Способ измерения перемещений при разбеге-пробеге летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиации, в частности к способам работы на оборудовании бортовой контрольно-записывающей аппаратуры. Цель изобретения повышение точности измерения перемещений путем исключения регистрации ложного срабатывания датчиков аппаратуры. Время оборота колеса летательного аппарата определяют с помощью переключающих герконов и регистрируют его как сумму времен замкнутого и разомкнутого положений коммутирующих контактов этих переключающих герконов. Управляющее магнитное поле формируют путем размещения осей намагниченности магнитов в плоскости сечения колеса, которая перпендикулярна оси его вращения, а продольную ось контакта каждого переключаюшего геркона устанавливают параллельно оси намагниченности магнитов. 13 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к оборудованию бортовой контрольно-записывающей аппаратуры, предназначенной для накопления статических данных по действиям экипажа при осуществлении разбега летательного аппарата по взлетной полосе и аналогично при пробеге после посадки на нее, а также при рулении, что обеспечивает контроль работы штатных тахогенераторов (электромеханических счетчиков оборотов колес шасси самолета). Целью изобретения является повышение точности измерения перемещений путем исключения регистрации ложного срабатывания датчиков аппаратуры. На фиг. 1 изображена схема размещения летательного аппарата; на фиг. 2 показана принципиальная схема размещения переключающих герконов и магнитов на стойке; на фиг. 3 вариант размещения; на фиг. 4 график параметров при разбеге летательного аппарата; на фиг. 5 вариант посадки летательного аппарата; на фиг. 6 график параметров при послепосадочном пробеге летательного аппарата; на фиг. 7 график записанных параметров по времени; на фиг. 8 узел I на фиг. 1; на фиг. 9 вид А на фиг. 8; на фиг. 10 разрез Б-Б на фиг. 9; на фиг. 11 узел II на фиг. 4; на фиг. 12 узел III на фиг. 6; на фиг. 13 вариант размещения герконов и магнитов на передней стойке шасси. Пример осуществления способа измерения перемещений при разбеге-пробеге летательного аппарата 1 (фиг. 4, фиг. 6) по взлетной полосе 2. Производится измерение перемещений путем определения величины обжатия амортизаторов передней 3, центральной 4 и подкрыльевых 5 основных тормозных стоек шасси, а также регистрация времени t оборота колес 6, имеющих реборды 7 на осях 8 стоек шасси под пневматики 9, с помощью взаимодействия управляющего магнитного поля якоря 10, создаваемого постоянными магнитами 11 из магнитотвердого сплава, и переключающих герконов 12. Магниты 11 намагничены по направлению их термомагнитной обработки 13, продольная ось 14 коммутирующего элемента геркона 12 размещена параллельно оси намагниченности магнитов. Коммутирующий элемент содержит контакты 15 и 16. Зона нормально замкнутого "НЗ" 15 контакта и контакта нормально разомкнутого "НР" 16 размещена на продолжении нейтрали 17 входящих во взаимодействие по круговой траектории магнитов 11, т. е. в плоскости, перпендикулярной оси 13, что обеспечивает взаимодействие контактов при максимальном магнитном потоке (якоря-max). Согласующие устройства 18 выполнены в виде микросхем и электрически связаны с контактами "НЗ" 15 и "НР" 16, что обеспечивает подтверждение и прохождение только реального сигнала 19 по каналам измерений на регистрирующую аппаратуру 20 по электрокабелям (проводке) 21. Каждое колесо 6 имеет плоскость 22, перпендикулярную оси 8 его вращения (оси стоек 3, 4, 5). В одном из вариантов управляющее магнитное поле 10 формируют посредством последовательного размещения осей 13 намагниченности магнитов 11 на поверхности вращения 7 (реборде 7) колеса 6 как перпендикулярно оси его вращения 8, так и наклонно под углом к плоскости поперечного сечения, проходящей через ось его вращения 8 (фиг. 3), диапазон от 0 до 90о. В другом варианте "след "Н" (фиг. 8) управляющего магнитного поля 10 формируют под углом посредством размещения осей 13 намагниченности магнитов 11 в плоскости 23, параллельной плоскости поперечного сечения 22 колеса 6, причем оси 13 размещают на кронштейне 24 с экранами 25 на ушках 26 под острым углом между ними (до 90о) без снижения максимального магнитного потока, т. к. зона контактов 15 и 16 переключающего геркона 12 входит в этот поток при каждом обороте колеса 6) и углом между радиусом R27, проходящим через точку сходимости (вершину) 28 направлений осей 13 намагниченности магнитов 