Система обеспечения взрывобезопасности отсека бака криогенного топлива

 

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам обеспечения взрывобезопасности отсека бака криогенного топлива. Целью изобретения является повышение безопасности отсека путем обеспечения взрывобезопасной концентрации дренажного сброса топлива в атмосферу. Система включает в себя отсек 1, содержащий бак 2 с криогенной жидкостью, распределительный коллектор 3, который через запорные краны 4 и 5, связанные с блоком управления 6, соединен трубопроводом вентиляции 7 с источником воздуха 8 и трубопроводом 9 - с источником инертного газа 10. Датчики замера паров криогенного топлива 11 и концентрации кислорода 12 подают сигналы в блок управления 6. К отсеку 1 подключен трубопровод сброса 13 продувочного газа с перекрывной заслонкой 14, а баку подведена линия дренажа 15. В систему введена дополнительная магистраль 16 с запорным клапаном 17, одним концом подсоединенная к трубопроводу вентиляции 7 перед запорным краном 4, а другим - к трубопроводу сброса 13 за перекрывной заслонкой 14. При этом линия дренажа 15 также соединена с трубопроводом сброса 13 за перекрывной заслонкой 14, а клапан 17 электрически связан с блоком управления 6. 1 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано на летательных аппаратах для защиты отсеков, содержащих горючие криогенные жидкости и их пары. Известна система обеспечения взрывобезопасности отсека бака криогенного топлива, содержащая устройства вентиляции и подачи инертного газа с запорными кранами, распределительный коллектор, трубопровод сброса продувочного газа с перекрывной заслонкой, блок управления и линию дренажа бака. Такая система имеет большие запасы инертного газа ввиду необходимости постоянно подпитывать отсек для компенсации утечек. С увеличением размеров отсеков необходимый запас инертного газа увеличивается настолько, что реализация такого способа защиты становится затруднительной, а в ряде случае и невозможной. Цель изобретения обеспечение взрывобезопасной концентрации дренажного сброса топлива в атмосферу, используя устройство вентиляции, при сохранении запасов инертного газа на борту летательного аппарата. Для этого система, включающая отсек с баком криогенного топлива, содержащая устройства вентиляции и подачи инертного газа с запорными кранами, распределительный коллектор, трубопровод сброса продувочного газа с перекрывной заслонкой, блок управления и линию дренажа бака, снабжена дополнительной магистралью с запорным клапаном, соединенной с устройством вентиляции перед запорным краном, и с трубопроводом сброса за перекрывной заслонкой, при этом линия дренажа бака также соединена с трубопроводом сброса за перекрывной заслонкой, причем запорный клапан дополнительной магистрали электрически связан с блоком управления. На чертеже изображена принципиальная схема системы обеспечения взрывобезопасности отсека бака криогенного топлива. В отсеке 1, содержащем бак 2 с криогенной жидкостью, распределительный коллектор 3, который через запорные краны 4 и 5, связанные электрически с блоком управления 6, соединен трубопроводом вентиляции 7 с источником воздуха 8 и трубопроводом 9 с бортовым запасом инертного газа 10, датчики замера паров криогенного топлива 11 и концентрации кислорода 12, сигналы которых поступают в блок управления 6, трубопровод сброса продувочного газа 13 с перекрывной заслонкой 14 и линию дренажа бака 15, устанавливается дополнительная магистраль 16 с запорным клапаном 17, одним концом подсоединенная к трубопроводу вентиляции 7 перед запорным краном 4, а другим к трубопроводу сброса 13 за перекрывной заслонкой 14, при этом линия дренажа бака 15 также соединена с трубопроводом сброса 13 за перекрывной заслонкой 14, а клапан 17 электрически связан с блоком управления 6. Система работает следующим образом. По линии дренажа бака 15 осуществляется сброс дренажных паров криогенного топлива. Далее они поступают в трубопровод сброса продувочного газа 13, где вентиляционным воздухом, продувающим отсек, разбавляются до взрывобезопасной концентрации и удаляются в атмосферу, при этом перекрывная заслонка 14 открыта. Если регламентированные утечки паров топлива в отсеке 1 превышают критический уровень, при котором концентрация паров топлива в отсеке становится взрывоопасной (аварийная ситуация), по сигналу датчика 11 в отсек осуществляется подача инертного газа. При этом закрывается запорный кран 4 и открывается кран 5. Продувка отсека инертным газом происходит до тех пор, пока концентрация паров топлива в отсеке не достигнет безопасного предела. В этом режиме безопасность дренажного сброса обеспечивается нейтральной средой инертного газа, в которую попадают дренажные пары топлива в трубопроводе сброса 13. При достижении безопасной концентрации регламентированных утечек в отсеке, что фиксируется датчиком концентрации кислорода 12, запорный кран 5 закрывается и подача инертного газа в отсек прекращается. При этом закрывается перекрывная заслонка 14. По получении сигнала о закрытии перекрывной заслонки блок управления 6 выдает сигнал на открытие запорного клапана 17, и воздух через дополнительную магистраль 16 перепускается в трубопровод сброса продувочного газа 13 за перекрывной заслонкой. Таким образом, используя известные устройства вентиляции и подачи инертного газа в отсеке с криогенным баком и добавив к ним дополнительно магистраль с запорным клапаном, можно обеспечить безопасный сброс дренажного топлива в атмосферу на всех режимах работы этих устройств, предусмотренных системой обеспечения взрывобезопасности отсека бака криогенного топлива, не расходуя при этом бортовых запасов инертного газа. Такая система дренажного сброса позволяет значительно повысить эффективность защиты отсека и всего летательного аппарата.

Формула изобретения

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ ОТСЕКА БАКА КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА, содержащая устройства вентиляции и подачи инертного газа с запорными кранами, распределительный коллектор, трубопровод сброса продувочного газа с перекрывной заслонкой, блок управления и линию дренажа бака, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности отсека путем обеспечения взрывобезопасной концентрации дренажного сброса топлива в атмосферу, она снабжена дополнительной магистралью с запорным клапаном, соединенной с устройством вентиляции перед запорным клапаном и с трубопроводом сброса за перекрывной заслонкой, причем линия дренажа бака также соединена с трубопроводом сброса за перекрывной заслонкой, а запорный клапан дополнительной магистрали связан с блоком управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защитного заземления подвижных объектов, например в системе самолеттопливозаправщик Цель изобретения расширение функциональных возможно стей и повышение надежности устройства Устройство для контроля целостности цепи защитнорго заземления системы самолеттопливозаправщик содержит включенные в цепь защитного заземления источник оперативного тока 1 и датчик оперативного сигнала 2, к выходу которого подключен реагирующий орган 3

Изобретение относится к системам наддува нейтральным газом топливных баков самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным системам летательных аппаратов, и касается устройств пламепреграждения в системах дренажа топливных баков летательных аппаратов, а также может быть использовано на трубопроводах в нефтяной промышленности

Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к области оборудования летательных аппаратов

Изобретение относится к авиации и касается создания систем для разделения воздуха на азот и кислород с распределением их для использования в летательных аппаратах

Изобретение относится к оборудованию топливных систем летательных аппаратов

Изобретение относится к области защиты оборудования летательных аппаратов от электрических разрядов, вызванных молнией

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к системе наддува топливных баков нейтральным газом, обеспечивающим создание взрывоопасной среды в надтопливном пространстве баков

Изобретение относится к устройствам предотвращения проливов агрессивных, ядовитых и токсичных жидкостей и может быть использовано в системах защиты топливных баков воздушных и космических аппаратов
Наверх