Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин

 

Использование: в области электромашиностроения , в технологии изготовления электрических машин со всыпными статорными обмотками из круглого эмальпровода. Сущность изобретения: способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин включает намотку катушек, укладку их в пазы статора, установку межфазной изоляции, предварительное формование и последующее бандажировагние лобовых частей обмотки наложением на них полос из полимерного материала, нагрев наложенных .на лобовые части полос, калибрование лобовых частей, охлаждение обмотки и ее последующую пропитку. Нагрев полос из полимерного материала с термореактивной связующей в стадии В, армированного наполнителем, производят подачей тепла с помощью формующе-калибрующих элементов с выдержкой в них и одновременной калибровкой лобовых частей до полного отверждения материала полос и образования на них жестких скрепляющих элементов, а охлаждение обмотки со скрепленными лобовыми частями производят вне .формующе-калибрующих элементов 1 з. п. ф-лы, 3 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) в66" д» ;-"

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /,:., ;. ;, :; -::::::, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4948499/07 (22) 25.06.91 (46) 07.03.93. Бюл, М 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения (72) В. Ф. Самарчанц и Л, В. Пухкал (56) Технология производства электрических машин. Механизация обмоточно-изолировочных работ, Обзорная информация.

M.: Информэлектро, 1976. С, 3. 49-50. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВСЫПНЫХ

СТАТОРНЫХ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

МАШИН (57) Использование: в области электромашиностроения, в технологии изготовления электрических машин со всыпными статорными обмотками из круглого эмальпровода.

Сущность изобретения: способ изготовления всыпных статорных обмоток электричеИзобретение относится к области электромашиностроения, а именно к технологии изготовления электрических машин со асыпными статорными обмотками из круглого эмальпровода.

Цель изобретения — улучшение качества обмотки и уменьшение трудоемкости ее изготовления.

Поставленная цель достигается тем, что, согласно способу изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин, включающему намотку катушек, укладку их в пазы статора, установку межфазной изоляции, предварительное формо„„!Ж 1800559 А1 (5!)5 Н 02 К 15/085 t ских машин включает намотку катушек, укладку их в пазы статора. установку межфазной изоляции, предварительное формование и последующее бандажирование лобовых частей обмотки наложением на них полос из полимерного материала, нагрев наложенных на лобовые части полос, калибрование лобовых частей, охлаждение обмотки и ее последующую пропитку. Нагрев полос из полимерного материала с термореактивной связующей в стадии В, армированного наполнителем, производят подачей тепла с помощью формующе-калибрующих элементов с выдержкой в них и одновременной калибровкой лобовых частей до полного отверждения материала полос и образования на них жестких скрепляющих элементов, а охлаждение обмотки со скрепленными лобовыми частями производят вне .формующе-калибрующих элементов 1 з, и. ф-лы, 3 ил. вание и последующее бандажирование лобовых частей обмотки наложением на них полос из полимерного материала, нагрев наложенных на лобовые части полос, калибрование лобовых частей, охлаждение обмотки и ее последующую пропитку., нагрев полос из полимерного материала с термореактивной связующей в стадии В, армированного наполнителем, производят подачей тепла с помощью нагретых формующе-калибрующих элементов с выдержкой в них и одновременной калибровкой лобовых частей до полного отверждения материала полос и образования из них жестких скреп1800559 ляющих элемен-зв, а охлаждение обмотки со скрепленными лобовыми частями производят вне формующе-калибрующих элементов.

Нагрев полос из полимерного материала с одновременной калибровкой лобовых частей и формующе-калибрующих элементах позволяет одновременно придать требуемую форму и размеры лобовым частям обмотки и сформировать жесткие бандажные элементы, скрепляющие витки лобовых частей, Применение термореактивного материала с термореактивной связующей в стадии В, армированного наполнителем, позволяет, в отличие от прототипа, получить скрепляющие элементы заданной формы, поскольку полимеризация этого материала происходит при его нагреве в строго фиксированном положении, достигаемом с помощью формующе-калибрующих элементов.

При этом подвод тепла к скрепляющим полосам производится непосредственно к полимеризуемому материалу, поскольку полосы контактируют с поверхностью формующе-калибрующих элементов, в которые встроены нагреватели. Локальное расположение скрепляющих полос по внешнему участку периметра лобовой части не препятствует при последующей пропитке проникновению пропиточного состава в межвитковые каналы как в лобовой, так и в пазовой части обмотки.

Это существенно повышает качество обмотки, Кроме того, полосообразные скрепляющие элементы защищают собственную изоляцию провода от непосредственного соприкосновения с обжимающей витки поверхностью формующе-калибрующих элементов и препятствует повреждению собственной изоляции провода, что также положительно сказывается на качестве обмотки.

Одновременное проведение операций калибрования и образования жестких элементов, скрепляющих лобовые части, позволяет существенно снизить трудоемкость способа. Охлаждение обмотки с жесткими элементами, скрепляющими ее лобовые части, вне формующе-калибрующих элементов также обеспечивает уменьшение трудоемкости изготовления обмотки по сравнению с прототипом, В изобретении полимеризация материала скрепляющих элементов производится при нагреве. Это дает возможность охлаждать обмотку вне формующе-калибрующих элементов, В прототипе полимеризация материала, скрепля.ощего лобовые части обнагревательные элементы.

40 Рабочая поверхность каждого из кулаков (фиг. 3) представляет собой дугу окружности, центр которой совпадает с центром оснастки в их разведенном положении и смещен в направлении радиуса ниже цент45 ра оснастки, через который проходит ось электрической машины в сведенном (нерабочем) положении., Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. Вначале произво50 дят намотку катушек 5, укладку их в пазы статора 6, установку межфазной изоляции 7, предварительное формование, Затем на лобовые части обмотки статора, с выводной и невыводной стороны, в местах пересечения катушечных групп накладывают полосы 8 из полимерного материала с термореактивной связующей в стадии В, армированным наполнителем (типа препрег). Закрепление полос из полимерного материала осуществляется путем заведения их концов пол кату5

35 мотки, производится при охлаждении и требует жесткой фиксации лобовой части обмотки, что обеспечивается ее нахождением в формующе-калибрующих элементах до полного охлаждения, Таким образом, трудоемкость предлагаемого способа меньше чем способа-прототипа на то время, которое статор находится в формующе-калибрующих элементах для полного охлаждения его обмотки.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами где на фиг. 1 представлен статор в формующе-калибрующих элементах, продольный разрез; на фиг, 2 — сечение А — А на фиг, 1; на фиг, 3 — общий вид формующе-калибрующих элементов (кулак), разжимающих лобовую часть обмотки по внутреннему диаметру.

Предлагаемый способ реализуется на станке с помощью формующе-калибрующих элементов, входящих в состав оснастки.

Оснастка включает: — набор башмаков 1, размещенных равномерно по окружности и формующих (обжимающих) лобовые части обмотки на наружному диаметру; — набор кулаков 2, размещенных равномерно по окружности и формующих (разжимающих) лобовые части обмотки по внутреннему диаметру.

Башмаки и кулаки закреплены на плите

3, имеющей сектора, формующие лобовые части обмотки по высоте, Для размещения статора с обрабатываемыми лобовыми частями обмотки предназначена корзина 4.

Причем наборы башмаков 1 и кулаков 2 установлены с обеих сторон корзины 4. В каждый кулак, башмак и сектор встроены 1800559 шечную группу, либо путем приклеивания полос к лобовой части обмотки эа счет наличия на стороне полос, соприкасающихся с лобовой частью липкого контактного слоя клея, Статор с наложенными полосами из полимерного материала устанавливается в корзину 4 формовочного станка. Положение статора горизонтальное.

Калибрование(окончательное формование) лобовых частей производят следующим образом. Сначала к лобовым частям статора с выводной А и невыводной стороны В подводится нажимная плита 3 с секторами, имеющими встроенные нагревательные элементы, Затем предварительно нагретые башмаки сводят к центру до их соприкосновения с поверхностью лобовой части по их наружному диаметру, а предварительно нагретые кулаки разводят от центра до их соприкосновения с поверхностью лобовых частей по внутреннему диаметру.

От секторов нажимных плит, башмаков и кулаков тепло передается на полосы из полимерного материала с термореактивной связующей в стадии В, армированного наполнителем. Движение всех формующих элементов продолжается до и ридания лобовым частям заданной формы и размеров.

При этом продолжается нагрев полос и осуществляется одновременная калибровка лобовых частей, а также образование из полос за счет полимеризации материала жестких скрепляющих элементов, которым также придается конечная форма, Выбор режимов калибрования — времени выдержки лобовых частей с наложенными на них полосами из полимерного материала в формующе-калибрующих элементах, а также давления, прикладываемого к лобовым частям, является инженерной задачей и зависит от параметров электрической машины и полимерного материала, Количество формующе-калибрующих кулаков (фиг. 3) выбирается с учетом воэможности размещения в них нагревательных элементов и совпадения мест нахождения этих нагревательных элементов в процессе калибрования с местами размещения изоляционных полос.

После заданной выдержки лобовых частей обмотки в формующе-калибрующих элементах они отводятся от обмотки статора, статор вынимается из корзины станка, укладывается в контейнер либо устанавливается на стеллаже и охлаждается вне формующекалибрующих элементов, Применение препрега, из которого . накладываются полосы на лобовые части обмотки, определяется тем, что в отечест50

55 мовочного станка и охлаждается вне формующе-калибрующих элементов, Предлагаемый способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин позволяет улучшить качество обмотки за счет фиксации окончательной формы лобовой части обмотки с помощью полос из полимерного материала с термореактивной связующей в стадии.В, армированного наполнителем, с помощью нагретых формующе-калибрующих элементов с выдержкой в венной промышленности иэ всего класса полимерных материалов с термореактивной связующей в виде полос, рулонов и листов выпускается только препрег. Остальные

5 полимерные материалы этого класса выпускаются в ином виде. Например, материал премикс — в виде замазки, фенолоформальдегидная или эпоксидная смола — в жидком виде, 10 Пример конкретной реализации.

Предлагаемым способом была изготовлена партия статоров электродвигателей серии АИР Н=90, 2р= 4; При этом намотку катушек, укладку их в пазы статоров, 15 предварительное формование производит машинным способом, межфазное изолирование — вручную, в,производственных условиях. Затем на лобовые части обмотки статора с выводной и невыводной стороны, 20 в местах пересечения катушечных групп, накладывали полосы из полимерного матери-. ала типа препрег ППМ-Э ТУ6-11-537-84 толщиной 0,75 и шириной 10 мм (фиг. 2).

После этого статор с наложенным на лобо25 вые части обмотки полосами из препрега помещали в формовочный станок, оснащенный оснасткой, показанной на фиг. 1 — 2. Путем сведения нагретых в среднем до 180 С формующе-калибрующих элементов проиэ.30 водится калибрование лобовых частей обмотки с одновременным нагревом до 155 С . наложенного на них материала типа препрег до полного его отверждения и образования из него жестких скрепляющих

35 элементов .

Температура полимеризации полос, составляющая 155 С, по сравнению с темпе ратурой формующе-калибрующих элементов

180 С ниже вследствие интенсивного отвода

40 тепла, причем температура полимеризации контролировалась с помощью встроенных вблизи полос термопар.

Время калибрования лобовых частей . обмотки с одновременным образованием

45 на них жестких скрепляющих элементов составляет 1 мин при усилии прессования 325 н/см .

После разведения формующе-калибрующих элементов статор извлекается из фор1800559 них до полного отверждения материала полос и образования из них жестких скрепляющих элементов.

Способ позволяет уменьшить трудоемкость бандажирования (т. е. образование на лобовых частях обмотки жестких скрепляющих элемента в), кото рое и роиз водится одновременно с калибровкой (окончательное формование) лобовых частей обмотки, а охлаждение обмотки со скрепленными лобовыми частями производят вне формующе-калибрующих элементов, Экономический эффект от реализации предлагаемого способа на одной единице оборудования составит 29, 993 тыс. руб.

Зкономический эффект от внедрения в промышленности предлагаемого способа на годовую программу электродвигателей составит 357,0 т. руб.

Формула изобретения

1.,Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин, при котором осуществляют намотку катушек, укладывают их в пазы статора, устанавливают межфазную изоляцию, осуществляют предварительное формование и последующее бандажирование лобовых частей обмотки

5 наложением на них полос из полимерного материала, нагревают полосы, калибруют лобовые части, Охлаждают обмотки и пропитывают их, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обмотки путем

10 исключения электрических замыканий и уменьшения трудоемкости, для полосы полимерный материал используют с термореактивной связующей s стадии В, армированный наполнителем, а нагревают

15 полосы с помощью нагретых формующекалибрующих элементов при калибровке лобовых частей до полного отверждения материала полос и образования из них жестких скрепляющих элементов, при

20 этом перед охлаждением обмотки формующе-калибрующие элементы удаляют.

2, Способ поп.1,отл ича ющийс я тем, что, в качестве скрепляющего полимерного материала с термореактивной связую25 щей в стадии В используют препрег.

1Г00559

Составитель В. Самарчанц

Редактор А, Рожкова Техред M. Моргентал Корректор Н. Ревская

Заказ 1171 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин Способ изготовления всыпных статорных обмоток электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при ремонте электрических машин, а именно для укладки обмоток статоров турбогенераторов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве электрических машин с волновой обмоткой, преимущественно из провода большого сечения (D<SB POS="POST">пр</SB>*981,3 мм), например, в автомобильных генераторах

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин ,в частности, статоров генераторов переменного тока

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике , а именно к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в электротехнической промьшшенности

Изобретение относится к электротехнике , а именно к оборудованию для изготовления электрических машин, и может быть использовано в электротехнической, радиотехнической, электронной и других отраслях промышленности при изготовления обмоток статоров асинхронных, шаговых двигателей и микромашин общепромышленного применения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для намотки и укладки электрических катушек в пазы статора, и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и тяжелого машиностроения

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения статоров электродвигателей и технологии их изготовления

Изобретение относится к области электротехники, а именно касается технологии изготовления статора бесщеточного электродвигателя постоянного тока и особенностей его конструктивного выполнения

Изобретение относится к электромашиностроению и применяется при изготовлении погружных электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для изготовления обмоток, используемым для укладки проводников обмотки внутри открытых пазов роторов и статоров, преимущественно силовых электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности особенностей конструктивного выполнения статоров электрических машин и их сборки
Наверх