Упругая муфта и способ ее сборки

 

Использование: машиностроение, для соединения валов машин и механизмом с радиальными и угловыми смещениями. Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты 1 и 2. связанные упругой резинокордной оболочкой 3. Наружная поверхность каждой полумуфты выполнена с коническим срединным участком и сферическим yMact- крм со стороны внутреннего торца. Сферический участок поверхности полумуфты выполнен с увеличивающимся в сторону на

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ .ВИДЕТЕЛЬСТВУ

®9 . 2g 2ЮО 2Я

1 (21) 4910851/27 (22) 12.02.91 (46) 23.02.93. Бюл. N. 7 (71) Гомельский конструкторско-технологический и экспериментальный институт По техническому перевооружению (72) Д.Т.Здоровенко (56) ГОСТ 20884-82. Муфты упругие с торообразной оболочкой.

Авторское свидетельство СССР

М 213480, кл. F 16 О 3/66, f 968, Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам, Л,: Машиностроение, 1979, с. 104, „,5U„„1796787 А1 5ц5 F 16 0 3/74

2 (54) УПРУГАЯ МУФТА И СПОСОБ EE СБОРКИ (57) Использование: машиностроение, для соединения валов машин и механизмоМ с радиальными и угловыми смещениями, Сущность изобретения: муфта содержит две полумуфты 1 и 2, связанные упругой резинокордной оболочкой 3. Наружная поверхность каждой полумуфты выполнена с коническим срединным участком и сферическим учаСтком со стороны внутреннего торца. Сферический участок поверхности полумуфты выполнен с увеличивающимся в сторону на1796787

80

40 ружного торца полумуфты диаметром и со. пряжен с коническим участком в зоне его максимального диаметра. Концевые участки оболочки размещены на конических участках полумуфт и поджаты к полумуфтам цанговыми и прижимными втулками. Сначала один конец оболочки надевают с натягом на одну из полумуфт, на него концентрично коническому участку устанавливают цэнгоИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов с радиальными и угловыми смещениями, Известна муфта упругая, содержащая две полумуфты, соединенные упругой торообразной оболочкой, образующей с полумуфтами замкнутую полость. Однако известное устройство имеет большие размеры.по диаметру, за счет чего возникают значительные центробежные силы, что ог. раничивает применение данной муфты при больших частотах вращения, кроме того, . возникают осевые нагрузки, передаваемые на опоры валов. Торообразная оболочка сложна в изготовлении

Известна также муфта, содержащая две полумуфты, соединенные между собой упругой резино-кордной оболочкой; концевые .участки которой размещены нэ конических участках наружных поверхностей полумуфт . и поджаты к ним прижимными втулками с внутренними коническими поверхностями, полумуфты выполнены с центральными осевыми каналами, связанными с внутренней полостью муфты, Недостатком известной муфты является то, что при смещении и пе.. рекосе полумуфт упругая оболочка изгибается непосредственно у их внутренних торцов, а при передаче момента крутящего, упругая оболочка уменьшается в диаметре, Перечисленные недостатки снижают надежность, долговечность и нагрузочную способность муфты, Известен способ сборки муфты упругой, включающий соединение нажимного кольца с упорным кольцом, затем сборку полу.муфт с собранными кольцами и упругой оболочкой, а затем обжатие винтами бортов упругого элемента. Недостатком известного способа является то, что данный способ не .обеспечивает удобство монтажа, а также на. дежное соединение упругого элемента с полумуфтами, Кроме того, известный способ вую втулку 7, на которую нэпрессовывэют прижимную втулку 17. Затем другие прижимную и цанговую втулки 17 и 7 надевают свободно на срезанный участок оболочки, насаживают другой конец оболочки на другую полумуфту, перемещают нэ него цанговую втулку 7 и напрессовывэют прижимную втулку 17. Втулки 17 фиксируют на полумуфтах1 и 2. 2 с.п. и1 з.п. ф-лы, бил.. не позволяет производить сборку предложенной муфты.

Цель изобретения — повышение надежности; долговечности и нагрузочной способности.

Указанная цель достигается тем, что муфта снабжена двумя запорными элементами, размещенными между взаимно обращенными торцами полумуфт, элементом

10 качения и двумя цанговыми втулками с нэружными и внутренними коническими поверхностями и с кольцевыми канавками на внутренних поверхностях, причем в каждой цэнговой втулке прорези выполйены. поочередно с обоих торцов, наружнэя поверхность каждой полумуфты со стороны ее внутреннего торца выполнена со сферическим участком с увеличивающимся в сторону наружного торце диаметром, сопряженным с коническим участком в зона его максимального диаметра, каждая цанговая втулка размещена внутри соответствующей прижймной втулки, э центральный канал каждой полу- . муфты закрыт со стороны ее наружного торца запорным элементом.

Цель изобретения — обеспечение удоб-. ства монтажа.

Укаэанная цель. достигается тем, что сначала на одну из полумуфт с натягом надевают один конец упругой оболочки,. на который кОаксиально коническому участку полумуфты устанавливают одну из цанговых втулок и напрессовывают нэ нее одну из прижимных втулок, при этом сжимают в ра-. диэльном направлении конец упругой оболочки и цанговую втулку, затем свободно надевают на средний участок упругой оболочки другие прижимную и цэнгавую втулки, после чего другой конец оболочки с натягом насаживают на другую полумуфту, цанговую втулку со среднего участка упругой оболочки перемещают вдоль оболочки до расположения коэксиально коническому участку другой полумуфты и напрессовывэ45 ют на нее соответствующую прижимную

1 196787 втулку, при этом сжимают в радиальном направлении другой конец упругой оболочки и соответствующую цанговую втулку, заполняют внутреннюю полость муфты жидкой смазкой и устанавливают в осевые каналы 5 полумуфты запорные элементы, в полости муфты при этом создают заданное давление, На фиг. 1 изображена муфта упругая, продольный разрез; на фиг, 2, 3 — варианты 10 исполнения; на фиг, 4,5-цанговая втулка; на фиг. 6 показана работа муфты упругой, Муфта содержит две полумуфты 1, 2, соединенные цилиндрической упругой резино-кордной оболочкой 3. Полумуфты 1, 2 15 образуют с оболочкой 3 замкнутую полость .4. Каждая полумуфта 1, 2 снабжена сферической поверхностью 5, с увеличивающимся в сторону наружного торца диаметром, сопряженным с коническим участком в зоне 20 его максимального диаметра. Радиус кривизны сферических поверхностей 5 должен быть не менее минимального допустимого радиуса изгиба оболочки 3, Оболочка 3. плотно надета на переходных участках, меж- 25 ду сферическими 5 и коническими 6 поверхностями, полумуфт 1, 2, а ее концы обжаты на конических поверхностях 6 цанговыми втулками 7. Цанговые втулки 7 снабжены глухими продольными пазами 8,9 (фиг. 4),, ЗО поочередно выполненными со стороны одного и другого их торцов. Кроме того, цанговые втулки 7 снабжены сопряженными наружными коническими 10 и цилиндрическими 11 поверхностями, а также внутрен- 35. ней комической поверхностью 12 и изготовленными на ней кольцевыми канавками 13, 14. Кольцевые канавки могут быть также изготовлены на конических поверхностях полумуфт 1, 2. Диаметр цилиндриче- 40 ской поверхности 11, при свободном состоянии цвнговой втулки 7, может быть равен диаметру цилиндрической поверхности 15 полумуфты. В данном случае при обжатой цанговой втулке ? он меньше 45 диаметра поверхности 15, На фиг. 1 диаметр поверхности 11 обжатой цанговой втулки 7 равен диаметру цилиндрической поверхности 15 полумуфты.

