Топливная система летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к топливным системам летательных аппаратов. Цель изобретения - повышение экономичности и надежности системы. Цель достигается тем, что устрой /ZS ство, содержащее основной и дублирующий насосы с общей топливной магистралью 5 и электроцепями 7, 8 сигнализации давления, силовые электроцепи 9,10 с выключателями 23,24 насосов, обратные клапаны 3,4, снабжено устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде контакторов 15, 16 и подсоединенных параллельно им выключателей 13. 14. При этом обмотка электромагнита контактора одного насоса включена в цепь сигнализации давления другого насоса. При отказе основного насоса датчик давления размыкает цепь 7 (или 8), при этом обесточивается катушка соответствующего контактора (15 или 16), замыкается цепь дублирующего насоса и он вступает в работу. 1 з,п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 64 О 37/28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4802838/23 (22) 19.03.90 (46) 07,01.93. Бюл, М 1 (75) Н.К.Гладченко (56) Лешинер Л.Б., Ульянова И.Е. Проектирование топливных систем самолетов. M,:

Машиностроение, 1975, с.343.

Инструкция по эксплуатации самолета

ТУ-134, кн.!И., гл.IV. (54) ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА Л ЕТАТЕЛ ЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к авиационной технике, а именно — к топливным системам летательных аппаратов. Цель изобретения— повышение экономичности и надежности системы. Цель достигается тем, что устрой Ж „1785954 А1 ство, содержащее основной и дублирующий насосы с общей топливной магистралью 5 и электроцепями 7, 8 сигнализации давления, силовые электроцепи 9, 10 с выключателями

23,24 насосов, обратные клапаны 3,4, снабжено устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде контакторов 15, 16 и подсоединенных параллельно им выключателей 13 ° 14. При этом обмотка электромагнита контактора одного насоса включена в цепь сигнализации давления другого насоса. При отказе основного насоса датчик давления размыкает цепь 7 (или 8), при этом обесточивается катушка соответствующего контактора (15 или 16), замыкается цепь дублирующего насоса и он вступает в работу. 1 з,п. ф-лы, 1 ил.

1785954

Изобретение относится к аваиационной технике, а более конкретно- к топливным системам летательных аппаратов.

Известны системы самолетов, в которых топливо из баков перекачивается электроприводными центробежными насосами, работающими параллельно на общую магистраль. Электродвигатели каждого насоса имеют отдельную электрйческую цепь. Насосы включаются с помощью выключателей.

Питание током осуществляется от бортовой электросети самолета. Для исключения перетекания топлива через отказавший насос, в топливной магистрали, непосредственно за насосами, устанавливают обратные клапаны. Для контроля за работой насосов на выходе из них, перед обратными клапанами, устанавливаются датчики давления, которые сигнализируют о работе насосов (загораются лампочки). Второй насос устанавливается как в системе подкачки из расходных баков; так и в системе перекачки топлива из основных баков в расходные.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является топливная система принятая за прототип . Система состоит из топливных баков и различных систем, которые обеспечивают беспрерывную подачу топлива к двигателям в нужном количестве. По два электроприводных центробежных насоса, работающих параллельно на общий топливопровод, перекачивают топливо из кессон-баков в расходный бак в определенной последовательности. В свою очередь, два электроприводных центробежных насоса, работающие параллельно на общий топливопровод, подкачивают топливо к маршевому двигателю, Электродвигатели насосов имеют независимые друг от друга электрические цепи, в которых установлены выключатели для управления каждым насосом. После каждого насоса, перед общим топливопроводом установлены обратные клапаны, которые исключают перетекание топлива через отказавший насос.

Между насосами и обратными клапанами установлены датчики давления, в электрическую цепь которых установлены электролампочки, Горящие лампочки сигнализируют о работе насосов. Аккумулятор обеспечивает беспрерывную подачу топлива при кратковременных отрицательных перегрузках.

Известное устройство имеет тот недостаток, что избыточная энергия, подводимая к параллельно работающим насосам уменьшает экономичность системы, увеличивает иэнашиваемость насосов, снижает их работоспособность, что приводит к снижению надежности системы.

30

45

Целью изобретения является повышение экономичности и надежности системы.

