Способ регулирования тормозной системы буровой лебедки

 

Использование: в буровых установках для глубокого бурения. Сущность изобретения: со стороны привода выключают трансмиссию и одновременно включают приводные муфты ротора и лебедки, а ротор стопорят. Буровой инструмент разгружают на ротор, талевую систему оставляют подвешенной и в таком состоянии производят регулирование тормозной системы путем регулирования положения стаканов натяжных болтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент. После окончания регулирования тормозной системы путем регулирования положения стаканов натяжных болтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент, расстопоривают ротор и включают трансмиссию. 1 ил. ел С

СОЮЗ СОВ ТС ИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Е 21 В 19/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4937969/03 (22) 15.04.91 (46) 23.01.93. Бюл, N 3 (75) В.Д. Куртов (76) В.Д. Куртов (56) Алексеевский Г,В. Буровые установки

Уралмашзавода. Издание 2-е, М,: Недра, 1971, c,115 — 122.

Сборник типовых инструктивных карт передовых и безопасных приемов труда на основные и вспомогательные виды работ в бурении. II ч, M.: Типография ХОЗУМНП, 1983, с,9 — 19. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ

Изобретение относится к бурению глубоких скважин, а более конкретно к способам регулирования тормозной системы буровой лебедки.

В процессе спуско-подъемных операций происходит нагрев или охлаждение тормозных лент. В результате тормозные ленты удлиняются или укорачиваются, С целью обеспечения надежной работы тормозной системы лебедки приходится компенсировать изменение длины тормозных лент регулированием положения гаек натяжных болтов, соединяющих набегающие концы лент. Второй причиной регулирования тормозной системы является износ тормозных колодок на тормозных лентах.

Заводом-изготовителем буровых установок не разработана технология подтяжки тормозных лент. По этой причине буровики вынуждены делать подтяжку тормозных

„„Я2 „„1790661 А3 (57) Использование: в буровых установках для глубокого бурения. Сущность изобретения: со стороны привода выключают трансмиссию и одновременно включают приводные муфты ротора и лебедки, а ротор стопорят, Буровой инструмент разгружают на ротор, талевую систему оставляют подвешенной и в таком состоянии производят регулирование тормозной системы путем регулирования положения стаканов натяжных болтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент. После окончания регулирования тормозной системы путем регулирования положения стаканов натяжных болтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент, расстопоривают ротор и включают трансмиссию. 1 ил, лент, "изобретая" каждый свою технологию, Одни это делают "на ходу", в момент подьема бурового инструмента на первой скорости, другие — в момент подъема на первой скорости только одного талевого блока. В обеих случаях работа эта очень опасна, так как человек находится вблизи вращающегося барабана лебедки (вместе с навивающимся на барабан талевым канатом), т.е. в очень опасной зоне. Нередко при этом происходят несчастные случаи.

Известен способ регулирования тормозной системы буровой лебедки, имеющей общую трансмиссию с ротором буровой установки путем регулирования положения стаканов натяжных винтов.

Известен способ регулирования тормозной системы буровойлебедки, имеющей общую трансмиссию с ротором буровой установки путем регулирования положения

1790661 стаканов натяжных винтов, соединяющих набегающие концы лент, Недостатком данного способа является большая трудоемкость и большие затраты времени в связи с тем, что талевый блок нужно уложить на пол буровой, а перед этим ведущую бурильную трубу отвернуть от бурильной колонны и опустить ее в шурф, После укладки талевого блока производят подтяжку тормозных лент. Только потом д 7ф поднимают талевый блок с пола буровой, из шурфа поднимают ведущую бурильную трубу, соединяют ее с бурильной колонной, спущенной в скважину, и только потом включают буровые насосы, Так как во время этих работ буровой инструмент в скважине длительное время находится в неподвижном состоянии (до 20 мин), то часто при этом происходит прихват инструмента, Так как при названных работах много ручных операций, требующих значительного физического напряжения, нахождения исполнителей вблизи вращающихся элементов, то работа эта относится к числу очень опасных.

Таким образом, недостатками известного способа являются большие затраты времени и высокая трудоемкость, а также значительная прихватоопасность, Целью изобретения является снижение трудоемкости и затрат времени на регулирование тормозной системы, а также повышение безопасности работ.

Это достигается тем, что в известном способе регулирования тормозной системы буровой лебедки, имеющей общую транс миссию с ротором буровой установки, путем регулирования положения стаканов натяжных винтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент, при включенной трансмиссии одновременно включают приводные муфты ротора и лебедки, а ротор стопорят, при этом талевую систему оставляют в подвешенном состоянии с помощью буровой лебедки, а буровой инструмент раз:, гружают на ротор.

Предложенные особенности способа являются новыми, дают положительный эффект и имеют существенные отличия по сравнению с известными, На чертеже приведена схема, где показан вид спереди (со стороны приемного моста) на буровое оборудование, участвующее в работе в момент подтяжки тормозных лент по данному способу, На схеме показана буровая лебедка 1, свободно вращающаяся на подъемном валу 2, жестко соединенные с валом 2 приводные муфты 3 и 4 лебедки 1 и ротора 5, талевая система с талевым блоком 6 и кронблоком 7.

Ротор 5 соединен с валом 2 цепной передачей 8, Ротор имеет стопор 9, предотвращающий возможность его проворота при технологической необходимости, Талевая система 6 оснащена талевым канатом 10, ходовой конец 11 которого соединен с лебедкой 1, а "мертвый" конец 12 каната 10 закреплен в приспособлении 13 для крепления мертвого конца 12 его. С талевой системой 6 соединены (на чертежах они не показаны для простоты) вертлюг с ведущей бурильной трубой, свинченной с бурильной колонной, опущенной в скважину. При этом бурильная колонна разгружена на ротор 5 с помощью клиньев ПКР или элеватора.

По предлагаемому способу регулирование тормозной системы производится следующим образом.

После спуска в скважину бурильной колонны поднимают из шурфа ведущую бурильную трубу с вертлюгом с помощью крюка талевой системы 6 и свинчивают ее с бурильной колонной. Пускают буровые насосы. А в это время открывают щит буровой лебедки и производят подготовительные работы к регулированию тормозной системы лебедки 1, Окончив подготовительные работы, бурильную колонну опускают на клинья роторные типа ПКР или на элеватор, Это почти полностью снижает нагрузку на талевый канат 10, а значит и лебедку 1 и тормозные ленты, На талевый канат 10 в этот момент действует только вес талевой системы 6, вертлюга и ведущей бурильной трубы если часть их веса не разгружена на клинья

ПКР или элеватор. Выключаюттрансмиссию со стороны привода (при этом перестает вращаться подъемный вал 2, цепная передача 8 и др,), Это лучше всего сделать, установив переключатель скорости в коробке скоростей в нейтральное положение, После этого включают приводные муфты 3 и 4 лебедки 1 (муфта "Ш П М-1070" и "Ш П M-500" на установках УЗТМ), Этим жестко соединяют с помощью трансмиссии барабан лебедки 1 и ротор 5. Так как талевая система 6 подвешена на талевом канате 10 и своим весом

"пытается" повернуть барабан лебедки 1 и жестко соединенный с ним ротор 5, то, чтобы этого не произошло, ротор 5 стопорят установкой стопорного пальца 9 в специальное гнездо для этих целей, имеющееся в столе ротора 5, В результате положение всей цепи талевая система 6 — буровая лебедка 1 — ротор становится неподвижным, Производят регулирование тормозной системы (на чертеже она не показана) регулированием положения стаканов натяжных болтов, Для этого поворачивают с помощью

1790661

55 специального ключа стаканы, Тем самым ввинчивают или вывинчивают натяжные болты, соединенные с набегающими концами тормозных лент, и добиваются нужного положения тормозных лент и соединенной с ними через балансир рукоятки тормоза.

Окончив регулирование, с помощью тормозного рычага затормаживают лебедку 1, приводные муфты 3 и 4 выключают и стопор

9 ротора 5 вынимают из гнезда, Пример. Буровая установка "Уралмаш

ЗД". Глубина скважины 4000 м. Вес бурильной колонны 160 тс, Тип лебедки "У2-5-5", Необходимо отрегулировать тормозную систему при спуске бурового инструмента, Тип талевого блока — крюкоблок

"УТБК-5-225", Ротор "P-560".

Для регулирования тормозной системы по предлагаемому способу спускаемый буровой инструмент (бурильную колонну) опускают на ротор 5 с помощью клиньев ПКР или элеватора, с помощью крюка талевого блока 6 захватывают штроп вертлюга и извлекают из шурфа ведущую бурильную трубу. Последнюю навинчивают на верхний конец бурильной колонны и включают буровые насосы, Производят подготовительные работы перед регулированием тормозной системы: откидывание щита буровой лебедки, снятие спецключей, фиксирующих положение стаканов натяжных болтов, и пр.

