Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции

 

Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции. Относится к области учебных демонстрационных приборов раздела физики-электростатики. Цель изобретения - повышение наглядности явления электризации тел соприкосновения. Сущность изобретения: учебное устройство содержит пластину с диэлектрическим держателем . Пластина выполнена из оргстекла, одна из поверхностей которой снабжена токопроводящим слоем, а держатель выполнен в виде ручки из изоляционного материала с размещенными на ней токопроводящим лепестком и неоновой лампочкой, один вывод которой соединен с токопроводящим слоем, а второй - с токопроводящим лепестком. Устройство позволяет демонстрировать явления электризации тел соприкосновением, получения положительного или отрицательного заряда и передачи его другим телам для проведения экспериментов. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з G 09 В 23/18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4927584/12 (22) 16.04.91 (46) 07.04.93. Бюл. % 13 (71) Донецкий политехнический институт (72) Д.А.Дюдкин, А.А.Комаров, И.И.Кузнецов, В,Д.Ноэдрачев и А.И.Чилйкин (56) Усова А.В. Методика преподавания физики в 7 — 8 классах средней школы. М.: Просвещение, 1990, с.262. (54) УЧЕБНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ (57) Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции. Относится к области учебных демонстрационных и риборов раздела физики-электростатики. Цель изобретения — повышение наглядности явИзобретение относится к области учебных демонстрационных приборов, позволяющего расширить дидактические воэможности при препЬдавании в школе раздела физики — электростатики, Целью изобретения является повышение наглядности электризации соприкосновением.

На чертеже схематично представлено учебное демонстрационное устройство, где

1 — пластина (оптимальные размеры которой 300х300 мм), одна сторона которой покрыта токопроводящим слоем 2, например, алюминием, 3 — ручка из изоляционного материала. 4 — неоновая лампочка типа MH — 5 с порогом зажигания 100 В, 5 — токопроводящий лепесток. Неоновая лампочка соединена одним выводом с лепестком 5, а другим

„>5U„, 1807513 А1 ления электризации тел соприкосновения, Сущность изобретения. учебное устройство содержит пластину с диэлектрическим держателем. Пластина выполнена из оргстекла, одна из поверхностей которой снабжена токопроводящим слоем, а держатель выполнен в виде ручки из изоляционного материала с размещенными на ней токопроводящим лепестком и неоновой лампочкой, один вывод которой соединен с токопроводящим слоем, а второй — с токопроводящим лепестком, Устройство позволяет демонстрировать явления электризации тел соприкосновением, получения положительного или отрицательного заряда и передачи его другим телам для проведения экспериментов, 1 ил, выводом соединена с токопроводящим слоем 2.

Заявляемое устройство позволяет изучать следующие явления.

Получение на пластине заряда с отрицательным знаком. Перед экспериментом плоскость пластины 1, на которой нет алюминиевого слоя, необходимо просушить или протереть сухой ветошью, в целях уда- . ления адсорбированной влаги.

Берут пластину за ручку 3, касаются пальцем руки лепестка 5 и поднося пластину к электрометру, касаются его корпуса алюминиевым слоем.

Убеждаются, что заряда на алюминиевом слое нет. Затем накладывают пластину на любую плоскость (стол, стена. классная доска) и снова касаются пальцам руки лепестка 5. Затем удерживая пластину за конец

1807513 ручки 3, не касаясь лепестка 5, йодносят пластину 1 к электрометру и касаются его алюминиевым слоем. Стрелка-указатель электрометра показывает на пластине H8= личие отрицательного заряда. Появившийся заряд на пластине можно передать другому телу, Появление заряда на пластине можно обнаружить по вспышке неоновой лампочки. Не касаясь лепестка 5, пластину накладывают на плоскость и касаются пальцем лепестка 5. В момент касания неоновая лампочка вспыхивает. Не касаясь лепестка, приподнимают пластину над плоскостью и затем касаются пальцем лепестка, лампочка 15 вспыхивает, при этом можно почувствовать удар микромолнии в палец и увеличить сам разряд между лепестком и пальцем, Потенциал на пластине может достигать 5 кВ и более. Такое высокое напряжение не опас- 20 но, так как ток микромолнии маленький.

Получение на пластине заряда с положительным знаком. Держась за ручку 3 пластины 1, кратковремвнно касаются пальцем лепестка 5. Пластина 1 удерживается на некотором. расстоянии от плоскости. Коснувшись электрометра, можно убедиться, что потенциал пластины равен нулю, Затем осторожно, не касаясь лепестка, пластину кладут на плоскость, Пальцы руки на ручке 30 должны находиться как можно дальше от лепестка. Изолированным проводником соединяют лепесток с электрометром. Стрелка-указатель показывает наличие положительного заряда. Этот заряд, не под- 35 нимая пластины со стола, изолированным проводником можно передать другому телу.

Получение индукционного тока.

Известны конструкции динамических конденсаторов с колеблющейся обкладкой, 40 которые позволяют получать переменный ток.

Предлагаемый демонстрационный механизм возбуждения тока в проводнике, Этот прибор показывает, что потенциаль- 45 ное поле сил кулоновского происхождения обладает свойством сторонних сил.

Эксперимент проводится следующим образом.

Предварительно просушенная или про- 50 тертая насухо пластина накладывается на вертикальную или горизонтальную плоскость из любого материала (бумага, дерево, пластмасса, бетон и др.), Пластина берется за ручку 3, лепесток 5 которой прижимается 55 пальцем руки. Не отрывая палец от лепестка периодически приподнимают и опускают пластину над плоскостью на 5 — 6 см, Во время колебания неоновой лампочки загорается, что свидетельствует о протекании через нее электрического тока.

Обращают внимание на то, что индукционный ток, протекающий через лампочку, описывается уравнением:

1 dN

Еинд = с бт.

Это уравнение говорит о том, что электродвижущая сила индукции обусловлена изменением потока напряжен ности электрического поля по времени бт, где с— коэффициент скорости света..Знак минус обусловлен законом сохранения энергии.

Это уравнение позволяет обьяснить и тот факт, что один и тот же алюминиевый слой в одном случае заряжается отрицатель.ным знаком заряда, (когда пластина накладывается на плоскость), во втором случае заряжается положительными зарядами (когда пластина приподнята над плоскостью).

Механизм электризации тел является следствием совершения работы поднятия и опускания, что приводит к изменению потока напряженности электрического поля..

Преимущество предлагаемого устройства заключается в его предельной конструктивной простоте и в возмо>кности наглядно продемонстрировать механизм появления зарядов в токопроводящих слоях при соприкосновении с любыми окружающими нас предметами.

Этот механизм позволяет понять электризацию движущихся машин, (разнородность дорог), самолетов, (взлет, посадка, приближение или удаление от облака), электризацию цистерн, емкостей (процесс их наполнения и опорожнения), что приводит к необходимым требованиям их заземления, Формула изобретения

Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции, содержащее диэлектрическую пластину с держателем, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения наглядности электризации соприкосновением, одна из поверхностей пластины снабжена токопроводящим слоем, а держатель выполнен в виде ручки.из изоляционного материала с размещенными на ней токопроводящим лепестком и неоновой лампочкой, один вывод которой соединен с токопроводящим слоем, а другой вывод — с токопроводящим лепестком.

1807513

2 Ф

Составитель Д. Дюдкин

Техред М.Моргентал Корректор С, Лисина

Редактор С. Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1382 Тираж . Подписное

ВНИИЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции Учебное устройство для демонстрации электростатической индукции 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебной аппаратуре по физике и может быть использова - но для лекционных демонстраций и при проведении лабораторных работ при изучении раздела магнетизм

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также при моделировании и отладке дискретных устройств , построенных на интегральных микросхемах

Изобретение относится к общей физике и может быть использовано в лабораторном практикуме по курсу Электричество

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх