Силовая установка машины

 

(-ОК1З С(!f)f-(СКИХ. (:()I(ИАГ1И(:ТИ 1Г (. ) ИХ

Рf (".ПУГз()ИК г г(В (Г (2 (2 (4 (7 ве (7

А.

B. (5 пл от

М. (54 (5 в

ra

Це ци вэ

1, тр но судАРс) ВеннОе пАтеl fTk()F дОмстВО сссР

)СПАТЕНТ СССР) АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ

) 4866845/06

) 11.06.90

) 07.02.93. Бюл. N 5

) Конструкторское бюро-3 Производстного объединения "Кировский завод"

) С.Б.Власов, В.С.Гулин, С.Д.Гулин, .Дзявго, А.С.Кабанов, М.Г,Козьбо, .Кривов, В.Н,Мокин и М.С.Поляк

) Тараканов Н.Д. и Овчинников В.В. Комксная механизация спасательных и неожных аварийно-спасательных работ.

Энергоатомиздат, 1984, с,23-31, Там же, с.32 — 33.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА МАШИНЫ

Изобретение может быть использовано истемах утилизации энергии выпускных ов и для уменьшения их токсичности. ь изобретения — повышение зксплуатанных качеств силовой установки, Силоустановка содержит тепловой двигатель епловой аккумулятор 2, охладитель-нейлизатор 3 .отработавших газов контакто типа с встроенным сепаратором (ч)с F 02 G 5/00, F 01 N 3/04 капельной влаги, смесигель 4. регулятор 5 подачи кислорода, кислородный редуктор 6. емкость 7 с запасом газообразного кислорода. Силовая установка также включает насосы 8 и 9, фильтр 10 жидкого регенерируемого химического поглотителя (РХП), охладитель 11 РХП в виде рекуперативного теплообменника и радиатора, емкость 12 с запасом РХП, регулятор i3 уровня

РХП в охладителе нейтрализаторе 3, сепаратор 14, воздушный фильтр 15, глушитель

16, обратимую регулируемую гидромашину

17, кинематически связанную с валом двигателя 1, которая может работать как в режиме гидронасоса, так и в режйме гидромотора, гидрораспределитель 18, пневмогидроаккумулятор 19, фильтр 20 жидкости. охладитель 21 жидкости, емкость

22 х,идкости, трехходовые запорные устройства 23, 24 и 25 и запорные устройства 26, 27, 28 и 29. Силовая установка обеспечивает возможность запуска от гидроаккумулятора и непродолжительную работу от гидродвиггтеля в аварийных условиях. 1 ил.

1793087,Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в машинах, предназнэченных для выполнения разведывательных, восстановительных и спэсэтельных работ в черезвычайных авэрийных ситуациях (нэпример, при авариях нэ атомных станциях, химических предприятиях, в случае завалов и обвалов в кэрьерах, туннелях и штольнях, при взрывах на газо- и нефтепроводах, во время землетрясений. наводнений, пожаров и т.п.). временно ограничивающих или полностью исклюочэющих забор воздухэ из атмосферы и/или выброс в атмосферу отработавших газов (ОГ). Изобретение также может быть использовэно на мэшинэх, выполняющих плановые работы в условиях ограниченного обьема (в туннелях, в произыдственных помещениях и т,п.) или в условиях . недостаточной циркуляции окружающего воздуха, например, в глубо- ких карьерах.

Известны сйловые установки машин, применяемых для проведейия восстановительных и аварийно-спасательных работ.

Такие силовые установки содержат тепловой двигатель (нэпример. дизель) со штатными системами охлаждения, смазки; топливоподачи, пуска. остановэ, воздухозэбора и вь .пускэ отработавших газов, э также механическую трансмиссию с муфтой сцепления, коробкой передач, реверсом, мулътипликаторами и демультипликэторами, распределительными мехэнизмэми, механизмами поворота, бортовыми редукторами, тормозными устройствами. муфтами предельнаго- момента, валами и др. элементами. э также систему трубопроводов с зэпорными устройствами.

