Мотоневодник

 

Использование: в устройствах для лова рыбы закидными неводами на озерах и водохранилищах . Сущность изобретения: мото-неводник состоит из корпуса 1 плашкоутного типа, движителя 2, расположенного в носовой части корпуса, механизма выборки орудий лова с рабочими барабанами 4. Корпус в кормовой части выполнен с продольным наклонным желобом 6 и снабжен горизонтальным прижимным роликом 9, установленным за кормовым срезом желоба с возможностью перемещения перпендикулярно диаметральной плоскости корпуса, причем указанные рабочие барабаны смонтированы над желобом. Кроме этого , нище корпуса 1 в месте сопряжения с указанным желобом б выполнено с полукруглым вырезом, а желоб и механизм выборки орудий лова смещены относительно диаметральной плоскости корпуса. 3 з.п. флы, 5 ил.

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧ ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 63 8 35/14

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4814706/11 (22) 16.04.90 (46) 15.02.93. Бюл. (ч. 6 (71) Белорусское научно-производственное . обьединение рыбного хозяйства (72) В.Г.Синица (56) Петкевич А,Н. и др. Орудия промышленного рыболовства Сибири и Урала. Новосибирск, Западн.-Сиб. книжное иэд., 1972, с.

321-322.. (54) МОТОН ЕВОДНИК (57) Использование: в устройствах для лова рыбы закидными неводами на озерах и водохранилищах, Сущность изобретения: мотонеаодни к состоит из корпуса 1 плашкоутного типа, движителя 2, расположенного в носовой части корпуса, механизма выборки орудий лова с рабочими барабанами 4. Корпус в кормовой части выполнен с продольным наклонным желобом 6 и снабжен горизонтальным прижимным роликом

9, установленным за кормовым срезом желоба с возможностью перемещения перпендикулярно диаметральной плоскости корпуса, причем укаэанные рабочие барабаны смонтированы над желобом. Кроме этого, нище корпуса 1 в месте сопряжения с указанным желобом 6 выполнено с полукруглым вырезом, а желоб и механизм выборки орудий лова смещены относительно диаметральной плоскости корпуса. 3 з.п. флы,5 ил.

1794793

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а конкретно к устройст- вам для лова рыбы закидными неводами, и может быть использовано на озерах и водохранилищах, Известно устройство для замета .и выборки невода, содержащее продольный вырез в корме судна, барабаны лебедок и взаимоперпендикулярные ролы для невода.

В данной конструкции выборка проводника и стяжного троса осуществляется механизмами (лебедками), расположенными на палубе судна, само орудие лова (крылья невода) выбираются силовыми блоками, подвешенными на грузовых стрелах и специальных выстрелах, а формирователь жгута KpbllIB невода установлен а тралмейстерском мостике. Поэтому указанное устройство не может быть использовано для работы закидными неводами.

Крайне затруднена работа устройства на мелководных участках водоемов.

Известен мотоневодник, включающий плавсредство катамаранного типа с движителем и механизмами выборки орудий лова, расположенными по борам в кормовой части плавсредства.

Недостаток мотоневодника заключается в том, что при выборке орудий лова между жгутом крыла невода и дном водоема образовывается просвет, в который уходит рыба.

Кроме того, перед очередным эаметом невода необходима переборка и укладка одного из его крыльев. Все это уменьшает величину улова рыбы за притонение и снижает производительность труда рыбаков, Известен мотоневодник, содержащий корпус и механизм выборки орудий лова с рабочими барабанами.

Недостатком данной конструкции является то, что направляющие вертикальные ролики и горизонтальный рол установлены на кормовом транце корпуса и при выборке орудий лова между жгутом крыла невода и дном водоема образовывается просвет, равный высоте надводной части борта и глубине места притонения невода, в который уходит из обметанного пространства рыба. Это снижает уловистость неводов, Кроме того, при выборке невода в корпус плавсредства попадает вода, отжимаемая механизмами выборки орудий лова, а расположение их по диаметральной оси днища плавсредства затрудняет работу с орудиями лова.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик мотоневодника, Указанная цель достигается тем, что в мотоневодмике, содержащем корпус, и механизм выборки орудий лова с рабочими барабанами, корпус выполнен с продольным наклонным желобом и снабжен горизонтальным прижимным роликом, установленным за кормовым срезом желоба с возможностью перемещения перпендикулярно диаметральной плоскости корпуса, причем рабочие барабаны механизма выборки орудий лова смонтированы над желобом. Днище корпуса в месте сопряжения с указанным желобом выполнено с полукруглым вырезом, Кроме того, механизм выборки орудий лова и желоб сме10 щены относительно диаметральной плоскости корпуса, что высвобождает площадку и улучшает условия работы экипажа с орудиями лова.

Корпус мотоневодника выполнен в виде плашкоута и поэтому легко проходит мелководные

"5 береговые зоны водоема, имеет минимальную бортовую качку при "свежей" погоде, что повышает технику безопасности экипажа, На фиг.1 изображен вид сверху мотоневодника; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на

20 фиг,З вЂ” мотоневодник, вид слева; на фиг.4 и

5 — разрезы Б-Б (фиг.1) и В-В (фиг,2) соответственно.

Мотоневодник содержит корпус flJIBLU коутного типа 1; движитель 2, расположен- . ный с носовой части плавсредства, механизм выборки орудий лова, состоящий из привода 3, двух ведущих барабанов 4 и одного ведомого 5, продольный наклонный желоб 6, соединенный с днищем корпуса

30 полукруглым вырезом 7, вертикальный направляющий ролик 8 и горизонтальный прижимной ролик 9, установленные за кормовым срезом желоба 6. При этом горизонтальный прижимной ролик 9 вместе с корпусом подшипника 10 имеет возможность перемещаться по направляющим 11, на которых установлен стопорный винт 12.

Кроме того, плавсредства в кормовой части имеет наклонную площадку 13, герметиче40 ски соединенную с днищем 14 и транцем 15 корпуса, таким образом, образовавшаяся емкость создает дополнительную плавучесть B кормовой части мотоневодника.

Мотоневодник изготавливается право45 ro и левого исполнения и используется в паре со следующим образом.

На один мотоневодник набирают один урез, крыло и мотню невода, на другой— второе крыло и второй урез. Мотоневодники счаливают по корме и носу, выходят к месту замета, где их расчаливают, сбрасывают мотню эа корму и, когда она распрямится, расходясь в противоположные стороны, выметывают крылья невода и урезы по пери55 метру фигуры, близкой к окружности.

Крылья невода и урезы при замете свободно сходят по наклонной площадке 13.

Выметав крылья и урезы, мотоневодники сходятся в заранее определенном месте притонения невода, где становятся на якорь или

1794793 закрепляются за береговые предметы. Перед началом выборки невода мотоневодники счаливают в носовой части. Урезы соединения с крылом невода посредством уздечки, один конец которой крепится к нижней, а второй — к верхней подборе крыла.

Таким образом, уздечки (голые концы из каната) и урез являются как бы продолжением крыла невода и служат для охвата большей тони. Поэтому выборка невода начинается с выборки урезов, которые заводят под горизонтальный ролик 9 и желоб 6, и для предотвращения их проскальзывания на барабанах 4,5 наматывают их восьмеркой. Придерживая (с небольшим усилием) за ветв уреза, сходящую с верхнего барабана

4, и включив привод 3, осуществляется выборка уреза. При подходе крыла невода к мотоневоднику, с рабочих барабанов 4 и 5 снимается лишняя петля и остается полувосьмерка и продолжится выборка крыла.

Все зто происходит без остановки механизма выборки орудий лова, т,к. выборка урезов технологически идентична с выборкой крыла невода, Такая безостановочная выборка урезов и крыла невода способствует увеличению уловистости невода, так как любая остановка в процессе выборки снижает отпугивающий фактор крыла невода и часть рыбы уходит иэ зоны облова. При этом ролик 8 снижает силы трения урезов и крыла невода о борт желоба, что позволяет уменьшить износ их и одновременно выполняет функции направляющего.

Крыло невода, проходя через полукруглый вырез 7 и прижимаясь горизонтальным роликом 9, свисающей делью и подзорам перекрывает пространство между роликом и дном водоема и, тем самым, препятствует выходу рыбы из эоны олова, что резко повышает уловистость неводов. Горизонтальный

Формула изобретения

1. Мотоневодник, содержащий корпус и механизм выборки орудий лова с рабочими барабанами, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, корпус в кормовой части выполнен с продольным наклонным желобом и снабжен горизонтальным прижимным роликом, установленным за кормовым срезом желоба с возможностью перемещения перпендикул ярко диаметральной плоскости корпуса, причем упомянутые рабочие барабаны смонтированы над желобом.

40 прижимной ролик 9 и вертикальный направляющий 8, в сочетании с полукруглым вырезом 7, выполняют функции формирователя жгута крыла невода. При прохождении мокрого жгута крыла через рабочие барабаны 4, 5, расположенных нэд желобом 6, последними отжимается вода, которая стекает в желоб и уходит за борт, После схода жгута невода с верхнего рабочего барабана 4, последний распрямляется и укладывается "с рабором" на свободную площадку, полученную эа счет смещения желоба и механ7ризма выборки орудий лова относительно диаметральной плоскости корпуса, Закончив выборку крыльев, при подходе мотни невода к мотоневодникам, последние счаливаются в кормовой части и отключается привод механизма выборки 3.

После чего, отвернув стопорный винт 12, перемещают горизонтальный ролик 9 вместе с подшипником 10 по направляющим 11, вынимают крыло невода из желоба 6. Оставшуюся часть крыльев (привода) и мотня невода выбирается и подсушивается рыбаками вручную, Улов рыбы выливается в ящики и размещается в передней части плавсредства эа приводом 3 механизма выборки орудий лова, При больших уловах, последний выливается в подьездную лодку.

После выливки улова рыбы оставшаяся часть приводов и мотня невода распрямляются и укладываются на одном из мотоневодников. Невод готов к очередному замету.

Необходимо заметить, что при очередном замете на ходу по наклонной площадке

13 сходит за борт крыло невода и делью уносит (выгребает) большую часть в оды, которая стекла с уложенного "разбором" мокрого крыла.

2. Мотоневодник по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что днище корпуса в месте сопряжения с указанным желобом выполнено с полукруглым вырезом.

3. Мотоневодник по пп. 1 и 2, о т л и ч аю шийся тем, что механизм выборки орудий лова и желоб смещены относительно диаметральной плоскости корпуса.

4. Мотоневодник по пп. 1-3, о тл и ч а юшийся тем, что корпус выполнен плашкоутного типа.

3794793

1794793

В

Фиг, 5 б-б

Фл f

Составитель В.Синица

Техред М.Моргентал Корректор А.Козориз

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ ЗЯ9 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Мотоневодник Мотоневодник Мотоневодник Мотоневодник Мотоневодник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и может быть применено на двухкорпусных судах - кальмароловах

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции центрального резервуара (1) для выборки, например для рыболовного судна

Судно // 1799808

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим придание амфибийным гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей

Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования судов неограниченного океанского плавания, способных к автономному и всепогодному ведению рыбных промыслов на большом удалении от портов в штормовых и ледовых широтах дальневосточных морей России и в северо-западной части Тихого океана. Предложено рыболовное судно с относительно большой осадкой, заостренными носовыми ватерлиниями и заваленным форштевнем, имеющее крейсерскую корму со слипом для пропуска трала и бортовые карманы для походного хранения и технического обслуживания траловых досок на кормовой палубе непосредственно за ваерными лебедками. Рыболовное судно имеет форму корпуса с гидродинамической компенсацией бортовой и килевой качки в условиях интенсивного морского волнения на глубокой воде с укрытой от ветров кормовой траловой палубой и размещением швартовных, якорных и грузовых устройств в носовой части судна в сплошной обогреваемой надстройке, укрывающей палубную команду от заливания при встрече с гребнями крупных штормовых волн и предотвращающей накопление больших масс льда в условиях интенсивного обледенения. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик судна, повышении безопасности плавания в штормовых и ледовых широтах. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова, и может быть использовано при проектировании и строительстве рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих судов. Предложено рыбопромысловое судно, выполненное в виде однокорпусного многопалубного судна, подводная часть которого имеет «камбалообразную» форму понтонного типа, и оборудованное пропульсивным комплексом. Жилая надстройка на верхней палубе смещена в нос, образуя открытую промысловую палубу. Носовая оконечность подводной части выполнена с бульбообразной наделкой овальной в поперечном сечении формы. Соотношение длины к ширине подводной части находится в пределах от 1,5 до 2,6. Пропульсивный комплекс выполнен в виде двух поворотных винторулевых колонок, расположенных в кормовой части корпуса, и поворотно-опускаемой винторулевой колонки в носовой части корпуса. Технический результат заключается в улучшении технико-эксплуатационных характеристик рыбопромыслового судна, увеличении времени использования судна в районе промысла в течение календарного года, увеличении вместимости грузовых трюмов и площади помещений технологического рыбоперерабатывающего комплекса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса эксплуатации рыбопромыслового судна в тяжелых ледовых условиях. Предложено рыбопромысловое судно ледового плавания, включающее корпус с ледовыми обводами и ледовым усилением, размещенные в отсеках балластные цистерны с балластной системой и двигательно-движительный комплекс, причем носовая оконечность корпуса имеет форму бульба, содержащего в своей верхней части ребро, образованное в диаметральной плоскости и имеющее уклон вперед к плоскости ватерлинии, при этом судно дополнено водоналивными цистернами, размещенными в кормовой части корпуса судна в отсеках, расположенных кормовее размещения его штатных балластных цистерн. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации судна за счет улучшенной его ледопроходимости. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх