Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств

 

Использование: в транспортной светотехнике , а именно в методах и устройствах контроля регулировки и диагностики фар транспортных средств. Сущность: технический эффект достигается за счет выполнения опор 8 П-образного сечения с ложементом , выполненным на части их длины, снабженных дополнительными опорами 15, установленными в ложементе 13 на шарнирах 14 на сторонах, противоположных установке шарниров 7 крепления основных опор 8 к раме, а также за счет выполнения кронштейна системы ориентации 33 по меньшей мере из двух звеньев 31 и 34, соединенных между собой с помощью шарниров 35, при этом одно из звеньев 31 имеет ребра П-образного сечения и за счет выполнения конструкции направляющей 1 из двух одинаковых элементов 3 и 4 П-образного сечения с окном 5 в поперечной полке, соединенных между собой. 2 з.п. ф-лы, 17 ил. A-J7 rf fe

СОК)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 М 11/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ 4

О

Ф

ЬЭ

Ф

Ф (21) 4947704/07 (22) 27.05.91 (46) 07.02.93. Бюл. М 5 (76) Л.Г.Новаковский, А.С.Декаленков, Л,А.Новикова, А.M.Ðåýíèê, Ю.И.Давыдов и

А.А.Шокальский (56) 1. Авторское свидетельство СССР

hL 386658, кл. G 01 М 11/06, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР

N. 1431479, кл. G 01 M 11/06, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕ"

ГУЛИРОВКИ ФАР ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ (57) Использование: в транспортной светотехнике, а именно в методах и устройствах контроля регулировки и диагностики фар транспортных средств. Сущность: техниче„„5U„„1794244 А3 ский эффект достигается за счет выполнения опор 8 П-образного сечения с ложементом, выполненным на части их длины, снабженных дополнительными опорами 15, установленными в ложементе 13 на шарнирах 14 на сторонах, противоположных установке шарниров 7 крепления основных опор 8 к раме, а также за счет выполнения кронштейна системы ориентации 33 по меньшей мере из двух звеньев 31 и 34, соединенных между собой с помощью шарниров 35, при этом одно из звеньев 31 имеет ребра П-образного сечения и за счет выполнения конструкции направляющей 1 из двух одинаковых элементов 3 и 4 П-образного сечения с окном 5 в поперечной полке, соединенных между собой. 2 з.п. ф-лы, 17 ил.

1794244

Изобретение относится к транспортной светотехнике, а более конкретно к устройствам, предназначенным для контроля регулировки фар транспортных средств в процессе эксплуатации. 5

Известно устройство для диагностики транспортных средств, содержащее направляющую, установленную нэ основании, и смонтированные на ней оптическую систему, состоящую из обьектива и экрана с конт- 10 рольной разметкой, и установленную на направляющей систему ориентации оптической системы относительно осей симметрии транспортного средства, включающую отражатель с визирным индексом, закрепленный шарнирно на кронштейне, смонтированном на направляющей. .Такая конструкция устройства для диагностики фар транспортных средств позволяет реализовать диагностику фар 20 . установленных на всех видах транспортных . средств s диапазонах высот (250...1200 мм) согласно ГОСТ 8769-75, однако имеет при этом значительные габариты и массу (700х700х1800 мм при массе 40 кг), что обус- 25 ловлено общей компоновкой устройства, в которой весь.диапазон высот перемещения оптической системы обеспечивается длиной направляющей.

Другим существенным недостатком, 30 также обусловленным общей компоновкой устройства, является крайне неудобное верхнее расположение элемента ориентации с визирным индексом, ограничивающее поле зрения оператора из-за увеличенного рас- 35 стояния от глаз до плоскости ориентирующего элемента, что приводит к потере точности при ориентации оптической системы в горизонтальной плоскости.

Перечисленные недостатки этого уст- 40 ройства, практически исключают его использование для оперативной проверки органами госавтоинспекции, а также владельцами частных транспортных средств.

Известно также устройство для контро- 45 ля регулировки фар транспортных средств, содержащее вертикальную направляющую, выполненную в виде рамы с пазами, шарнирно смонтированные на ней две опоры. установленную с возможностью перемеще- 50 ния в пазах рамы оптическую систему, состоящую из несущего основания с шарнирно закрепленными на нем объективом и экраном с горизонтальным и наклонным участками контрольной решетки и 55 систему ориентации. включающую элемент ориентации с визирным индексом, параллельным горизонтальному участку контрольной разметки, размещенным шарнирно на кронштейне, шарнирно установленном в верхней части рамы. При этом размеры опор и кронштейна системы ориентации не. превышают максимального габаритного размера рамы (2).

Очевидно, что реализация этой конструктивной компоновки прибора позволяет существенно уменьшить его габариты в транспортном состоянии 100х300х600 мм и способствовать расширению диапазона его использования.

Однако и в этом случае для реализации возможностей контроля регулировки фар во всем диапазоне высот их установки

250...1200 мм его габариты в собранном состоянии составят 100х300х800 мм, что из-за большой высоты, равной 800 мм, практически лишает его преимуществ портативного прибора, допустимые вертикальные габариты которого не должны превышать 600 мм.

Другим существенным недостатком такого конструктивного выполнения устройства, является ограниченная длина кронштейна системы ориентации, не превышающая в реальной конструкции прибора

400 мм, что в ряде случаев (например, предельная высота установки фар) исключает достижение приемлемой точности из-за относительно малого расстояния до кузова транспортного средства, вследствие чего затруднено визирование симметричных точек кузова широкого транспортного средства (грузовые автомобили), И, наконец, выполнение направляющей в виде рамы коробчатой формы, обеспечивающая точное перемещение в ней оправы объектива, существенно увеличивает себестоимость прибора, так как имеет достаточно сложную для механической и других видов обработки форму.

Целью изобретения является расширение диапазона использования при сохранении минимальных габаритов устройства, повышение точности ориентации и унификации элементов конструкции, Поставленная цель достигается тем, что в известном устройстве, содержащем вертикальную направляющую, выполненную в виде рамы с пазами, шарнирно смонтированные нэ ней две опоры, установленную в пазах рамы оптическую систему. состоящую из несущего основания с шарнирно закрепленными на нем объективом и экраном с горизонтальным и наклонным участками контрольной разметки и систему ориента- ции, включающую элемент ориентации с визирным индексом, параллельным горизонтальному участку контрольной разметки, размещенным шарнирно на кронштейне, шарнирно установленном в верхней части рамы, опоры выполнены П-образного сече1794244 ния с ложементом, выполненным на части проецирующей плоскостью; на фиг.14 — ceих длины и снабжены дополнительными чение шарнира и фиксатора основной опоопорами П-образного сечения, установлен- ры; на фиг,15 — сечение шарнира-фиксатора ными в ложементе шарнирно на сторонах, первого звена кронштейна системы ориенпротивоположных установке шарниров 5 тации вертикально-проецирующей плоскокрепления основных опор к раме, кроиш- . стью; на фиг.16 — фронтальный вид на тейн системы ориентации.выполнен по шарнир-фиксатор кронштейна системы меньшей мере из двух звеньев, шарнирно ориентации на раме; на фиг.17 — сечение соединенных между собой, при этом одно рамы горизонтально-проецирующей плоиз звеньев имеет ребра П-образного сече- 10 скостью. ния, а также тем, что рама выполнена из Устройство для контроля регулировки двух одинаковых элементов П-образного се- фар транспортных средств содержит вертичения с окном:в поперечной полке, соеди-. кальную направляющую 1, выполненную в ненных между собой. виде рамы с пазами 2, состоящую из двух

