Баллистическая возвращаемая капсула

 

Изобретение относится к области космической техники, а именно к баллистическим возвращаемым капсулам для доставки готовой продукции с космических аппаратов-заводов на Землю. Целью изобретения является повышение точности отделения капсулы путем уменьшения возмущающих воздействий на нее при выводе из космического аппарата через вращающуюся часть шлюзовой камеры. Баллистическая возвращаемая капсула, выводимая из космического аппарата через шлюзовую камеру, содержит корпус с конической юбкой, сбрасываемой теплозащитой и гермоднищем, полезную нагрузку, тормозную двигательную установку для схода с орбиты и двигатели стабилизации положения капсулы путем закрутки ее вокруг продольной оси, размещенные на отделяемой раме, парашютную систему, системы управления, электропитания, поиска капсулы, мягкой посадки. Капсула размещена в коническоцилиндрической оболочке, выполненной с выступами по внешней поверхности. Капсула связана с этой оболочкой при помощи крюков, установленных в донной части на конической ее части. Крюки прижаты к капсуле отделяемой рамой. В передней части цилиндрической оболочки закреплены неподвижно фигурное днище с центральным отверстием и подобное ему подвижное днище , подпружиненное к оболочке и опирающееся через амортизатор на переднюю часть капсулы. Коническая часть оболочки размещена концентрично конической юбке капсулы и опирается на нее через резиновую прокладку. Крюки установлены с радиальной подвижностью и подпружинены к коническоцилиндрической оболочке. На скользящей части выступов коническо-цилиндрической оболочки установлены, например, фтороплэстовые накладки. 3 з. п. ф-лы., 4 ил. (Л С xj Ю 00 ю ел чэ

СОЮЗ СОВЕ ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

isi>s В 64 G 1/22. 1/64

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4892627/23 (22) 20,12.90 (46) 28.02.93. Бюл, М 8 (71) Конструкторское бюро "Салют" (72) С.В.Антоненко, А.Н. Е горов, Н.А. Есипов, Г.М.Иванов и В,Ю.Катушкин (56) R.Mayer, Moses.- J. Spacecraft aM

Rockets, J 20, N 2. 1983, р. 158-163. (54) БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЗВРАЩАЕМАЯ

КАПСУЛА (57) Изобретение относится к области космической техники, а именно к баллистическим возвращаемым капсулам для доставки готовой продукции с космических аппаратов-заводов на Землю. Целью изобретения является повышение точности отделения капсулы путем уменьшения возмущающих воздействий на нее при выводе из космического аппарата через вращающуюся часть шлюзовой камеры. Баллистическая возвращаемая капсула, выводимая из космического аппарата через шлюзовую камеру, содержит кор ус с конической юбкой, сбрасываемой теплозащитой и гермоднищем, полезную нагрузку, тормозную двигательную установку для схода с орбиты и двигаИзобретение относится к области космической техники, а именно к баллистическим возвращаемым капсулам для доставки готовой продукции с космических аппаратов-заводов на Землю, Целью изобретения является повышение точности отделения капсулы путем уменьшения возмущающих воздействий на нее при выводе из космического аппарата

„„. Ж„„1798259 А1 тели стабилизации положения капсулы путем закрутки ее вокруг продольной оси, размещенные на отделяемой раме, парашютную систему, системы управления, электропитания, поиска капсулы, мягкой посадки. Капсула размещена в коническоцилиндрической оболочке, выполненной с выступами по внешней поверхности, Капсула связана с этой оболочкой при помощи крюков, установленных в донной части на конической ее части, Крюки прижаты к капсуле отделяемой рамой. В передней части цилиндрической оболочки закреплены неподвижно фигурное днище с центральным отверстием и подобное ему подвижное днище, подпружиненное к оболочке и опирающееся через амортизатор на переднюю часть капсулы, Коническая часть оболочки размещена концентрично конической юбке капсулы и опирается на нее через резиновую прокладку. Крюки установлены с радиальной подвижностью и подпружинены к коническоцилиндрической оболочке, На скользящей части выступов коническо-цилиндрической оболочки установлены, например, фторопластовые накладки. 3 з. и. ф-лы., 4 ил. через вращающуюся часть шлюзовой камеры, а также обеспечение гарантированного сцепления капсулы с вращающейся частью шлюзовой камеры.

На фиг. 1 показан общий вид капсулы, расположенной во вращающейся части шлюзовой камеры; на фиг. 2 — вид А на фиг.1; на фиг. 3 — узел I на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение

Б-Б на фиг.3.

