Обгонная муфта

 

Использование: машиностроение для автоматического соединения и рассоедине2ния валов. Сущность изобретения: на взаимообращенных торцах полумуфт выполнено по спиралеобразному пазу противоположного направления. На ведомой полумуфте 5 паз 8 сопряжен с центральным глухим отверстием 6. Центр торца паза 2 на ведущей полумуфте смещен относительно оси муфты на величину, равную радиусу шарика 10. Величина взаимного перекрытия паза 2 И центрального глухого отверстия 6 равна радиусу центрального глухого отверстия. 2 ил.

.COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГО :ПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4892036/27 (22) 17,12,90 (46) 15.03,93. Бюл. N 10 (71); Могилевский машиностроительный институт (72) В,Д, Рогожин (56) авторское свидетельство СССР

М 1590747, кл. F 16 D 41/06, 1988. (54) )БГОННАЯ МУФТА (57) Использование: машиностроение для автоматического соединения и рассоединеИзобретение относится к машиностроению может быть использовано в приводах машин и агрегатов для соосного соединения вертикально расположенных валов при передаче крутящего момента в одном направлении, и рассоединения кинематической цепи при изменении направления вращения ведущего звена.

Целью изобретения является повышение надежности работы муфты.

На фиг, 1 показана обгонная муфта, общий вид; на фиг. 2 — вид на торец ведомой полумуфты с "наложенным" на него пазом ведущей полумуфты при холостом ходе и в момент включения муфты.

Обгонная муфта содержит ведомую полумуфту 1, на торце которой имеется спиралеобразный паз 2, с наружной 3 и внутренней 4 поверхностями, ведомую полумуфту 5 на торце которой выполнено глухое центральное отверстие 6, сопряженное со спиралеобразным пазом 7. Паэ 7 с наружной 8 и внутренней 9 поверхностями имеет противоположную кривизну к пазу 2. Величина перекрытия паза 2 отверстием 6 равна

его радиусу. В пазу 2 помещается шарик 10, „„Я3„„1802242 А1 ния валов. Сущность изобретения: на вэаимообращенных торцах полумуфт выполнено

Ilo спиралеобразному пазу противоположного направления. На ведомой полумуфте 5 паз 8 сопряжен с центральным глухим отверстием 6. Центр торца паза 2 на ведущей полумуфте смещен относительно оси муфты на величину, равную радиусу шарика 10.

Величина взаимного перекрытия паза 2 и центрального глухого отверстия 6 равна радиусу центрального глухого отверстия. 2 ил.

Ведущая и ведомая полумуфты устанавливаются в обойму 11.

Обгонная муфта работает следующим образом. При вращении полумуфты 1 против часовой стрелки, ы1арик 10 под действием центробежной силы и поверхностей 3 и

4 паза 2 перекатывается по поверхности центрального глухого отверстия 6 к его пе- °

@ риферии. При дальнейшем вращении паза 2 00 шарик, проходя по поверхности 8, попадает С в полусферический торец паза 7 и касается ) его внутренней поверхности 9. Ведомая по- . ) лумуфта 5 воспринимает посредством ша- ф .рика 10 окружную нагрузку с ведущей полумуфты 1. Угловые скорости обеих полумуфт уравниваются. Муфта передает крутящий момент.

° и

При обгоне ведущей полумуфты 1 ведомой полумуфтой 5 шарик 10 движется одновременно по внешней поверхности 8 паза 7 и по пазу 2 в направлении оси вращения муфты. В следующий момент шарик 10 окажется снова на периферии отверстия 6 и будет перекатываться по его поверхности и по пазу 2. При этом полумуфты 1 и 5 враща1802242

Ф, ются независимо одна от другой. Муфта работает в режиме свободного хода.

Как только угловая скорость ведомой полумуфты станет меньше, чем ведущей, шарик займет крайнее положение в спиралеобразном пазу ведомой полумуфты, муфта включится и снова будет передавать крутящий момент.

Таким образом, обгонная муфта позволяет надежно соединять и рассоединять кинематическую цепь с вертикально расположенными валами, повышением надежности ее работы на переходных режимах (включение и выключение), за, счет предварительного смещения центра масс шарика относительно оси вращения муфты, равного радиусу шарика, что позволяет получить достаточную центробежную силу и при небольшой частоте вращения ведущей полумуфты, а также снизить потери на трение в режиме свободного хода муфты за счет введения дополнительной степени свободы для шарика. При этом величина перекрытия спиралеобразного паза глухим центральным отверстием равна его радиусу.

Формула изобретения

5 Обгонная муфта, содержащая ведомую полумуфту с выполненным на ее торце глухим центральным отверстием и сопряженным с ним спиралеобразным пазом, ведущую полумуфту со спиралеобразным

10 пазом. противоположного направления, выполненным с закругленными. торцами, шарик, размещенный в совмещенных пазах полумуфт, и обойму, охватывающую полумуфты, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью

"5 повышения надежности, центр близлежащей к оси муфты торцовой поверхности спиралеобразного паза на ведущей полумуфте смещен относительно геометрической оси муфты на величину, равную радиусу шарика, 20 при этом величина взаимного перекрытия паза и глухого центрального отверстия в радиальном направлении равна радиусу глухого центрального отверстия.

1802242

Составитель В.Рогожин

Редактор В.Трубченко . Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар

Заказ 843 Тираж Подписное

В НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Обгонная муфта Обгонная муфта Обгонная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению в частности к механизмам, работающим при продолжительном режиме свободного хода и высоких скоростях обгона

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи одностороннего вращения и компенсации осевого и радиального смещёв НИИ соединяемых муфтой валов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей автомобилей и сельхозмашин

Изобретение относится к механизмам свободного хода и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам свободного хода, и может найти применение в импульсных вариаторах и для передачи полезного момента в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах ускоренного перемещения, например, суппорта в металлообрабатывающих станках
Наверх