Устройство для расцепления вагонов состава

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) p1i,Ö ц- „

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4920948/11 (22) 21.03,91 (46) 07.03.93.Бюл,¹ 9 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) М,А.Шевандин, А.В.Волков, В,К.Васин, А.В.Крупеник и А,А.Бакулин (56),Авторское свидетельство СССР

¹ 977254, кл. В 61 1 17/00, В 61 G 7/04, 1982, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСЦЕПЛЕНИЯ

ВАГОНОВ СОСТАВА (57) Использование: на железнодорожном транспорте, в частности в устройствах для

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для расцепления вагонов на сортировочных горках.

Цель изобретения — повышение точности управления расцепным механизмом и оптимизация его перемещения по MoHQрельсу, На фиг.1 показана блок-схема устройства для расцепления вагонов состава; на фиг.2 — схема блока выбора режима движения расцепного механизма; на фиг.3- схема делителя напряжения; на фиг.4 — схема одного из датчиков зон.

Устройство содержит (фиг.1) расцепной механизм 1, расположенный на эстакаде 2, на которой размещены провода электропи тания схемы управления расцепным механизмом и указатели 3 и 4 координат начала и окончания расцепления. Схема управления расцепным механизмом содержит табло 5 оператора-расцепщика, связанное со стационарным указателем 6 числа вагонов в смежных отцепах, выход табло оператора 5 подключен через блок записи числа вагонов

„„5U „„1799768 А1 (я)я В 61 G 7/04, В 61 1 17/00 расцепления вагонов на сортировочных горках. Сущность изобретения; устройство содержит передвигающуюся по монорельсу вдоль пути надвига кабину оператора с расцепным механизмом, систему управления, включая реверсируемый электродвигатель, скоростемер, датчик отрыва отцепа, а также датчики зон начала и окончания расцепа и связанный с ними блок выбора зоны, которые в совокупности с блоком регулирования скорости и блоком 14 синхронизации позволяют оптимизировать процесс перемещения кабины и, в конечном счете, повысить скорость надвига, 4 ил, в отцепе 7 к одному из входов блока 8 выбора режима движения расцепного механизма, к другим входам отмеченного блока подключены выходы пульта управления 9 и датчика 10 зоны начала расцепления, выходы пульта управления 9 подключены также к соответствующим входам блока 7 записи числа вагонов в отцепе и блока 11 контроля начала расцепления, к входу блока 12 управления электротормозом, а также к входам делителя напряжения 13 и блока синхронизации 14, выходы блока 8 выбора режима движения расцепного механизма подключены к входу блока 14 синхронизации, входу блока 15 реверса двигателя расцепного механизма, к одному входу блока 12 управления электротормозом, Выход скоростемера

16 состава посредством модуля 17 сопряжения по проводной линии подключен к детектору 18, выход которого через делитель напряжения 13 связаны с одним из входов блока 14 синхронизации, к другому входу сравнения которого подключен выход скоростемера 19 расцепного механизма, выход блока синхронизации 14 подключен к входу

1799768 блока регулирования скорости расцепного механизма 20. В состав схемы управления входит также датчик 22 отрыва оъцепа, выход которого через блок 11 коНтроля начала расцепления.связан с входом сигнализатора 23 начала расцепления, а выход датчика

25 окончания расцепления подключен к аналогичному сигнализатору 24 окончания расцепления.

Работа устройства протекает следующим образом.

До начала роспуска состава расцепной механизм 1 занимает на эстакаде 2 крайнее, ближнее к горбу горки положение, за пределами расцепления отцепа из одного вагона. .После того информация о числе вагонов в первом отцепе поступит на указатель 6 числа вагонов в отцепе, она будет продублирована на табло 5 оператора-расцепщика и посредством блока 7 записи числа вагонов 20 в отцепе введена в блок 8 выбора режима движения расцепного механизма. Э1от блок обеспечивает реверс двигателя, оператор с пульта управления 9 включает блок 14 синхронизации и расцепной механизм 1 движется к точке начала зоны расцепления из! вагонов. В процессе движения датчик 10 зоны начала расцепа осуществляет подсчет числа указателей 3 точек эон начала расцепления. Разметка эстакады на зоны расцеп- 30 ления указателями 3 и 4 выполнена на основе многочисленных экспериментальных измерений. Координаты зон начала расцепления описываются уравнением

ZHi = 11,8 9i, м, 35

Z,i — координата точки начала эоны расцепления,м," ! — число вагонов в отцепе.

