дополнительному действию силы Rz увеличится примерно вдвое, т,е. f2 = 211, Поэтому, если обозначить через Яз (1), 5 Яз (2) — площади полос захвата в единицу времени (м /с), которые получаются у про2 тотипа и данного аппарата при всех прочих равных условиях, а через Ок (1) (кг/с) Q2 (2) (кг/c) — их производительности соответст.10 венно, то для отношения производительностей получается выражение

Ок (2 12 Яз (2

a,(1), Яз(1)

В частности, если принять f2 = 2f<; Яз (1) =

15 =0,4 м2, Яз (2) = 1,75 м2, находим и = 8,7, что производительность и, следовательно, ожидаемый экономический эффект, который получается при работе подводного аппа- . рата предлагаемой конструкции в 8,7 раз

20 больше соответствующего результата прототипа.

Формула изобретения

1. Подводный аппарат, содержащий корпус, грузовой отсек, систему динамиче25 ского поддер>кания и перемещения аппара-та, включающую в себя нагнетатель с приводом и эластичное ограждение, установленное в нижней части аппарата по периметру нагнетателя, устройство сбора

З0 донных отложений железомарганцевых конкреций в составе водозаборника, соединенного с погрузочно-разгрузочным моду1784522

Составитель №Тюков

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор C,Ïàòðóøåâà

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4342 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035; Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Подводный аппарат Подводный аппарат Подводный аппарат Подводный аппарат Подводный аппарат Подводный аппарат Подводный аппарат 

 

Похожие патенты:
Наверх