Предлагаемое устройство для контроля 15 соединенных между собой одинаковых элерегулировки фар транспортных средств за ментов 3 и 4 П-образного сечения с окном 5 счет введения дополнительных звеньев в в поперечной полке 6, смонтированные на опоры и кронштейн, при наличии.ложемен- раме йа шарнирах 7 две опоры 8, зафикситов их укладки в процессе приведения уст- . рованные на элементах 3 и 4 рамы с по. ройства в транспортное состояние, а также 20 мощью фиксаторов 9, поджатых упругим за счет выполнения рамы с продольным . элементом10вотверстия11или 12. Опоры разъемом из двух одинаковых элементов, 8 также имеют П-образйое сечение и ложесоединенных между собой, позволяет рас- менты 13, выполненные на части длины, с ширить диапазойы использования устрой- установленными в ложементах 13 на цилинства, при сохраненйи минимальных 25. дрических шарнирах 14 дополнительными габаритов, повысить его точность и унифи- опорами 15; при этом в верхней части опор цировать элементы конструкции.. 8 выполнены упоры 16 и замок 17. Кроме

На фиг.1 показан внешний вид устрой- того, устройство содержит установленную в ства при регулировке фар транспортных . пазах 2 рамы оптическую систему 18, состо-. средств, установленных s диапазоне высот 30 ящуюиз несущего основания 19сшарнирно

250...650 мм; на фиг.2-то же, вдиапазоне на цилиндрических шарнирах 20 и 21 завысот 580„.980 мм; на фиг.3 — измеритель- крепленными на нем объективом 22 и рамный экран;. на фиг.4 — устройство при pery-, кой 23 с подвижным относительно шкалы 24 лировке фар, установленных в диапазоне райки 23 экраном 25, снабженным горизонвысот 870„1270 мм; на фиг.5- устройство в 35 тальным 26 и наклонным 27- участками кон.. транспортном состоянии;. на фиг.6 — сече- . трольной разметки. На одном из элементов ние основной и дополнительной опор уст- рамы (например, 3) в верхней ее части шарройства в транспортном состоянйи нирнонаподпружийенныхупругимэлеменвертикально-проецирующей плоскостью, . том 28 шарнирах-фиксаторах 29 в пазах ЗО на фиг.7-сечение основной и дополнитель- 40 рамы 3 смонтированоодно звено31 кроншной опор в рабочем состоянии устройства тейна 32 системы орйентации 33, второе вертикально-проецирующей плоскостью;. звено 34 которого установлено на цилиндна фиг.8 — сечение горизоитальйо-проеци- рических:шарнирах 35 звена 31 и поджато к рующей плоскостью основной и дополни-- нему винтовой рукояткой 36, в верхней частельной опор устройства в транспортном 45 ти-звена 34на цилиндрическом шарнире 37 состоянии . на фиг.9 — сечение основной размещен элемент ориентации 38c визиропоры и элемента рамы устройства в. ° ным индексом 39, параллельным горизонтранспортном состоянии; на фиг.10 - тальному участку 26 контрольной разметки фронтальный вид на устройство (система экрана 25. При этом первое звено 31 ориентации) со снятыми опорами в транс- 50 кройштейна 32 системы ориентации ЗЗ портном состоянии; на фиг.11 — сечение го- имеет ребра й-образного сечения 40, 41, ризонтально-проецирующей плоскостью высота которых равна высоте ребер втозвеньев системы ориентации rio элементу. рого звена 34Ä . ориентации устройства в транспортном со- . Описываемое устройство работает слестоянии; на фиг.12 — сечение горизонталь- 55 дующйм образом, но-проецирующей плоскостью звеньев Устройство в транспортном состоянии системы ориентации устройства в транс- устанавлиеаатна рабочей йлощвдке возле портном состоянии; на фиг.13 — сеченив транспортного средства. для чего опоры 8 звеньев и элемента ориентации устройства поворачивают вокруг цилиндрических шаре транспортном состоянии вертикально- ниров 7, 8 случае проведения контроля све1794244