Координаты размещения указателей 4 точек окончания расцепления описываются 40 уравнением; - о ц= 1,2+7 i. м

В момент времени, когда датчиком t0 зоны начала расцепления будет зафиксирован (i-1)-й указатель. блок 8 выбора режима 45 движения расцепного механизма дает.команду на включение блока 12 управления электротормозом. Здесь на расстоянии тормозного пути 1>орм от i-го указателя начала эоны расцепления механизм 1 стоит до тех пор, пока оператор не увидит автосцепку, которую нужно расцеплять. При этом оператор, в зависимости от скорости движения состава, решает в какой именно момент времени надо начать расцепление. Он включает,. когда сочтет нужным, блок 14 синхронизации и отключает на время расцепления выходы блока 8 выбора режима движения расцепного механизма.

Следует отметить, что реверс двигателя

21 выполняется блоком 15 реверса двигателя расцепного механизма сразу же при включении блока 12 управления электротормозом. С момента включения оператором блока 14 синхронизации расцепной механизм 1 разгоняется до скорости состава..

Синхронизация осуществляется путем сравнения скорости измеряемых скоростемером

19 расцепного механизма и скоростемером

16 состава. Для передачи сигналов о скорости состава на блок 14 синхронизации использованы модуль 17 сопряжения и детектор 18. На выходе детектора 18, как и на выходе скоростемера 19 расцепного механизма. напряжение прямо пропорционально скорости движения каждого иэ этих объектов, Напряжение от скоростемера 19 поступает на блок 14 синхронизации непосредственно, а от детектора 18 через делитель напряжения, В исходном состоянии все напряжение с детектора 18 делится на

2,т.е. исходный уровень на выходе детектора 18 в два раза (при той же скорости) выше уровня на выходе скоростемера 19 расцепного механизма.

Если оператору требуется догнать автосцепку, то он, нажимая педаль, изменяет коэффициент деления от 2 до 1 (плавно) и блок 14 синхронизации обеспечивает нагон автосцепки. Далее оператор отпускает педаль и блок 14 синхронизации на все время расцепления обеспечивает синхронное движение расцепное механизма 1 и состава (автосцепки). Если оператор не успел закончить расцепление до конца зоны отцепа из

i вагонов, то срабатывает датчик 25 зоны окончания расцепа и включается сигнализатор 25 окончания расцепа о прекращении (уже бесполезных, так как автосцепки растянуты) попь.ток расцепить вагоны, Если он выполнил эту операцию до точки Zj. Причем скорость движения кабины к зоне очередного расцепления (Z,i) прямо пропорциональна скорости движения состава.

Действительно, блок 14 синхронизации

1799768 сравнивает абсолютные значения скорости состава и расцепного механизма без учета направления их движения. Тем самым гарантируется своевременный выход к началу зоны расцепления. После выхода за точку

7„! по сигналу от датчика 10 зоны начала расцепления кабина останавливается и производится реверс двигателя механизма горизонтального перемещения. Однако оператор не имеет права сразу же приступать к расцеплению, пока от датчика 22 отрыва отцепа через блок 11 контроля начала расцепления не будет включен сигнализатор 23 начала расцепления, Включение этого сигнализатора подтверждает отрыв предыдущего отцепа и дает разрешение на расцепление следующего.

В том случае, когда число вагонов предыдущего отцепа было больше числа вагонов j/i>j/ отцепа. который предстоит расцепить алгоритм работы блока 8 изменяется. Блок 8 после получения сигнала окончания расцепления включает блок 12 управления электротормозом, а блок 15 реверса двигателя расцепного механизма не включается. После полного торможения расцепного механизма 1, если выполняется условие (l>j). тормоза выключаются. но сам расцепной механизм остается s той же точке, где было закончено предыдущее расцепление. Здесь оператор дожидается под:;ода автосцепки, которую следует расцепить.

Порядком, описанным выше. оператор обеспечивает синхронность движения расцепного механизма 1 с составом и после регистрации датчиком 22 отрыва отцепа из

i вагонов от состава по сигналу сигнализатора 23 начинает расцепление. При этом он не дожидается проследования точки 7н!. Досрочно выполнив расцепление, оператор подает команду на окончание расцепления.

В блок 8 вводится число k вагонов в следующем отцепе, и цикл работы устройства повторяется.

После окончания роспуска состава оператор отводит кабину за точку Z«<, а при малом интервале между роспуском (параллельный надвиг) он может не снимать электропитание со схемы управления расцепным механизмом и дожидаться подхода вагонов состава там, где закончил расцеплять и редыдущий состав.

Как следует из описания работы данного устройства, наибольшее число функций выполняет блок 8 выбора режима движения расцепного механизма. Схема блока приведена на фиг.2

Блок 8 выбора режима движения расцепного механизма содержит реверсивный счетчик 26, подключенный к первой группе

50 входов схемы сравнения 27, ко второй группе входов этой схемы подключены выходы блока 7 записи числа вагонов в отцепе, три выхода схемы сравнения (если использовать схему К56!ИП2, то их всего три), соответствующие ситуациям i=-j, l>J, i

31 и электронный ключ 32 связан со схемой включения блока 12 управления электротормозов, выход (l

35 подключен выход детектора скоростемера 19 расцепного механизма, выход элемента И 33 подключен к входу S RS-триггера 36, к прямому выходу которого подключено реле 37, один вход элемента ИЛИ 38 и один вход элемента И 39, к другому входу последнего подключен также выход (i

Блок 8 выбора режима движения расцепного механизма работает следующим образом.

После окончания расцепления из! вагонов оператор отжимает кнопку окончания расцепления, при этом из блока 7 записи числа вагонов в отцепе в схему сравнения поступает новое число j, которое сравнивается с числом !, введенным от реверсивного счетчика 26. Г1ри этом на одном из упомянутых выходов (i=j, i>!, i

Триггер перейдет в состояние "1"; соответ1799768

10 рый переводится в состояние "0", электрон-, ственно на входе элемента ИЛИ 31 и электронного ключа 32 будет сформирован сигнал высокого уровня. Электронный ключ 32 открывается и замыкается цепь питания блока 12 управления электротормоэом. Начинается торможение расцепного механизма 1. После полной остановки расцепного механизма 1 на выходе порогового элемента 34, подключенного к выходу скоростемера 19, появится сигнал высокого уровня, который через дифференцирующую цепочку 35 воздействует на один вход элемента И

33, а также на вход R RS-триггера 30, котоный ключ 32 закрывается, расцепной механизм 1 растормаживается. Если местоположение расцепного механизма 1 соответствует ситуации l=j, i>j, то каких-либо воздействий на двигатель со стороны блока

8 выбора режима движения расцепного механизма не происходит. Оператор дожидается, пока требуемая автосцепка не подойдет к расцепному механизму и, нажав кнопку начала расцепления на пульте управления 9, переводит расцепной механизм в режим синхронного движения с составом.

Иначе работает схема, если i

39 формирует сигнал высокого уровня, который через элемент ИЛИ поступает 40 на вход включения схемы 14 синхронизации. С этого момента расцепной механизм 1 начинает движение от горба горки к точке Z

Поскольку реле 37 возбудилось, то через фронтовые контакты 37,1 импульсы с датчика 10 зоны начала расцепления будут поступать на вход суммирования реверсивного счетчика 26. При проследовании расцепным механизмом 1 мимо каждого из указателей

T-. -Z»-, происходит увеличение содержимого счетчика 26 на единицу. В момент, когда расцепной механизм 1 будет проходить мимо указателя Zj<, сигнал на выходе (i

39 появится сигнал "0", блок синхронизации

14 будет выключен, Одновременно импульсом положительной полярности с выхода (i=j) через элемент ИЛИ 28 и дифференциру15

55 ющую цепочку 29 будет переключен триггер

30 в состояние "1" и соответственно включен блок 12 управления электротормозом, Расцепной механизм 1 будет заторможен на расстоянии (торч от точки 2н1., Поскольку возврат расцепного механизма к началу эоны Zuj производится со скоростью, равной скорости состава, то гарантируется своевременный выход кабины оператора к началу зоны расцепления.

На фиг,3 приведена схема синхронизации и делителя напряжения, функционирование которой описано выше, На фиг.4 изображена схема датчика 10 эоны начала расцепления (он аналогичен датчику зоны окончания расцепления), Датчик содержит излучатель 42, размещенны на одной оси с фотоприемником 43, который подключен через усилитель 44 и дискриминатор длительности 45 к входу формирователя импульсов 46. Выход формирователя импульсов 46 — это и есть выход датчика 10 зоны начала расцепления.

Работа датчика 10 протекает следующим образом.

В процессе движения расцепного механизма 1 между излучателем 42 и фотоприемником осуществляется непрерывная оптическая связь, которая нарушается при движении через точку начала зоны расцепления. В этой точке в пространство между излучателем 42 и фотоприемником 43 входит непрозрачная пластина указателя 3 координаты начала расцепления. Если оптическая связь нарушена, то это регистрирует дискриминатор длительности 45, сигналом которого включается формирователь импульсов 46. Дискриминатор 45 необходим для защиты от помех малой длительности, а формирователь импульсов обеспечивает стабильность выходных импульсов датчика 10 независимо от погодных условий и скорости движения расцепного механизма 1. Датчики 10 и 25 и соответствующие им указатели 3 и 4 пространственно разнесены, что позволяет использовать идентичные схемы датчиков без ущерба для надежности их работы.

Формула изобретения

Устройство для расцепления вагонов состава, содержащее установленный на эстакаде с возможностью перемещения вдоль нее расцепной механизм, пультуправления, табло оператора, скоростемер состава, датчик отрыва отцепа, блок записи числа вагонов в отцепе, указатель числа вагонов в отцепе, блок реверса двигателя расцепного механизма, блок управления электротормо1799768

10 зом и скоростемер расцепного механизма, блок регулирования скорости расцепного механизма. о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено блоком выбора режима движения расцепного механизма, блоком синхронизации, блоком согласования, детектором, двигателем напряжения, блоком контроля начала расцепления, датчиками соответственно зоны начала расцепления и окончания расцепления, и подключенным к выходу последнего сигнализатором окончания расцепления и сигнализатором начала расцепления, подключенным к выходу блока контроля начала расцепления, один вход которого соединен с датчиком отрыва отцепа, другой вход соединен с выходом пульта управления оператора, соединенным с одним из входом блока записи, другой вход которого соединен через табло с указателем числа вагонов в отцепе, а выход подключен к одному из входов блока выбора режима движения расцепного механизма. другой вход которого соединен с датчиком зоны начала расцепления, один из входов которого соединен с входом блока реверса двигателя расцепного механизма, а другой выход — с

5 одним из входов блока управления электротормозом расцепного механизма, другой вход которого подключен к другому выходу пульта оператора, третий выход которого соединен с третьим выходом блока выбора

10 режима движения расцепного механизма, а четвертый выход соединен с входом запуска блока синхронизации и с одним из входов делителя напряжения, выход которого подключен к одному из информационных вхо15 дов блока синхронизации, другой информационный вход которого соединен со скоростемером механизма расцепления, а другой вход делителя напряжения соединен с выходом детектора, соединенного через

20 блок, согласования с выходом скоростемерэ состава, причем выходы блока синхронизации соединены с входами блока регулирования скорости расцепного механизма.

1799768 иг. Я пульта

Составитель В. Васин

Редактор Н, Рожкова Техред М.Моргентал Корректор С, кисина

Заказ 1131 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для расцепления вагонов состава Устройство для расцепления вагонов состава Устройство для расцепления вагонов состава Устройство для расцепления вагонов состава Устройство для расцепления вагонов состава Устройство для расцепления вагонов состава 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для определения сопротивления движению рельсового и безрельсового транспорта

Изобретение относится к автоматическому регулированию скорости отцепов на сортировочных горках

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике, а именно, к устройствам автоматизации сортировочных станций

Изобретение относится к автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к железнодорожной автоматике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам автоматического расцепле.ния движущихся вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для автоматического расцепления движущихся вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для расцепливания вагонов на сортировочных горках

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к проблеме автоматического расцепления вагонов в процессе расформирования железнодорожных составов на сортировочных горках

Изобретение относится к железнодорожному транспорту
Наверх