Способ сборки многорядного болтового соединения деталей

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

11 1 (19) 5ц5 F 16 В 5/02

Г

В (Г ди со ст кле (2 (2 (4 (7 ст (7 (5 ги не ц

7.1 (5

Б (5 ед ря бо щи фи то но отв уси чен ес

СУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ДОМСТВО СССР

СПАТЕНТ СССР) ВТ0РСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

) 4930410/27 .

) 20.02.91

) 07,02.93. Бюл. РЬ 5

) Проектный институт "Днепропроектльконструкция"

И,И.Вишневский и Л.М.Рабер

Рекомендации и нормативы по технолопостановки болтов в монтажных соединиях металлоконструкций, M.;

ИИПСКГосстроя СССР, 1988, п.7 1, 3,7,27.

СПОСОБ СБОРКИ МНОГОРЯДНОГО

ЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

Использование: в.области болтового сонения конструкций, при сборке многоного болтового соединения конструкций

Изобретение относится к области соеения конструкций, а именно к болтовым динениям (стыки и узлы) элементов конукций зданий и сооружений.

В металлостроительстве при сборке товых соединений выполняют следуюоперации; совмещение отверстий и сация в проектном положении элемени деталей с помощью штифтов; постака болтов в свободные от штифтов рстия; затяжка поставленных болтов на ие, предусмотренное проектом; извлеие штифтов, постановка в освободившиотверстия болтов и затяжка их на ектное усилие, h

Известно, что пакеты болтовых или заочных соединений должны быть плотно различного назначения. Сущность изобретения; в часть отверстий пакета деталей устанавливают фиксирующие штифты, в часть

- стяжные болты а в оставшуюся частькрепежные болты. Количество стяжных болтов выбирают равным произведению удво-енного числа деталей пакета на отношение общего количества болтов готового соединения к пятидесяти. Стяжные болты разбивают на две группы. Одну группу располагают около штифтов, затяжку стяжных болтов до заданного усилия начинают с этой группы, а затем затягивают крепежные болты, выбивают штифты, устанавливают в эти отверстия крепежные болты и затягивают их, 2 ил. стянуты сборочными (стяжными) болтами, Преимущественно это относится к соединениям на высокопрочных болтах.

Однако в этом способе отсутствуют требования к размещению стяжных болтов, их количеству и последовательности затяжки.

При этом контроль плотности пакета оценивается с помощью пластинчатого щупа толщиной 0,3 мм. Такой подход приводит к тому, что плотная стяжка пакета осуществляется в несколько приемов, Причем щуп толщиной 0,3 мм в условиях монтажа конструкций нельзя считать технологичным инструментом, Кроме того, с помощью щупа можно контролировать плотнбсть пакета только по его кромкам, Плотность в середине пакета остается неизвестной. Поэтому

1793114 даже после такой стяжки возможно ослабление затянутых.в первую очередь болтов после затяжки последующих.

Наиболее близким техническим решением является способ сборки соединений, при котором после совмещения отверстий фиксируют собираемые детали с помощью штифтов, устанавливают болты, производят плотную стяжку пакета путем затяжки до заданного усилия части (15 — 20 ) постав. ленных болтов (стяжных), равномерно рас- пределенных по полю соединения с обязательным расположением стяжных болтов в непосредственной близости от штифтов, затем все поставлены болты, "5 вкл ачая стяжные повторно, затягивают на проектное усилие, штифты выбива от, отверстия заполняют болтами и затягивают их на проектное усилие.Известный способ имеет следующие не- 20 достатки, Не достигается однородность усилий в окончательно затянутых болтах, так как на однородность усилий оказывает существенное влияние последовательность затяжки 25 стя>кных болтов и их количество, Как показывает опыт, регламентированные 15 — 20 стя>кных болтов достаточны для пакетов с числом тел не более четырех при условии, что последовательность их затяжки не будет 30 случайной. Последнее технологическое требование не регламентировано. При большем числе тел в пакете регламентированное количество стяжных болтов оказывается не- достаточным независимо от последователь- 35 ности их затя>кки, Это связано с тем, что регламентированные условия не обеспечивают требуемую плотность пакет перед окончательной затяжкой всех болтов соединения. Обеспечение плотности пакета явля- 40 ется главным фактором, оказывающим влияние на однородность усилий в окончательно затянутых болтах, Поэтому, на практике, для достижения требуемой однородности усилий приходится выпал- 45 нять подтяжку всех болтов пакета несколько раз, чта нетехнологично, особенно при монтаже строительных стальных конструкций, связанном с большей высотой и труднодо. ступ н ыми местами. 50

Цель изобретения — упрощение сборки соединения.

