Устройство изменения скорости вращения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве устройства преобразования и изменения скорости вращения валов.Цель. изобретения - увеличение нагрузочной способности и долговечности, которая достигается тем, что в зубчатой лобовой передаче с двумя дисками, имеющими параллельные зубья, причем зубья выполнены с. обеих сторон дисков, но на половине их площади, установлены шестерни (четыре и более), оси которых связаны между собой через преббразукиДие механизмы, что позволяет Получать требуемый закон вращения выходного звена. Приведены варианты выполнения предлагаемого механизма. 3 з.п. ф-лы, 1бил. ;-.: .- -. ..- -

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5t)s F 16 К 3/42, 37/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 (21) 4703607/28 ус (22) 30.03.89 . ск (46) 07,01.93.Бюл. М 1 ни (75) Ю.M.Ïûðãàðó и

-(56) 1.Патент Франции М 2361580, кл. F 16 H 3/02, чт

1976,:: . ди

2.Патент ФРГ.М 3309044, кл. Р 16 Н 29/08, . пр

1983. :: .. ди

З.Патент ФРГ N. 2609820, кл. F 16 Н 3/44, но опубл. 1977.. то

4,Патент США N. 4047451, кл. F 16 Н 37/06, rip

1976. " .. по (54) УСТРОЙСТВО ИЗМЕНЕНИЯ СКОРО- - но

СТИ ВРАЩЕНИЯ ни (57) Изобретение относится к машинострое- 16 нию и может быть использовано в качестве Г

ОО () с

Од

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве устройства преобразования и изменения скорости вращения валов.

Известны зубчатые модификации фрикционных и импульсных устройств варьирования скорости вращения. Однако любое распределение зубчатых элементов зацепления на поверхностях тел фрикционного устройства приводит к ударным взаимодействиям и неполнозубому зацеплению, что лимитирует нагрузочную способ - ость и долговечность устройства (1).

Импульсные устройства (2 л 3) хотя и проявляют при этом лучшие свойства, остаются, в принципе, еще ограниченными в данных отношениях, 1ак как сохраняется разнонаправленной в полуперисдах скорость преобразованного вращения.

Известно также устройство, в котором используют диск с перпендикулярными к диаметру зубьями как ведущее ззено и вза„„SUÄÄ 1786318А1

2 тройства преобразования и изменения орости вращения валов. Цель. изобретея — увеличение нагрузочной способности долговечности,-которая достигается тем, о в зубчатой лобовой передаче с двумя сками, имеющими параллельные зубья, ичем зубья выполнены с обеих сторон сков, но на половине их площади, уставлены шестерни (четыре и более), оси корых связаны между собой через еобразующие механизмы, что позволяет лучать требуемый закон вращения выходго звена. Приведены варианты выполнея предлагаемого механизма. 3 э.ll. ф-лы, 1 ил. имодействующее с ним ведомое зубчатое колесо, связанное с регулирующим устройством и подвижное под его действием вдоль радиуса диска. Колесо установлено с воэ- можностью вращения и относительно оси второго порядка, перпендикулярной к диску в точке сопряжения. Это приводит к гармоническому вращенйю колеса относительно главной оси, которое снимается с помощью механизмов эпициклических колес. Гармоническое вращение от двух таких узлов (диск-колесо) суммируют в преобразующем механизме на базе трехзвенного дифференциала и механизмов свободного хода (МСХ) и передают на выходной вал в виде равномерного регулируемого вращения (4).

Основным узлом, лимитирующим мощность и долговечность, является узел MCX.

Но так как он является незаменимым узлом для выпрямления разнонаправленного вращения, можно сделать вывод, что исключение MCX возможно только в случае

1785318

10

30

55 изменения узла генерирования и преобразования вращательного движения.

Целью изобретения является принципиальное увеличение нагрузочной способности и долговечности, Для достижения цели в устройстве, содержащем в качестве элементарного генератора гармонических вращений диск с параллельными зубьями и взаимодействующее с ним зубчатое колесо(оно вращается с . варьируемой амплитудой в зависимости от

его смещения радиально диску под действием регулирующего устройства), зубья диска урезаны на половину, так что граница среза перпендикулярна к линиям зубьев, а в момент выхода иэ зацепления первого колеса в диаметрально противоположной точке диска устанавливают второе аналогичное колесо и кинематической связью связывают с первым колесом, Первое колесо теперь вращается над пустым сектором, однако в том же направлении, что и в первом полупериоде. благодаря взаимосвязи с вторым колесом, которое в это время проходит через зубчатый. сектор, ОднонаправленнОе варьируемое периодическое вращение от кинематической связи передается на выходной вал устройства или к суммирующему преобразующему механизму на базе дифференциала, куда подается и второе аналогичное вращение с разницей по фазе в 90О, от аналогичного узла диск-колесо. При этом пара зубчатых колес второго узла может взаимодействовать с отдельным диском или с диском первого узла. Для этого ее распределяют ортогонально относительно первой пары или на второй стороне диска, где имеется аналогичный зубчатый сектор.