1798259

45

Баллистическая возвращаемая капсула

1 содержит корпус 2 со сбрасываемой теплозащитой 3, Внутри капсулы размещены полезная нагрузка 4, закрытая гермоднищем 5. Гермоднище 5 при помощи замков 6 крепится к корпусу 2, Для обеспечения аэродинамической устойчивости в передней части 7 капсулы может быть установлен балансир 8. Корпус 2 капсулы выполнен в виде цилиндрической оболочки 9 со сферическим притуплением 10 и конической юбкой 11, В донной части 12 капсулы 1 размещены тормозная двигательная установка 13, двигатели стабилизации положения капсулы 14, парашютная система 15, система управления 16, источники электропитания 17, системы поиска 18 капсулы, мягкой посадки

19. Двигатели 13 и 14 установлены на раме

20; Отделение рамы с двигателями от капсулы производится при помощи устройства отделения 21.

Передняя часть капсулы 7 выполнена с технологическим разъемом по отношению к донной части 12 под теплозащитой 3, выполненной в виде целиковой неразъемной оболочки, Связь передней части 7 с донной 12,. а также крепление системы управления 16, парашютной системы 15, рамы 20 к корпусу выполняется через шпангоуты 22, 23, 24, 25 30 при помощи замковых устройств (не показаныы).

Баллистическая капсула 1 размещена в коническо-цилиндрической оболочке 26, выполненной в виде цилиндрической оболочки 27, жестко связанной с конической оболочкой 28. Оболочка 26 имеет выступы

29 и связана с корпусом 2 капсулы 1 при помощи крюков 30, установленных в донной части оболочки 26 на конической оболочке

28. Крюки 30 через свои захваты 31 прижимаются к шпангоуту 25 рамой 20.

В передней части. цилиндрической оболочки 27 закреплены неподвижное фигурное днище 32 с центральным отверстием 33 и подвижное днище 34, подобное по форме неподвижному днищу 32. Днище 34 центрально опирается через, например, резиновый амортизатор 35 на переднюю часть 7 капсулы, 50

По периферии днище 34 при помощи шпилек (стержней) 36 связано с nðóæèííûì механизмом 37, выполненным, например; в виде опорной направляющей втулки 38, пружины 39 и законцовки (или гайки) 40 шпильки (стержня) 36. Шпилька 36 проходит через отверстие 41 в опорной направляющей втулке 38. Последняя жестко связана с, оболочкой 27, Пружина 39 — пружина сжатия: Шпильки 36 удерживаются гайками 42, для подхода к которым в неподвижном днище 32 выполнены выемки 43, Коническая оболочка 28 расположена концентрично конической юбке 11 капсулы

1 и опирается на нее через, например, резиновое уплотнение (прокладку) 44.

Крюк 30 подвижно в радиальном направлении закреплен на оси 45 на конической части 29 оболочки 26, По плоскости 46 крюк 30 опирается на коническую оболочку

28. По внешней поверхности крюка 30 установлена, например, фторопластовая пластина 47.

На скользящих частях выступов 29 установлены, например, фторопластовые накладки 48, уменьшающие трение по поверхности раздела 49 между коническоцилиндрической оболочкой 26 и подвижной частью 50 шлюзовой камеры космического аппарата.

Крюки 30 подпружинены к оболочке 28.

При введении капсулы 1 в оболочку 26 пружины 39 поджимаются, после чего замыкаются крюки 30.

Работает капсула следующим образом, По команде системы управления космического аппарата при загрузке капсулы 1 продуктами космического производства манипулятор снимет донную часть 12, а вместе с ней гермоднище 5, освобождая подход к внутреннему объему капсулы 1 для второго манипулятора, размещающего в нем готовую продукцию. При отходе донной части 12капсулы освобождаются захваты 31 крюков

30, но крюки оставтся в прежнем положении, поскольку поджимаются снаружи опорной поверхностью отсека космического аппарата, в котором капсулы 1 размещены в космическом аппарате до перехода их в шлюзовую камеру для вывода из космического аппарата, После окончания загрузки капсулы 1 готовой продукцией манипулятор устанавливает донную часть 12 на место. При этом закрывается гермоднище 5, поджимаются захваты 31 крюков, 30 рамой 20, на которой установлены двигатели 13 и 14.

По команде системы управления космического аппарата манипулятор вынимает капсулу 1 из отсека космического аппарата, в котором производилась загрузка капсулы готовой продукцией, и перемещает ее в шлюзовую камеру космического аппарата.

При этом перемещении крюки 30 удерживаются в поджатом состоянии рамой 20 через захваты 31, В дальнейшем по команде системы управления космическогО аппарата производится герметизация внутреннего конца шлюзовой камеры, разгерметизация по1798259 следней, открытие люка, связывающего шлюзовую камеру с открытым космосом, раскрутка капсулы 1 и подвижной вращающейся части шлюзовой камеры 50 при помощи двигателей стабилизации 14, размещенных на раме 20. После достижения заданной угловой скорости закрутки капсулы система управления космического аппарата выдает команду на центральный толкатель, размещенный в манипуляторе, и производится вывод капсулы из аппарата с заданной линейной скоростью(1...1,5 и/c). После отхода капсулы 1 на расстояние 100 м от космического аппарата система управления капсулы выдает команду на задействование тормозной двигательной установки, а после окончания ее работы — на отделение рамы 20 с тормозной двигательной установкой 13 и двигателями стабилизации 14 от капсулы 1.

При отходе рамы 20 от капсулы 1 подпружиненные крюки 30 поворачиваются в радиальном направлении вокруг осей 45, освобождая связь коническо-цилиндрической оболочки 26 и корпуса капсулы 1. При этом освобождаются сжатые пружины 39, : когорые, разжимаясь, выводят капсулу 1 из внутренней полости коническо-цилиндрической оболочки 26. Этому способствуют поджатые амортизаторы 35 и 44. В результате капсула 1 высвобождается и в дальнейшем продолжает автономный полет.

На нисходящем участке траектории на высоте 20 км вводится в поток тормозной парашют, а затем основной (10 км). При этом задействуются системы 18 и 19 поиска капсулы (дипольный отражатель, радиомаяк) и мягкой посадки (например, надувные емкости) после сброса теплозащиты 3.

После посадки капсулы 1 осуществляется ее поиск и транспортирование к месту изьятия полезной нагрузки.

Формула изобретения

1, Баллистическая возвращаемая капсула, содержащая корпус с конической юбкой, сбрасываемой теплозащитой и гермоднищем, полезную нагрузку, тормозную двигательную установку для схода с орбиты, двигатели стабилизации положения капсулы, размещенные на отделяемой раме, парашютную систему и системы управления, поиска и мягкой посадки, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения точности отделения капсулы путем уменьшения возмущающих воздействий на ее при выводе из космического аппарат через вращающуюся часть шлюзовой камеры, она снабжена установленной снаружи корпуса коническо-ци5

10 линдрической оболочкой, на донной

15 конической части которой, концентричной конической юбке капсулы и опирающейся на нее через амортизатор, закреплены подвижные в радиальном направлении подпружиненные крюки, взаимодействующие с корпусом капсулы и поджатые к нему по20 средством отделяемой рамы, причем в передней части оболочки, со стороны ее днища, риферии при помощи шпилек с пружинным механизмом сжатия, закрепленным на внутренней поверхности цилиндрической части наружной оболочки.

2. Капсула по п.1; отл и ч а ю ща я с я

30 тем, что амортизаторы выполнены из резины.

3. Капсула по п.1. отличающаяся тем, что, с целью обеспечения гарантиро35 ванного сцепления капсулы с вращающейся частью шлюзовой камеры, коническо-цилиндрическая оболочка капсулы выполнена с выступами, на взаимодействующих со шлюзовой камерой поверхностях которых расположены антифрикционные накладки.

4. Капсула по пп. 1, 3, о т л и ч а ю щ а я40 с я тем, что антифрикционные накладки выполнены из фторопласта. фф.расположено подвижное днище, центрально опертое на носовую часть капсулы

25 через амортизатор и связанное по пе1798269

1798259

b-б

Составитель Т, Ипатова

Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Редактор Т. Иванова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 747 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула Баллистическая возвращаемая капсула 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам для разделения элементов конструкции с помощью детонирующих удлиненных зарядов

Изобретение относится к области космической техники, в частности к устройствам для отделения полезного груза от борта космического аппарата

Изобретение относится к космической технике

Изобретение относится к космической и авиационной технике, может быть использовано в технике спасения и предназначено для стыковки космических аппаратов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к электромеханическим ,v(K 4 разъемным соединителям

Изобретение относится к космической технике, а именно к космическим кораблям многократного применения

Изобретение относится к электромеханическим разъемным соединениям и может быть использовано в ракетной и космической технике, например, при соединении электроразъемов между разделяемыми отсеками космического аппарата

Изобретение относится к космической технике, а именно к конструкциям космических аппаратов, снабженных шлюзовыми камерами

Изобретение относится к космической технике, а именно к устройствам, обеспечивающим пошаговый поворот управляемого объекта с точным его позиционированием в пределах нескольких угловых минут

Изобретение относится к космической технике, а именно к пленочным конструкциям

Каркас // 1646215
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в космической технике для космических конструкций, например каркасов панелей солнечной батареи

Изобретение относится к строительным конструкциям и может быть использовано для создания сборных длинномерных ферменных конструкций, преимущественно космических

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для соединения нескольких элементов какойлибо констру сции, в частности к уст-- ройствам, обеспечивающим аварийное разъединение соединяемых элементов или запланированное командным сигналом

Изобретение относится к и сследованию космичес сого пространства

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно - к развертываемым в космосе конструкциям солнечных батарей (СБ), антенн, отражателей и др

Изобретение относится к крупногабаритным космическим системам, формируемым полем инерционных сил и предназначаемым для выполнения разнообразных задач в околопланетной среде, в частности - для исследований электромагнитных и плазмодинамических процессов в ионосфере и магнитосфере Земли, связанных с работой энергетического и антенного оборудования орбитальных тросовых систем (ТС)
Наверх