Основным недостатком рассмотренных силовых установок являЕтся низкая надежность пуска и работы в экстремальных условиях, при пуске в холодное время года из-зэ резкого падейия емкости аккумуляторных батарей при работе с резкопеременной нагрузкой и частыми перегрузками с внезэпной остановкой двигателя, приводящей к быстрому износу последнего; при работе в услбвиях, временно ограничивающих или полностью исключающих забор воздуха из атмосферы и/или выброс в атмосферу ОГ.

Известна также силовая установка, принятая зэ прототип предложенного технического решения. Указанная силовая установка-прототип содер>кит тепловой .двигатель со штатными системами охлаждения. смазки, топливоподачи, пуска и остановэ двигателя, воздушный фильтр, глушитель, гидравлическую трансмиссию с гйдронасосом, кинемэтически связанным с

50 стемэ прокачки жидкого регенерирующего химического поглотителя.выполнена в виде замкнутого контура, включающего последовательно установленные емкость запаса поглотителя. подающий насос, нагнетающий патрубок которого снабжен на выходе вторым трехходовым краном, один выход которого подключен к жидкостной полости теплового эккумуляторэ. а второй выход связан с охладителем-нейтрализатором, в котором установлен регулятор уровня подвигэтелем гидрорасп разделителем бэком гидрожидкости с фильтром. охладителем гидрожидкости, гидравлическими исполнительными механизмами (гидроцилиндрами и гидромоторами), э также систему трубопроводов с запорными устройствами.

Основным недостатком прототипа является низкая надежность пуска двигателя и работы его в перечисленных выше экстремальных условиях, Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств силовой ус-: тановки.

Цель достигается благодаря тому, что установкэ снабжена тепловым эккумулятором, охладителем-нейтрализатором ОГ со встроенным отделителем капельной влаги, емкостью запасэ кислородэ с регулятором

его подачи, кислородным редуктором, системой прокачки жидкостного регенерируемого химического поглотителя. тремя трехходовыми кранами, зэпорными устройствами. смесителем и регулятором уровня поглотителя и рециркуляционным каналом, причем первое ззпорное устройство установлено в выпускном коллекторе и разделяет его на двэ учэсткэ. рециркуляционный канал подключен к первому участку выпускного коллектора до первого зэпорного устройства по ходу выпускаемых газов. подсоедйнен к смесителю и снэбжен отводным пэтрубком, в котором установлено запорное устройство и который подключен к входу глушителя. тепловой аккумулятор выполнен с газовой и жидкостной полостями и устэновлен газовой полостью в рециркуляционном канале между выпуск: ным коллектором и отводным пэтрубком, охладитель-нейтрализатор отработавших

40 газов устоновлен s рециркуляционном канале после отводного патрубка. первый трехх«одовои кран установлен в рециркуляционном кан*ле на входе в смеситель и сообщен с впускным каналом, смеситель установлен на входе во впускной трубопровод и сообщен каналом подачи кислорода с установлен fblMM в нем третьим запорным устройством и кислородным редуктором с емкостью запаса кислорода, сиr отителя и который выполнен с двумя труопроводами слива поглотителя, первый из оторых подключен к жидкостной полости еплового аккумулятора и связан с входом епаратора, выход которо о сообщен с перым входом третьего трехходового крана, а торой трубопровод слива поглотителя подлючен к охладителю-нейтрализатору и свяан с входом откачивающего насоса, выход оторого сообщен каналом, в котором устаовлен фильтр поглотителя, со вторым вхоом третьего трехходового крана, выход оследнего связан трубопроводом с устаовленным в нем охладителем поглотителя емкостью запаса поглотителя и нагнетаюий патрубок подающего насоса сообщен ерепускным каналом с установленным в ем четвертым запорным органом с выхоом третьего трехходового крана. При этом становка снабжена пневмогидроаккумуляором, подключенным к гидрораспределиелю, и гидронасос выполнен в виде братимой гидромашины.

Сущность изобретения поясняется ринципиальной схемой силовой установи. представленной на чертеже.

