Синхронизатор планетарной коробки передач

 

Сущность изобретения: синхронизатор содержит муфты, закрепленные на водиле планетарной передачи и корпусе. Фрикционные поверхности муфт расположены внутри блокирующего кольца, имеющего ответные конические фрикционные поверхности . Каретка жестко соединена с коронным колесом. Блокирующее кольцо выполнено разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и эвольвентными зубьями по наружному периметру. Толкатель выполнен из упругого материала и размещен между частями блокирующего кольца. Вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца с зазором и с возможностью взаимодействия зубьями с зубьями на каретке. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 0 23/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ CCCP) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ л

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ ЬСТВУ (21) 4917893/27 (22) 15.02,91 (46) 28.02,93. Бюл. 3Ф 8 (71} Центральный научно-исследователь- . ский автомобильный и автомоторный институт и Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (72) А. П, Недялков, P. А. Азаматов, Е, Д.

Туртанов, В.. Г. Выборнов и А. А. Качесов (56) Авторское свидетельство СССР .

N 1209962, кл. F 16 О 23/06, 1986.

Авторское свидетельство СССР

N 1208377, кл. F 16 Н 3/78, 1986.

Авторское свидетельство СССР

N. 1291751, кл. F 16 D23/06,,1987. (54) СИНХРОНИЗАТОР ПЛАНЕТАРНОЙ КО, РОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к устройствам для соединения зубчатого колеса с элементами передачи, в частности к синхрониэаторам, используемым в коробках передач транспортных машин, Цель изобретения — повышение наде>кности и долговечности синхронизации, На фиг. 1 изображен продольный разрез синхронизации, на фиг. 2- вид на каретку, блокирующее кольцо и вкладыши; на фиг. 3 — вид на каретку и упругий толкатель; на фиг, 4- вид на элементы синхронизатора сверху, на фиг. 5 — вид на установку блокирующего кольца.

С валом 1 (фиг. 1) коробки передач 2 связана центральная шестерня 3, с которой закреплены сателлиты 4, установленные на водиле 5, с зубчатым венцом 6, имеющем муфту с конической фрикционной поверхностью 7. С сателлитами 4 зацеплено корон„„БЦ„, 1798558 Al (57) Сущность изобретения; синхронизатор содержит муфты, закрепленные на водиле планетарной передачи и корпусе. Фрикционные поверхности муфт расположены внутри блокирующего кольца, имеющего ответные конические фрикционные поверхности. Каретка жестко соединена с коронным колесом. Блокирующее кольцо выполнено разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и эвольвентными зубьями по наружному периметру. Толкатель выполнен из упругого материала и размещен между частями блокирующего кольца. Вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца с зазором и с возможностью взаимодействия зубьями с зубьями на каретке. 5 ил, ное колесо 8. Коронное колесо 8 выполнено а эа одно целое с кареткой 9. В каретке 9 выполнен паз 10 для размещения разрезного упругого толкателя 11. На каретке 9 выполнены зубья 12 для взаимодействия с зубчатым венцом 6 и с зубчатым венцом 13, размещенным на муфте с конической фрикционной поверхностью, жестко закрепленной на корпусе коробки передач 2.

Толкатель 11 имеет возможность взаимо- . О действия с блокирующим кольцом 14, На ОО кольце 14 выполнены конические фрикционные поверхности 15 и 16 для взаимодействия с коническими фрикционными поверхностям 7 соответствующих муфт.

Между кареткой 9 и блокирующим кольцом

14 размещены вкладыши 17 с эвольвентными зубьями 18 (фиг. 2). Зубья 18 вкладышей

17 входят во впадины зубьев 12 на каретке

9. На блокирующем кольце 14 выполнены

1798558 пазы 19 для размещения вкладышей 17.

Вкладыши 17 установлены в блокирующем

: кольце 14 с зазором, чта обеспечивает ограниченный поворот блокирующего кольца 14 относительно муфты 9. На блокирующем кольце 14 выполнены зубья 20 для взаимодействия с зубьями t2 каретки 9, Блокирующее кольцо 14 выполнено разрезным, в виде двух блокирующйх колец 21 и 22, Между. кольцами 21 и 22 размещен толкатель 11.

Синхронизатор работает следующим образом..

При вращении вала 1 коробки передач

2 вращается центральная шестерня 3. Для включения понижающей ступени каретку 9 перемещают в осевом направлении к стенке ,. коробки передач 2, Каретка 9 увлекает за собой толкатель 11, толкатель 11, в свою очередь, блокирующее кольцо 14. Посколь.ку блокирующее кольцо 14 выполнено раз. резным, то к стенке коробки передач перемещается кольцо 21. Кольца 21 конической поверхностью 16 взаимодействует с конической поверхностью муфты с венцом

13. Вращение центральной шестерни 3 вызывает вращение сателлитов 4 относительно остановленного водила 5. В свою очередь, вращение сателлитов 4 вызывает вращение корон ного колеса G. Вращение колеса 8. приводит к повороту блокирующего кольца 21 относительно каретки 9. Пово:рот кольца 21 относительно каретки 9 осуществляется в пределах зазора между .вкладышами 17 и кольцом 21, При зтам фаскй на зубьях. каретки 9 упираются в фаски на зубьях блокирующего кольца 21. До остановки каретки 9,,ее нельзя продвинуть далее. После остановки каретки 9 происходит разблокировка, TO есть разворот блокирующего кольца 21 под действием усилия, при. ложенного. к каретке 9. При дальнейшем перемещении кареткй 9 сжимается толка-. тель 11 и зубья 12 входят в зацепление с зубьями венца 13; Коронное колесо 8 затормаживается и вращение центральной шестерни 3 вызывает обкатку сателлитов 4 по колесу 8, что вызывает вращение водила 5.

При включении прямой передачи происходят аналогичные действия, только зубья

12 входят в зацепление с зубьями венца 6, что приводит к блокировке планетарной передачи и водило 5 вращается с той же частотой, что и центральная шестерня 3.

"0 Формула изобретения

Синхронизатор планетарной коробки передач, содержащий размещенные в корпусе коронное колесо, кареткус внутренним

"5 зубчатым венцом и кольцевым пазом на нем, выполненную за одно целое с коронным колесом, две расположенные па разные стороны от нее муфты, каждая из которых выполнена с конической фрикцион20 ной поверхностью и наружным зубчатым венцом для взаимодействия с зубчатым венцам каретки, причем одна из упомянутых муфт жестко закреплена на корпусе, а другая — на водиле передачи, связанное с кареткой

25 блокирующее кольцо с двумя коническими фрикционными поверхностямидля поочередного взаимодействия с конической фрикционной поверхностью каждой .муфты, смонтированный в кольцевом пазу каретки

30 кольцевой толкатель, отличающийся тем, что, с целью йовышения надежности и долговечности, он снабжен вкладышами с звольвентными зубьями; толкатель выполнен из упругого материала, блокирующее

35 кольцо — разрезным в виде двух кольцевых частей с пазами и звольвентными зубьями для взаимодействия с зубьями каретки, выполненными по наружному периметру, боковые стенки кольцевого паза каретки выполнены наклонными, при этом толкатель установлен между частями блокирующего кольца. а вкладыши смонтированы в пазах блокирующего кольца r, зазором и с вазможностью взаимодействия с зубьями

45 на каретке.

1798558

1798558

1798558

Составитель С,Шаргалин

Тех ред M.Моргентал Корректор А.Мотыль

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 !

Заказ 761 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Синхронизатор планетарной коробки передач Синхронизатор планетарной коробки передач Синхронизатор планетарной коробки передач Синхронизатор планетарной коробки передач Синхронизатор планетарной коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач различных механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в фрикционных узлах различных машин, требующих быстрого включения и отключения , например в двухскоростном нажимном устройстве прокатной-клети

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам коробок передач

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к синхронизируюшим переключаюшим устройствам коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к дисковому синхронизатору, согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам структурирования для синхронизирующих устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизаторам коробок передач

Изобретение относится к автоматизированной механической трансмиссии. Трансмиссия содержит шестерню первой передачи и зубчатое колесо вспомогательного привода, установленные на ведущем валу, связанном со сцеплением. Также трансмиссия содержит множество передаточных шестерней, соединенных с коленчатым валом двигателя, которые установлены на отдельном ведущем валу, который постоянно вращается с двигателем. Трансмиссия включает также блок первой передачи, который имеет первый ведущий вал, соединенный с диском сцепления, вспомогательный синхронизатор и шестерню первой передачи, расположенную на первом ведущем валу; блок второй передачи, который соединен с коленчатым валом двигателя и который имеет второй ведущий вал, который вращается с двигателем, а также множество передаточных шестерней, расположенных на втором ведущем валу; блок ведущего зубчатого колеса вспомогательного привода. Достигается уменьшение расхода топлива. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для коробки передач/трансмиссии. Переключающее устройство с синхронизатором содержит вал, ступицу, муфту, шестерню, кольцо синхронизатора и рычажные элементы. Верхние части последних входят в вырезы ступицы, будучи вставленными в канавку муфты переключения. Наклонные поверхности муфты контактируют с верхними частями для обеспечения возможности передачи осевой прижимающей силы к воспринимающим воздействие прижимающей силы поверхностям кольца. Момент трения воздействует на рычажные элементы посредством первых выступов кольца. Рычажные элементы имеют первые поверхности скольжения, выполненные с возможностью контактирования с первыми направляющими поверхностями ступицы, и вторые поверхности скольжения, выполненные с возможностью контактирования со вторыми направляющими поверхностями ступицы. Достигается упрощение конструкции. 11 з.п. ф-лы, 17 ил.
Наверх