B силу конструктивных преобразований возможны следующие отличающиеся устройства. В паре диск-колесо возможно" дублирование не колеса, а: диска, В этом случае второй диск зацепляется с колесом.в диаметрально противоположной точке колеса. Зубчатые сектора дисков смещены относительно друг друга на 180 так, что когда

";один выходит из зацепления с колесом, дру.,гой входит в диаметрально противоположной точке колеса, которое получает вращательное движение далее в ту же сторону. С целью получения равномерного вращения используют еще один такой же узел или, что более выгодно, размещают ортогонально между одной парой дисков два зубчатых колеса, которые вращаются с разницей по фазе в 90 и соединены с выходным валом через суммирующий механизм.

Вращение колеса относительно дополнительной степени свободы линейно зависит от вращения дисков так, что их можно связать синхронизирующей цепочкой. В целях правильной работы регулирующего устройства оно также должно быть связано с ведущим телом для синхронизации переключения под нагрузкой и имеет известные технические решения.

Элементарное устройство преобразования схематически дано на фиг.1,2,3; на фиг.4 и 5 в таких же проекциях дано детальное устройство реализации способа с выходным равномерным варьируемым вращением; на фиг.б иллюстрируется момент переключения потоков крутящего мо15 мента, который определяет и дискретность передаточного числа; на фиг.7-15 даны упрощенноо всевозможные варианты устройств. с выходным равномерным вращением на базе комбинации из элементарных генераторов-преобразователей с использованием в том числе общих рабочих тел и зубчатого зацепления по обе стороны дисков; на фиг.16 иллюстрируется предлагаемый вариант выполнения зубьев на диске

25 Устройство изменения скорости вращения (фиг.1,2,3) содержит входной вал 1, диск

2 с сектором 3 параллельных зубьев, взаимосвязанные зубчатые колеса 4. взаимодействующие в полупериодах с диском 2 в диаметрально противоположных точках и связанные с выходным валом 5 через колеса

7, 8 эпициклического преобразующего механизма и .вал 9, зубчатые колеса 10; радиально подвижные вдоль вала 5; подшипники

11, 12, направляющие 13, связанные с корпусом, червяк 14, образующий с внешней. обоймой подшипника 14 червячную пару, шаговый двигатель 15, электронный блок

16, систему датчиков б и 17. Внутренняя обойма подшипника 11 держит игольчатый подшипник 12 вала 9 и кинематически связана (для синхронизации вращения колеса

4 относительно оси второго порядка) с вход- . ным валом (в целях наглядности на фигурах

45 связь недана).

Работает устройство следующим образом.

Вращение вала 1 и диска 2 передается с гармоническим характером колесу 4. Да50 лее периодическое вращение через эпициклы 7, 8 и колесо 10 поступает на выходной вал 5 и синхронизирует вращение второго колеса 4. Когда первое колесо 4 приходит к концу сектора 3, оно уменьшает свою скорость до нуля, а второе колесо 4 входит в зацепление. Полупериод вращения второго колеса 4 приходится валу 5 в том же направлении, что и от первого колеса 4, Анализируя скорость вращения, исходя иэ значения амплитуды или частоты электромагнитных им1786318 пульсов ат датчиков 6 и 17, электронный блок 16 подает сигнал к шаговому двигате-. лю 15. Последний через червячную пару смещает радиально систему колесо — эпициклы — колесо. Происходит изменение пе- 5 редаточного числа с минимальным шагом в

1/2 шага зубчатого колеса.

Устройство с равномерным выходным вращением (фиг.4,5) содержит входной 1 и выходной 2 валы, взаимосвязанные диски 3 10 и 4 с участками параллельных зубьев, смещенных на 180.", зубчатые колеса 5 и 6, которые взаимодействуют с дисками в точках, радиусы которых перпендикулярны, механизмы эпициклических колес 7-8 и 9-10, 15 связывающие колеса 5 и 6 с промежуточными выходными валами 11 и 12 через колеса

13 и 14, колеса 15 и 16, связывающие валы

11 и 12 со звеньями 17 и 18 дифференциала, третье звено 19 дифференциала связано с 20 . выходным валом 2. Регулирующее устройство (не показано) связано" колесами 5 и 6 через валы 20, 21 и колеса 22, 23, взаимо.действующие с валами 24, 25 (колес 5, 6) через колеса 26 и 27. Валы 20 и 21 установ- 25 лены с возможностью продольного смещения под действием регулирующего устройства и центрального вращения как конечный узел сийхронизирующей кинематической связи между колесами 5, 6 и дис- 30 ками 3, 4, призванной снимать тарцовые нагрузки на зубьях колес 5, 6 (связь не дана).

Работает вариатор следующим образом. Крутящий момент входного вала 1 разделен bio двум потокам через диски 3 и 4. Так 35 как зубчатый сектор одного диска находит-ся против беззубчатого сектора другого, далее крутящий момент передается колесам 5: и 6 поочередно, так чта они вращаются периодически и однонаправленно в полупери- 40. одах, но с разницей по фазе в 90 (из-за ортогонального расположения колес), Далее через указанные выше кинематические цепочки вращение поступает к дифференциалу, в котором она суммируется и посту- 45 .пает на выходной вал, который вращается с передаточным числом в зависимости от рабочих диаметров зацепления колес 5 и 6 с дисками, Устройство по фиг,4, 5 содержит две 50 пары зубчатых колес, которые вращаются с разницей по фазе в 90, для чего ани расположены ортогонально, как это дана на фиг.4, или на другам торце диска, на котором имеются аналогичные зубья. Взаимосвязь ко- 55 лес, образующих пару, аналогична описанной в примере конкретного выполне- ния по фиг.1, а характер вращения в них (в данный момент времени) дан в соответствующих графических данных на фигурах. Та М::, ким образом, суммируя зти вращения в дифференциале, мы получим выходное вращение с более равномерным характером и варьируемым значением передаточного числа. Данные устройства имеют преимущества перед предыдущим, так как упрощает-, ся конструкция преобразующего механизма.

В целях неразрывной передачи крутящего момента зубчатый сектор диска выполнен,шире, половины диска на величину менее 1/2 ширины зубчатых колес, как это видно на фигурах. Кроме того, начала зубчатых секторов могут быть выполнены в виде смежно расположенных вра .,ающихся втулок в целях перевода трения скольжения, (характернае для всех аналогов) в трение скольжения.

Таким образом, данные принципиальные устройства позволяют создать устройства для варьирования скорости только на базе полнозубого зацепления, без наличия ударных взаимодействий, фрикционных или заклинивающих механизмов типа МСХ, как в аналогах. Это повышает нагрузочную способность устройств до уровня коробок передач. Передаточное число устройств принимает значения, невозможные для коробок передач, и приближает их конструктивно и функционально максимально к бесступенчатому регулированию. К тому же ведет возможность переключения передаточного числа пад нагрузкой без использования муфт сцепления. Таким образом, предлагаемые устройства включают в себя лучшие свойства коробок передач и вариаторов воедино, чта немаловажно в машиностроении.

Формула изобретения

1. Устройство изменения скорости вращения, содержащее корпус, входной, выходной. и первый промежуточный валы, преобразующий механизм, рабочие тела, выполненные в виде диска с параллельными зубьями и первого зубчатого колеса, установленного на промежуточном валу в плоскости параллельной диску с возможностью поворота в этой плоскости, а промежуточный вал связан с выходным валам через " преобразующий механизм, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности и долговечности, ано снабжено вторым промежуточным валом, вторым зубчатым колесом, установленным на нем, рабочее тело выполнено в виде первого полудиска с параллельными зубьями, второй промежуточный вал расположен в плоскости параллельной полудиску с возможностью поворота в этой плоскости и кинематически связан через промежуточный

1786318 механизм с выходным валом, а зубчатые колеса расположены симметрично оси вращения полудиска.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено третьим и четвертым зубчатыми колесами, установленными на третьем и четвертом промежуточных валах, первый полудиск снабжен зубьями на другом торце для зацепления с третьим и четвертым зубчатыми солесами, зсе промежуточные валы связаны через преобразующий механизм с выходным валом, а все зубчатые колеса расположены ".имметрично- оси вращения полудиска.

3, Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено вторым полудиском, установленным на входном валу и развернутым относительно первого полудиска

5 на 180, зубчатое колесо установлено между полудисками для попеременного зацепления с ними.

4. Устройство по п.п. 1,2,3, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью полученя равно10 мерного вращения, с полудиском зацеплен ы несколько зубчатых колес, расположенных симметрично оси вращения полудиска, и связанных между собой преобразующим механизмом".

1786318

1786318

1786318

1786318

178б318

Составитель Ю.Пыргару

Техред М.Моргентал Корректор Л.Ливринц

Редактор T.Þð÷èêoâà

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 239 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения Устройство изменения скорости вращения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машино строению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изменения угловой скорости вращения рабочего вала машины без разрыва ее кинематической и силовой связи с двигателем

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым вариаторам скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для изменения передаточного отношения от выходного вала двигателя к рабочему валу машины без разрыва из кинематической и силовой связи

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам с бесступенчатым изменением скорости ведомого вала

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач для изменения передаточного отношения от выходного вала двигателя к рабочему валу машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для регулирования частоты вращения приводных механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач для регулирования частоты вращения валов машин и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в коробках передач станков, транспортных и подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для трансформации вращательного движения

Изобретение относится к механическим передачам зацепления с изменяемыми передаточными числами
Наверх