Силовая установка содержит тепловой вигатель 1, тепловой аккумулятор 2 (наприер, на основе фазового перехода твердое вещество — жидкость), охладитель-нейтраизатор 3 отработавших газов (ОГ) контактного типа с встроенным сепаратором капельной влаги, смеситель 4, регулятор 5 подачи кислорода, кислородный редуктор 6, емкость 7с запасом газообразного кислорода, При этом следует заметить, что в качестве источника кислорода может быть использован жидкий кислород или твердый кислородосодержащий продукт, например

МаС10з. Силовая установка включает также насосы 8 и 9, фильтр жидкого регенерируемого химического поглотителя (РХП) 10 (в качестве РХП может быть использован водный раствор моноэтаноламина M3A), охладитель РХП 11 в виде рекуперативного теплообменника или радиатора, емкость 12 с запасом РХП, регулятор 13 уровня РХП в !, охладителе-нейтрализаторе 3, сепаратор, 14, воздушный фильтр 15, глушитель 16, обратимую регулируемую гидромашниу 17, кинематически связанную с валом двигате-! ля 1, которая может работать, как в режиме гидронасоса. так и в режиме гидромотора, гидрораспределител ь 18. и невмогидроаккумулятор 19, фильтр 20 гидрожидкости, охладитель 21 гидрожидкости в виде, например, рекуперативного теплообмонника или ра диатораа, емкость 22 для гидрожидкости, трехходовые запорные устройства 23, 24 и

25, запорные устройства 26, 27, 28 и 29. !

5

Силовая установка маи<пнь< для проведения аварийно-спасательн<ых работ может функционировать в нескольких режимах, Наибольший интерес представляют; режим пуска, режим работы по открыл ому циклу, режим работы по замкнутому циклу. режим регенерации РХП. режим работы с рециркуляцией ОГ по полузамкнутому циклу, режим работы по открытому циклу с кислородным обогащением всасываемого воздуха. режим перегрузки теплового двигателя, режим движения машины при отключенном тепловом двигателе.

Работа силовой установки на каждом из указанных режимов ссстоит в следующем.

1. Режим пуска. Раскрутка вала теплового двигателя, например дизеля 1. в режиме нормального технологического пуска осуществляется штатной системой (стартером от аккумуляторной батареи, сжатым возду хом и т.п.). В случае выхода ее из строя и и в условиях низких темпер :тур, когда мкость аккумуляторной. батареи резко и. дает, возможен пуск двигателя от пневмогидроаккумулятора 19. При этом гидрораспределитель 18 по команде от оператора обеспе:ивает подачу гидрожид .ости под высокил:. цавлением из пневл огидроаккумулятора 19 на регулируе<лую обратимую гидромашину 17, работающую в этом случае в качестве гидромотора Г дромашина 17 раскручивает вал двигат,яя 1, обеспечивая его пуск. Отработавшая, и рожидкость сливается в емкость 22, При наличии свобсдного забора воздуха из атмосферы и выг уска ОГ в атмосферу пуск установки обесп чивается следующим образом, Запорные устроь ства 27 и 29 закрыты, запорное устройство 25 открыто, трехходовсе запорное устройство 25 обеспечивает сообщение BcacblaaloL åé системы двигателя через смеситель 4 и воздушный фильтр

15 с а мосферой, В;ачестве рабочего тела двига,еля при гуске с полной изоляцией газоьоздушных трактов от атмосферы используются о:,лажденные, очищенные и нейтрализованные от СОг ОГ. обогащенные кислородом в смесителе 4. Обеспечивается пульт установки по замкнутому циклу, 2. Режим работы по открытому циклу, В этом случае забор воздуха осуществляется из атмосферы, а ОГ выбрасывакпся в окружающую среду. Забор воздуха осуществляется через воздушный фильтр 15, трехходовое запорное устройства 25 и смеситель 4. При этом запорное устройство 29 закрыто, а выброс отработавших газов происходит либо через запорное устройство 26 и глушитель 16, либо через -«по<<-;<:н аккуму1793087 лятор 2, запорное устройство 27 и глушитель 16. Подача ОГ через тепловой аккумулятор 2 выполняется лишь тогда, когда осуществляется режим регенерации РХП.