Цель достигается тем, что топливная система летательного аппарата, содержащая перекачивающий узел, состоящий из основного и дублирующего топливных насосов с общей топливной магистралью и электроце- пями сигнализации давления, силовые электроцепи с выключателями насосов, обратные клапаны, снабжена устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде размещенного в электроцепи каждого насоса нормально замкнутого контактора с выключателем и параллельно подключенного к нему выключателя, при этом обмотка контактора одного насоса включена в электроцепь сигнализации давления другого насоса. Кроме того, в общей топливной магистрали насосов .размещен а ккмулятор.

На чертеже приведена принципиальная схема качающего узла топливной системы и электрические цепи управления насосами, где А и Б — насосы качающего узла, установленные в топливном баке; 1 и 2 — датчики давления; 3 и 4 — обратные клапаны; 5— общий топливопровод; 6 — аккумулятор; 7 и

8- электрические цепи сигнализации давления; 9 и 10 — основные электрические цепи управления насосами; 11 и 12 — обводные цепи; 13 и 14 — выключатели в обводной цепи; 15 и 16 —; 17 и 18 — выключатели в участке основной цепи, параллельном обводной цепи; 19 и 20 — плато

5 (коробка), где компануются контактор, выключатели и обводная цепь; 21 и 22 — лампочка сигнализации давления; 23 и 24— выключатели насосов; 25 — бортовая электросеть.

Допустим, что насос А переведен в работающий, а насос Б в дублирующий. В этом случае на плато 19 выключатель 13 должен быть включен, а выключатель 17 — выключен.

На плато 20 выключатель 14 выключен и включен выключатель 18.

Насосы в работу включаются выключателями 23 и 24. Ток от бортовой электросети

25 поступает к плато 19 и 20, В плато 19 ток по обводной цепи 11, через включенный выключатель 13 поступает к электродвигателю насоса А, и насос начинает работать, обратный клапан 3 открывается, а обратный клапан 4 насоса Б закрывается. Основная цепь

5 насоса А на участке плато разомкнута выключателем 17. Работающий насос А создает давление и датчик давления 1 замыкает цепь сигнализации и загорается лампочка

21, показывая, что насос А работает. Ток, проходя по цепи сигнализации 7 одновре1785954

Составитель П. Снежка

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий

Редактор

Заказ 221 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 менно поступает и в катушку контактора 16, контактор срабатывает и размыкает основную цепь 10 насоса Б. Ток от бортовой сети

25, поступив к плато 20, через обводную цепь 19 не пройдет, так как выключатель 14 выключен и насос Б останется выключенным. В случае отказа насоса А давление за насосом падает, датчик давления 1 размыкает цепь сигнализации 7,. лампочка 21 гаснет, показывая, что насос А не работает, но при этом обесточивается катушка контактора 16, контактор срабатывает и замыкает основную цепь 10 и насос Б вступает в работу. Обратный клапан 4 открывается, а обратный клапан 3 закрывается.

Процесс включения дублирующего насоса Б происходит мгновенно, после падения давления за отказавшим насосом А, но, учитывая инертность, насос Б мгновенно необходимого давления не создаст, Поэтому, возможное падение давления в общем топливопроводе 5, будет сглаживать акку-. мулятор 6, Это очень важно при подаче топлива к двигателю. В случае перекачки топлива из бака в бак необходимость в аккумуляторе отпадает, При переводе рабочего насоса А в дублирующий, а дублирующего насоса Б в работающий, необходимо на плато 19 выключатель 17 включить и выключить выключатель 13, а на плато 20 выключатель 18 выключить и включить выключатель 14.

5 Формула изобретения

1, Топливная система летательного аппарата, содержащая перекачивающий узел, состоящий из основного и дублирующего топливных насосов с общей топливной ма10 гистралью и электроцепями сигнализации давления, силовые электроцепи с выключателями насосов, обратные клапаны, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения экономичности и надежности системы, она

15 снабжена устройством переключения режимов работы насосов, выполненным в виде размещенного в электроцепи каждого насоса нормально замкнутого контактора с выключателем и параллельно подключенного к

20 нему выключателя, при этом обмотка электромагнита контактора одного насоса включена в электроцепь сигнализации давления другого насоса.

2. Система по п1, отл ича ющаяся

25 тем, что, с целью сглаживания пульсаций давления при переключении насосов, общая топливная магистраль снабжена аккумулятором.

Топливная система летательного аппарата Топливная система летательного аппарата Топливная система летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для подачи топлива к двигателям силовых установок летательного аппарата

Изобретение относится к топливным системам пассажирских самолетов

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к ракетам-носителям с жидкостными ракетными двигателями
Наверх