25

50

55 товых приборов (фар) установленных в диапазоне высот 250...650 мм фиксаторы 9 поджимаются упругим элементом 10 и входят в отверстия 11 боковых полок элементов рамы, Затем несущее основание 19 поворачивают в цилиндрических шарнирах 20 до упора. После этого поворачивают вокруг . шарниров 20 рамку 23 и устанавливают ее перпендикулярно относительно оптической оси объектива 22. Далее в зависимости от высоты установки фары (в пределах установленного диапазона) объектив 22 перемещают в пазах 2 направляющей 1 до высоты, при которой его центр совпадает с центром контролируемой фары, при этом подвижный экран 25 (см. фиг.2.3) с контрольной разметкой (26 и 27) также устанавливают на нормируемую высоту по шкале 24. Устройство устанавливают напротив контролируемой фары, нажимают на упругий элемент 28 шарниров-фиксаторов 29, освобождая его из пазов 30 и поворачивают вокруг них нижнее звено 31 кронштейна 32 системы ориентации 33, отпускают упругий элемент 28 шарниров-фиксаторов 29. фиксируя тем самым его в пазах 30 звена 31 кронштейна 32, устанавливая последний в выбранном положении, Затем поворачивают второе звено

34, установленное в ложементе первого звена 31, образованном П-образными ребрами

40 и 41 кронштейна 32 в цилиндрических шарнирах 35 в положение, при котором в элементе ориентации 38, развернутом в шарнире 37, будет удобно для оператора визироваться передняя часть кузова транспортного средства и фиксируется на звене

34 винтовой рукояткой 36. При этом наиболее целесообразно размещать элемент ориентации 38 под меньшим углом от вертикали к передней части кузова транспортного . средства. Далее, визируя в элементе ориентации 38, переднюю часть кузова транспортного средства, поворачивают устройство на опорах 16 до тех пор. пока симметричные точки кузова не будут визироваться (совпадать) на визирном индексе 39.

Включают контролируемую фару и по совпадению светотеневых границ ее светового пучка с контрольной разметкой 26 и 27 экрана 25 судят о величине разрегулировки фары, которую устраняют поворотом фары в ее корпусе в необходимых направлениях.

При контроле световых nðèáîðîâ, установленных в диапазоне высот 580...980 мм (см. фиг.2). фиксаторы 9,выводят из отверстий 11, поворачивают опоры 8 вокруг шарниров 7 до положения, при котором ось фиксаторов 9 устанавливается напротив отверстий 12 направляющей, освобождают упругий элемент 10 фиксаторов 9, выталкивающий последние в отверстия 12, чем соб ственно и обеспечивается фиксация опор 8 в направляющей 1. Далее проводятся операции, описанные ранее.

Для проведения контроля световых приборов, установленных в диапазоне высот 870...1270 мм (фиг,4) дополнительные опоры 15, установленные в ложементе 13 основных опор 8 поворачивают в шарнирах

14 до упоров 16, после чего повторяют все описанные ранее операции.

Для приведения устройства в транспортное состояние все операции осуществляют в обратном порядке: второе звено 34 кронштейна 32 системы ориентации 33 освобождают от зажима винтовой рукояткой 36 и укладывают в ложемент образованный ребрами 40, 41 с Il-образным сечением первого звена. 31, опускают в пазах 2 направляющей 1 объектив 22 оптической си- стемы 18. поворачивают на 90 рамку 23 с подвижным экраном 25, поворачивают на

90о несущее основание 19, освобождают цилиндрическими шарнирами-фиксаторами

29 первое звено 31 кронштейна 32 и опускают его до упора, фиксируя тем самым сложенную систему ориентации 33 вдоль направляющей 1, поворачивают дополнительные опоры 15 вокруг цилиндрических шарниров 14, укладывая их в ложемент 13 основных опор 8, освобождают фиксаторы 9 основных опор 8 и поворачивают их в шарнирах 7 до упора в направляющую 1, после чего фиксируют их между собой замком 17, приводя тем самым устройство в транспортное состояние или в состояние хранения, показанное на фиг,5, Таким образом, выполнение основных опор П-образного сечения с ложементом, выполненным на части их длины и установка в ложементе дополнительных опор шарнирно на сторонах, противоположных установке шарниров крепления основных опор к элементам рамы, а также выполнение кронштейна системы ориентации по меньшей мере из двух звеньев, шарнирно соединенных между собой, из которых одно звено имеет ребра П-образного сечения позволяет во-первых, за счет укладки отдельных элементов конструкции в ложементы других элементов обеспечить сохранение минимальных габаритов(100х300хб00 мм) прибора в СОСтОянии транСпортировки и хранения; во-вторых, за счет использования дополнительных опор обеспечить возможность проведения контроля регулировки фар, установленных в диапазоне 250...1200 мм, рекомендованном ГОСТ 8769-75, т.е, расширить диапазон использования устройства, по сравнению с базовым образцом