Двигатель 1 работает нэ привод регулируе- 5 мой гидромашины 17. функционирующей в режиме гидронасоса. Гидрожидкость из емкости 22 посредством гидромашины 17 через гидрораспределитель 18 подается к гидравлическим исполнительным механиз- 10 мам, управляющим ходовой частью (моторколесами) и рабочими орудиями (бульдозерным отвалом, экскаваторной ло. патой, крановым оборудованием, компрессором, водяным насосом, 15 гидроинструментом и т.д.), входящими в состав машины для проведения аварийно-спасательных работ. Отработавшая гидрожидкость после гидравлических исполнительных механизмов через фильтр 20 20 и охладитель 21 сливается в емкость 22.

Одновременно (как правило при работе двигателя на частичных режимах) происходит подзарядка пневмогидроаккумулятора 19 посредством гидрораспределителя 18. 25

3. Режим работы по замкнутому циклу.

Работа двигателя в рассматриваемом режиме происходит при полной изоляции газовоздушных трактов от атмосферы, При этом высокотемпературные ОГ, образующиеся 30 при сгорании топлива в двигателе 1,направляются в тепловой аккумулятор 2, где происходит их охлаждение путем передачи энергии теплоаккумулирующему веществу (например, эвтектической смеси с темпера- 35 турой плавления 140 С. в составе: 63,9 мас., А!С!з, 5, f мас.% РеС!з и 31 мас.% NaCI), а затем в охладитель-нейтрализатор 3 контактного типа со встроенным сепаратором кап е л ь н о и в л а г и . В 40 охлэдителе-нейтрализаторе происходит комплексная обработка отработавших газов (окончательное охлаждение, очистка и удаление из них СОг) РХП, например, водным раствором МЭА, Нейтрализованные и ч5 очищенные ОГ через трехходовое запорное устройство 25 и смеситель 4, куда одновременно подается кислород из емкости 7(либо из сосуда с жидким кислородом, или из устройствадля получения кислорода иэтвердо- 50 го кислородосодержащего продукта), через редуктор 6, открытое запорное устройство

29 и регулятор 5, обеспечивающий поддержание требуемой концентрации кислорода в образующейся газовой смеси. которая из 55 смесителя 4 направляется во всасывающую систему двигателя t. РХП хранится в специал ьной секционной емкости 12. Во время работы установки РХП насосом 9 посредством трехходового запорного устройства 24 подается в охлэдитель-неитрализатор 3, в котором происходит охлаждение ОГ и поглощение содержащейся в них СО . Далее образовавшийся нагретый раствор откачивается насосом 8 через фильтр 10, регулятор

13 уровня, трехходовое устройство 23 и охладитель (радиатор) 11 в емкость 12. В фильтре 10 раствор очищается от механических включений (сажи, частиц окалины и т.д.) и смолистых веществ, Часть раствора через регулятор 13 перепускэется в охлэдительнейтралиэатор 3, в котором производится поддержание постоянного уровня РХП и интенсивное перемешивание раствора, что способствует повышению эффективности теплопередачи и химической абсорбции

СОг. В охладителе 11 раствор охлаждается до температуры. обеспечивающей его последующее использование. Многократная циркуляция РХП в жидкостном контуре возможна за счет того, что нэсосом 9 в охладитель-нейтралзатор 3 подается значительно больше раствора, чем требуется для нейтрализации ОГ. Поэтому в отработавшем растворе остается некоторое количество свободного РХП. Количество подаваемого

РХП в охладитель-нейтрализатор определяется условиями теплосьема.

Запасы РХП и кислорода определяются временем работы двигателя по замкнутому циклу. Для повторного использования РХП (после насыщения COz) предусмотрена его регенерация. Гидравлическая система (система привода гидравлических McnonHMTerbных механизмов) функционирует также, как в период работы двигателя по открытому циклу, 4. Режим регенерации РХП. Регенерация РХП производится в процессе работы установки по открытому циклу. При этом тоехходовое запорное устройство (ТЗУ) 24 переключается на подачу РХП из емкости 12 в тепловой аккумулятор 2. а ТЗУ 23 — нэ подачу из сепаратора 14 через охладитель

11 в емкость 12. Запорные устройства (ЗУ)

27, 28 и 29 закрыты, ЗУ 26 открыто, э ТЗУ 25 обеспечивает связь всасывающей системы двигателя 1 через смеситель 4 и воздушный фильтр 15 с атмосферой, Процесс регенерации осуществляется следующим образом.

