Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы

 

Использование: производство и эксплуатация аккумуляторов. Сущность изобретения: устройство содержит мерную камеру 1 с нижним 4 и верхними 5 датчиками уровня жидкости. В крышке камеры закреплены заливные патрубки, Датчики уровня жидкости связаны с системой управления электромагнитными клапанами 15, 18 и 19. Клапан 15 установлен на питающем трубопроводе 14. Нижние торцы заливных патрубков 13 расположены на уровне нижнего датчика уровня жидкости. В верхней части мерной камеры размещен трубопровод 16 для подачи сжатого газа. Патрубок 17 соединяет верхнюю часть мерной камеры с атмосферой . В днище мерной камеры может быть выполнен сливной патрубок. Дана формула для определения разницы уровней нижнего 4 и каждого верхнего 5 датчиков. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИК (я) s H 01 М 2/36

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

В ЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4945986/07 (22) 12.04.91 (46) 07.01.93. Бюл. М 1 (713 Вагонное депо Октябрьской железной дороги (72) А.Н.Румянцев (73) Вагонное депо Октябрьской железной дороги (56) Авторское свидетельство СССР й. 1261529, кл, Н 01 М 2/36, 1983.

Авторское свидетельство СССР

ЬЬ 512518, кл. Н 01 M 2/36. 1974. (54) АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЗАЛИВКИ ЭЛЕКТРОЛИТА В АККУМУЛЯТОРЫ (57) Использование: производство и эксплуатация аккумуляторов. Сущность изобрете„, Я2,, 1787298 А3 ния: устройство содержит мерную камеру 1 с нижним 4 и верхними 5 датчиками уровня жидкости. В крышке камеры закреплены заливные патрубки, Датчики уровня жидкости связаны с системой управления электромагнитными клапанами 15, 18 и 19. Клапан 15 установлен на питающем трубопроводе 14.

Нижние торцы заливных патрубков 13 расположень1 на уровне нижнего датчика уровня жидкости. В верхней части мерной камеры размещен трубопровод 16 для подачи сжатого газа. Патрубок 17 соединяет верхнюю часть мерной камеры с атмосферой. В днище мерной камеры может быть выполнен сливной патрубок. Дана формула для определения разницы уровней нижнего

4 и каждого верхнего 5 датчиков. 2 з,п, ф-лы, 2 ил.

1787298

40

Изобретение относится к области автоматического- дозирования жидкости, где требуется многоточечный одновременный и регулируемый разлив жидкости, и может быть применено, в частности, для дозирования электролита в щелочные и кислотные аккумуляторы.

Известно автоматическое устройство для . заливки аккумуляторной батареи, содержащее раму, внутри которой размещена рейка, на последней установлены кронштеййы с возмо>кностью продольного перемещения их относительно рейки, распределительный коллектор с электромагнитным клапаном, сообщенный посредством трубопроводов со сливными патрубками, которые связаны с кронштейнами. Крайние сливные патрубки снабжены, двумя электродами датчиков уровня, установленными на одном уровне.

Недостатком данного устройства является размещение электродов на одном уровне, на малом расстоянии друг от друга (15 мм), от электролита, так как в случае смачивания электролитом переходной поверхности между электродами может произойти замыкание электродов, что снижает надежность устройства. Сложная система крепления сливных патрубков требует значительных временных затрат для настройки устройства перед заливкой другого типа аккумуляторной батареи.

Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности и достигаемому результату является автоматическое устройство для заливки электролитом аккумулятора; содержащее мерную камеру, впускной и электромагнитные клапаны, установленные на питающем и расходном трубопроводах, датчики уровня жидкости, размещенные в мерной камере, и связанные с системой управления электромагнитными клапанами и коллектор с установленными в верхней его части сливными патрубками, состоящими из двух частей, нижней прямой и верхней изогнутой.

Внутри заливных патрубков в стенке коллектора выполнены калиброванные отверстия, сечение которых в 3 раза меньше диаметра патрубка, Заливка электролита. осуществляется под действием собственного веса электролита, находящегося в мерной камере, Недостатком прототипа является наличие сливного патрубка и коллектора, так как при переходе на другой вид электролита, например, с кислотного на щелочной„электролит оставшийся в мерной камере, сливном патрубке и в коллекторе должен быть удален, ио при заливке нового электролита дозировка будет нарушена, потому что часть электролита, предназначенная для аккумулятора останется невытесненной.

