Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для диагностики технического состояния короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных электродвигателей в условиях эксплуатации. Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя содержит 2 блока индикации (22. 23), 3 датчика тока (1-3), 3 блока возведения в квадрат (4-6) 1 сумматор (7). 2 блока дифференцирования (8, 9), 1 ключевой элемент

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 01 R 31/06

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К РВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

21) 4938908/21 . 22) 21.08.91 (46) 15.03.93. Бюл. ¹ 10 (71) Ивановский энергетический институт им.В.И.Ленина . (72) Л.В.Ковязин и А.В.Рассказчиков

6) Уманцев P.Á, Конструкция и ремонт кооткозамкнутых обмоток роторов крупных лектродвигателей. М,: Энергия, 1976, 80 с.

Авторское свидетельство СССР

¹ 542147, кл. G 01 R 31/04.

lj,¹ 1, 05.01.77.

Авторское свидетельство СССР

° ° . 1394176, кл. G 01 R 31/06, . № 17. 07.05.88.

Волгин Л.И„Ефимов А.В., Зарукин А.И.

Ф мплитудные селекторы (принципы построения, схемотехника)//ИКА. — 1963, N 4(18), с,30 — 40.

Изобретение относится к электроизмер Ательной технике и может быть использовано для определения технического состояния короткозамкнутых обмоток рогорфв асинхронных электродвигателей в условйях эксплуатации.

Цель предлагаемого изобретения — повышение надежности функционирования, чувствительности и достоверности путем контроля исправности стержней ротора в пусковом режиме работы электродвигателя, чтр устраняет влияние нагрузки на контролируемый параметр: введением блокировк, предотвращающей ложные срабатывания устройства при неполнофазнь|х и других несимметричных режимах работы не связанных с повреждением стержней ротора.... Ж„„1802346 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ СТЕРЖНЕЙ РОТОРА КОРОТКОЗАМКНУТОГО АСИНХРОННОГО

ЭЛ Е КТРОДВ ИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для диагностики технического состояния короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных электродвигателей в условиях эксплуатации. Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя содержит 2 блока индикации (22, 23), 3 датчика тока (1-3), 3 блока возведения в квадрат (4 — 6) 1 сумматор (7), 2 блока дифференцирования (8, 9), 1 ключевой элемент (10), 2 пороговых элемента (17, 18), 2 блока ф задержки (19, 20), 1 логический элемент И, 3 фильтра низких частот (11, 12, 13), 1 максиселектор (14), 4 миниселектор (15), 1 блок вычитания (16). 1 ил.

На чертеже приведена принципиальная схема устройства.

Устройство содержит три измерительных датчика тока 1. 2, 3, включенные последовательно с обмотками статора контролируемого электродвигателя, три блока возведения в квадрат 4. 5, 6, сумматор

7, первый 8 и второй 9 блоки дифференцирования, ключевой элемент 10, три фильтра низких частот 11, 12, 13, максиселектор 14, миниселектор 15. блок вычитания 16, первый 17 и второй 18 пороговые элементы, первый 19 и второй 20 блоки задержки, логический элемент И 21, первый 22 и второй

23 блоки индикации. Выходы каждого из датчиков тока 1 — 3 соединены через соответствующие блоки возведения в квадрат 4-6 с входами сумматора 7. выход которого через

1802346 первый 8, второй 9 блоки дифференцирова. ния и ключевой элемент 10 соединен с первым блоком индикации 22, Выход одного из датчиков тока (например, фазы С, блок 3) соединен через первый 17 пороговый элемент и первый 19 блок задержки с первым входом логического элемента И 21, выход которого связан с управляющим входом ключевого элемента 10. Входы фильтров низкой частоты 11, 12, 13 соединены с выходами соответствующих блоков возведения в квадрат 4, 5, 6. Выход каждого из фильтров

11 — 13 соединен с одним из входов как мак. си-14, так и миниселектора 15, Выходы последних подключены к соответствующим 15 входам блока вычитания 16, выход которого через второй пороговый элемент 18 соединен с вторым входом логического элемента

И 21 и входом второго блока задержки 20, Выход последнего связан со вторым блоком индикации 23, В качестве датчиков тока 1-3 можно использовать штатные измерительные трансформаторы тока, установленные в ячейке

КРУ от которого питается контролируемый 25 электродвигатель.

