Парусное вооружение плавсредства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 63 Н 19/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4865884/11 (22) 17,07.90 (46) 07.03.93. Бюл. N 9 (71) Базовый клуб самодеятельного технического творчества при кутаисском городском совета ВОИР и Кутаисская городская станция юных техников (72) А,Ч.Гегучадзе, Г.Л.Джишкариани, В.С.Цилосани и Г.А.Сихарулидзе (56) Авторское свидетельство СССР

М 1131768, кл. В 63 Н 9/06, 1986. (54) ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ПЛАВСРЕДСТВА (57) Изобретение относится к движителям, в частности к парусным вооружениям плавсредства. Оно может найти применение в парусных спорте и туризме, а также в

"судомодельном спорте. Сущность заключаИзобретение относится к движителям, в частности к парусным вооружениям плавсредства. Оно может найти применение в парусных спорте и туризме, а также в судомодельном спорте.

Цель изобретения — повышение устойчивости плавсредства по курсу.

Цель достигается тем, что верхняя часть мачты отклонена от ее оси поворота на угол наклона этой оси от вертикали в сторону носа, причем шарнир, связывающий жесткий парус с мачтой соосен с этой частью мачты и расположен в центре его парусности, а ось этого шарнира жестко связана с верхней частью мачты и снабжена жесткой консольно, перпендикулярной этой оси шарнира, причем вышеупомянутый стабилизатор установлен на той консоли и жестко соединен с ней, при этом жесткий парус. Ж«„1799813 А1 ется в том, чтО верхняя часть мачты отклонена от ее оси поворота на угол наклона этой оси от вертикали в сторону носа, причем шарнир, связывающий жесткий парус с мачтой, соосен с этой частью мачты и расположен в центре его парусности, а ось этого шарнира жестко связана с верхней частью мачты и снабжена жесткой консолью, перпендикулярной этой оси шарнира, причем вышеупомянутый стабилизатор установлен на этой консоли и жестко соединен с ней, при этомжесткий парус упруго связан с упомянутым шарниром с возможностью перемещения вдоль оси этого шарнира, а также жесткий парус выполнен с трособлочной системой, блоки которой упруго связаны с палубой плавсредства. 2 з.п.ф-лы, 7 ил. упруго связан с упомянутым шарниром с О воэможностью перемещения вдоль оси это- Q го шарнира, а также жесткий парус выпол- QQ нен с трособлочной системой, блоки в которой упруго связаны с палубой плавсред- (,Д ства.

На фиг.1 изображено плавсредства по курсу левентик, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — плавсредство по курсу

swah фордевинд, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сзади; на фиг,5 — кинематическая схема трособлочной связи, вид сзади; на фиг.б — разрез А — А на фиг.3; на фиг.7 — кинематическая схема парусного вооружения плавсредства, Парусное вооружение плавсредства содержит установленную на его корпусе 1 мачту 2, которая имеет возможность вращения в опоре 3, наклоненной в сторону носа. Верхняя часть мачты 2 отклонена от оси ее вра1799813 щения под углом, равным угла наклона мач- ты от вертикали и проделана во вращательной опоре 4, выполненной в геометрическом центре паруса 5 перпендикулярно хорд его продольного профилей. С верхнего конца мачты 2 в сторону изгиба ее верхней части, посредством с жестко связанным с ней и перпендикулярным к ней консолью 6 вынесен жестко закрепленный . на его конце вертикальный стабилизатор 7.

Парус 5 установлен во вращательной опоре

4 посредством упругой связи 8, что дает воэможность ограниченного осевого перемещения относительно его. Один конец 9 паруса связан с палубой 10 посредством троса 11; обкатывающего ролика 12, расположенные на другие концы паруса 5 и на палубе 10, принятые к ним посредством упругих связей 13. Между проекциями центра парусностй (вращательной опоры 4 и центром поверхности бокового сопротивления

14 сохраняется постоянное расстоянием, Парусное вооружение плавсредства работает следующим образом.

По курсу левентик, т,е. когда ветер дует спереди — co стороны носа, вертикальный стабилизатор 7 ориентируется а сторону кормы корпуса 1 плавсредства и посредством консоли 6 поворачивает мачту 2 таким образом, что его верхняя часть занимает вертикальное, парус 5 — горизонталЬное положения. Тем самым парус 5 оказывает минимальное (незначительное) сап ротивление к набегающему потоку воздуха, что отвечает требованиям, предъявляемым к парусным вооружениям при следовании по курсу левентик. По курсу фордевинд, т,е. при попутном ветре, вертикальный стабилизатор 7 ориентируется в сторону наса корпуса 1 плавсредства и посредством консоли 6 поворачивает мачту 2 таким образом, что угол наклона его верхней àñïå от вертикали равно удвоенному углу наклона самой мачты 2 от вертикали, а в результате этого хорда продольного профиля паруса 5 также получает угол наклона от горизонтали равный углу наклона верхней части мачты 2 и соответственно углу наклона оси вращательной опоры 4 от вертикали. Тем самым парус 5 оказывает максимальное сопротивление к набегающему потоку воздуха, что отвечает требованиям предъявляемым к парусным сооружениям при следовании по курсу фордевинд.

По курсу гальфаинд, т.е. когда ветер дует с боку по прямому углу относительно плоскости симметрии корпуса 1 плавсредства, вертикальный стабилизатор 7 ориентируется в сторону другого бока и посредством консоли 6.поворачивает мачту 2 таким обраэом, что угол наклона его верхней части от вертикали проецируется в поперечной плоскости, В результате этого хорда продольного профиля паруса 5 получает угол наклона от горизонтали, равный углу наклона мачты 2 от вертикали, а хорда поперечного профиля паруса 5 получает угол наклона от. горизонтали равный atctg(sin a), где а— угол наклона верхней части мачты 2 от его

"0 оси, равный углу наклона самой мачты 2 от вертикали. Тем самым парус 5 изменяет направление ветра в сторону кормы корпуса 1 плавсредства, что отвечает требованиям, предъявляемым к парусным вооружениям

15 при следовании по курсу гэльфвиндЛо курсу беидевинд, который является промежуточ- ным положением между левентик и гальфвинд вертикальный стабилизатор 7 посредством консоли б ориентирует парус 5

20. таким образом, что углы наклона хорд его продольного и поперечного профилей относительно горизонтали будут меньше, чем при положении гольфвинд, что отвечает требованиям предъявляемым к положению бе25 идевинд.

В положении бакштаг, которое является промежуточным положением между положений гэльфвинд и форлевинд, вертикальный стабилизатор 7 посредством консоли 6

30 ориентирует парус 5 таким образом, что . угол наклона хорды его продольного профиля относительно горизонтали будет больше, чем в положении гальфвинд и меньше, чем в положении фордевинд, а угол наклона хор35 ды его поперечного профиля относительно горизонтали будет меньше, чем в положении гальфвинд, что отвечает требованиям предъявляемым к положению Ьэкштэг, Как было указано, во всех положениях ориента40 ции паруса 5, кроме положения левентик, его поверхность составляет определенный угол относительно горизонтальной плоскости, в результате чего возникает подъемная сила, что отвечает требованиям, предьявля45 емым к движителям типа парус — воздушный змей. Упругая связь 8 смягчает удары паруса 5 на мачту 2, появляющиеся в результате колебаний силы набегающего потока воэ фха; а также упругие связи 13 служат для

50 смягчения ударных воздействий паруса 5 через трос 11 и ролики 12 на палубу 10 корпуса 2 плавсредства, В предлагаемом парусном сооружении плавсредства парус 5 не выполняет вращэ55 тельное движение вместе с мачтой 2, поворачивающейся посредством стабилизатора

7 через консоли 6, а в результате воздействий с мачтой меняет углы наклона в продольной и поперечной плоскостях, причем не меняется расположение центра парусно1799813 сти, а тем самым расстояние между ними и центром поверхности бокового сопротивления, Формула изобретения

1. Парусное вооружение плавсредства, содержащее установленную на его палубе и наклонную в сторону носа мачту с возможностью поворота ее вокруг своей оси со смонтированным шарнирно на ее верхней части жестким парусом аэродинамического профиля с расположенным над ним стабилизатором, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения устойчивости плавсредства по курсу, верхняя часть мачты отклоне:на от ее осй поворота на угол наклона этой оси от вертикали s сторону носа, причем шарнир, связывающий жесткий парус с мачтой, соосен с этой частью мачты и расположен в центре его парусности, а ось этого шарнира жестко связана с верхней частью

5 мачты и снабжена жесткой консолью, перпендикулярной этой оси шарнира, причем вышеупомянутый стабилизатор установлен на этой консоли и жестко соединен с ней.

2. Парусное вооружение по п.1, о т л и10 ч а ю щ е е с я тем, что жесткий парус упруго связан с упомянутым шарниром с возможностью перемещения вдоль оси этого шарнираа.

3. Парусное вооружение по пп.1 и 2, о т15 л и ч а ю щ е е с я тем, что жесткий парус выполнен. с трособлочной системой, блоки которой упруго связаны с палубой плавсредства.

1799813 .:

Ф

1799813

О

12

Составитель В.Бернадский

Редактор С.Кулакова Техред М.Моргентал Корректор G.Ãóñòè

Заказ 1134 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Парусное вооружение плавсредства Парусное вооружение плавсредства Парусное вооружение плавсредства Парусное вооружение плавсредства Парусное вооружение плавсредства 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в строительстве новых и модернизации существующих морских и речных судов для получения упора движителя за счет реактивной тяги

Изобретение относится к судовым двигательным установкам, к водометным двигателям - движителям
Наверх