11 и размещенным в той же плоскости поперечного сечения 23 колеса 6. Магниты 11 имеют оболочку из компаунда (типа АГ-4) 29 и закреплены на потайных винтах 30 к кронштейну 24, ушки 26 которых болтами 31 присоединены к реборде 7 колеса 6. Переключающие герконы 12 по три штуки монтируются в корпусе 32, который жестко устанавливают совместно с соединителем 33 в зажиме 34 на невращающейся части оси 8 (фиг. 8 и фиг. 12). Если герконы 12 и магниты 11 монтируют на центральной стойке 4 и подкрыльевых стойках 5, имеющих тормозные системы, то магниты 11 размещают на поворотной части (реборде) 7 колеса 6, а герконы 12 на неподвижной части тормозной системы 35, закрепленной на оси 8 каждой из этих стоек шасси летательного аппарата 1 (фиг. 9 и фиг. 11). Обжатие амортизаторов 36 стоек колес 6 шасси летательного аппарата 1 осуществляют с помощью датчиков 37, электрически связанных с системой 20 регистрации посредством электрокабелей 21 на хомутах 38, одни из которых размещены на верхнем 39 и нижнем 40 шлиц-шарнирах. Следует отметить, что при посадке на полосу 2 происходит обжатие амортизатора 36 передней стойки 3 и поворот на угол k (фиг. 12) верхнего звена 39 ее шлиц-шарнира, что регистрируется датчиком 37 и данные поступают на аппаратуру 20, аналогично при обжатии амортизаторов 36 центральной 4 и подкрыльевых 5 стоек шасси происходит поворот на угол i их верхних звеньев 39, причем это регистрируется датчиками 37 и данные поступают на аппаратуру 20 (фиг. 11), причем регистрация данных обжатия-касания взлетной полосы 2 осуществляется одновременно с регистрацией величины оборотов колес 6 на регистрирующей аппаратуре 20 и выдачей исходных сигналов в бортовой вычислитель 41, связанный с визуальной системой индикации 42 в кабине экипажа. В процессе измерения перемещений при разбеге-пробеге летательного аппарата 1 по взлетной полосе 2 учитывается база (расстояние) между подкрыльевыми стойками 5, равное 2Y, расстояния х и х1, т. е. до передней стойки 3 и соответственно до центральной стойки 4. Определяются путевые скорости перемещения: v1=R где vло скорость перемещения правой подкрыльевой стойки; vцо скорость перемещения левой подкрыльевой стойки; vрр скорость перемещения передней стойки; измеряемая угловая скорость ; R1 радиус размещения контактов геркона и нейтрали магнитов [метров] А также по данным датчиков 37 формируется время касания основных стоек 4 или 5 при посадке летательного аппарата 1, дистанции (Хпоп) опускания колеса 6 передней стойки 3 на взлетную полосу 2 (фиг. 6). Регистрация времени t1 оборота нужной группы колес 6 (фиг. 4 и фиг. 6) осуществляется с помощью реальных сигналов 19 (фиг. 7), поступающих от герконов 12 через устройства 18 на аппаратуру 20 при взаимодействии коммутирующих элементов герконов с управляющими магнитным полем (якоря) 10 магнитов 11, закрепленных на ребордах 7 вращающихся колес 6, как сумма времен: t1 tзм1 + tр1, где tзм1 время замкнутого положения коммутирующего элемента геркона; tpi время разомкнутого положения коммутирующего элемента геркона. Следует отметить, что способ измерения перемещений применяется для контроля работы штатной системы оборотов колес (тахогенераторов) в процессе проведения заводских испытаний для сертификации летательного аппарата 1 по международным нормам и для проверки правильности действий экипажа как при послепосадочном пробеге летательного аппарата, так и при разбеге в процессе разгона до скорости начала подъема передней стойки 3 шасси на дистанции (ХПодП) и последующего отрыва (Хотрыва) летательного аппарата 1 от поверхности взлетной полосы 2, аналогично осуществляется регистрация дистанции прерванного взлета, преимущественно данных аварийного торможения при отказавших двигателях. После регистрации на аппаратуре 20 времени каждого оборота колес 6 определяют угловую скорость () и, зная радиусы R и R1, установки нейтрали 17 магнитов 11 находят по известным формулам (v1 R1). Искомые путевые скорости, по которым судят об отклонениях при перемещении летательного аппарата 1 по полосе 2. Для выполнения указанных расчетов применен бортовой вычислитель 41, связанный с визуальной системой 42 индикации в кабине экипажа. В другом варианте исполнения (фиг. 12) оси 13 магнитов 11 размещены параллельно на расстоянии Нм относительно радиуса 27 колеса 6 для создания "следа" магнитного поля 10, равного Н 60.80 мм и также обеспечивающего срабатывание переключающего геркона 12 даже на пороге чувствительности при максимальных скоростях.