РХП, насыщенный СОр, из емкости,9 через ТЗУ 24 подается в тепловой аккумулятор 2. э затем в сепаратор 14. где происходит отделение СО; от раствора. Далее газ выбрасывается в атмосферу. а раствор через ТЗУ 28 и охладитель 11 сливается в емкость 12. В случае, если теплоты аккумулятора 2 недостаточно для полной регенерации РХП, используется теплота ОГ

10 и т ч и р р д (и ц

29 сь по гл ди ли

C)Г ко бэ нл мо

ОГ ци ног

40 вигателя, работающего в режиме регенеации. Для этого открывается ЗУ 27 и закрыается ЗУ 26, Окончательное охлаждение

ХП после регенерации осуществляется за чет многократной циркуляции его через ох- 5 адитель 11 при открытом ЗУ 28 и закрытых ля потока РХП ТЗУ 23 и 24.

Частично регенерацию РХП можно прозводить при отключенном двигателе, используя для этого энергию, накопленную в 10 пневмогидроаккумуляторе 19. При этом едполагается, что привод насоса 9 и венлятора охладителя (оадиатора) 11 обеспеивается гидравлическими полнительными механизмами (ГИМ). В 15 жиме регенерации РХП не исключается бота ГИМ привода ходовой части и оруй машины.

5. Режим работы с рециркуляцией ОГ полузамкнутому циклу). 20

Работа установки по полузамкнутому клу осуществляется при открытых ЗУ 26 и . закрытых ЗУ 27 и 28 и разобщении всавэющей системы двигателя с атмосферой .редством ТЗУ25. Нейтрализация ОГ(по- 25 щение из них COz) может не произвоься, э жидкостной контур обеспечивает ь отвод тепла от рециркулируемой части . Поэтому в качестве рабочего тела в жидтном контуре может использоваться лю- 30 жидкость, в том числе вода и РХП, даже

ыщеннэя СО2.

Г1ри работе установки по рассматриваеу режиму часть высокотемпературных через открытое ЗУ 26 и глушитель 16 35 расывается в атмосферу, а другая (рекулируемая) часть после последовательохлаждения в тепловом аккумуляторе

Формула изобретения

1. Силовая установка машины, предназнэч нной преимущественно для аварийноВос тановительных и спасательных работ, сод ржащая тепловой двигатель, снабженный выпускным трубопроводом, подключенным к последнему своим входом глу ителя, и впускным трубопроводом, связэн ь м при помощи впускного канала с воздушным ильт ом, и ги ф дравлическую трэн миссию, включающую установленные последовательно бэк с жидкостью. подключенн и к нему гидронэсос, кинематически связ нный с выходным валом теплового двиг теля, гидрораспределитель, гидравлическ е исполнительные механизмы, жидкостно фильтр, и охладитель жидкости, 2 и охладителе-нейтрэлизэтор» 3 обогащается кислородом в смеси ле 4 и пода тся во всасывающую систему теплового двигателя. Выброс части ОГ в атмосферу. э также отсутствие процесса нейтрализации (химическая абсорбция сопровождается выделением теплоты) снижает тепловую нагрузку на охладитель 11. Работа системы привода

ГИМ соответствует режиму работы по открытому циклу (см. п.2).

6. Режим работы по открытому циклу с кислородным обогащением всасываемого воздуха.

Рассматриваемый режим может использоваться при работе установки при малом содержании кислорода в атмосфере (например, в зоне пожаров) и отличается от режима по открытому циклу (см.п.1) тем, что всасываемый из атмосферы воздух в смесителе 4 обогащается кислородом, поступающим из емкости 7 через редуктор 6, регулятор 5 и открытое ЗУ 29, 7. Режим перегрузки теплового двигателя. Этот режим может быть использован при выполнении энергоемких работ. В этом случае для привода ГИМ дополнительно используется энер нергия пневмогидроаккумулятора 19.

8, Режим движения, машины при отключенном (остановленном) тепловом двигателе. В случае отключения теплового двигателя вывод машины из опасной зпны осуществляется зэ счет энергии пневмогидроаккумулятора 19. При этом гидрожидкость из пневмогидроаккумулятора 19 под высоким давлением через гидрораспределитель 18 подается только нэ ГИМ, управляющие ходовой частью машины. образующие замкнутый контур циркуляции жидкости, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств. установка снабжена тепловым аккумулятором, охладителем-нейтрэлизатором отработавших газов с встроенным отделителем капельной влаги, емкостью запаса кислорода с регулятором его подачи, кислородным редуктором, системой прокачки жидкостного регенерируемого химического поглотителя, тремя трехходовыми кранами, запорнь;ми устройствами, смесителем и регулятором уровня поглотителя и рециркуляционным каналом, причем первое запорное устройство установлено в выпускном коллекторе и разделяет его на два у ясткэ, рециркуляционный канал подключен к

1793087

12 первому участку выпускного коллектора до .первого запорного устройства по ходу выпу.каемых газов, подсоединен к смесителю и снабжен отводным патрубком, в котором установлено второе запорное устройство и который подключен к входу глушителя, тепловой аккумулятор выполнен с газовой и жидкостной полостями и установлен газовой полостью в рециркуляционном канале между выпускным коллектором и отводным патрубком,охладитель-нейтрализаторотработавших газов установлен в рециркуляционном канале после отводного патрубка, первый трехходовой кран установлен в рециркуляционном канале на входе в смеситель и сообщен с впускным каналом, смеситель установлен на входе во впускной трубопровод и сообщен каналом подачи кислорода с установленными в нем третьим запорным устройством и кислородным редуктором, с емкостью запаса кислорода; система прокачки жидкого регенерирующего химического паглотителя выполнена в виде замкнутого контура, включающего последовательно установленные емкость запаса поглотителя, подающий насос. нагнетающий патрубок которого снабжен на выходе вторым трехходовым краном, один выход которого подключен к жидкостной полости теплового аккумулятора, а второй выход связан с охладителем-нейтрализатором, в котором установлен регулятор уровня поглотителя и который выполнен с двумя трубопроводами слива поглотителя, первый из которых подключен к жидкостной полости теплового аккумулятора и связан с входом сепаратора, выход которого сообщен с первым входом третьего трехходового крана, а второй трубопровод слива поглотителя подключен к охладителю-нейтрализатору и связан с входом откачивающего насоса, выход которого сообщен каналом, в котором установлен фильтр поглотителя, с вторым входом третьего трехходового крана, выход последнего связан трубопроводом с установленным в нем охладителем поглотителя, с емкостью запаса поглотителя, и нагнетающий патрубок подающего насоса сообщен перепускным каналом с установленным в нем четвертым запорным органом с выходом третьего трехходового крана.

2, Установка по п,1, отличающаяся тем, что она снабжена пневмогидроаккумулятором, подключенным к гидрораспределителю, и гидронасос выполнен в виде обратимой гидромашины.

Силовая установка машины Силовая установка машины Силовая установка машины Силовая установка машины Силовая установка машины Силовая установка машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить экономичность двигателя путем более полного использования тепла охлаждающей жидкости и отработавших газов, Агрегат 5 для преобразования давления паров низкокипящей жидкости в полезную работу выполнен в виде компрессора с приводом от паров низкокипящей жидкости

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению, в частности к энергетическим устройствам транспортных средств, и повышает эффективность системы отопления, долговечность и надежность системы нейтрализации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в выхлопных системах двигателя внутреннего сгорания, снабженных устройством для очистки отработавших газов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в выхлопных системах двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к пневматическим машинам, двигателям внутреннего сгорания, а также к другим энергетическим машинам, в которых выхлоп отработанного энергоносителя осуществляется в виде газообразных фракций
Наверх