Устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрямитель от четырехпроводной трехфазной сети

 

Использование: транспортные средства с электроприводом переменно-постоянного стока. Сущность изобретения: устройство содержит блок управления, асинхронный мотор-вентилятор (АМВ) с фазным ротором (ФР), выпрямитель и нагрузочные резисторы , подключенные к обмоткам ФР, а также контактор. При максимальной тяге контактор закорачивает обмотки ФР и АМВ обеспечивает максимальную подачу охлаждающего воздуха. В режиме регулирования напряжение обмоток ФР поступает на выпрямитель и через него в цепь переменного тока электропривода. Этим часть мощности АМВ возвращается в энергосистему транспортного средства. При минимальной тяге ток обмоток ФР проходит по нагрузочным резисторам, обеспечивая минимум скорости АМВ и подачи охлаждающего воздуха. 2 ил. СП С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5 )s В 60 К 11/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ щего воздуха. 2 ил. (2 1) 4875798/1 1 (22) 17,10,90 (46) 15.01.93. Бюл. N 2 (71) Луганский машиностроительный институт (72) А,С,Захарчук (56) Авторское свидетельство СССР

М 1532353, кл. В 60 11/06, 1988.

Нестеров Э,И, и др. Новости зарубежного тепловозостроения, Обзор, М., ЦНИИТЭИтяжмаш, 1987, с. 3-15. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПИТАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ

ВЫПРЯМИТЕЛb ОТ ЧЕТЫРЕХПРОВОДНОГ1

ТРЕХФАЗНОЙ СЕТИ (57) Использование; транспортные средства с электроприводом переменно-постоянного

Изобретение относится к охлаждению силового оборудования транспортных средств, имеющих тяговый электропривод переменно-постоянного тока (тепловозы, большегрузные автомобили, электровозы) и может быть отнесено к подклассу транспортных средств.

Известны устройства регулирования охлаждения транспортных средств, содержащие нагнетательные устройства, воздуховоды и теплообменники. Известны также устройства, включающие электропривод переменно-постоянного тока с системами охлаждения силового оборудования.

Общим недостатком этих устройств является невозможность полезного использования избытка энергии, затрачиваемой нагнетательными устройствами на охлаждение транспортного средства... Ы 1787812 А1 стока. Сущность изобретения: устройство содержит блок управления, асинхронный мотор-вентилятор (АМВ) с фазным ротором (cDP), выпрямитель и нагрузочные резисторы, подключенные к обмоткам ФР, а также контактор. При максимальной тяге контактор закорачивает обмотки ФР и АМВ обеспечивает максимальную подачу охлаждающего воздуха. В режиме регулирования напряжение обмоток ФР поступает на выпрямитель и через него B цепь переменного тока электропривода. Этим часть мощности АМВ возвращается в энергосистему транспортного средства. При минимальной тяге ток обмоток ФР проходит по нагрузочным резисторам, обеспечивая минимум скорости АМВ и подачи охлаждаюПрототипом является устройство регулирования охлаждения транспортного средства с электроприводом, используемое в тепловозе SD60 фирмы "Cenetal Мо огз"

США, содержащее асинхронные мотор-вентиляторы и систему управления ими, всздуховоды,теплообменники.

Недостаток прототипа заключается в следующем. Устройство включает три двухскоростных асинхронных мотор-вентилятора, т.е. регулирование подачи воздуха и, следовательно, охлаждение, возможно только ступенчатое. При этом, поскольку превышение температуры оборудования сверх допустимой крайне нежелательно, в большинстве режимов работы тепловоза имеет место некогоро. переохлаждени» силового оборудования, åì обусловлен определенный перерасход энергии на охлаждение, избыток которой теряется без!

ОО V

00 М

1787812 возвратно, кроме того, для некоторых агрегатов, например, для дизеля, переохлаждение неполезно.

Целью изобретения является увеличение эф,; с обеспечением повышенного КПД тяговых двигателей.

Это достигается тем, что в устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрямйтель от четырехпро- 10 водной трехфазной сети, содержащее асинхpoHHb!A мотор-вентилятор, связанный воздуховодами с теплообменниками и подключенный статорчой обмоткой к блоку управления, введены вспомогательный выпоямитель, нагрузочные резисторы и контактор с зàMblêàþùII:ìè контактами, а асинхронный мотор-вентилятор выполнен с фазн ы м ротором, причем Вход вспомогателbIIогo выпрямителя соединен с включенными в звезду обмотками ротора аси> хронного мотор-вентилятора, а выход— с вь.водами для подключения нулевого провода и одного из выходных полюсов силового выпрямителя, катушка контактора включена между выводами двух статорных

Обмоток асинхронного мотор-вентилятора, а его замыкающие контакты — между вывоДа 1и обмоток ротора последнего, соедипенными с первыми BbiBoäàìè нагрузочных резисторов, вторые выводы которых Объеди н е н ь1 ме>кДУ сОбОЙ.

