Устройство для загрузки самолетных системуправления

 

I82002

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Совета»и»

Социалистически»

Рвопубли»

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06.ll.1965 (№ 941645/40-23) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 261.1972. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 13.IV.1972

М. Кл. В 64с 13/46

Нвмитет оо делаю иаобретеиий и открытий ври Са»ете Ми»истре»

СССР

УДК 629.135/.138 (088.8) Авторы изобретения

SCECO©ЗНд 1

ВЛНПМ-НИ!".- 4 "

БИБЛИ01 " ".

М. Г. Овчинников и А. М. Титов

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ САМОЛЕТНЫХ СИСТЕМ

УПРА ВЛ ЕН ИЯ

Известны загрузочные устройства для самолетных систем управления, включающие загрузочный пружинный цилиндр двухстороннего действия и электрический механизм триммерного эффекта. Эти загрузочные устройства управляются от скоростного напора через смежные электрогидравлические агрегаты.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что загрузочный пружинный цилиндр устройства своими концами шарнирно прикреплен к параллельно расположенным плечам двуплечего рычага и трехплечей качалки. Другим плечом качалка соединена с бустером и органами управления, а третьим шарнирно соединена с Г-образным рычагом.

Последний через короткое плечо сочленен с механизмом включения, ось вращения которого совпадает с осью вращения трехплечей качалки, а через длинное плечо — с механизмом триммерного эффекта, который шарнирно присоединен другим концом ко второму большому плечу двуплечего рычага. В одном из крайних положений механизма включения, при отключенном бустере, линия, соединяющая оси вращения трехплечей качалки и шарнирного узла Г- образного рычага с механизмом триммерного эффекта, равна и параллельна большому плечу двуплечего рычага, а в другом крайнем положении упомянутые оси совмещаются.

Устройство в таком выполнетртте|- проще и надежнее в работе при одновременном расширении вариантов загрузки органов уйравления, а также при выключенном бустере исключают5 ся вредные нагрузки на органы управления, На фиг. 1 изображено описываемое устройство в двух проекциях; на фиг. 2 — кинематическая схема устройства в выключенном поло1о женин; на фиг, 3 — то же, во включенном положении.

К лафету 1 шарнирно прикреплены трехплечая качалка 2 и электрический механизм 8 включения устройства. К верхнему плечу трех1Б плечей качалки присоединены тяги 4 от органов управления и бустера (на чертежах не показан) необратимой схемы. К короткому плечу трехплечей качалки прикреплен шток 5 пружинного загрузочного цилиндра б двусто20 роннего действия, который нижним концом присоединен к двуплечему рычагу 7, закрепленному на лафете. К другому плечу рычага 7 присоединен своей нижней частью электрический механизм 8 триммерного эффекта, верхний

2s конец которого шарнирно сочленен с большим плечом Г-образного рычага 9. К малому плечу этого рычага прикреплен электрический механизм включения устройства. В месте излома

Г-образный рычаг шарнирно соединен с больЗО шим плечом трехплечей качалки, 182002

Линии центро в шарниров А, Б и В, Г равны и параллельны. При выключенном устройстве линии центров А, Д и В, E также равны и параллельны. При включенном устройстве, что соответствует отключению бустера, оси шар- 5 пиров Д и А совпадают.

Воздействуя на органы управления (штурвал или педали), летчик перемещает точку Ж и поворачивает трехплечую качалку вокруг оси A ее вращения (точки 3(> .и Я(соответ- 10 ствуют крайним положениям органов управления). В этом случае кинематически загрузочное устройство представляет собой два параллелограмма — АБВГ и ВЕДА, которые дают возможность свободно перемещаться 15 точке Ь при отклонении органов управления, и поэтому летчик не ощущает нагрузок от пружинного цилиндра. В этом случае соблюдаются равенства bb =ГГ и БЬ2=ГГ .

При выключении бустера автоматически на- 20 чинает работать механизм включения, который переводит точки И i -образной качалки в положение И„. Вследствие этого точка Д переходит в положение Д,, совмещенное с А и из параллелограмма ВЕДА образуется жест- 25 кий треугольник ВЕД,„, который препятствует повороту точки 1 при движении точки Ь . В этом случае, прикладывая нагрузку к органам управления, летчик обжимает пружинный цилиндр. Сопротивление цилиндра передается 30 органам управления, вследствие чего летчик ощущает нагрузку на органах управления с постоянным нарастанием ее по ходу.

При длительном ощущении нагрузки от пружинного цилиндра летчик нажатием кнопки 35 (на чертеже не показана) включает электромеханизм триммерного эффекта, который переводит точку Е в положение Е р, вследствие чего точка Г переводится в положение Г,р, и при данном ходе органов управления величина 10 обжатия пружинного цилиндра уменьшается, т. е. уменьшаются нагрузки на органах управления.

Кроме того, описываемое загрузочное устройство дает возможность получить любую 45 уменьшенную нагрузку на органах управления в случае управления механизмом включения от специальной кнопки (на чертеже не показана), установленной в,кабине летчика. В этом случае летчик, останавливая механизм вклю- 50 чения в любом промежуточном положении, останавливает точку Д в любом промежуточном положении Д,р дуги ДА и преобразует кинетику загрузочного устройства в параллелограммы АБВГ и трапецию ВЕДРА, вследствие чего на органах управления летчик ощущает меньшие нагрузки и переменное их нарастание по ходу органов управления. На случай заклинения пружинного цилиндра или огказа механизма включения в точке Г загрузочного устройства устанавливается «срезная» шпилька, выполненная из более слабого по прочности материала, которая срезается при определенной нагрузке на органах управления, обеспечивая полное отключение загрузочного устройства от системы управления самолетом.

Предмет изобретения

Устройство для загрузки самолетных систем управления с бустером необратимой схемы, включающее загрузочный пружинный цилиндр двухстороннего действия и электрический механизм триммерного эффекта, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности работы при одновременном расширении вариантов загрузки органов управления и исключения .при выключенном бустере вредной нагрузки на органы управления, загрузочный пружинный цилиндр своими концами шарнирно прикреплен к параллельно расположенным с одинаковыми размерами плечам двуплечего рычага и трехплечей качалки, соединенной вторым плечом с бустером и органами управления, а третьим — шарнирно с i -образным рычагом, соединенным через короткое плечо с механизмом включения, ось вращения которого совпадает с осью вращения трехплечей,качалки, а через длинное плечо— с механизмом триммерного эффекта, шарнирно подсоединенного другим концом ко второму большому плечу д вуплечего рычага, причем в одном из крайних положений механизма включения, при отключенном бустере, линия, соединяющая оси вращения трехплечей качалки и шарнирного узла Г-образного рычага с механизмом триммерного эффекта, равна и параллельна большому плечу двуплечего рычага, а в другом крайнем положении упомянутые оси совмещаются.

Устройство для загрузки самолетных системуправления Устройство для загрузки самолетных системуправления Устройство для загрузки самолетных системуправления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области самолетостроения, более конкретно, к пружинному устройству в системе управления летательным аппаратом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к спортивным пилотажным самолетам

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для технической диагностики жесткой проводки системы управления летательного аппарата, преимущественно безбустерного исполнения
Наверх