Устройство для буксировки сейсмографной косы

 

Использование: в морской сейсморазведке на акваториях с ледовым покровом. Сущность изобретения. Устройство для буксировки включает судно-буксир, лебедку,. секцию снижения, сейсмическую косу и кожух . При этом кожух содержит грузонесущий трос и группу полых цилиндров, нанизанных на сейсмографную косу. Последние выполнены в виде левого и правого полуцилиндров и соединены друг с другом жесткими тягами и снабжены механизмом смещения полуцилиндров. Указанный механизм может быть выполнен в виде двух тросиков, расположенных параллельно грузонесущему тросу и соединенных один с левым, а другой с правым полуцилиндром. Полуцилиндры могут быть соединены также пружинами, расположенными в плоскости размещения жестких тяг, а также могут иметь S-обраэную форму в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросу. 3 з.п.флы, 8 ил. ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s G 01 V 1/38

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4889236/25 (22) 01,10.90 . (46) 30.03.93. Бюл; М 12 (71) Центр научно-технического творчества молодежи "Пеленг" и Ленинградский кораблеСтроител ьн ый институт (72) Л;М,Гуревич, В.И,Дедков, А,А.Гагельганц и В.IO.Буравцев (56) Авторское свидетельство СССР

N 1081593, кл. G 01 V 1/38, 1982, Авторское свидетельство СССР .

N. 1520459, кл. G 01 V 1/38, 1988, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ СЕЙСМОГРАФНОЙ КОСЫ (57) Использование: в морской сейсморазведке на акваториях с ледовым покровом, Сущность изобретения. Устройство для бук. сировки включает судно-буксир, лебедку,.. Изобретение относится к морской сейсморазведке, а более конкретно к устройствам для буксировки сейсмоаппаратуры при сейсморазведке на:акваториях с ледовым покровом, Целью изобретения является улучшеwe эксплуатационных характеристик в морях с ледовым покровом, На фиг.1 показан общий вид устройства буксировки сейсмографной косы (походное

- положение); на фиг;2 — сечение кожуха по

А-А (S-образные полуцилиндры); на фиг.3— сечение кожуха по А-А (П-образные полуцилиндры); на фиг.4 — общий вид кожуха; на фиг,5 и 6 — разрез кожуха по Б-Б; на фиг.7— положение полых цилиндров кожуха при размещении в нем сейсмографной косы и секции снижения (разрез Б-Б); на фиг,8— общий вид устройства буксировки сейсмографной косы (в рабочем положении).

„„ Ы „„1805426 А1 секцию снижения, сейсмическую косу и кожух. При этом кожух содержит грузонесущий трос и группу полых цилиндров, нанизанных на сейсмографную косу. Последние выполнены в виде левого и правого полуцилиндров и соединены друг с другом жесткими тягами и снабжены механизмом смещения полуцилиндров, Указанный механизм может быть выполнен в виде двух тросиков, расположенных параллельно грузонесущему тросу и соединенных один с левым, а другой с правым полуцилийдром.

Полуцилиндры могут быть соединены также пружинами, расположенными в плоскости размещения жестких тяг, а также могут иметь S-образную форму в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросу. 3 з,п.флы,8ил, Устройство для буксировки сейсмографной косы 1 содержит судно-буксир 2, на ко- а тором установлены сейсмическая лебедка 3, ф) на которой размещены в "навал" секция снижения 4, соединенная с сейсмографной косой 5, диаметр которой значительно больше, чем секции снижения, т,к. на сейсмографной косе размещены, кроме проводов, акустические датчики (не показаны), На кон- О це сейсмографной косы 5 закреплено концевое тело 6. создающее оттягивающее усилие косе 5. Сейсмографная коса 5 охвачена с д зазором кожухом 7 (фиг.1,2,3,4), состоящим иэ грузонесущего троса 8 и группы полых цилиндров 9, нанизанных на сейсмографную косу 5. Каждый из группы полых цилиндров 9 выполнен в виде двух П-образных идентичных полуцилиндров 10 или S-образных идентичных полуцилиндров 10, соединенных друг с другом двумя парами

1805426 идентичных жестких тяг 11, закрепленных на полуцилиндрах 10 шарнирами 12, оси которых перпендикулярны продольной оси грузонесущего троса 8. На кожухе 7 полуцилиндры 10 подразделяются на левые и правые. S-образная форма полуцилиндров 10 кожуха 7 в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросу 8, образует на торцевой поверхности, максимально удаленной от троса 8, хвостовой стабилизатор 13. При этом профиль полого цилиндра 9 является удобообтекаемым. Торцевые части 14 полуцилиндров 10 смещены один относительно другого на толщину торцевой стенки и перпендикулярны боковым опорным стенкам

15. Тяги 11 образуют каналы 16,17 под грузонесущий трос 8 и сейсмографную косу 5.

На средней части тяг 11 выполнен выступ

18, образующий зазор между соседними полыми цилиндрами 9, обеспечивающий 20 гибкость кожуха в поперечном сечении. Полые цилиндры 9 могут занимать два положения. В сечении тяги с полуцилиндрами 10 образуют прямоугольник, а в нем. — канал 17 максимального диаметра, 25

На фиг,4 представлено сечение цилиндра 9 в виде параллелограмма, охватывающего сейсмографную косу 5 и трос 8, который снабжен опорными муфтами 19, ограничивающими перемещение полых ци- 30 линдров 9, На ходовом конце троса 9 закреплен углубитель 20, а коренной конец присоединен к сейсмической лебедке 3. На фиг.2,3 представлены два положения сечений полых цилиндров 9. Установка.в эти положения осуществляется механизмом смещения полуцилиндров 1.0. К полуцилиндрам 10 всей группы присоединены тросики

21,22, расположенные в канале 17 параллельно грузонесущему тросу 8, Тросик 21 40 присоединен к левым полуцилиндрам 10, а тросик 22 — к правым полуцилиндрам 10. На полуцилиндрах 10 выполнены ограничители

23,24 перемещения их относительно продольной оси грузонесущего троса 8. Меха- 45 низм смещения полуцилиндров (фиг,7) может быть снабжен одним тросиком 21(22}, присоединенным к левым (правым) полуцилиндрам 10. Функции другого тросика исполняют. пружины, установленные в полых 50 цилиндрах 9. Плоская пружина 25 установлена в плоскости расположения тяг 11. соединяет оба полуцилиндра 10. Тросики. 21,22 находятся вне кожуха 7 и снабжены для присоединения к приводам (не показаны), 55 установленным на судне-буксире 2. В качестве последних можно использовать,.турачки, совмещенные с сейсмической лебедкой

3. В кормовой части судна-буксира 2 вмонтирован клюз, состоящий из горизонтального цилиндра и вертикальных цилиндрических направляющих, оси которых перпендикулярны оси горизонтального цилиндра и смещены относительно ее на расстояние I, определяемое конструкцией кожуха 7.

B рабочем режиме постановка устройства для буксировки сейсмографной косы осуществляется следующим образом, В кл ючают сейсмическую лебедку 3 и вытравливают в воду через клюй углубитель 20 и кожух

7 с находящейся внутри с зазором сейсмографной косой 5. Кожух 7 флюгеруется относительно грузонесущего троса 8, при этом сейсмографная коса 5 в потоке устанавливается за грузонесущим тросом 8. Углубитель

20 устанавливает кожух 7 под углом 50-60 к поверхности. При П-образной форме полуцилиндров 10 полый цилиндр 9 опирается на горизонтальный цилиндр 2 опорной поверхностью 15. При маневре судна 2 кожух опирается о вертикальные направляющие, воспринимая поперечную нагрузку чехла 7.

