Синхронизатор

 

Использование: выравнивание угловых скоростей вращающихся элементов перед их соединением. Сущность изобретения: синхронизатор содержит вал со шлицевой частью, зубчатые колеса со шлицами, соосными шлицам вала, установленные свободно на валу, синхронизирующие кольца с двумя зубчатыми венцами и упругие элементы, закрепленные на зубчатом колесе и синхронизирующем кольце. Упругий элемент закреплен с фиксацией положения синхронизирующего кольца в осевом и окружном направлениях. Боковой зазор в соединении зубчатого венца и синхронизирующего кольца, постоянно связанного со шлицами зубчатого колеса, определяется из выражения А 2 I tg/ , где I и соответствен но длина и угол наклона блокирующих скосов зубьев синхронизирующих колец и шлицев зубчатых колес. 5 ил,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 23/02

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ПАТЕНТУ

В (21) 4799650/27 (22) 16.01.90 (46) 28.02.93, Бюл, N 8 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Е,Е.Богдашич, Г.В.Рыбаков, П.А.Стецко, О.К.Довнар и В,С.Давыдов (73) Институт надежности машин АН БССР (56) Патент ClllA M 2392762. кл. 192 — 53, опублик. l94 (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) Использование; выравнивание угловых скоростей вращающихся элементов перед их соединением. Сущность изобретения: синхронизатор содержит вал со шлицевой частью, зубчатые колеса со шлицами, соосИзобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в коробках передач транспортных и тяговых машин.

Целью изобретения является разработка конструкции синхронизатора, имеющего минимальные осевые и радиальные габариты.

Синхронизатор, представленный на фиг,1 — 5, устроен следующим образом, Муфта 1 синхронизатора установлена на шлицах вала 2, на котором свободно установлены шестерни 3 и 4. Последние имвют дополнительные внутренние шлицы 5 и

6, на внутреннем диаметре которых центрируются синхронизирующие конусные кольца 7 и 8, взаимодействующие с коническими поверхностями муфты 1. Конические пружины сжатия 9 и 10 закреплены в осевом направлении одними концами на конусных кольцах 7 и 8, а другими на шестернях 3 и 4.

„„ Ы „„1 799436 АЗ ными шлицам вала, установленные свободно на валу, синхронизирующие кольца сдвумя зубчатыми венцами и упругие элементы, закреплечные на зубчатом колесе и синхронизирующем кольце. Упругий элемент закреплен с фиксацией положения синхронизирующего кольца в осевом и окружном направлениях. Боковой зазор в соедин внии зубчатого венца и синхронизирующего кольца, постоянносвязанного со шлицами зубчатого колеса, определяется из выражения Л = 2 l tgll, где 1 и

Р- соответственно длина и угол наклона блокирующих скосов зубьев синхронизирующих колец и шлицев зубчатых колес. 5 ил, Муфта 1 перемещается с помощью вилки включения 11. На каждом иэ конусных колец

7 и 8 выполнены два зубчатых венца 12 и 13.

Венец 12 имеет профиль, идентичный профилю зубчатых венцов муфты 1, Торцы зубьев

12 конусного кольца 7 и обращенные к ним торцы шлицев 5 шестерни 3 выполнены со скосами. Зубчатый венец 13 конусного кольца 7 в выключенном положении синхронизатора находится между зубьями шлицев 5 шестерни 3.

Синхронизатор работает следующим образом.

При включении передачи посредством вилки 11 перемещается муфта 1 в сторону одной из шестерен, например в сторону шестерни 3, и прижимается своей конической поверхностью к конической поверхности кольца 7. Под влиянием синхронизируемых масс и трения между фрикционными поверхностями конусное кольцо 7 поворачивает1799436 ся относительно зубьев шлицев 5 шестерни

3 в пределах зазора в шлицевом соединении в сторону того блокирующего звена, которое вращается с большей угловой скоростью. Вследствие этого окружного смещения зубья венца 12 конусного кольца 7 прижимаются своими скосами к скошенным под тем же углом внутренним зубьям шлицев 5 и конусное кольцо 7 не может перемещаться в сторону шестерни 3 до тех пор, пока угловая скорость последней не управляется с угловой скоростью вала 2. Когда угловые скорости блокируемых звеньев станут равными, исчезает блокирующее действие зубьев 12, т,к. прекращается трение фрикционных конусов,пропадаетсила,прижимавшая скошенные поверхности зубьев, и становится возможным дальнейшее перемещение конусного кольца 7, а следовательно, и муфты 1 в сторону шестерни 3. Муфта

1, сжимая пружину 9, перемещает конусное кольцо 7, зубья 12 которого проходят сквозь шлицы 5. Зубья муфты 1 входят в сцепление

: со шлицами 5. Передача включена, Для выключения передачи необходимо посредством вилки 11 переместить муфту 1 в исходное поло>кение. Конусное кольцо 7 также переместится в исходное положение под действием конической пружины 9 до полного раздвижения ее витков. Т.к. коническая пружина 9 закреплена концами на шестерне 3 и конусном кольце 7, то последнее будет занимать фиксированное положение в выключенном положении синхронизатора и т.о, будет обеспечиваться чистота выключения синхронизатора.

Технико-экономические преимущества предлагаемого синхронизатора обусловлены уменьшением радиальных и осевых габаритов и снижением трудоемкости изготовления механизма, Формула изобретения

Синхронизатор, содержащий вал со шлицевой частью, зубчатые колеса с соосными шлицам вала шлицами, размещенные

5 с противоположных сторон шлиц вала с воэ-. можностью свободного вращения на нем, зубчатую муфту со шлицами, установленную на шлицах вала с возможностью осевого перемещения и соединения с зубчатыми ко10 лесами, синхронизирующие кольца с коническими поверхностями и шлицами, соединенными со шлицами зубчатых колес, упругие элементы, установленные между зубчатыми колесами и синхронизирующими

15 кольцами, зубчатая муфта выполнена с коническими поверхностями и установлена с возможностью взаимодействия с коническими поверхностями синхрониэирующих колец, шлицы зубчатых колес выполнены с

20 блокирующими скосами, а. синхронизирующие кольца — с зубчатыми венцами, имеющими блокирующие скосы, расположенные с возможностью взаимодействия с блокирующими скосами зубчатых колес, о т л и ч а25 ю шийся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов, концы упругого элемента закреплены на зубчатом колесе и синхронизирующем кольце с фиксацией положения . последнего в осевом и окружном направле30 ниях, при этом боковой зазор в соединении зубчатого венца синхронизирующего кольца, постоянно связанного со шлицами зубчатого колеса, определяется из выражения

Л =2 l tgP, где l и j3 — соответственно длина и угол наклона блокирующих скосов зубьев синхранизирующих колец и шлицев зубчатых

40 колес, 1799436

5 И IГ 4

Составитель Е. Богдашич

Редактор С.Кулакова Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина

Заказ 791 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в коробке передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ступенчатых коробках передач автомобильных и тракторных трансмиссий

Изобретение относится к области машиностроения ,в частности, к транспортному машиностроению, и может быть использовано в коробках перемены передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машино Цель - повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к синхронизирующему кольцу из листового материала для синхронизирующего устройства. Синхронизирующее кольцо содержит конусообразный кольцевой элемент, наружный зубчатый венец для блокирования осевого перемещения скользящей муфты, а также по меньшей мере один установочный выступ. Упомянутый выступ выполнен под углом в осевом направлении и ограничивает поворот синхронизирующего кольца в ступице синхронизирующего устройства. При этом установочный выступ имеет по меньшей мере с одной стороны расширение. Расширение выступа направлено относительно кольцевого элемента частично в радиальном направлении и частично в окружном направлении. Часть расширения выступа, направленная в окружном направлении, прилегает к наружному конусу кольцевого элемента. Технический результат - уменьшение удельной нагрузки на блокирующие зубья. 14 з.п. ф-лы, 10 ил.
Наверх