В качестве порогового элемента 17 можно использовать электромеханическое или электронное токовое реле. Порог срабатывания выбирается соответствующим (2 — 3) 30 ! ном электродвигателя. Сигнал на выходе порогового элемента 17 появляется и сохраняется в течение всего времени пуска. Сигнал на выходе блока задержки (реле времени) 19 появляется с задержкой на вре- 35 мя действия апириодической составляющей пускового тока, которая, как показывает опыт, затухает с постоянной времени не более 0,25 с. Следовательно,.за время, не превышающее 0,8 с, апериодическая 40 составляющая практически полностью затухнет. Пуск крупных электродвигателей обычно длится несколько секунд (от 5-6 до

15 — 25 с). Этого времени вполне достаточно для определения повреждения стержней 45 ротора. Таким образом, задержка времени

0,8-1 с обеспечивает блокировку элемента

И 21 на время действия апериодической составляющей, что предотвращает ложные срабатывания и повышает устойчивость 50 функционирования" устройства. Пороговый элемент 18 может быть выполнен по схеме компаратора на операционном усилителе. В нормальном режиме на его выходе присутствует сигнал, соответствующий логический 55

"1", а при срабатывании — логическому "0".

Таким образом; при срабатывании порого- . вого элемента 18 блокируется" логический элемент И 21, ключ 10 запирается и сигнал

- на блок индикации 22 не поступает.

Максиселектор 14 и миниселектор 15 могут быть выполнены на полупроводниковых диодах или операционных усилителях по схемам приведенным в (4). На выходе максиселектора 14 будет сигнал, соответствующий максимальному из трех входных, а на выходе миниселектора 15 — минимальному. . Устройство работает следующим образом, При включении двигателя сигналы от датчиков тока 1-3 (например, трансформаторов тока)-поступают, соответственно, на входы блоков возведения в квадрат 4-6.

Квадраты трех фазных токов суммируются в сумматоре 7. На выходе сумматора 7 при симметрии и постоянстве фазных токов и отсутствии повреждения ротора будет постоянный ток. При обрыве стержней ротора в сигнале на выходе сумматора 7 появляется переменная составляющая,. указывающая на неисправность ротора. Первый блок дифференцирования 7 выделяет переменную составляющую на выходе сумматора 8.

Пусковой ток двигателя не остается неизменным во времени, а постоянно уменьшается в зависимости от величины скольжения. Вследствие этого, амплитуда сигнала на выходе первого блока дифференцирования 8 при отсутствии повреждения ротора будет равна не нулю, а некоторой постоянной величине. С целью увеличения чувствительности устройства исключается постоянная составляющая на выходе первого дифференцирующего блока 8 путем прохождения сигнала через второй блок дифференцирования 9. Переменный сигнал при повреждении ротора при открытом ключе 10 поступает на первый реагирующий орган 22, который фиксирует наличие повреждения ротора. В момент включения электродвигателя в пусковом токе появляется апериодическая составляющая, которая вызывает затухающие низкочастотные колебания в статорном токе, Время затухания низкочастотных колебаний порядка 0,5-0,8 с. На это время для устранения ложного сигнала требуется блокировка устройства.

При включении двигателя сигнал с датчика тока 3 приводит к срабатыванию первого порогового элемента 17. С выдержкой времени первого элемента задержки 19 сигнал логической единицы поступает на первый вход логического элемента И 21, Если на втором входе элемента И 21 тоже логическая 1, то на выходе элемента И 21 появится

1, которая поступает на управляющий вход ключа 10, приводя к его открытию, т.е. снимается блокировка на прохождение сигнала на первый реагирующий орган 22, 1802346

Для исключения ложной работы устройсТва при неполнофазной работе двигателя, несимметричном режиме работы сети и неИсправности датчиков тока 1 — 3 или блоков возведения в кадрат 4-6 сигналы с выходов ! к вадратов 4-6 после сглаживается фильтраи низкой частоты 11-13 подается на входы аксиселектора 14 и миниселектора 15, На в1ыходе блока вычитания 16 при несимметрии появится разность между сигналом мак1 симальной величины с выхода аксиселектора 14 и минимальным сигнал эм с выхода миниселектора 15. При значит льной несимметрии величина сигнала на в ходе блока вычитания 16 превысит велич ну уставки срабатывания порогового элемента 18 и на его выходе появится логический ноль, который заблокирует логич ский элемент И 21. Если несимметрия буд т длительнее выдержки времени второго э емента задержки 20, то произойдет сраб тывание второго реагирующего органа

2, сигнализирующего с несимметричном р Жиме.

Таким образом, по сравнению с известнЫм устройством предлагаемое имеет выше надежность функционирования, т.к. контррль производится в пусковом режиме работы электродвигателя, что исключает в ияние резкопеременной нагрузки на раб ту устройства. Кроме того, предатвращае ся ложная работа устройства при любых н симметричных режимах работы. Устройс во имеет высокую чувствительность, т.к. к нтроль производится в пусковом режиме р боты электродвигателя, Это обусловлено тем, что во время пуск электродвигателя за счет вытеснения ток в стержнях обмотки ротора происходит б лысее влияние повреждения стержней ратора на изменение тока статора.

Устройство позволяет осуществлять эксплуатационный контроль исправности стержней короткозамкнутого ротора асинхронного электродвигателя беэ вывода его из

5 работы и разборки.

Формула изобретения

Устройство для контроля исправности стержней ротора ко роткозамкнутого асинхронного электродвигателя, содержащее

10 блок индикации, три датчика тока, включенные последовательно с обмотками статора асинхронного двигателя, выходы которых через блоки возведения в квадрат соединены с соатветствующими входами суммато15 ра, а его выход подключен к входу первого блока дифференцирования, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности, в него введены два пороговйх элемента, два блока задержки, логический элемент

20 И, три фильтра низких частот, максиселектор, миниселектор, блок вычитания и второй блок индикации, второй блок дифференцирования и ключевой элемент, соединенные последовательно, причем вход второго Gno25 ка дифференцирования подключен к выходу первого блока дифференцирования, а выход ключевого элемента — к блоку индикации, кроме того, вход первого порогового элемента подключен к одному из датчиков тока, 30 а выход через первый блок задержки — к первому входу элементов И, выход которого соединен с управляющим входом ключевого элемента, входы фильтров низкой частоты . подключены к выходам блоков возведения в

35 квадрат, а их выходы к входам макси- и миниселекторов, выходы которых соединены с входами блока вычитания, выход последнего через второй пороговый элемент связан с вторым входом элемента И и вто40. рым блоком задержки, к выходу которого подключен второй блок индикации, 180234

Составитель Л.Ковязин

Техред М.Моргентал

Корректор М.Керецман

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 848 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя Устройство для контроля исправности стержней ротора короткозамкнутого асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытания и контроля изоляции обмоток статоров электрических машин с глухим соединением концов фаз

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано для контроля изделий на наличие витковых замыканий, имеющих одинаковые обмотки или обмотки, разделенные на одинаковые части, например, трехфазных электрических машин и трансформаторов

Изобретение относится к измерению электрических переменных величин, в частности к способу определения полярности выводов обмоток встроенных трансформаторов тока при монтаже и наладке силовых трансформаторов и автотрансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния силовых трансформаторов, и может быть использовано при диагностировании повреждений обмоток, вызванных воздействием токов короткого замыкания

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения групп соединения обмоток трехфазного трансформатора

Изобретение относится к электрическим измерениям, в частности к измерениям сопротивления постоянному току обмоток силового трехфазного трансформатора, соединенных в звезду и выведенной на корпус нейтралью

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для испытания силовых трансформаторов во время пуско-наладочных и профилактических работ, а также при комплексном их обследовании
Наверх