Одновинтовое судно

 

Сущность изобретения: одновинтовое судно снабжено двумя близкорасположенными полуподвесными балансирными рулями , размещенными в кормовом подзоре за гребным винтом с возможностью синхронной перекладки 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з В 63 Н 25/28

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4922063/11 (22) 31,01.91 (46) 23,01.93, Бюл. N. 3 (71) Центральный научно-исследовательcKvIA институт AM. акад, А. Н, Kpbl lова (72) M.Ï,ËåáåäåBà, Е.П.Николаев и П.К.Соболев (56) Справочник по теории корабля /Под ред. Я.И. Войткунского, т. 3, Л„Судостроение, 1985, Справочник по судовым устройствам в двух томах, т. 1, Л,; Судостроение, 1975, с. 90-91, рис. 1.39.

Изобретение относится к судостроению, а именно к выбору движительно-рулевого комплекса одновинтового судна с малым отношением длины L к ширине В и большим коэффициентом общей полноты

СВ.

Увеличение полноты судна обусловлено стремлением повысить его рентабельность, Однако при увеличении полноты корпуса и уменьшении L/В может оказаться необеспеченной устойчивость прямолинейного движения. В ряде случаев (например при отработке управляемости одновинтовых судов 1596 пр. 16091, пр. 15480 и др.) для обеспечения удовлетворительной устойчивости проектанты были вынуждены уменьшить полноту обводов в кормовой оконечности, Ожидаемый уровень рентабельности при этом снизился на величину

0,5 - 1,5%.

Одновинтовое судно пр. 15760, принятое в предлагаемом изобретении в качестве прототипа, имеет коэффициент общей полноты, равный 0,754, отношение длины к ширине судна составляет 5,6. Судно

„„„ Ж„„1789422 А1 (54) ОДНОВИНТОВОЕ СУДНО (57) Сущность изобретения; одновинтовое судно снабжено двумя близкорасположенными полуподвесными балансирными рулями, размещенными в кормовом подзоре за гребным винтом с воэможностью синхронной перекладки 1 ил. оборудовано рулевым устройством, представляющим собой одноперьевой полубалансирный руль с кронштейном, расположенный за гребным винтом в диаметральной плоскости судна.

Судно с укаэанным рулевым устройством не обладает устойчивостью прямолинейного движения. При непереложенном руле оно входит в самопроизвольную циркуляцию правого или левого борта диаметром

6-7 длин корпуса. (Согласно правилам Морского Регистра СССР значение диаметра установившейся циркуляции для этого судна с непереложенным рулем должно быть не менее 11 длин корпуса). Для неустойчивого судна существенно возрастает вероятность аварии, особенно в условиях стесненной акватории порта, на мелководье и т,п., и снижаются экономические показатели (вследствие черезмерной рыскливости даже на слабом волнении возрастает расход топлива), Для обеспечения удовлетворительной управляемости судна-прототипа требовалось уменьшить коэффициент общей полноты до 0,740 за счет уменьшения

1789422 полноты кормовой оконечности, При этом носовая переборка машинного отделения смещалась на 8 - 10 м в сторону носовой оконечности, что существенно снижало объем грузовых трюмов.

Цель изобретения - обеспечение удовлетворительной управляемости судна при сохранении максимально возможной грузовместимостй. Г1оставленная цель достигается теМ, что" на бдновинтовое судно устанавливается двухперьевое рулевое уст ройство, которое выпол нено в виде двух полубалансирных рулей, перекладывающихся на 35 правого или левого борта одной или двумя рулевыми машинами, Перья рулевого устройства имеют симметричный профиль и установлены в кормовом подзоре судна за гребным винтом так, что расстояние между осью баллера каждого пера руля и диаметральной плоскостью суДна составляет от 1/4 до 1/2 диаметра гребного винта, а расстояние между хвостовыми кромками профилей перьев рулей не больше расстояния между осями их баллеров. При этом верхние кромки перьев расположены не йиже, а нижние - не выше диска гребного винта.

Основные существенные признаки изобретения; — руль с двумя полубалансирными перьями, Формула изобретения

Одновинтовое судно, содержащее корпус, гребной винт и расположенный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом полуподвесной балансирный руль, включающий перо симметричного профиля, о тл ичающееся тем,что.сцелью улучшения управляемости судна при увеличении полноты кормовой оконечности корtiyca, оно снабжено дополнительным рулем, при этом оба упомянутых руля установлены — оси баллеров перьев расположены в плоскости шпангоута на расстоянии от диаметральной плоскости судна, равном от 1/4 до 1/2 диаметра гребного винта, кормовее гребного винта, — расстояние между хвостовыми кромками перьев не больше расстояния между осями баллеров, — верхние кромки перьев руля расположены не ниже, а нижние — не выше концов лопастей гребного винта, — перья руля перекладываются синхронно на оба борта судна.

На чертеже изображена кормовая око15 нечность одновинтового судна, В кормовом подзоре судна в диаметральной плоскости размещен гребной винт

1, установленный на гребном валу. К корпусу судна кормовее гребного винта жестко

20 прикреплены два кронштейна 2 полубалансирных перьев руля, поворотная часть которых 3 установлена на этих кронштейнах с возможностью перекладки (поворота) вокруг вертикальной,оси баллера 4, Поворотная часть перьев имеет хвостовую, верхнюю и нижнюю кромки 5, 6, 7 соответственно.

Гребной винт имеет концы лопастей 8, располагающиеся на окружности 9, Предлагаемое устройство позволяет по30 высить степень устойчивости прямолинейного движения судна беэ изменения формы обводов корпуса. с возможностью синхронной перекладки, причем расстояние между осью баллера каждого руля и диаметральной плоскостью судна составляет 1/4 — 1/2 диаметра вин40 та, а расстояние между хвостовыми кромками профилей перьев рулей не больше расстояния между осями их баллеров, при этом верхние кромки перьев расположены не ниже, а нижние — не выше диска гребного

45 винта, 1789422

Составитель М, Лебедева

Техред М.Моргентал Корректор С. Шекмар

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 322 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Одновинтовое судно Одновинтовое судно Одновинтовое судно 

 

Похожие патенты:
Наверх