Подшипниковый узел

 

Использование: для контроля перегрева подшипниковых узлов. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит корпус с установленным в нем на цапфе вала подшипником и систему контроля с термочувствительным элементом. Термочувствительный элемент выполнен из материала с эффектом памяти формы в виде Г-образной пластины, Он размещен на цапфе вала в зоне посадочной поверхности внутреннего кольца подшипника. При работе подшипникового узла и перегреве подшипника термочувствительный элемент изменяет свою форму и взаимодействует с системой контроля. 1 з,п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1807267 А1 (51)5 F 16 С 17/24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4861411/27 (22) 21.08.90 (46) 07.04.93. Бюл. № 13 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) В.П.Чечуевский (56) Патент РСТ ¹ 86/04138, кл, G 01 М 13/04, 1986. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование: для контроля перегрева подшипниковых узлов. Сущность изобретения; подшипниковый узел содержит корпус

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для контроля перегрева подшипниковых узлов.

Цель изобретения — повышение надежности в работе.

На фиг.1 изображен подшипниковый узел, в котором использованы светодиод и фотодиод в качестве датчика; на фиг.2- термочувствительный элемент в исходном состоянии, внешний вид; на фиг 3 подшипниковый узел, в котором использован индуктивный датчик.

Подшипниковый узел содержит контролируемый подшипник 1, размещенный в корпусе 2 на цапфе вала 3, термочувствительный элемент 4, выполненный из материала с эффектом памяти формы и размещенный на цапфе вала 3 в зоне посадочной поверхности внутреннего кольца подшипника 1. В крышке 5 установлены фотоэлемент 6 (светодиод) и фотоприемник 7 (фотодиод), электрически связанный через с установленным в нем на цапфе вала подшипником и систему контроля с термочувствительным элементом. Термочувствительный элемент выполнен из материала с эффектом памяти формы в виде

Г-образной пластины, Он размещен на цапфе вала в зоне посадочной поверхности внутреннего кольца подшипника. При работе подшипникового узла и перегреве подшипника термочувствительный элемент изменяет свою форму и взаимодействует с системой контроля. 1 з,п. ф-лы, 3 ил. усилитель-преобразователь 8 с блоками 9 и

10 световой и звуковой сигнализации.

В устройстве, представленном на фиг.З, в крышке 5 установлен индуктивный датчик

11, электрически связанный через усилитель-преобразователь 8 с блоками 9 и 10 световой и звуковой сигнализации.

Термочувствительный элемент 4 в исходном состоянии выполнен в виде Г-образной пластины, большей своей частью размещенной на посадочной поверхности цапфы вала 3 под внутреннее кольцо подшипника 1 (фиг,2а).

В исходном состоянии Г-образный термочувствительный элемент термообработан с тем, чтобы помнил свою форму "горизонтальной пластины" при заданной (предельной) температуре перегрева подшипника.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При превышении температуры контролируемого подшипника 1 в результате нару1807267 I шений нормальных условий эксплуатации— заклинивания подшипника, нарушения подачи смазки, интенсивного проворачивания его колец по посадочным поверхностям подшипникового узла и т.п. эа счет теплопередачи от деталей подшипника 1 или вала 3 происходит нагрев термочувствительного элемента 4. При достижении заданной температуры термочувствительный элемент 4 вспоминает свою первоначальную форму

"горизонтальной пластины". Это приводит к тому, что при вращении вала 3 хвостовая часть термочувствительного элемента перекрывает световой поток от светодиода 6 к фотоДиоду 7 и появляется электрический сигнал на фотодиоде (фиг.1). Электрический сигнал от фотодиода 7 усиливается, преоб.разуется в усилителе-преобразователе 8.и поступает в блоки световой 9 и звуковой сигнализации 10.

При работе подшипникового узла; представленного на фиг. 3, происходит изменение расстояния между термочувствительным элементом 4 и индуктивным датчиком 11, что приводит к изменению электрического сигнала в датчике 11, Дальнейшее прохождение электрического сигнала аналогично описанному выше.

5 Изобретение позволяет повысить достоверность контроля перегрева, исключает ложное срабатывание, что в конечном итоге повышает надежность работы подшипникового узла и самого изделия.

10 Формула изобретения

1. Подшипниковый узел, содержащий установленный в корпусе и на цапфе вала подшипник, термочувствительный элемент и систему контроля, отличающийся

15 тем, что, с целью повышения надежности в работе, термочувствительный элемент выполнен из материала с эффектом памяти формы и размещен на цапфе вала в зоне посадочной поверхности внутреннего коль20 ца подшипника с возможностью взаимодействия с системой контроля, 2.Узелпоп.1,отличающийся тем, что термочувствительный элемент выполнен в виде Г-образной пластины..

1807267 гЗ

Составитель 8, Чечуевский

Редактор М. Кузнецова Техред М. Моргентал Корректор . A.Ãeðåøè

Заказ 1370 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открмтиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к устройствам контроля и диагностики подшипников

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов, может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием авт

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, конкретно к безразборной диагностике их в процессе эксплуатации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов

Изобретение относится к области насосостроения, в частности к насосам, работающим на подшипниках скольжения, смазываемых перекачиваемой средой

Устройство относится к электроизмерительной технике, в частности к измерению износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей, и может быть использовано в народном хозяйстве для бесперебойного водоснабжения. Технический результат заключается в обеспечении возможности осуществлять ступенчатый контроль износа подшипниковых узлов при работающем и отключенном электродвигателе, а также в возможности автоматического отключения насосной установки в момент наступления предельного износа подшипникового узла. Устройство для контроля степени износа подшипниковых узлов погружных электродвигателей содержит соединенные соединительной муфтой электродвигатель и насос, датчик состояния подшипниковых узлов с электрическими подводящими проводами, блок управления и сигнализации. Для осуществления ступенчатого контроля подшипниковых узлов электродвигателя путем контроля осевых и радиальных смещений оси вала электродвигателя дополнительно установлена система управления, включающая закрепленную соосно на соединительной муфте с возможностью перемещения в осевом и радиальном направлениях дисковую муфту, не менее пяти датчиков состояния подшипниковых узлов и не менее пяти изолированных электродов. Электроды электрически связаны с соответствующими датчиками состояния подшипниковых узлов электродвигателя, которые другим концом подключены через регулятор чувствительности и пороговое устройство к блоку управления с сигнальными лампами. 2 ил.
Наверх