Статор электрической машины

 

Сущность изобретения: статор содержит шихтованный магнитопровод 1 с полюсами , стяжные шпильки 3, скрепляющие вдоль центральной оси листы магнитопровод а, каркасы 5 с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек 8, расположенных на каркасах. Стяжные шпильки 3 выполнены полыми. Статор снабжен штифтами, установленными в отверстиях шпилек с возможностью фиксации каркасов с катушками . Участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек , выполнены эластичными. Поверхности оснований каркасов выполнены в форме идентичными поверхностям полюсов, к которым они примыкают. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 К 3/52

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4722580/07 (22) 18.07.89 (46) 07.01.93. Бюл. № 1 (71) Специальное конструкторское бюро биофизической аппаратуры Московского научно-производственного объединения

"Биофизприбор" (72) В.Г,Запускалов, В.В.Маклянский и

А, И.Самбурский (56) Виноградов Н.В. Прсизводство электрических машин, М.— Л.:Госэнергоиздат, 1961, с.240.

Авторское свидетельство СССР

¹ 661155557700, кл. Н 02 К 3/48, 1976. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ÄÄ5UÄÄ 1786597 А1 (57) Сущность изобретения: статор содержит шихтованный магнитопровод 1 с полюсами, стяжные шпильки 3, скрепляющие вдоль центральной оси листы магнитопровода, каркасы 5 с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек 8, расположенных на каркасах. Стяжные шпильки 3 выполнены полыми. Статор снабжен штифтами, установленными в отверстиях шпилек с возможностью фиксации каркасов с катушками, Участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек, выполнены эластичными. Поверхности оснований каркасов выполнены в форме идентичными поверхностям полюсов, к которым они примыкают. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

1786597

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании однофазных асинхронных электродвигателей для различных областей народного хозяйства, используемых, например, в вентиляторах ЭВМ, а также в других устройствах автоматики и приборостроения.

Известны статоры электрических машин, содержащие шихтованный магнитопровод с ярко выраженными полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие вдоль продольной оси листы магнитопровода, обмотку в виде катушек индуктивности и пазовую изоляцию, размещенную по периметру катушек.

Надежность таких статоров неудовлетворительна из-за низкого предела пробивного напряжения. Кроме того, эти статоры нетехнологичны и трудоемки в изготовлении, особенно при нанесении пазовой изоляции, которую выполняют путем навивки на поверхность катушек по периметру электроизоляционной ленты в несколько слоев, как правило, вручную.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является статор электрической машины, содержащий шихтованный магнитопровод с явновыраженными полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие вдоль продольной оси листы магнитопровода, каркасы с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек индуктивности, расположенных на каркасах, в основаниях с внутренней стороны и щеках которых выполнены против лобовых частей катушек соответственно выступы и гофры или канавки, Это техническое решение также нетехнологично и имеет низкую надежность фиксации катушек на полюсах магнитопровода, поскольку каркасы в лобовых частях катушек трудно поддаются деформации в форму дуги окружности из-за большой поперечной жесткости оснований каркасов. Выступы на основаниях с внутренней стороны усложняют установку каркасов с катушками на полюсах и требуют дополнительных усилий, необходимых для деформации каркасов, что может вызвать повреждение каркасов и катушки. Кроме того, электромагнитная связь между катушками и магнитопроводом ограничена тем, что поверхность оснований каркасов с катушками не примыкает вплотную особенно в пазовых частях катушек к поверхности полюсов, а это вызывает уменьшение КПД.

Целью изобретения является повышение надежности, технологичности и коэффициента полезного действия.

Сущность предложенного технического решения заключается в следующем: стяжные шпильки выполнены полыми и расположены в продольной плоскости, совмещенной с центральной осью статора полюсов; введены штифты из диэлектрического материала, с помощью которых обеспечивается фиксация каркасов с катушками на магнитопроводе путем погружения штифтов в полости стяжных шпилек; участки оснований каркасов, против которых находятся лобовые части катушек, выполнены эластичными, например, в виде поперечных гофр, гарантируют неразрушаемость каркасов при их деформации в поперечном направлении до рабочего дугообразного положения каркасов с катушками и приложение незначительного усилия для обеспечения деформации каркасов с катушками на заданную величину; поверхности оснований каркасов, лежащие против пазовых частей катушек, выполнены по форме идентичными поверхности полюсов, к которым они примыкают для того, чтобы обеспечить наиболее близкое прилегание катушек к поверхности магнитопровода и увеличение вследствие этого электромагнитной связи между ними, Такое техническое решение позволяет резко сократить трудозатраты при сборке статора, обеспечить удобство и легкость сборки, что в конечном счете повышает технологичность конструкции и обеспечивает надежность фиксации каркасов с катушками, а также повышение электромагнитной связи катушек с магнитопроводом.