Окончив подготовительные работы, бурильную колонну разгружают на ротор 5 буровой установки и трансмиссию со стороны привода выключают. После этого включают приводные муфты 3 и 4 лебедки 1 и ротора

5 (ШПМ-1070 и ШПМ-500). Этим самым соединяют воедино цепь: ротор — лебедка — талевая система. Чтобы эта цепь стала неподвижной, ротор 5 стопорят установкой пальца 9. После этого приступают к регулированию тормозной системы, Поднимают тормозной рычаг вверх так, чтобы полностью растормозить барабан буровой лебедки 1. После этого на граненую часть стакана устанавливают спецключ и, поворачивая

Формула изобретения

Способ регулирования тормозной системы буровой лебедки, включающий отключение трансмиссии со стороны привода, снятие вращающего момента с барабана лебедки, выведение тормозных лент из соприкосновения со шкивами и регулирование

45 его, навинчивают или вывинчивают стакан с натяжных болтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент. Качество регулирования проверяют, контролируя положение балансира тормозной системы и тормозного рычага. При таком регулировании стакан должен быть навернут на натяжной болт не менее, чем на 55 мм.

Одновременно положение тормозных лент контролируется по стрелке-; показывающейй положение балки-балансира относительно рамы лебедки и стакана натяжного устройства.

Отрегулировав положение одной тормозной ленты, аналогично регулируют вторую тормозную ленту. При правильной регулировке тормозной системы обеспечивается одновременная работа обеих тормозных лент (при их заторможенном состоянии стрелка-указатель должна быть на отметке "0"), а верх рукоятки тормоза должен находиться от листа рамы лебедки на 1165+ 5 мм.

Окончив регулирование, выключают приводные муфты 3 и 4, вынимают из ротора

5 стопор 9, включают трансмиссию, приподнимают с ротора 5 бурильную колонну и приступают к бурению скважины.

Достоинства предлагаемого способа: малая трудоемкость работ, так как исключаются тяжелые ручные операции при укладке талевого блока 6 на пол буровой и укладке талевого каната на барабан буровой лебедки 1 в момент подъема талевого блока 6 с пола буровой; низкие затраты времени (4 — 5 мин), причем и это время затрачивается во время промывки скважины (таким образом, специально тратить время не нужно, кроме случаев регулирования в процессе спуско-подъемных операций); повышение безопасности работ за счет ликвидации опасных моментов в работе; снижение прихватоопасности за счет снижения времени нахождения бурового инструмента в неподвижном состоянии, Все это снижает затраты времени и средств на бурение скважин, положения стаканов натяжных болтов, соединяющих набегающие концы тормозных лент, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и затрат времени на регулирование тормозной системы лебедки, связанной общей трансмиссией с ротором буровой установки, и повышения безопасности работ, после выключения

1790661

Составитель В,Куртов

Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар

Редактор О.Стенина

Заказ 369 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 трансмиссии со стороны привода осуществляют снятие вращающего момента с барабана лебедки одновременным включением приводных муфт ротора и лебедки и стопорением ротора, а буровой инструмент, подвешенный на талевой системе, разгружают на ротор, при этом талевую систему в процессе выведения тормозных лент из соприкосновения со шкивами и регулирования положения стаканов, натяжных болтов оставляют в подвешенном состоянии, затем вводят в соприкосновение тормозные ленты со шкивами, расстопоривают ротор, выклю5 чают приводные муфты ротора и лебедки и последовательным включением сначала трансмиссии со стороны привода, затем приводной муфты лебедки вводят последнюю в работу, 10

Способ регулирования тормозной системы буровой лебедки Способ регулирования тормозной системы буровой лебедки Способ регулирования тормозной системы буровой лебедки Способ регулирования тормозной системы буровой лебедки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин и может быть использовано в буровых установках с верхним приводом вращения колонны бурильных труб

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин и может быть использовано в буровых установках с верхним приводом вращения колонн бурильных труб

Изобретение относится к оборудованию, применяемому при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин, и используется для захвата колонны насосно-компрессорных труб и удержания их на весу в процессе спуско-подъемных операций

Изобретение относится к оборудовнаию, применяемому при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин, и используется для захвата колонны насосно-компрессорных труб и удержания их на весу в процессе спуско-подъемных операций

Элеватор // 2108440
Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к элеваторам для зажима, подъема и удержания на весу насосно-компрессорных труб, при спуско-подъемных операциях на скважинах

Изобретение относится к устройствам для центрирования колонн в буровой скважине

Изобретение относится к области эксплуатации и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин и предназначено для спуска и подъема непрерывных стальных труб, наматываемых на барабан
Наверх