В этом случае наружный диаметр цанговой 50 втулки 7 должен быть больше на.величину обжатия. Цанговые втулки 7 своими боль-. шими основаниями упираются в радиальные буртики 36, соединяющие конические 6 и цилиндрические 15 поверхности ступиц, а 55 по наружной поверхности они обжаты при-. жимными втулками 17, снабженными сопряженными между собой конической поверхностью 18 ответной конической поверхностью 10 цанговой втулки 7 и цилиндрической поверхностью 20 ответной цилиндрической поверхности 15 полумуфты. От сползания с цанговых втулок 7 втулки 17 удерживаются резьбовыми элементами 21, установленными в гладких отверстиях кольцевых деталей 22 и завернутыми в резьбовые отверстия прижимных втулок 17, Кольцевые детали упираются в буртики, изготовленные на цилиндрических поверхностях 15 полумуфт 1, 2. Между обращенными друг к другу торцами полумуфт 1, 2 установлен элемент качения в виде шарика 23, а в теле их торцов могут быть установлены опорные пластины 24, 25,.причем в одной из них изготовлена лунка для размещения в ней шарика 23. Полумуфты 1, 2 снабжены осевыми продольйыми каналами 26, соединеннымй радиальными каналами 27 с полостью 4. В осевых каналах 26 установлены эапорные элементы в виде плунжеров 28, снабженных резьбовыми и гладкими участками, ответными резьбовым и гладкими участками, ответными резьбовым и гладким участкам осевых каналов 26, В кольцевых канавках, изготовленных на их гладких участках установлены герметизирующие кольца. От выворачивания плунжеры 28 предохраняют гайки 29. В осевом канале одной или обоих полумуфт могут быть установлены запорные элементы в виде пробок (не показано). Полумуфты 1, 2 снабжены внутренними цилиндрическими или коническими полостями для установки в них концов ведущего и ведомого валов 30, 31. 8 муфте (см. фиг, 2) полфчуфты 32, 33 изготовлены с цилиндрическими участками 34 меньшего диаметра, чем диаметр меньшего основания конической поверхности,на которых установлены кольцевые детали 35, снабженные наружной реэьбовой поверхностью 36, а прижимные втулки 37 снабжены ответной внутренней резьбовой поверхностью 38, причем цанговые втулки

7, большим своим основанием упираются в кольцевую деталь 35. От свинчивания с кольцевой детали втулку предохраняют резьбовые элементы 39, установленные между резьбовыми поверхностями 36-38.

Полумуфты 2, 1 могут быть изготовлены за одно целое с кольцевыми деталями 22, 35. В муфте(см. фиг. 3) на цилиндрических поверхностях 35 полумуфт 1, 2 изготовлена резьба, а на внутренних цилиндрических поверхностях 20 втулок 17, изготовлена ответная ей резьба. От свинчивания со ступиц

1, 2 втулки 17 предохраняют гайки 40.

Муфта работает следующим образом..

Крутящий момент, например, от вала 30 через полумуфту 3, упругую оболочку 3 и

1796787 полумуфту 2 передается на вал 31, корд уп. ругой оболочки препятствует ее радиальному растяжению при больших частотах вращения, а также препятствует скручиванию, при этом упругая оболочка обеспечивает компенсирующие и упругие свойства муфты. Уменьшению первоначального диаметра оболочки и. соответственно, ее черезмерному скручиванию от передаваемого момента препятствует жидкая смазка, заполняющая замкнутую полость 4 муфты, при этом возникающие осевые усилия компенсируются за счет первоначального давления, созданного в замкнутой полости запорными элементами и дополнительного давления, возникающего за счет стремления упругой армированной оболочки сжаться в радиальном направлении. Часть радиальных усилий компенсируется элементом качения 23, расположенным междУ торцами полумуфт 1, 2. При создании достаточного давления внутри замкнутой полости, элемент качения 23 может быть полностью разгружен. При работе данная муфта может компенсировать значительные перемещения одного из валов в радиальном направлении (см. фиг, 6}. Это происходит при вибрации механизмов, а также при их принудительном перемещении, например, в испытательных стендах, В данном случае одна из полумуфт периодически занимает положения, изображенные сплошной и штрихпунк1ирной линиями, при этом торцы полумуфт смещаться друг относительно друга в радиальном направлении, элемент качения перемещается по опорной площадке, а упругая оболочка 3 изгибается по радиусу, без резких переходов, и обкатывается по сферическим поверхностям полумуфт, причем между контактирующими поверхностями образуется "масляный клин", за счет интенсивного перемешивания жидкости происходит интенсивный отвод тепла от внутренней поверхности оболочки к металлическим поверхностям.

Работа муфты в механизмах с несоосно установленными валами происходит аналогично, Муфта монтируется следующим образом. На полумуфту 1 с натягом в месте сопряжения сферической 5 и цилиндрической

6 поверхностей, надевают упругую армированную оболочку 3. Затем на нее надевают до упора в буртик 16 цанговую втулку 7, а на цанговую втулку,7 надевают прижимную втулку 17. Втулку 17 напрессовывают на цанговую втулку 7 при помощи пресса на .необходимую величину или при помощи болтов, установленных в кольцевую деталь

22 через одно отверстие, при этом после

55 более оплетками. В предложенной конструкции может быть применена упругая оболочка с металлической оплеткой, что позволяет увеличить передаваемый момент и улучшить эксплуатационные характери стики муфт ы

50 промежуточной затяжки болтов на некоторую определенную величину, в свободные отверстия устанавливают болты короче. Для окончательной напрессовки во все отверстия устанавливают болты 21 и поочередно их завинчивают до полной напрессовки втулки 17 и обжатия цанговой втулки 7 на необходимую величину, Затем на средний у:асток оболочки 3 (см. фиг, 1, 2 штрихпунктирной линией) надевают втулку 17 и цанговую втулку 7, а в ее внутреннюю полость эапрессовывают вторую полумуфту 2, предварительно установив шарик 23. Монтаж цанговой втулки 7 и втулки 17 на полумуфте

2 производят аналогично их монтажу на полумуфте 1. После закрепления на полумуфтах упругой оболочки, внутреннюю полость

4 муфты заполняют жидкой смазкой, а ее осевые каналы запирают запорными элементами 28, при этом внутри полости 4 создают необходимое давление. Собранную муфту устанавливают на ведущий и ведомый валы. Монтаж муфты, изображенной на фиг.

2, отличается тем,.что при напрессовке прижимной втулки 37 ее придерживают от проворота, а в ее резьбовую полость ввинчивают кольцевую деталь 35, В соединении (фиг. 3) придерживают от проворота полумуфту и на ее резьбовую поверхность навинчивают обжимную втулку 17, а затем расклинивают гайкой 40. Кроме того, во всех приведенных вариантах муфт, гибкую оболочку 3 приклеивают к полумуфтам на их конических поверхностях, что способствует более надежному их креплению, а также более надежной герметизации полости 4.

Предлагаемое изобретение дает возможность уменьшить максимальный диаметр упругой оболочки и соответственно уменьшить величину растягивающих ее радиальных усилий, что позволяет применить данную муфту в механизмах с большей частотой вращения ведущего вала, в данной муфте отсутствует осевое воздействие на ведущий и ведомый валы, Муфта позволяет увеличить несоосность валов за счет плавного изгиба упругой оболочки на всей ее длине. Упрощается изготовление упругой оболочки, т,к. для ее изготовления может быть применена высокоэффективная технология изготовления армированных рукавов, кроме того, в некоторых муфтах могуг быть применены для изготовления упругих оьолочек рукава высокого давления с одной или

1796787

Формула изобретения

1. Упругая муфта, содержащая две полумуфты, соединенные между собой упругой резино-кордной оболочкой, концевые участки которой размещены на конических участках наружных поверхностей полумуфт и поджаты к ним прижимными втулками с внутренними коническими поверхностями, при этом полумуфты выполнены с центральными осевыми каналами, связанными с внутренней полостью муфты, отл ич а ю ща я с я тем, что, с целью повышения надежности, долговечности и нагрузочной способности, она снабжена двумя запорными элементами, размещенным между взаимно обращенными торцами полумуфт элементом качения и двумя цанговыми втулками с наружными и внутренними коническими поверхностями и с кольцевыми канавками на внутренних поверхностях, причем в каждой цанговой втулке прорези выполнены поочередно с обоих торцов, наружная поверхность каждой полумуфты со стороны ее внутреннего торца выполнена со сферическим участком с увеличивающимся в сторону наружного торца диаметром, сопряженным с коническим участком в зоне его максимального диаметра, каждая цанговая втулка размещена внутри соответствующей прижимной втулки, а центральный канал каждой полумуфты закрыт со стороны ее наружного торца запорным элементом, 2, Способ сборки упругой муфты, при котором концы упругой оболочки зажимают между взаимно обращенными коническими поверхностями полумуфт и прижимных втулок и фиксируют втулки относительно полумуфт от взаимных перемещений в осевом

5 направлении, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения удобства монтажа, сначала на одну из полумуфт с натягом надевают один, конец упругой оболочки, на который коаксиально коническому участку

10 полумуфты устанавливают одну из цанговых втулок и напрессовывают на нее одну из прижимных втулок, при этом сжимают в радиальном направлении конец упругой оболочки и цанговую втулку, затем свободно

15 надевают на срединный участок упругой оболочки другие прижимную и цанговую втулки, после чего. другой. конец оболочки с натягом насаживают на другую полумуфту, цанговую втулку со срединного участка уп20 ругой оболочки перемещают вдоль оболочки до расположения коаксиально коническому участку другой полумуфты и напрессов ы вают на нее.соответствующую прижимную втулку, при этом сжимают в радиальном направ25 лении другой конец упругой оболочки и соответствующую цанговую втулку, заполняют внутреннюю полость муфты жидкой смазкой и устанавливают в осевые. каналы полумуфт запорные элементы, в полости

30 муфты при этом создают заданное давлеwe, 3 . Способ пои. 2, о тл и ч а ю щи и с я тем, что концы упругой оболочки приклеивают к коническим участкам наружных повер35 хностей полумуфт.

1796787

1796787.1 796787

Составитель Д.Здоровенко

Редактор Т,Шэгова Техред M.Mîðråíòàë Корректор Т.Палий

Заказ 637 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская. наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки Упругая муфта и способ ее сборки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к муфтам для соединения соосных валов, и может быть использовано, например,при соединении коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания с трансмисией машины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для эластичного соединения валов, нереверсивно передающих крутящий момент в условиях значительных перекосов и смещений их VWVW -t /// kt/Z A s., /, ///S ЪУЛ т /

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любых отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, работающих в условиях значительных смещений и перекосов осей валов, а также кратковременных перегрузок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве соединительной высокоэластичной муфты для передачи вращения от вала приводной машины к валу ведомой машины со значительными осевыми радиальными и угловыми смещениями

Изобретение относится к машино- .строению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов преимущественно в приводах манипуляторов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к конструкциям машин и может быть использовано в различных устройствах в качестве вала привода различных исполнительных механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения;, и может быть использовано для соединения несоосно расположенных валов, например, между двигателем и насосом для увеличения надежности в работе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим резинокордным элементам высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резинокордным оболочкам для высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для передачи крутящего момента в условиях повышенных перекосов и смещений осей соединяемых валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству упругих резинокордных элементов высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для производства плоских резинокордных элементов из заготовок, имеющих цилиндрическую форму

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединительным муфтам для передачи вращения в различных приводах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам с упругим кольцевым элементом
Наверх