Поставленная цель достигается тем, что количества стя>кных болтов выбирают равным пройзведению удвоенного числа дета- 55 лей пакета на о ношение общего количества болтов готового соединения к пятидесяти, делят йа две группы, около штифтов располагают одну из групп стяжных крепежных болтов, а затяжку стяжных крепежных болтов до заданного усилия начинают с упомянутой группы, На фиг,1 показано болтовое соединение в плане (болтовое поле); на. фиг.2 — разрез

А-А на фиг,1.

Соединение включает пакет, состоящий, например, из пяти деталей 1, в которых совмещены отверстия с помощью, например, трех штифтов 2, В совмещенные отверстия устанавливают болты, десять из которых являются стяжными, поскольку в рассматриваемом примере пакет состоит из пяти деталей, а количество болтов в готовом соединении равно пятидесяти..

Общее количество стяжных болтов 3 и 4, равное 10 шт„разделено на две группы, Около штифтов 2 располагают одну группу стяжных болтов 3, другую группу стяжных болтов 4 распределяют по полю соединения. Стяжные болты затягивают в следующей последовательности. Вначале выполняют затяжку болтов 3, поскольку ани расположены непосредственно у штифтов

2. После затяжки стяжных болтов 3 затягивают стяжные болты 4.

Если после обеспечения таким образом плотной стяжки пакета затянуть все болты соединения, та независимо от способа затяжки достигается однородность затяжки всех болтов за один прием, В случае, когда в болтовом поле готового соединения больше пятидесяти болтов, иоличество стяжных болтов должно быть увеличено пропорционально этому количеству. При этом во всех случаях сохраняется принцип назначения количества стяжных болтов, равного удвоенному числу деталей в собираемом пакете, в котором расположено не более пятидесяти болтов.

Например, при количестве деталей в пакете, равном 4, и числе болтов 200 количество стяжных болтов п составит

n = 2х4х — = 32 болта, 200

После плотной стяжки пакета се болты соединения, включая стяжные повторно, затягивают за один прием. Затем выбивают штифты из отверстий, устанавливают в них крепежные болты и затягивают их.

Таким образом, изобретение позволяет упростить сборку многорядного болтового соединения деталей, поскольку независимо от способа затяжки достигается однородность усилий в болтах за один прием.

1793114

А — А

Составитель В.Малахов

Техред M. Морге нтал Корректор Н.Бучок

Реда к го р

Заказ 489 . Тираж Подписное

В 1ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 10 1

I ,Формула изобретения

Способ сборки многорядного болтового сое инения деталей, включающий установку часть отверстий пакета соединяемых дет лей фиксирующих штифтов, в часть отвер тий — стяжных крепежных болтов с распол жением около штифтов, а в оставшуюся час ь отверстий — крепежных болтов, затяжку с яжных крепежных болтов до заданного уси ия с последующей затяжкой крепежных бол ов, выбивкой штифтов из отверстий, устан вкой в них крепежных болтов и их за2 э тяжкой, от л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения сборки соединения, количество стяжных болтов выбирают равным произведению удвоенного числа деталей пакета на

5 отношение общего количества болтов готового соединения к пятидесяти, делят его на две группы, около штифтов располагают одну из групп стяжных крепежных болтов, а затяжку стяжных крепежных болтов до за10 данного усилия начинают с упомянутой группы,

Способ сборки многорядного болтового соединения деталей Способ сборки многорядного болтового соединения деталей Способ сборки многорядного болтового соединения деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к рельсовым стыковым соединениям

Изобретение относится к болтовым соединениям деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, и может применяться в машиностроении, приборостроении и при изготовлении летательных аппаратов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в конструкции стыков рам газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для стыковки агрегатов, например центроплана и отъемной части крыла, фюзеляжа с килем, стыковки частей пилона между собой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединениях деталей, обладающих большой усталостной прочностью

Изобретение относится к области строительства, в частности к болтовым соединениям тонкостенных строительных элементов

Изобретение относится к узлам крепления фланца к корпусу транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при соединении крупногабаритных деталей, например направляющих балок механизма перемещения буровых установок кустового бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к крепежной системе, содержащей резьбовую крепежную деталь, имеющую признак преобладающего крутящего момента

Изобретение относится к авиационной технике, к устройствам крепления, а именно к замкам, используемым в разъемных соединениях и позволяющим снимать отдельные детали
Наверх