1794244

15 при сохранении минимального вертикального габарита устройства, обеспечивающего его высокие эргономические свойства; в-третьих, за счет выполнения двухзвенным шарнирно соединенным между собой кронштейна системы ориентации, возможно существенно уменьшить угол между вертикальной плоскостью, проходящей через симметричные точки кузова транспортного средства, и положением визирного индекса системы ориентации, что в свою очередь позволяет существенно увеличить

Формула изобретения

1. Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств, содержащее вертикальную направляющую, выполненную в виде рамы с пазами, шарнирно смонтированные на ней две опоры, установленную в пазах рамы оптическую систему, состоящую из несущего основания с шарнирно закрепленными на нем объективом и экраном с горизонтальным и наклонным участками контрольной разметки и систему ориентации с визирным индексом, размещенным шарнирно на кройштейне, шарнирно установленном в верхней части рамы. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью расширения диапазона использования при сохранении минимальных габаритов устройства, огюры выполнены П-образного сеточность ориентации в горизонтальной плоскости оптической системы устройства относительно направления движения транспортного средства.

5 Кроме того, выполнение вертикальной направляющей в виде рамы. состоящей и соединенных между собой двух одинаковых элементов П-образного сечения, позволяет добиться максимальной

10 унификации элементов конструкции, способствуя тем самым уменьшению затрат на его производство. чения с ложементом, выполненными на части их длины, и снабжены дополнительными

20 опорами П-образного сечения, установленными в ложементе шарнирно на сторонах, противоположных установке шарниров крепления основных опор к раме.

2. Устройство по п.1, о т л и.ч а ю щ е е25 с я тем, что, с целью повышения точности, кронштейн системы ориентации выполнен по меньшей мере из двух звеньев, шарнирно соединенных между собой, при этом одно из звеньев снабжено ребрами

30 f1-образного сечения.

3. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью унификации элементов конструкции. рама выполнена из двух одинаковых элементов П-образного сечения с

35 окном в поперечной полке, соединенных между собой.

1794244

1794244

1794244

11

1794241

43uzN

1794244

1794244

Л (I àÊî å р

>NJ10PC8)tgl

37 (яраюсларя люожею

Фиг 1б

g (рранслортное

ЮАФюАФЬФУф

Составитель А. Редник

Техред М.Моргентал Корректор А.Мотыль

Редактор Г. Федотов

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 532 Тираж Подписное

ВНИИПИ Гасударственного комитета по изобретениям и открытиям ври ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств

Изобретение относится к диагностике технического состояния транспортных средств, а именно к устройствам диагностики головных фар

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а именко к способам и устройствам, предназначенным для диагностики и регулирования фар транспортных средств

Изобретение относится к области, светотехники, а именно к способам диагностики световых приборов транспортных средств, и позволяет увеличить глубину диагностики .автомобильных световых приборов, так как позволяет определять падение напряжения в цепи светового прибора без проведения его измерения

Изобретение относится к автомобильной светотехнике и может быть использовано для контроля, регулировки и диагностики фар транспортных средств

Изобретение относится к области светотехники, а именно к устройствам для диагностирования светосигнальных приборов транспортных средств, и позволяет повысить достоверность диагностирования

Изобретение относится к области транспортной светотехники, а именно к методам и устройствам контроля и диагностики фар транспортных средств

Изобретение относится к области светотехники, в частности к контролю светотехнических характеристик световых приборов в процессе их эксплуатации и настройке, например, после соответствующих видов ремонта транспортного средства

Изобретение относится к области диагностики технического состояния транспортных средств и может быть использовано в автохозяйствах и на станциях технического обслуживания автомобилей для контроля и коррекции световых потоков фар
Наверх