На фиг, 1 показана конструкция статора, вид сверху; на фиг. 2 — статор, разрез по оси Х вЂ” Х; на фиг, 3 — каркас, общий вид.

Статор содержит магнитопровод 1 с явновыраженными полюсами 2, полые стяжные шпильки 3 для скрепления вдоль центральной оси Z — Z листов магнитопровода 1, штифты 4, два каркаса 5 со щеками 6 и основаниями 7, обмотку в виде двух катушек

8, расположенных на каркасах. Полые стяжные шпильки 3 установлены в полюсах 2 в плоскости, проходящей через продольную ось Х вЂ” Х статора, симметрично со стороны поверхности расточки 9 полюсов 2 магнитопровода 1, а штифты 4 установлены в отверстиях шпилек 3 с возможностью фиксации каркасов 5 с катушками 8. Участки 10 и 11 щек 6 и оснований 7, соответственной, против которых расположены лобовые части катушек 8, выполнены эластичными, а поверхности оснований, против которых расположены пазовые части катушек 8, выполнены по форме идентичными поверхности полюсов 2, к которым они примыкают.

1786597

Эластичность участков 10 и 11 щек 6 и оснований 7 обеспечивается выполнением на участках 10, 11 гофр, канавок и др. и позволяет резко уменьшить усилие деформации каркаса 5 с катушкой 8 при установке их на полюсах 2 и формовании лобовой части катушки 8 совместно с каркасом 5 с последующей их фиксацией. Фиксация положения каркасов 5 осуществляется введением в полости шпилек 3 штифтов 4.

В качестве материалов элементов конструкции статора можно рекомендовать: для магнитопровода — электротехническую сталь, для каркасов и штифтов - диэлектрик (пластмасса и др,).

Работает электродвигатель с данным статором следующим образом. При подключении обмотки статора к источнику переменного тока создается магнитное поле, которое при наличии в статоре пусковой обмотки, например, в виде короткозамкнутых витков (на чертежах не показано), обусловливает вращение ротора, а следовательно, создает вращающий момент на валу ротора.

Описанное техническое решение позволяет повысить надежность конструкции статора и уменьшить трудоемкость его изготовления за счет высокой технологичности.

Формула изобретения

5 1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный магнитопровод с полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие в продольном направлении листы магнитопровода, каркасы с основаниями и щетками, 10 катушки обмотки, расположенные на каркасах, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, технологичности и

КПД, стяжные шпильки выполнены полыми и установлены в полюсах, статор снабжен

15 штифтами, установленными в полости шпилек с обеспечением фиксации каркасов с катушками, при этом участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек, имеют гофры или ка20 навки, а участки оснований каркасов, против которых расположены пазовые части катушек, по форме идентичны поверхностям полюсов, к которым они примыкают.

2. Статор по п,1, отличающийся

25 тем, что штифты выполнены из диэлектрического материала.

1786597

1

Составитель Ш,Бедерников

Редактор Т,Федотов Техред М.Моргентал Корректор fl.eèëü

Заказ 253 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению , в частности к роторам явнополюсных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в конструкциях крупных синхронных компенсаторов и других явнополюсных электрических машин с л / ., газовым охлаждением

Изобретение относится к области электромашиностроения , в частности к синхронным явнополюсным электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике , а именно к электрическим машинам с явновыраженными полюсами

Изобретение относится к электромашиностроению и касается магнитных систем электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению ,в частности, к синхронным электрическим машинам с ротором явнополюсной конструкции

Изобретение относится к области электротехники, а именно к статорам электрических машин постоянного и переменного тока, и может найти применение в коллекторных электродвигателях

Изобретение относится к области электромашистроения, а именно к конструкции ротора, преимущественно гидрогенераторов, а более конкретно к конструкции держателя междуполюсных соединений

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения реактивных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к особенностям конструктивного выполнения концевых дисков статоров коллекторных двигателей, в частности универсальных, и может быть использовано в бытовых приборах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, в частности касается электрических машин для электротранспорта

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх