Подшипник скольжения

 

Использование: тяжелонагруженные опоры скольжения. Сущность изобретения: подшипник скольжения содержит внутреннее и наружное кольца с эквидистантными криволинейными опорными поверхностями однонаправленной кривизны в виде полуокружностей или полуэллипсов. Между кольцами размещен слой эластичного антифрикционного покрытия, Конструкция подшипника повышает долговечность покрытия при сохранении грузоподъемности за счет разгрузки периферийных участков покрытия от радиальной нагрузки. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4840154/27 (22) 19.06.90 (46) 23.02.93. Бюл. Q 7 (71) Конструкторское бюро химавтоматики (72) Ю.Н,Оддакас и С.В.грицаенко (56) Авторское свидетельство СССР

М 1314158, кл, F 16 С 23/04, 1984, (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: тяжелонагруженные опоры скольжения. Сущность изобретения:

Изобретение относится к машинострое нию, а именно к подшипникам скольжения с эластичным антифрикционным покрытием, и может быть использовано, в частности, в опорах машин, в которых требуется передача повышенных нагрузок при.недостатке или отсутствии смазки.

Наиболее известны цилиндрические подшипники скольжения, содержащие жесткий корпус с цилиндрическим гнездом, установленный в нем вал и слой эластичного антифрикционного покрытия в виде сплошной втулки, запрессованной в жесткое гнездо корпуса или обоймы.

Известны также цилиндрические подшипники скольжения, содержащие жесткий корпус с цилиндрическим гнездом, установленный а нем вал и слой эластичного антифрикционного покрытия, нанесенного на одну из опорных поверхностей (чаще корпуса).

В известных подшипниках скольжения антифрикционное покрытие, как правило, стремятся сделать как можно тоньше. Чем оно тоньше, тем выше его несущая способность. Работоспособность известных подшипников в значительной степени зависит

Я2 1796782 А1 (ч)5 F 16 С 23/00, 23/02, 23/04 подшипник скольжения содержит внутреннее и наружное кольца с эквидистантными криволинейными опорными поверхностями однонаправленной кривизны в виде полуокружностей или полуэллипсов. Между кольцами размещен слой эластичного антифрикционного покрытия, Конструкция подшипника повышает долговечность покрытия при сохранении грузоподъемности за счет разгрузки периферийных участков покрытия от радиальной нагрузки, 4 ил. от равномерности распределения воздействующей нагрузки вдоль оси подшипника.

При этом необходимо. отметить, что все термопласты, чаще всего используемые в качестве составных частей эластичных антифрикционных покрытий (полиамиды, фторопласты и т.п.}, обладают специфическим качеством — холодной текучестью. Это качество проявляется в том, что под действием длительно приложенной высокой нагрузки термопласты "текут", т.е, продолжают медленно деформироваться после приложения нагрузки, Следовательно, в известных подшипниках, даже при равномерном распределении воздействующей нагрузки вдоль их . осей, периферийные участки нагруженной части антифрикционного покрытия испытывают двойную нагрузку — радиальную, как и центральная часть покрытия, и продольную (вдоль оси подшипника) от сдавленной "текущей центральной части, что приводит к увеличению "вытекания" самих периферийных участков покрытия из пространства между опорными поверхностями корпуса (втулки) при повышенной нагрузке, к выдавливанию покрытия через торцы подшипни1796782 ка наружу, к его значительному износу и вала (кольца) ограничена центральным уг..недолговечности. Кроме этого, в реальной лом 90, вне которой покрытие практичеконструкции неизбежен перекос вала по ски не воспринимает внешнюю радиальную .конструктивным или технОлогическим при- нагрузку. чинам, что приводит к еще большей концен- 5 Зона контакта известного подшипника трации напряжений на периферийных менее 90 и, следовательно, периферийные участках, еще большему износу и недолго- "запорные" участка покрытия не рззгруже-. вечности. "...,-.: — ..., . ны от внешней радиальной нагрузки и несут

Известны многослойные вкладыши под- указанную ранее "двойную" нагрузку. .шипника скольжения, состоящие из жесткой "0 При этом"из-за того, что покрытие в этом обоймы (корпуса) и эластичного антифрикци- . подшйпнике на всех участках одинаковой

:онного слоя:, нанесенного íà его внутреннюю толщины, а опорные поверхности не эквирифленую поверхноСть; а также применение дистантны, периферийные "запорные" участв подшипниках скольжения различного рада ки покрытия (даже без приложения внешней . краевых запорных элементов или закрепле- 15 нагрузки и перекосов) изначально поджаты, ние ("заформовка") покрытия в корпусе. увеличивая неравномерность распределеВ связи стем, чтоэластичноеантифрик- ния удельного давления на покрытие от ционное покрытие ведет себя под нагрузкой внешней нагрузки. Если при этом и создаетподобно жидкоСти (т.е; течет из зоны с вы- ся некий благоприятный режим для центсокой нагрузкой в зонусмалой), периферий- >0 ральной части покрытия, то периферийные ные участки покрытия. в укаэанных "зэпорные" участки покрытия испытывают конструкциях испытывают двойную нагруз- . здесь даже большую нагрузку; чем такие же ку — сугубо радиальную от внешней нагруз- участки в подшипниках скольжения с.экви ки и продольную от сдавленной "текущей" дистантными поверхностями и эластичным центральной части — выдавливаются через 2б антифрикционным покрытием между ними. торцы подшипника и подвергаются значи- Целью изобретения является: повышетельному износу,. - " . ние. долговечности покрытия при сохранеУказанные многочисленные способы нии грузоподъемности подшипника за счет скрепления эластичного антифрикционного разгрузки периферийных участков покры покрытия с обоймой (корпусом) и использо- З0 тия от внешней радиальной нагрузки. вание различного рода периферийных за- Укаэанная цель достигается тем, что в порных элементов не.устраняют основного . известном подшипнике скольжения,содер- недостэтка двойной нагрузки на перифе- жзщем внутреннее и наружное кольца с кририйные участки покрытия (или периферий- волинейными ..опорными поверхностями нйе запорные элементы), э следовательно, З5 однонаправленной кривизны, а также слой требуют либо сйижения грузоподъемности эластичного антифрикционного покрытия, . подшипника, либо снйжают долговечность . расположенный между ними, согласно покрытия (или запорных элементов). предлагаемому изобретению опорные поверНаиболее близким к предлагаемому ус- хности колец выполнены эквидистантными l4 тройству является подшипник скольжения, 40 с поперечным сечением в виде полуокружносодержащий внутренйееи наружное кольца стей или полуэллипсов. с криволинейными опорными поверхностя- В этом случае периферийные участки

-ми однонаправленной кривизны, а также покрытия расположены параллельно линии слойэластичногоантифрикцйонногопокры- действия внешней радиальной нагрузки тия, расположенный между ними. ""5 (центрзльный угол 180 ) и даже теоретичеВ укаэанном подшипйике одйа из ски не могут ее воспринимать. опорныхкриволинейныхповерхностейвы- Повышенную радиальную нагрузку, полнена сферической, другая — тороидаль- воздействующую на подшипник, восприниной формы. За счет различия форм опорных мает только центральный участок покрытия поверхйостей при Одинаковой толщине 50 (центральный угол 90 ), а периферийные . эластичного антифрикционного покрытия пе- участки покрытия испытывают лишь одириферийные участки покрытия сжаты боль- нарную нагрузку от сдавленного "текущего" ше, чем центральная часть, являясь по центрального участка. существу "запорными" элементами для цен- Совокупность существенных признаков трэльной части покрытия. 55 предложенного устройства проявляет иные

Недостатком известного подшипника свойства в сравнении с известными решескольжения является следующее. ниями, заключающиеся в том, что периферийЗона контакта (зонз передачи нагрузки) ные участки эластичного знтифрикционного округлого эластичного вкладыша (покрытия) покрытия, расположенного между эквиди- . и жесткой округлой опорной поверхности стзнтными опорными криволинейными по1796782 35 б что, с целью повышения долговечности покрытия при сохранении трузоподъемности

40 подшипника за счет разгрузки периферийных участков покрытия от радиальной нагрузки,: опорные поверхности выполнены зквидистантными и с поперечным сечением в виде полуокружйостей или полуэллипсов.

Формула изобретения. Подшипник скольжения, содержащий внутреннее и наружное кольца.с криволинейнымии опорными поверхностями однонаправленной кривизны, а также слой эластичного антифрикционного покрытия, расгюложенный между ними, отличающийся тем;

5 .. 6 верхностями, испытывают лишь одинарную кольцо 1, наружное кольцо 2, а также распонагрузку от сдавленного "текущего" цент- ложенный между их эквидистантными опоррального участка, воспринимающего воз- ными поверхностями А и Б слой эластичного действующую на подшипник нагрузку, вйтифрикционного покрытия 3. Опорные благодаря чему повышается долговечность 5 поверхности А и Б внутреннега и наружного. покрытия и подшипника в целом.: колец выполненытороидвльнойформы споТакимобразом,предложенноетехнйче- перечным сечением:в виде полуокружноское решение соответствует критерию "су- . сто или. полуэллипсов однонайравленной щественные отличия". .: .." кривизны. Эластичйое антифрикционно6

На фиг. 1 изображен предложенный 10 покрытие 3 скреплено с одной из опорных подшипник скольжения; на фиг. 2 — схема поверхностей, распределения вдоль оси подшипника воз-: . Подшипник скольжения работает сл4действующей на него радиальной нагрузки; дующим образом. на фиг. 3 и 4 — варианты выполнения пред- Центральный участок ГД эластичного, ложенного подшипника скольжения, где 15 -покрйтия 3, ограниченный центральным yt-: лом .«900, воспринимает повышенную ра1-внутреннее кольцо; -:диальную нагрузку,"воздействующую на

2 — наружное кольцо; подшйпнйк..Линия действия йагрузки ука3-слойэластичногоантифрикционного. зана стрелкой. Периферийные запорные покрытия;, 20 участки ВГ, ДЕ эластичного покрытия 3

А — опорная поверхность внутреннего .практически не воспринимают радиальную. кольца; . нагрузку и являются своеобрвзнйм тормо-. . Б — опорная поверхность наружного коль- эом.для сдавленного цемтрального участка ца;, .. - ГД, проявляющего себя при повышенйых .

ВГ,ДЕ-периферийные участкипокры- 25 нагрузках подобно жидкости, по которой тия; ... плавает опорная поверхность, не скрепленГД вЂ” центральный участок покрытия, вос- ная с покрытием. принимающий повышенную радиальную на- Применение предложенного устройст- . груэку. ва по сравнениюс известным позволит повы8 предлагаемом подшипнике скольже- 30 сить долговечность пекрытия и подшйпнйка ния (см. фиг. 1 — 4) содержатся внутрейнее в целом.

1796782 фое 2.1796782

1796782

Составитель С.Грицаенко

Редактор M.Êóçíåöoâà Техред М.Моргентал Корректор Т,Палий

Заказ 637 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина. 101

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпинделях металлорежущих станков Цель изобретения - повышение точности и надежности контроля нагрузки на шпиндель Многоклиновый самоустанавливающийся подшипник содержит корпус 1, шпиндель 5, самоустанавливающиеся вкладыши 2 смонтированные на упругом элементе 3 В голо4 вке упругого элемента закреплен шток 6, опорная поверхность которого связана с преобразователем На упругом элементе 3 выполнена шейка, смещенная относительно его оси

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиальным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами

Изобретение относится к самоустанавливающимся подшипникам скольжения (СПС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для подвижного соединения двух звеньев какого-либо технического устройства

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совёршаю .щих качательное и вращательное движение

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области станкостроения и может быть истользовано в опорах скольжения с автоматическим регулированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения жесткости деталей типа валов, осей, стержней и балок, для которых определяющим критерием работоспособности является жесткость

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в газовых криогенных и приборных передачах
Наверх