Приведенное сочетание существующих признаков в аналогах не обнару>кено, На фиг. 1 показана структурная схема устройства там же приведена схема электропривода переменно-постоянного тока тепловоза; на фиг. 2- вольтамперная характеристика электропривода, Трехфазная четырехпроводная сеть 1, питаемая, например, от тягового генера:oра (на фиг. 1 не показан) или внешнего источника, подключена к силовому выпрямителю 2, который питает тяговые двигатели 3 постоянного тока. Устройство 4 для охлаждения включает асинхронный мотОр-вентилятор 5, состояший из статора 6, фазного ротора 7 и механически соединенных с ротором 7 лопастей 8, воздуховоды 9 и теплообменники 10. осуществляющие отвод тепла от охла>кдаемых агрегатов, Обмотки статора 6 подключены к блоку управления 11 асинхронным мотор-вентилятором. 5, на линейное напря>кение обмоток статора 6 вкл fo÷åíà катушка 12 контактора, замыка.ощие контакты 13 и 14 которого подключены к линейным выводам обмоток ротора 7, к ним .же подключены вспомогательный выпрямитель 15 и Одни выводы нагрузочных резисторов 16, другие

45 выводы которых объединены. Один из полюсов постоянного тока вспомогательного выпрямителя 15 соединены с одноименным полюсом силового выпрямителя 2, второй— с нулевым проводом трехфазной сети 1.

Вольтамперная характеристика электропривода тепловоза, показанная на фиг, 2, включает следующие участки; а) вертикальный участок 17 — ток привода максимальный, напряжение изменяется от нуля до некоторого минимального значения — режим развития максимальной тяги при малой или нулевой скорости движения — режим трогания, первоначального набора скорости или движения на подъем; б) горизонтальный участок 18 — ток минимальный до нулевого, напряжение максимальное — режим минимальной тяги при большой скорости движения — движение под уклон, переход к торможению; в) гиперболический участок 19 — ток и напряжение принимают промежуточные ме>кду максимальным и минимальным значения — все остальные режимы работы, Устройство работает следующим образом, При работе электропривода на участке

17 и высокой +20, +40" С температуре окружающего транспортное средство воздуха необходима максимальная подача охлаждающего воздуха в теплообменники 10, В этом режиме блок управления 11 подает максимальное напряжение на статор 6 асинхронного мотор-вентилятора 5, ток катушки 12, проходящий под действием этого напряжения, достаточен для срабатывания контактора и происходит замыкание контактов 13 и 14, При этом асинхронный мотор-вентилятор 5 работает как двигатель с короткозамкнутым ротором и жесткой механической характеристикой, т.е. с минимальным скольжением и максимал ной скоростью, обеспечивая максимальную подачу охлаждающего воздуха в теплообменники 10.

При переходе электропривода на участок 19, т.е, понижении тягового момента, или работе транспортного средства при низкой температуре окружающего воздуха для охлаждения достаточна меньшая подача воздуха. Б этом случае блок управления

11 понижает напря>кение на статоре 6 снижается ток катушки 12 контактора и размыкаются контакты 13 и 14, Переменное напряжение фазных Обмоток ротора 7 поступает на вспомогательный выпрямитель

15 и через него в трехфазную четырехпроводную сеть 1 и на силовой выпрямитель 2.

При этом в трехфазном напряжении сети 1 появляется нулевая составляющая, повышающая амплитуду первой гармоники на1787812

55 пряжения и, следовательно, выходное напряжение силового выпрямителя 2.

Т.о. часть мощности фазного ротора 7 расходуется на повышение напряжения, и соответственно мощности питания тяговых двигателей 3. Как известно электромагнитная мощность асинхронно мотор-вентилятора 5, как всякого асинхронного двигателя, складывается из механической мощности двигателя и мощности электрических потерь в цепях обмотки ротора, последняя равна произведению электромагнитной мощности на скольжение. В данном случае потери электрической мощности в цепях обмотки ротора 7 складываются из потерь на нагрев проводников ротора 7 и связанных с ним цепей, а также мощности, переданной в трехфазную сеть 1. Следовательно, чем большая мощность передается из обмоток ротора 7 в трехфазную сеть 1, тем больше скольжение и меньше скорость асинхронного мотор-вентилятора 5.

Чем меньший ток потребляет тяговые двигатели 3, тем меньше выделение тепла двигателя 3, которое в большей части пропорционально квадрату тока, и снижается необходимость в охлаждающем воздухе. С другой стороны, уменьшение тока тяговых двигателей 3 приводит к практически пропорциональному повышению напряжения на них в соответствии с гиперболическим характером участка 19, Соответственно возрастает мощность, отдаваемая асинхронным мотор-вентилятором 5 в трехфазную сеть 1, и следовательно, его скольжение.

Поскольку с ростом скольжения линейно снижается скорость асинхронного мотор-вентилятора, а подача воздуха приближенно пропорциональна второй степени скорости вентилятора, то характеристика устройства регулирования охлаждения 4 хорошо согласуется с характеристиками охлаждаемых агрегатов.

Это способствует повышению точности регулирования, что приводит к повышению

КПД транспортного средства не только за счет возврата части мощности, затраченной на охлаждение, в сеть, но и снижения мощности охлаждения путем повышения точности поддержания нужной температуры агрегатов.

При работе на участке 18 из-за малого значения тока, потребляемого тяговыми

5 двигателями 3, и большого напряжения отдача мощности из ротора 7 в трехфазную четырехпроводную сеть 1 практически прекращается и ток обмоток ротора 7 происходит по нагрузочным резисторам 16, 10 сопротивления которых выбраны из условия обеспечения подачи минимального количества воздуха, необходимого для охлаждения в этом режиме.

Асинхронный мотор-вентилятор 5 рабо15 тает как обычный асинхронный двигатель с резисторами в цепи ротора.

Предложенное устройство позволяет в сравнении с прототипом повысить КПД транспортного средства на 0,5-2 % за счет

20 рекуперации энергии в его сеть.

Формула изобретения

Устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрями25 тель от четырехпроводной трехфазной сети, содержащее асинхронный мотор-вентилятор, связанный воздуховодом с теплообменниками и подключенный статорной обмоткой к блокууправления,отл ич а ю щееся тем, 30 что, с целью повышения эффективности охлаждения с обеспечением повышенного КПД тяговых двигателей, в него введены вспомогательный выпрямитель. нагрузочные резисторы и контактор с замыкающими

35 контактами, а асинхронный мотор-вентилятор выполнен с фазным ротором, причем вход вспомогательного выпрямителя соединен с включенными в звезду обмотками ротора асинхронного мотор-вентилятора, а выход — с

40 выводами для подключения нулевого провода и одного из выходных полюсов силового выпрямителя, катушка контактора включена между выводами двух статорных обмоток асинхронного мотор-вентилятора, а его за45 мыкающие контакты — между выводами обмоток ротора последнего, соединенными с первыми выводами нагрузочных резисторов, вторые выводы которых объединены между собой.

1787812

Составитель Б.Невзлин

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор О,Густи

Редактор В,Фельдман

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 39 Тираж Подписное

BÍÈÈÏÈ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрямитель от четырехпроводной трехфазной сети Устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрямитель от четырехпроводной трехфазной сети Устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрямитель от четырехпроводной трехфазной сети Устройство для охлаждения тяговых двигателей, питающихся через выпрямитель от четырехпроводной трехфазной сети 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к размещению двигателя и его агрегатов и систем в пространстве моторного оУсека

Изобретение относится к рельсовому транспорту, а именно к пневматическим системам локомотива

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, сельскохозяйственному, и касается охлаждения воздуха, подаваемого из турбокомпрессора в дизель самоходных уборочных сельхозмашин

Изобретение относится к очистке воздуха, преимущественно в воздушных системах и системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить КПД системы воздушного охлалодения двигателя и трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к транспортному мац иностроению, в частностн к автомобилестроению

Изобретение относится к охлаждению и вентиляции моторно-трансмиссионных установок транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах электрооборудования транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к энергетическому, транспортному машиностроению, в частности к охлаждающим устройствам силовой установки с жидкостным охлаждением транспортного средства, преимущественно локомотивов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для охлаждения атмосферным воздухом жидкостей, циркулирующих в системах силовой установки
Наверх