Кроме того, размещение сливного трубопровода и коллектора ниже мерной камеры ведет к тому, что невытесняемый объем электролита способствует возникновению коррозионных процессов, что снижает наде>кность устройства. На самом низком уровне находится сливной трубопровод при удалении электролита потребуется демонтаж электромагнитного клапана на трубопроводе, что также снижает надежность устройства.

Прототип имеет значительные габариты, так как это устройство обладает работоспособностью только при условии размещения мерной камеры, сливного трубопровода, коллектора и аккумулятора на разных уровнях.

Наличие в заливочных патрубках калиброванных отверстий, диаметр которых значительно меньше диаметра самих патрубков и то, что заливка осуществляется под действием собственного веса, делают. известное техническое решение малопроизводительным, Целью изобретения является повышение точности дозирования путем сокращения паразитного обьема электролита в устройстве, повышение надежности путем уменьшения поверхностей, контактирующих с электролитом в нерабочем состоянии и сокращения габаритов и повышение производительности.

Указанная цель достигается тем, что в автоматическом устройстве для заливки электролита в аккумуляторы, содержащем мерную камеру с датчиками уровня жидкости, связанными с системой управления, электромагнитные клапаны, один из которых установлен на питающем трубопроводе, и заливные патрубки, соединяющие мерную камеру с аккумулятором, заливные патрубки закреплены на крышке мерной камеры, при этом нижний торец патрубка располо>кен на уровне нижнего датчика, в верхней части мерной камеры установлен трубопровод подачи сжатого газа, снабженный управляемым электромагнитным клапаном. Верхняя часть мерной камеры соединена с атмосферой патрубком, который снабжен управляемым электромагнитным клапаном.

B автоматическом устройстве разница уровней каждого из верхних и нижнего датчиков определяется из выражения

Н=h+ hh„

Ч где h =- —;

1787298

ZA.п, S

S — площадь мерной камеры;

V — объем электролита для определенного типа аккумулятора, заданный обьем; 5

h — высота электролита заданного обьема в мерной камере;

Чз.n. — внутренний объем заливного патрубка, расположенный выше уровня h;

A h — расстояние, на которое должен 10 быть смещен верхний датчик относительно высоты h.

Еще одной целью изобретения является упрощение замены электролита и промывки. 15

Указанная цель достигается тем, ч.о в днище марной камеры имеется слигной патрубок.

По сравнению с прототипом, заягле - . ное техническое решение имеет отли.и- 20 тельные существенные признаки, что позволяет сделать вывод о его соответ-;твии критерию изобретения "новизна".

Закрепление заливных патрубков в крышке мерной камеры, установка .х ниж- 25 них торцов соответственно пол: жению нижнего датчика, снабжение мерн .й камеры трубопроводом сжатого газа патрубком, соединяющим камеру с атмгсферой, а также наличие управляемых электромагнит- 30 ных клапанов позволяет: во-первых, иметь малый паразитный объем электролита, равный сумме объемов внутренних полостей патрубков выше уровня и, что составляет незначительную част., 35 от заливаемого объем; такой объем несложно посчитать и учесть при определении объема электролита, необходимого для заливки конкретного типа аккумулятора, что повышает точность дозирования; 40 во-вторых, позволяет сократить поверхность, контактир. ющую с электроли-ом при нерабочем состоянии, зта поверхность равна площади днища камеры и узкой полости стенок мерной камеры, высота которых рав- 45 на уровню нижнего датчика.

За счет того, что основные элементы конструкции размещены в мерной камере, данное устройство имеет удобную малога- 50 баритную компоновку.

Благодаря тому, что устройство компактно, малогабаритно и в нем используют принудительную циркуляцию, время заливки 55 сокращается, что повышает его производительность, Таким образом, заявленное техническое решение соответствует критерию изобретения "положительный эффект".

Заявленное техническое решение характеризуется новой совокупностью призна"ов, при этом проявляются новые свойства, неизвестные из предшествующего уровня техники.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о соответствии заявленного технического решения критерию "существенные отличия

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуля-:оры; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1.