Продольную нагрузку при этом воспринимает сейсмическая лебедка 3. Стравив в воду весь чехол 7 или часть его вместе с сейсмографной косой 5, при помощи клинового зажима 26 закрепляют кожух 7 на судне 2, переведя продольную нагрузку на.судно 2. Концевое тело

6, закрепленное на сейсмографной косе 5, протаскивает через кожух 7аейсмографную косу 5. Сейсмографная коса 5 полностью вытравилась через кожух.7 и расположи- . лась горизонтально по потоку на заданной глубине.. При этом углубитель 20 создает такой угол. входа кожуха 7, что сейсмографная коса 5 находится в полынье за судном

2, не соприкасаясь с острой кромкой краев полыньи. Таким образом осуществляется предохранение сейсмографной косы 5 от . повреждения.

Кроме того, кожух 7 можно увести в сторону под лед от диаметральной плоскости . судна 2, создав боковое усилие углубителю

20, Этим можно добиться уменьшения воздействия шумов от. винтов 27 судна 2. За сейсмографной косой 5 через кожух 7 свобод-. но проходит секция снижения 4. При заполнении кожуха 7 секцией снижения 4 изменяют поперечное сечение кожуха 7. Тросики 21,22 (или один тросик 21) вытравливают .до тех,пор„пока все полуцилиндры 10 кожуха

7- не-сместятся вдоль оси троса 8 иэ одного положения (фиг.3) в другое положение (фиг.2).

При этом любое сечение (переход от прямоугольника к параллелограмму) уменьшается и, следовательно. уменьшается гидродинамическое сопротивление кожуха 7, также шумы из-за вибраций. Уменьшение гидродинамического сопротивления допускает увеличение

1805426 запаса прочности троса 8. Аналогично осуществляется изменение сечения кожуха 7 при преодолении сопротивления пружины перемещением одного тросика 21, При проведении морских сейсмических исследований в ледовых условиях судном-буксиром 2 является ледокол, При движении ледокола в битом льду за ним остается канал, свободный от льда, форма и размеры которого зависят от степени сплоченности и сжатия льда.Лед, лишенный возможности отходить в сторону от борта судна, обтекает корпус в подводной его части, в результате чего битьйлед может всплыть непосредственно за кормой судна-буксира, Вследствие этого возможны повреждения и обрыв буксировочного троса 8 и секции снижения 4, Кожух

7 защищает сейсмографную косу 5 от ударов осколками льда, Кожух удерживает сей смокосу от всплытия при постановке и выборке последнего, Кожух позволяет добиться заданной глубины буксировки сейсмографной косы, а также увода ее в сторону под лед, При выборке сейсмографной косы 5 необходимо сначала отпустить тросик 21, при этом связанные с ним полуцилиндры 10 опускаются, образуя в сечении прямоугольник, т.е. полость большого диаметра, При вращении сейсмической лебедки 3 начинает выбираться секция снижения 4 и далее сейсмографная коса 5. При подходе к углубителю концевого тела 6 грузонесущий трос

8 отсоединяют от клинового зажима и присоединяют к реборде сейсмической лебедки

3 и продолжают наматывать на нее в "на- вал" кожух 7 с расположенной внутри сейсмографной косой 5.

Таким образом, использование предлагаемого буксируемого устройства обеспечивает постановку, выборку и буксировку сейсмографной косы в морях с ледовым покровом без повреждений о лед, так как в районе возможного соприкосновения со льдом кабель ввода расположен внутри кожуха и обеспечивает его механическую защиту; Даже в условиях .проведения постановки и выборки устройства не происходит соприкосновения сейсмографной косы с битым льдом, При этом гибкий кожух позволяет уменьшить массо-габаритные размеры корабельного оборудования и количество обслуживающего персонала, произвести размещение его на сейсмической лебедке, допускает снижение гидродинамическаго сопротивления и вибрации в. рабо" чем режиме, за счет уменьшения толщины кожуха. Изменяемая длина кожуха позволяет вывести сейсмографную косу на оптимальную глубину, исключая ее повреждение во льдах; Указанные преимущества позволяют повысить эксплуатационные характеристики предлагаемого устройства.

Формула изобретения

1. Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покрытием, содержащее судно-буксир с сейсмической лебедкой, секцию снижения и кожух, выполненный в виде полого цилиндра, соединенного с судном-.буксиром и снабженный углубителем, при этом кожух охватывает сейсмографную косу, включающую концевое тело, а на палубе судна-буксира размещена опора кожуха, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик устройства за счет сни10

15 жения гидродинамического сопротивления и уровня автоколебаний кожуха, последний содержит грузонесущий трос и группу полых цилиндров, выполненных в виде левого и правого полуцилиндров, образующие ко20 торых паралелльны продольной оси грузонесущего троса и соединены одна с другой жесткими тягами, снабженными механизмом смещения полуцилиндров параллельно оси грузонесущего троса, при этом жесткие

25 тяги закреплены на цилиндрах шарнирами, оси которых перпендикулярны к продольной оси грузонесущего троса, Один конец кожуха с помощью грузонесущего троса присоединен к углубителю, а другой — к сей30 смической лебедке, а опора, размещенная на судне-буксире, выполнена в виде клюза, содержащего горизонтальный цилиндр и вертикальные цилиндрические направляю35 щие, оси которых взаимно перпендикуляргоризонтального цилиндра.

2. Устройство по п,1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что механизм смещения полуцилин40 дров выполнен в виде двух тросиков; расположенных параллельно грузонесущему тросу и соединенных один — с левыми полуцилиндрами, а другой с правыми, причем один из тросиков соединен с углубителем.

3, Устройство поп,1, отл ича ю щеес я тем, что механизм смещения полуцилиндров содержит пружины, расположенные в плоскости размещения жестких тяг и соединяющие полуцилиндры, при этом одна группа полуцилиндров, левая или правая, соединена с тросиком.

4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что полуцилиндры кожуха имеют

S-образную форму в сечении, перпендикулярном грузонесущему тросику, образуют при соединении двух полуцилиндров профиль обтекаемой формы и содержат на удаленной ат троса поверхности хвостовой стабилизатор.

5 ны и смещены относительно оси

1805426

1805426

А-А

11 фУГ, 3

Б-Б

WuzÄ5

1805426

1805426

Фиг. 8

Составитель Л,Гуревич

Техред М.Моргентал Корректор. М;Самборская

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 941 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для буксировки сейсмографной косы Устройство для буксировки сейсмографной косы Устройство для буксировки сейсмографной косы Устройство для буксировки сейсмографной косы Устройство для буксировки сейсмографной косы Устройство для буксировки сейсмографной косы Устройство для буксировки сейсмографной косы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к морской сейсморазведке , а именно к устройствам, предназначенным для буксировки сейсмографной косы при сейсморазведке на акваториях с ледовым покровом

Изобретение относится к геофизике,и в частности, к устройствам, используемым для соединения маслонаполненных сейсмоприемных кос, предназначенных для рабо.ты в коррозионной-активной морской воде

Изобретение относится к аппаратуре и методике, предназначенным для применения при проведении сейсморазведочных работ на акваториях

Изобретение относится к генерированию сейсмической энергии в водной среде путем использования сейсмических источников с резким выхлопом сжатого воздуха, в особенности обеспечивающих максимальный акустический сигнал в кратчайший промежуток времени

Изобретение относится к морской сейсморазведке и предназначено для приема сейсмических колебаний, преобразования их в электрический сигнал и передачи в бортовую сейсмическую станцию

Изобретение относится к технике морских гибких протяженных буксируемых антенн, служащих для измерения акустического поля в воде и применяемых в геофизике и гидроакустике

Изобретение относится к области сейсмической разведки, к сейсмическим приемным устройствам

Изобретение относится к области сейсморазведки нефтегазовых месторождений на акватории, в частности на шельфе

Изобретение относится к области геофизических методов поиска полезных ископаемых, в частности месторождений нефти и газа, на акватории, в частности на шельфе

Изобретение относится к гидроакустической измерительной технике и касается создания буксируемых гидроакустических средств кораблевождения и изучения мирового океана

Изобретение относится к гидроакустическим средствам кораблевождения, а также обнаружения и определения координат подводных объектов
Наверх