Формула изобретения

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИ РАЗБЕГЕ-ПРОБЕГЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, заключающийся в определении величины обжатия амортизаторов и времени оборота колес стоек шасси при взаимодействии управляющего магнитного поля, создаваемого постоянными магнитами, с герконами, установленными на стойках шасси и подключенными к регистрирующей аппаратуре, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности измерения перемещений путем исключения ложного срабатывания датчиков при регистрации, время оборота колеса определяют с помощью переключающих герконов как сумму интервалов времени замкнутого и разомкнутого положений коммутирующих контактов переключающих герконов, при этом управляющее магнитное поле формируют путем размещения осей намагниченности магнитов в плоскости сечения колеса, перпендикулярной оси его вращения, а продольную ось коммутирующего элемента каждого переключающего геркона располагают параллельно оси намагниченности магнитов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 10-2002

Извещение опубликовано: 10.04.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию для измерения числа оборотов колес стойки шасси

Изобретение относится к авиации и касается систем управления выпуском шасси летательного аппарата

Изобретение относится к взлетно-посадочным шасси летательного аппарата и касается разблокировки средства стабилизации складывающегося подкоса шасси

Изобретение относится к авиации, в частности к оборудованию системы бортовых измерений

Изобретение относится к индикаторам нагрузки и касается индикации жесткой посадки самолета и воздействующих на самолет буксировочных усилий, превышающих допустимые

Изобретение относится к устройству для привода и блокировки шасси со складывающимся подкосом. Шасси летательного аппарата (ЛА) содержит стойку, шарнирно установленную на ЛА с возможностью поворота вокруг оси уборки. Стойка стабилизируема в выпущенном положении посредством подкоса, содержащего две шарнирно соединенных между собой соединительных тяги, и удерживаема в выровненном положении стабилизирующим элементом, содержащим два шарнирно соединенных между собой звена. Одно из звеньев шарнирно соединено с подкосом, а второе звено шарнирно соединено со стойкой шасси или с ЛА. Звенья удерживаются в своем выровненном и заблокированном положении. Шасси также содержит устройство разблокировки. Устройство разблокировки содержит вращательный привод, коленчатый рычаг, рычаг, шарнирно установленный на конце коленчатого рычага, и содержащий уступ, шип, возвратное устройство, прижимающее рычаг к шипу. Ось привода параллельна шарнирной оси звеньев стабилизирующего элемента. Коленчатый рычаг соединен с валом вращательного привода. Шип жестко закреплен на одном из звеньев стабилизирующего элемента и выступает из этого звена. Коленчатый рычаг выполнен с возможностью перемещения из первого углового положения, в котором шип контактирует с рычагом, находясь напротив уступа, когда звенья находятся в выровненном положении, во второе угловое положение, которое коленчатый рычаг принимает, когда уступ рычага отталкивает шип, выводя звенья стабилизирующего элемента из выровненного положения. Достигается простота и надежность устройства разблокировки, использующего для своей работы простой электрический приводной механизм. 3 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к измерительным системам, а именно к средствам контроля состояния конструкции и шасси летательного аппарата, и может быть использовано в различных транспортных средствах. Согласно способу контроля состояния конструкции летательного аппарата измеряют во время взлета и посадки летательного аппарата число оборотов колес основных стоек шасси, определяют пробег каждой шины колеса шасси летательного аппарата за период текущей взлет-посадки, суммируют данный пробег с уже имеющимся, определяют пробег каждой шины с начала эксплуатации, фиксируют текущую взлет-посадку, суммируют последнюю взлет-посадку каждой шины с уже имеющимися, определяют для каждой шины количество взлетов-посадок с начала эксплуатации, записывают информацию о количестве взлетов-посадок для каждой шины и ее пробег с начала эксплуатации в бортовой накопитель информации. При превышении количества взлетов-посадок и (или) пробега какой-либо из шин заданных величин осуществляют информирование об этом экипажа (оператора) летательного аппарата. В устройстве для осуществления способа колеса основных стоек шасси летательного аппарата оснащены датчиками числа оборотов, выходы которых соединены через вторую группу входов третьего элемента И, первый блок усилителей, первый блок аналого-цифровых преобразователей, первый блок формирователей импульсов и первый блок счетчиков с шестой группой входов устройства сбора информации. В результате повышается качество мониторинга технического состояния шин шасси летательного аппарата на этапах движения по аэродрому, взлета и посадки. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к аварийным системам для обеспечения положительной плавучести летательного аппарата (15) для удерживания его на плаву на поверхности водоема (16) после крушения, вынужденной посадки или выполнения посадки в водоем (16). Система обеспечения плавучести летательного аппарат (14) включает, по меньшей мере, один надувной корпус (1), который в надутом состоянии повышает плавучесть летательного аппарата (14), и систему генерации газа (4) для надувания, по меньшей мере, одного надувного корпуса (1). Система обеспечения плавучести летательного аппарата (14) также включает датчик и систему активации (3) для активирования системы генерации газа (4). После активации датчика и системы активации (3) система генерации газа (4) вызывает протекание газа к, по меньшей мере, одному надувному корпусу (1), вызывающее всплытие и пребывание на поверхности водоема в вертикальном положении летательного аппарата (15). Обеспечивается безопасная эвакуация людей и вооружений после аварийной посадки на воду. 5 н. и 34 з.п. ф-лы, 20 ил.

Изобретение относится к авиации и касается средств контроля выпуска и уборки шасси самолета. Во время контроля выпуска и уборки шасси самолета осуществляют контроль открытия и закрытия створки ниши шасси, шарнирно скрепленной с фюзеляжем, осуществляют контроль срабатывания датчиков открытого и закрытого положений створки. При этом в процессе выпуска и уборки шасси дополнительно осуществляют оперативный контроль перемещения створки ниши шасси в процессе ее закрытия по изменению величины сигнала датчика приближения створки к закрытому положению. Датчик приближения створки ниши шасси к закрытому положению выполнен и установлен с возможностью выдачи сигналов о промежуточных положениях створки в процессе ее перемещения. Достигается повышение безопасности эксплуатации самолета. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 13 ил.
Наверх