Акселерометр

 

Использование: в измерительной технике . Сущность изобретения: акселерометр содержит корпус, заполненный рабочей жидкостью и разделенный преобразователем расхода рабочей жидкости в электрический сигнал на две камеры. Первая камера выполнена сферической, а вторая состоит из двух сообщающихся между собой секций, одна из которых выполнена в виде двух пересекающихся под прямым углом полых торцов, а другая в виде сферы, которая расположена соосно первой камере и соединяется с ней в месте пересечения двух торов. Преобразователь расхода установлен в канале между сферической камерой и местом пересечения двух торов. Концы ограничителей перемещения газовых объемов выполнены в виде отрезков капиллярных трубок, расположенных в центре первой камеры и сферы соответственно. Объем газа во второй камере меньше половины объема сферической секции. 1 ил. ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s1)s G 01 P 15/08

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4829533/10 (22) 28.05.90 (46) 15.01.93. Бюл. N 2 (71) Научно-производственный коллектив

"Электрон" Научно-производственного объединения "Квант" (72) В.И.Пахомов (56) Авторское свидетельство СССР

N 1334940, кл. G 01 P 15/08, 1985.

Авторское свидетельство СССР

N 640212, кл. G 01 P 15/08, 1977, (54) АКСЕЛ ЕРС) МЕТР (57) Использование; в измерительной технике, Сущность изобретения; акселерометр содержит корпус, заполненный рабочей жидкостью и разделенный преобразователем расхода рабочей жидкости в электричеИзобретение огносится к измерительной технике, а более конкретно к преобразователям линейного ускорения в электрический сигнал и может быть использовано в автономных виброизмерительных системах, навигационных системах, устройствах ориентации, (идрофизических волнографах, буях и т.п.

Известны акселерометры, содержащие корпус, заполненный рабочей жидкостью и разделенный преобразователем расхода рабочей жидкости в электрический сигнал на две камеры, в которых заключены газовые объемы, ограничители перемещения газовых объемов.

Недостатком известных акселерометров является ограниченность функциональных возможностей, т.к. они могут работать лишь в одном режиме работы, либо как акселерометры с самоустановлением измерительной оси вертикально, либо как

Ю

<19) (11) ский сигнал на две камеры. Первая камера выполнена сферической, а вторая состоит из двух сообщающихся между собой секций, одна из которых выполнена в виде двух пересекающихся под прямым углом полых торцов, а другая в виде сферы, которая расположена соосно первой камере и соединяется с ней в месте пересечения двух торов, Преобразователь расхода установлен в канале между сферической камерой и местом пересечения двух торов. Концы ограничителей перемещения газовых объемов выполнены в виде отрезков капиллярных трубок, расположенных в центре первой камеры и сферы соответственно. Объем газа во вто. рой камере меньше половины объема сферической секции. 1 ил, акселерометры с измерительной осью жестко "привязанной" к корпусу.

Известен также акселерометр вертикального ускорения, содержащий корпус, заполненный рабочей и разделенный преобразователем расхода рабочей жидкости в электрический сигнал на две камеры, в которых заключены газовые объемы, ограничители перемещения газовых объемов, Прототипу также присущ недостаток аналогов - ограниченные функциональные возможности, т.е. он функционирует лишь в одном режиме, как акселерометр с измерительной осью жестко "привязанной" к корпусу.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей акселерометра путем обеспечения двух режимов работы (режима с самоустановлением измерительной оси вертикально и режима с жес1788472 ткой "привязкой" измерительной оси к корпусу).

Поставленная цель достигается тем, что первая камера выполнена сферической, а вторая состоит из двух сообщающихся между собой секций, одна из которых выполнена в виде двух пересекающихся под прямым углом полых торов, а другая в виде сферы, которая расположена соосно первой камеры и соединяется с ней в месте пересечения двух торов, причем преобразователь расхода установлен в канале между сферической камерой и местом пересечения двух торов, а концы ограничителей перемещения газовых объемов выполнены в виде отрезков капиллярных трубок, расположенных в центре первой камеры и сферы соответственно, причем объем газа во второй камере меньше половины объема сферической секции.

При такой конструкции акселерометра обеспечено два режима его работы:

1. режим с самоустановлением измерительной оси, когда акселерометр ориентирован в поле сил тяжести так, что сферическая секция второй камеры расположена внизу относительно первой камеры;

2. режим с жесткой привязкой оси к корпусу акселерометра, когда акселерометр ориентирован в поле сил тяжести, что сферическая секц .я второй камеры расположена вверху относительно первой камеры.

В первом режиме газовый объем второй камеры находится в полости торов. Поскольку первая камера и торы установлены концентрично, и уровень заполнения торов соответствует их общему центру, то расположение уровней жидкости в камерах при наклонных положениях акселерометра не зависит от угла наклона, Инерционным телом (чувствительным элементом) акселерометра является столб рабочей жидкости задаваемый разностью уровней жидкости в камерах. Уровни жидкости устанавливаются горизонтально, поэтому измерительная ось акселерометра устанавливается вертикально, Расход рабочей жидкости через преобразователь расхода пропорционален вертикальному ускорению и не зависит от наклона акселерометра, т.е, коэффициент преобразования акселерометра не зависит от наклона.

Во втором режиме газовый объем второй камеры расположен в сферической секции. Поскольку газовый объем меньше по величине половины объема сферической секции, то конец отрезка капиллярной трубки ограничителя перемещения газового объема погружен в жидкость. Коэффициент

10

20 преобразования акселерометра в этом режиме определяется длиной столба рабочей жидкости вдоль оси,по которой установлен преобразователь расхода и отрезки капиллярных трубок ограничителей перемещения газовых объемов, а измерительная ось направлена на этой оси, т,е, жестко "привязана" к корпусу.

На чертеже изображен схематично вариант выполнения заявленного акселерометра.

Герметичный корпус акселерометра состоит из первой сферической камеры 1, и второй камеры, состоящей из двух сообщающихся между собой секций, Одна секция выполнена в виде двух пересекающихся под прямым углом полых торов 2, а другая сек-. ция в виде сферы 3. Камера 1 установлена внутри пересекающихся под прямым углом торов секции 2 и пристыкована через преобразователь расхода рабочей жидкости в электрический сигнал 4 к месту пересечения торов секции 2, Соосно первой камеры 1 с другой стороны к этому же месту пересе25 чения торов секции 2 пристыкована сфера секции 3. С двух сторон к каналу между сферической камерой 1 и местом пересечения двух торов секции 2, в котором установлен преобразователь расхода 4., 30 пристыкованы ограничители перемещения газовых объемов 5, 6,выполненные в виде отрезков капиллярных. трубок, концы которых расположены в центре первой камеры

1 и сферы секции 3 соответственно. Корпус

35 акселерометра заполнен рабочей жидкостью 7 так, что в каждой из камер заключено по газовому объему 8, 9. Величина газового объема 9, заключенного во второй камере, меньше половины объема сферы секции 3 и

40 равен половине объема торов секции 2, Величина газового объема 8, заключенного в сферической камере 1 меньше половины

7 объема камеры 1.

Акселерометр работает следующим об-:

45 разом.

Режим 1: Корпус акселерометра установлен так, что сферическая секция 3 расположена снизу относительно камеры 1, При такой ориентации газсвый объем 9 во вто50 рой камере размещается в верхней части полых торов секции 2 причем уровень заполнения второй камеры проходит через центр установки, камеры 1.При вертикальном ускорении рабочая,, 55 жидкость 7, являющаяся инерционным теRoM (чувствительным элементом) акселерометра, перетекает из одной камеры в другую через ограничители 5, 6 и преобразователь

4, на выходе которогс выдается электрический сигнал несущий информацию о расхо1788472

20

30

40

50

55 де и, следовательно, об ускорении акселерометра, Протекание жидкости обусловлено разностью уровней жидкости в камерах и сжимаемостью газовых объемов 8, 9, Существенно, что наклон акселерометра в пределах, когда газовый объем 9 во второй камере расположен в области пересечения торов 2, не влияет на разность уровней жидкости 7 в камерах, Поскольку уровень жидкости 7 в камерах устанавливается горизонтально, камера 1 и торы секции 2 второй камеры установлены концентрично, уровень жидкости в торах проходит через центр установки камеры 1, то положение уровней при наклонах остается неизменным.

Таким образом направление измерительной оси акселерометра самоустанавливается в указанных пределах углов наклона вертикально, Величина коэффициента преобразования акселерометра при этом так же не зависит от угла наклона.

Режим 2: Корпус акселерометра установлен так, что сферическая секция 3 второй камеры расположена выше камеры 1.

При этом газовый объем 9 во второй камере находится в сферической секции 3 второй камеры. Уровень заполнения сферы секции

3 рабочей жидкостью 7 расположен выше центра сферы секции 3, 4, следовательно, конец ограничителя перемещения газового объема 6 погружен в рабочую жидкость 7.

При ускорении акселерометра вдоль измерительной оси — прямой соединяющей центры камеры 1 и сферы секции 3, рабочая жидкость перетекает из одной камеры в другую через преобразователь 4 и ограничители 5, 6, На выходе преобразователя 4 выдается электрический сигнал, несущий информацию об ускорении, Существенно, что измерительная ось в этом режиме жестко "привязана" к взаимному расположению центра камеры 1 и сферы секции 3, т.е. жестко "привязана" к корпусу акселерометра, Величина коэффициента преобразования вследствие сферической формы камеры 1 и секции 3 второй камеры не изменяется при наклонах при выполнении условия Режима

2 (газовый объем 9 расположен в сфере секции 3).

Ограничители перемещения газовых объемов 5, 6 служат для предохранения от проскока газовых пузырьков из камер в канал, в котором установлен преобразователь расхода 4, Возможность работы акселерометра в двух режимах, позволяет получить более полную информацию об измеряемом ускорении. В первом режиме (режим с самоустановлением измерительной оси) акселерометр позволяет определить величину проекции линейного ускорения на вертикальь.

Во втором режиме (режим с жесткой привязкой измерительной оси) акселерометр позволяет определить величину проекции линейного ускорения на направление связывающее центры камеры 1 и сферы секции 3.

Например, для волнографа (морской буй) данные режимы позволяют получить параметры волнения,независимые от наклона буя и с учетом наклона буя, что позволяет с одной стороны определить параметры волнения, а с другой параметры движения буя при волнении, его ориентацию.

Базовым объектом сравнения является прототип; Для измерения вертикального ускорения необходимо заранее устанавливать базовый акселерометр так, чтобы его измерительная ось была вертикальна. Заявленное устройство имеет расширенные функциональные возможности, т.к. в нем обеспечено самоустановление измерительной оси вертикально, а так же и режим работы без самоустановления измерительной оси.

Заявляемый акселерометр целесообразно применять в автономном вибро- и сейсмо-измерительных устройствах, по условиям эксплуатации задать или определить ориентацию которых невозможно или сложно (морское дно, поверхность моря, глубокая скважина и т,п.).

Кроме того, заявленный акселерометр возможно использовать в автономных навигационных устройствах, системах стабилизации ориентации судов, промышленных роботов, Формула изобретения

Акселерометр; содержащий корпус, заполненный рабочей жидкостью и разделенный преобразователем расхода рабочей жидкости в электрический сигнал на две камеры, в которых заключены газовые объемы, ограничители перемещения газовых объемов, отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения двух режимов работы, первая камера выполнена сферической, а вторая состоит из двух сообщающихся между собой секций, одна из которых выполнена в виде двух пересекающихся под прямым углом по ых торов, а другая — в виде сферы, которая расположена соосно первой камере и соединяется с ней в месте пересечения двух торов, причем преобразователь расхода установлен в канале между сферической камерой и местом пересечения двух торов, а концы ограничи1788472

Составитель B.Ïàõoìaâ

Техред Vi, Moðãåí Tàë Корректор А,Мотыль

Редактор

Заказ 71 Тираж Подписное

BÍÈÈÏÈ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ CCCI

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производств..нно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, уг,Гагарина, 101 телей перемещения газовых объемов выполнены в виде отрезков капиллярных трубок, расположенных в центре первой камеры и сферы соответственно, причем объем газа во второй камере меньше половины объема сферической секции,

Акселерометр Акселерометр Акселерометр Акселерометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в компенсационных акселерометрах, имеющих чувствительный элемент с упругим подвесом, дифференциальный датчик положения, датчик момента и встроенный усилитель

Изобретение относится к информационно-измерительной технике

Изобретение относится к элементам системы ориентации и навигации и может быть использовано для увеличения точности непрерывного измерения линейных ускорений летательных аппаратов
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в маятниковых компенсационных акселерометрах на упругом кварцевом подвесе

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к вибрационным датчикам угловой скорости и датчикам линейного ускорения для инерциальной навигации

Изобретение относится к приборостроению, а именно к компенсационным маятниковым акселерометрам с упругим подвесом и может найти применение для измерения ускорений летательных аппаратов

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в компенсационных маятниковых акселерометрах, в которых маятник выполнен из кварца

Изобретение относится к области виброметрии и может быть использовано в многоцилиндровом двигателе внутреннего сгорания в качестве датчика детонационного сгорания топлива

Изобретение относится к устройствам виброизмерительной техники и может использоваться для контроля уровней вибронагрузок на рабочем месте операторов транспортных средств (тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин)
Наверх