Указатель режима газотурбинного двигателя со свободной турбиной

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЯЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 16,V.1963 (¹ 836648/26-10) Кл. 42k, 18/02 с присоединением заявки №

Приоритет

МПК G 011

УДК 531,781:621АЗЗ (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 17.VI.1966. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 24.VIII,1966

Авторы

РЕЖИМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВ П АТЕЛЯ

СО СВОБОДНОЙ ТУРБИНОЙ

Известные указатели режима газотурбинньтх двигателей не обеспечивают определения истинного режима двигателя, поскольку они не учитывают изменения температуры газа и оборотов турбокомпрессора.

Предлагаемый указатель режима не имеет указанного недостатка и отличается тем, что ет о счетно-решающее устройство совмещено со стрелочным прибором и выполнено в виде двух секторных дисков со штырями и ведушими кулачками, причем один из дисков предназначен для указания крейсерского режима, а второй — для указания номинального режима двигателя.

Режим работы двигателя определяется с помощью счетно-решающего устройства по соотношению истинных физических оборотов двигателя и величин оборотов, соответствующих границам режима. Эти границы определяются по даьлению и температуре воздуха на входе в двигатель и фиксируются приборами. Значение оборотов двигателя по границам режимов определяется расчетным путем.

Указатель режима двигателя содержит известные датчики оборотов двигателя, датчики давления и температуры на входе в двига-. тель, счетно-решающее устройство и стрелочный прибор.

На черте>ке показано счетно-решающее устройство предлагаемого указателя.

Оно выполнено в виде двух секторных дисков 1 и 2 с соответствующими штырями 3, 4 и 5, б и ведущими кулачками 7 и 8.

Счетно-решающее устройство работает сле5 дующим образом.

Зависимость числа оборотов турбокомпрессора от температуры воздуха па входе в двигатель определяется при помощи передаточного механизма (на чертеже не показан) в

10 виде угла поворота ведущего кулачка 7, имеющего упоры 9 и 10, а зависимость числа оборотов турбокомпрессора по температуре и давлению на входе в двигатель определяется при помощи второго передаточного меха15 низма (на чертеже не показан) в виде угла поворота ведущего кулачка 8, имеющего упоры 11 и 12.

Угол поворота упора 10 кулачка 7 соответ ствует числу оборотов турбокомпрессора н-

20 границе крейсерского режима, а угол поворо та упора 9 кулачка 7 соответствует числу обо ротов турбокомпрессора на границе номинального режима, Точно так же, угол поворота упора 11 кулачка 8 соответствует значе25 нию числа оборотов турбокомпрессора на гра. нице крейсерского режима, а угол поворота упора 12 кулачка 8 соответствует значению числа оборотов турбокомпрессора на границе номинального режима. Секторные диски 1 и

30 2 спиральной пружиной (на черте>ке не покаСоставитель Б. Елисеев

Техред Л. К, Ткаченко

Корректор Райкина

Редактор Н. Корченко

Заказ 2287/6 Тираж 1450 Формат бум. 60X90 /8 Объем 0,16 изд. л. Подписное

ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типографии, пр. Сапунова, 2 зана) перемещаются вслед за движением ведущих кулачков 7 и 8. Радиусы поворота штырей 8, 4 и 5, б соответственно равны радиусам поворота упоров 9, 10 и 11, 12. Штыри расположены на одной прямой, проходящей через ось вращения секторных дисков. Таким образом, угол поворота секторных дисков 1 и

2 соответственно равен углу поворота упоров

9 или 10 и 11 или 12 ведущих кулачков 7 и 8, которые в результате обработки сигналов электронной схемы повернутся на меньший угол. Граница крейсерского режима указана ца диске 1 линией 18, Область крейсерских режимов располо>кена левее этой линии, а область номинальных режимов — правее. Граница номинального режима указывается левым краем диска 2, Таким образом, области номинальных режимов соответствует область между линией 18 на диске 1 и границей диска 2. Вся область секторного диска 2 является областью взлетных режимов.

Текущее значение оборотов компрессора вырабатывается в электронном канале по физическим оборотам и через соответствующий передаточный механизм (на чертеже не показан) передается на стрелку 14 шкального стрелочного прибора. Режим двигателя через прорезь в указателе определяется взаимным

5 положением стрелки 14 прибора и границ режима, определяемых секторными дисками и 2.

Предмет изобретения

Указатель режима газотурбинного двигателя со свободной турбиной, содержащий датчики оборотов двигателя, датчики давления и температуры на входе в двигатель, счетно-ре15 шающее устройство и стрелочный прибор, от.гичагогдийся тем, что, с целью определения истинного режима двигателя, счетно-решающее устройство указателя совмещено со стрелочным прибором и выполнено в виде двух

20 секторных дисков со штырями и ведущими кулачками, причем один из дисков предназначен для указания крейсерского режима, а второй — для указания номинального режима двигателя.

Указатель режима газотурбинного двигателя со свободной турбиной Указатель режима газотурбинного двигателя со свободной турбиной 

 

Наверх