Устро 1ство содержит мерную камеру 1, в крышк 2 камеры за реплены заливные патрубки 3. В мерной камере установлены датчики уровней жидкости. Нижний датчик

4 — оГ щий для всех типов аккумуляторов — и верх;ие д. .тчики 5, каждый из которых установлен состветст;енно определенному типу аккум лятора, Заливные патрубки 3 выполне ы разъемными, место разъема находится выше верхних датчиков 5. Верхний изогнутый участок 7 патрубка 3 снабжен диафрагмой 8 для корреляции проходного сечения. Центры выходных отверстий 9 патрубков 3 расположены концентрично относительно подводящих каналов 10 с установленными в них воронками 11 элементов

12 аккумуляторной батареи. Торцы нижних участков 13 заливных патрубков установлены на уровне датчика 4. В нижней части мерной камеры установлен питающий трубопровод 14, снабженный электромагнитным клапаном 15, В верхней части мерной камеры установлены трубопровод 16 подачи сжатого газа и патрубок 17, соединяющий мерную камеру с атмосферой.

Трубопровод 16 и патрубок 17 снабжены соответственно электромагнитными клапанами 18 и 19, связанными с системой управления (на чертеже не показана). В днище камеры 1 имеется сливной патрубок 20,а напротив питающего трубопровода 14 закреплен волнорез 21, Для обеспечения точности дозирования определяют разницу уровней каждого из верхних и нижнего датчиков, Зная обьем конкретного аккумулятора V и площадь мерной камеры S, определяют высоту h, на которую поднимется заданный объем электролита в мерной камере. Чтобы обеспечить вытеснение заданного обьема через заливные патрубки, определяют, на сколько необходимо сместить верхний датчик относительно высоты h. Для этого суммарный объем внутренних полостей патрубков выше уровня Z V>.п. делится на величину площади S мерной камеры. Разница уровней о

1787298 верхнего и нижнего датчиков в конкретном случае равна сумме двух высоты — h и Л h.

Устройство работает следующим образом.

Включают электросистему управления, после чего открываются электромагнитные клапаны 15 и 19 на питающем трубопроводе

14 и патрубке 17, электролит начинает поступать в мерную камеру и по мере ее заполнения вытесняет воздух через патрубок 17 в атмосферу. В тот момент, когда электролит достиг датчика 5 верхнего уровня, электромагнитные клапаны 15 и 19 закрываются, подача электролита прекращается, По сигналу датчика 5 открывается электромагнитный клапан 18 на трубопроводе 16 сжатого газа. Начинается заливка аккумуляторной батареи 12. Гаэ давит на электролит и через заливные патрубки 3 вытесняет электролит в аккумулятор 12. Когда электролит достигнет уровня нижнего датчика 4, электромагнитный клапан 18 закрывается, заливка окончена.

Таким образом, по сравнению с прототипом заявленное устройство за счет сокращения паразитного объема электролита в мерной камере и возможности учета этого обьема с достаточной точностью, позволяет осуществлять точную дозировку, причем на точность дозирования не влияют промежуточные операции, такие, например, как промывка мерной камеры или замена электролита.

После заливки аккумулятора устройство находится в нерабочем состоянии. Электролитом заполнены только заливные патрубки, внутренняя поверхность которых невелика, и днище камеры до уровня ни>кнего датчика. B случае длительного простоя устройство позволяет сбросить электролит через сливной патрубок, что сокращает поверхность, контактирующую с электролитом, до минимума. В случае интенсивной эксплуатации устройства в самых неблагоприятных условиях находится нижняя часть заливных патрубков. В устройстве предусмотрен разъем, позволяющий делать замену отработанных патрубков. Возможность сокращения поверхности, контактирующей с электролитом в нерабочем состоянии, повышает надежность устройства.

Размещение заливочных патрубков в мерной камере позволило сократить габариты устройства, а использование принудительной циркуляции — уменьшить время заливки, что повысило производительность.

50 рубка, расположенный выше уровня h;

Л h — расстояние, на которое должен быть смещен верхний датчик относительно высоты h.

3. Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ ее с я тем,,то, с целью упрощения замены и промывки, в днище мерной камеры имеется сливной патрубок.

Кроме того, устройство обладает работоспособностью независимо от места и уровня его размещения в производственном помещении и может быть использовано

5 в промышленности, где требуется многоточечный одновременный и регулируемый разлив жидкостей, что делает предложенное устройство технологически универсальным., 10 Формула изобретения

1. Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы, содержащее мерную камеру с датчиками уровня жидкости, связанными с системой управления

15 электромагнитными клапанами, один из кото;. рых установлен на питающем трубопроводе, и заливные патрубки для соединения мерной камеры с аккумулятором, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности дозиро20 вания путем сокращения паразитного объема электролита, повышения надежности путем уменьшения поверхностей, контактирующих с электролитом в нерабочем состоянии, сокращения габаритов и повышения производи25 тельности, заливные патрубки закреплены на крыше мерной камеры, нижний торец патрубка расположен на уровне нижнего датчика, в верхней части мерной камеры установлен трубопровод подачи сжатого ra30 за, снабженный управляемым электромагнитным клапаном, верхняя часть мерной камеры соединена с атмосферой патрубком, который снабжен управляемым электромагнитным клапаном.

35 2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что разница уровней каждого из верхних и нижнего датчиков определяется из выражения

H=h+ hh, 40 V ..,, где h =- —

$1 з.п

$1

S — площадь мерной камеры;

V — объем электролита для определенкого типа аккумулятора, заданный объем;

h — высота электролита заданного объема в мерной камере;

V . . — внутренний объем заливного пат1787298

Составитель А,Румянцев

Техред M.Моргентал Корректор O.Þðêoâåöêàÿ

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 274 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при. ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5

Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы Автоматическое устройство для заливки электролита в аккумуляторы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и касается производства и эксплуатации электрических аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнике и касается производства 3i ек рических аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнике и касается производства аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике и касается заливки аккумуляторов

Изобретение относится к электротехнике и касается производства химических источников тока

Изобретение относится к электротехнике и касается эксплуатации химических источников тока

Изобретение относится к электротехнике и касается производства и обслуживания аккумуляторов

Изобретение относится к области электротехнической промышленности, в частности к производству свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Изобретение относится к крышке (1, 101, 102, 103, 104, 105) для электрического аккумулятора (100), приспособленной для выполнения как единое целое с контейнером (2) упомянутого аккумулятора (100), а также к соответствующему аккумулятору (100)

Изобретение относится к пробке для доливки воды для автоматического наполнения элементов батарей

Изобретение относится к контейнеру, особо пригодному для использования в качестве корпуса аккумулятора, который нуждается в подзарядке за короткое время

Изобретение относится к электротехнической промышленности, в частности к заливочным устройствам для герметичных источников тока

Предложенное изобретение относится к аккумуляторной батарее, в которой пакетированный электродный узел (20) с катодом, анодом и сепаратором (22) заключен вместе с раствором электролита между наружными элементами (30). Известна технология соединения внешнего периферийного участка сепаратора вместе с герметизированными участками наружных элементов в аккумуляторной батарее для того, чтобы предотвратить смещение пакетированного электродного узла. Однако проблема при этой технологии состоит в том, что не приняты меры с тем, чтобы пополнять пакетированный электродный узел раствором электролита и предотвращать разрыв в месте соединения на внешнем периферийном участке сепаратора с целью поддержания рабочих характеристик батареи. Настоящее изобретение решает такие проблемы посредством снабжения аккумуляторной батареи множеством мест соединения, в которых внешний периферийный участок сепаратора соединен с наружными элементами, и удерживающей частью, сформированной, по меньшей мере, между местами соединения для того, чтобы удерживать в ней раствор электролита, при этом сумма периметров мест соединения является большей, чем периметр прямоугольника минимальной площади, заключающего в себе все места соединения. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 12 ил., 2 прим.

Изобретение относится к аккумуляторным батареям. Технический результат - уменьшение времени впрыска электролита. Корпус батареи располагают в декомпрессионной камере. Электролит в аэрационном баке впрыскивают в корпус батареи в декомпрессионной камере с помощью сопла для впрыска жидкости. Подвергая электролит воздействию давления окружающей среды в декомпрессионной камере внутри аэрационного бака перед подачей электролита в сопло для впрыска жидкости, давление электролита регулируют до давления в декомпрессионной камере, и молекулы газа в электролите отделяют от него. Предусматривая аэрационный бак, улучшают эффективность, с которой молекулы газа отделяются от электролита, и, как результат, электролит впрыскивается в корпус батареи плавно. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх