Способ отработки глубоких карьеров

 

Изобретение может быть использовано для эксплуатации карьеров, отрабатываемых с применением автотранспорта. Цель - повышение эффективности отработки за счет снижения эксплуатационного коэффициента вскрыши при повышении производительно сти горного оборудования. Отработку ведут с формированием участков временного нерабочего борта. Формируют рабочие площадки по отработке целиков по высоте борта через число нерабочих уступов , определяемое по формуле. Целики отрабатывают крутыми слоями поперечными заходками на всю ширину слоя. Формируют на целике транспортные бермы по высоте через количество уступов, определяемое из формулы и соединяют их с временными призабойными съездами. Транспортные коммуникации с противоположных сторон целика располагают в шахматном порядке . 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5t)5 Е 21 С 41/26

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (21) 4758058/03 (22) 09.10.89 (46) 28.02.93. Бюл. ¹ 8 (71) Горный институт Кольского филиала им.

С.М.Кирова АН СССР (72) А.Л,Билин (73) Горный институт Кольского научного. центра Российской AH (56) Хохряков В.С. Открытая разработка месторождения этапами — Горный журнал, Известия Вузов, 1965: ¹ 10, с, 19-26.

Линев В.П. Определение параметров рабочей зоны карьера с участками временно нерабочего борта — Горный журнал, 1986, ¹ 5, с. 15-17. (54) СПОСОБ ОТРАБОТКИ ГЛУБОКИХ

КАРЬЕРОВ (57) Изобретение может быть использовано для эксплуатации карьеров, отрабатываеИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для эксплуатации, проектирования и реконструкции карьеров, отрабатываемых с применением автотранспорта, в период пиковых текущих обьемов вскрыши.

Целью изобретения является повышение эффективности отработки за счет снижения эксплуатационного коэффициента вскрыши при повышении производительности горного оборудования, На фиг.1 изображена схема формирования рабочей зоны карьера; на фиг.2 — конструкция участка рабочего борта; на фиг.3— схема отработки целика длиной в один экскаваторный блок; на фиг.4 — схема развития транспортных коммуникаций для отработки

„„ Д „„1799419 АЗ мых с применением автотранспорта. Цель— повышение эффективности отработки за счет снижения эксплуатационного коэффициента вскрыши при повышении производительности горного оборудования.

Отработку ведут с формированием участков временного нерабочего борта, Формируют рабочие площадки по отработке целиков по высоте борта через число нерабочих уступов, определяемое по формуле. Целики отрабатывают крутыми слоями поперечными заходками на всю ширину слоя, Формируют на целике транспортные бермы Ilo высоте через количество уступов, определяемое из формулы и соединяют их с временными призабойными съездами, Транспортные коммуникации с противоположных сторон целика располагают в шахматном порядке. 4 ил. целика длиной в один (а), два (б), три (в) экскаваторных блока.

На схеме изображены глубокий карьер

1, рудное тело 2, этапы разработки вскрышных пород 3, горизонтальные рабочие участ- О ки 4, временно-нерабочий борт 5, добычная зона 6, участок буровых работ 7, участок Д экскавации 8, призабойные 9 и магистраль- а ные 10 временные автосъезды, последова- С). тельно-петлевая система съездов 11.

Способ осуществляется следующим образом.

В карьерном пространстве формируют целик (фиг.4), отработку которого ведут крутыми слоями.(фиг,1). Параметры рабочей зоны, слоев и схемы транспортных коммуникаций принимают в соответствии с

1799419 законами соразмерного развития рабочего пространства, При этом система магистральных автомобильных сьездов выходит в рабочую зону целика на различных уровнях в противопо- 5 ложных торцах экскаваторного блока (фиг.4), Слой отрабатывают одним рабочим уступом на всю ширину (фиг.2). После отработки экскаваторного блока создают временный автомобильный съезд на 10 нижележащий горизонт и отрабатывают готовые к выемке запасы. Таким же образом отрабатывают нижележащие горизонты, создавая поступательную систему временных автомобильных съездов (фиг.3). После сое- 15 динения этой системой сьездов двух магистральных систем автосъеэдов экскаватор отрабатывает верхний автосъезд, прерывая связь с первой системой постоянных съездов и продолжая работать на другую, 20

Горные работы ведутся на нескольких слоях одновременно.

Аналогичные работы ведутся при отработке соседних экскаваторных блоков, Ширину полосы отработки определяют 25 в.; соответствии с законом соразмерности горных работ по вскрытию новых горизонтов и по углубке карьера, Длину экскаваторного блока — исходя из необходимой скорости понижения горных работ, . 30

Число уступов между смежными рабочими площадками рассчитывают по формуле

Nx — = Np(— 1 ) °

br го (1)

35 где Np — глубина этапа, количество уступов; пг — скорость понижения горных работ при отработке слоя, мlгод;

tlap — скорость углубки карьера, мlгод.

Систему автомобильных транспортных 40 коммуникаций (фиг.4) формируют за пределами целика с обеих сторон в виде поступательно-петлевой системы сьездов 11, которая связывается с зоной разноса целика горизонтальными участками через on- 45 ределенное количество уступов.

Транспортный доступ к любой точке целика обеспечивают за счет временных магистральных 10 и призабойных 9 автосъездов, Количество уступов между смежными 50 по высоте автотранспортными коммуникациями на целике определяется по формуле

1I> 2

Nr - 7г+ - (2) 55 где Ы6 — высота блока. м;

hy — высота уступа, м;

i — уклон автосъезда, доли единицы, lp — длина площадки примыкания, м.

Формирование рабочего пространства в соответствии с расчетом позволяет поддерживать результирующий угол рабочего борта рр в соответствии с формулой

c1g PPQ = erg tP + N (ctggi + Ctg y) + о

К где ф — конструктивный угол временно-нерабочего борта, град;

1 угол падения рудного тела ("+" — при размещении рабочей зоны со стороны висячего бока залежи, "-" — со стороны лежачего бока), град;

N — количество экскаваторных блоков на целике;

b> — ширина транспортной бермы, Пример, Рассмотрим реализацию технического решения на примере конкретных условий, изложенных в прототипе: временно нерабочий борт сформирован со стороны висячего бока залежи длиной в один экскаваторный блок; угол падения рудного тела y= 60О; скорость углубки карьера

tlap = 10 M/ãoä; высота рабочих уступов hy =

=12 м; угол откоса уступа а = 80 ; конструктивный угол временна нерабочего борта ф=

=35О, Задаемся технологическими показателями:

Коэффициент обеспеченности готовы- . ми к выемке на рабочей площадке запасами

1 горной массы Кз = — года, который обуслав3 ливает скорость разноса участка временного нерабочего борта со скоростью 3 уступа/год или 36 м/год (минимальное по нормам проектирования значение Кз, равное 0,25, ограничивает интенсивность разноса целика четырьмя уступами в год: большое значение Кз снижает интенсивность горных работ по разносу целика).

Коэффициент обеспеченности вскрытыми запасами руды Np = 2 уступа характеризует шаг передви>кки временно нерабочего борта (оптимальными значениями являются

2-3 уступа; при Np = 1 полоса отработки становится очень узкой, а при Np > 3 сокращается длина экскаваторного блока, что затрудняет организацию работ в плане).

Производит расчет:

Ширина полосы отработки

Ь=йо.lly(ctg ф+ С1ЯQ ) = 2 х 12 х х(1,43+0.58) = 48 м

Длина блока

1799419

Q8 К8 1,2Х10 Х0,33 00

hy Ь 12 Х48

Конструктивное число уступов между рабочими площадками

Ng = Ио (— — 1) 2 Х(— — 1) = 5.2=5 усутт 36

Ьго 10 туп.ов

Число уступов между транспортными бермами

N, — —. 2 — — — — — 8,2=8 УстУпов

2 Le 2х700 (+ lo) (m)8 + 20) Конструктивный угол рабочего борта

ctg e = ctgg) + — (CtgtP+ Ctgy)= 1,43 +

Мо йк

+ — х (1,43 + 0,58) = 2,23; @pe= 24

Размеры бермы на временно нерабочем борту

BK = hy(clg ф — CtgQ ) = 12 х (1,43 — 0,176) =

=15 м

Ширина рабочей площадкй

Вр = Вк+ Ь = 15+ 48 = 63 M

Таким образом, экскаватор работает на площадке шириной 63 м, отрабатывает полосу шириной 48 м и длиной около 700 м с интенсивностью 3 уступа в год.

Через.4 уступа вверх.и вниз располагаются аналогичные рабочие зоны.

Бермы консервации составляют 15 м, Стабильность добычи поддерживается следующим образом, За время опускания добычных работ на два уступа к моменту вхождения временно нерабочего борта в рудную зону отстоящая от него на пять уступов площадка по разносу целика опустится на семь уступов и восстановит фронт добычных работ для углубки на следующие два уступа.

При такой динамике работ предельный угол наклона рабочего борта составит 24 .

Если отстроить график зависимости

Ч=1(р) и определить необходимый усредненный на первый период эксплуатационный коэффициент вскрыши, то он окажется на

7 Д меньше, чем в случае традиционных 1 8 угла наклона рабочего борта.

Это позволит в случае работы в соответствии с проектом сократить производительность карьера по .вскрышным работам на

7 ; в случае значительного отставания по вскрышным работам обеспечить стабильную добычу без роста или со значительно меньшим ростом производительности по

5 горной массе.

Использование предлагаемого способа по сравнению с известными дает следующие преимущества, характерные для систе. мы разработки с поперечными заходками

10 повышение производительности экскаватора на 10 — 15 g, за счет исключения работы в тупиковом забое; снижение себестоимости за счет применения многорядного взрывания на 5 — 10 .

15 Формула изобретения

Способ отработки глубоких карьеров, включающий отработку карьера по глубине уступами с отставлением целиков с участка-. .ми временного нерабочего борта, срабаты20 вание целиков крутыми слоями с рабочих площадок, формирование транспортных коммуникаций на борту карьера и соединение их с временными призабойными сьездами, отличающийся тем, что, с целью

25 повышения- эффективности отработки за счет снижения эксплуатационного коэффициента вскрыши при повышении производительности горного оборудования, отработку слоев ведут поперечными заход30 ками на всю ширину слоя, рабочие площадки по отработке целика формируют по высоте через число нерабочих уступов, определяемое из выражения

35 ЬгЪ

NK — No (— — 1) пго где No — глубина слоя. число уступов;

Ьг8 — скорость понижения горных работ

40 при отработке слоя, м/год;

hro- скорость углубки карьера, м/год, а транспортные бермы на целике формируют по высоте через количество уступов, определяемое из выражения

Le 2

Твтуг+Òo где Le — длина экскаваторного блока, м;

hy — высота уступа, м;

i — уклон автосьезда, доли ед.;

1о — длина площадки примыкания, м, причем транспортные коммуникации с противоположных сторон целика располагают в шахматном порядке относительно экскаваторного блока, а временные призабойные съезды поочередно соединяют с одной из транспортных магистральных коммуникаций.

1799419

Фиг. 2

1799419

Составитель А.Билин

Техред M.Ìîðãåíòàë

Корре кто р С.Л ис и на

Редактор С,Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Заказ 791 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ отработки глубоких карьеров Способ отработки глубоких карьеров Способ отработки глубоких карьеров Способ отработки глубоких карьеров Способ отработки глубоких карьеров 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для защиты горных выработок от обводнения

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке угольных месторождений

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при добыче полезных ископаемых открытым способом

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для добычи песчано-глинистых, фосфорных руд, строительных материалов, угля

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при складировании хвостов обогащения

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при складировании отходов горно-обогатительных предприятий черной, цветной, угледобывающей и других отраслей промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при отвалообразовании вскрышных пород на карьерах

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм

Изобретение относится к горной промышленности и преимущественно может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых глубинного или нагорного типа

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке горизонтальных и наклонных месторождений осадочного происхождения: известняков, доломитов, сланцев, песков
Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием
Наверх